Исследование конкурентов: необходимость, анализ основных направлений, используемые методы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 19.09.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Мартыненко, А. Е. Исследование конкурентов: необходимость, анализ основных направлений, используемые методы / А. Е. Мартыненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/484/106033/ (дата обращения: 10.05.2024).



В данной статье анализируются основные понятия исследования конкурентов, а также анализируются этапы проведения данных исследований.

Ключевые слова: конкуренция, исследования конкурентов, параметры исследования конкурентов, этапы исследования

В настоящее время маркетинговые исследования являются неотъемлемой частью жизни большинства коммерческих организаций, так как они не только незаменимый инструмент в стратегии продвижения товаров и услуг и на рынке, но и важный элемент стратегии конкурентной борьбы и выживания компании на рынке.

Исследование конкурентов — важная часть маркетинговых исследований. Оно ставит перед собой цель — получение сведений о рыночной ситуации, положении компании на рынке, вопросах привлекательности ее для потребителя. В результате анализа полученной информации вырабатываются представления, которые используются для разработки производственной и сбытовой стратегии компании.

Данные исследования должны обязательным образом иметь систематический характер и производиться на регулярной основе. Также важно отслеживать изменения ключевых рыночных показателей конкурентов в рамках определенных временных периодов, таких как:

— Уровень цен

— Объемы продаж

— Известность

— Занимаемые доли рынка

— Каналы дистрибуции

При рассмотрении методологии исследования конкурентов, для начала обратимся к учебнику Баринова В.А.: «Выявление действующих и потенциальных конкурентов предлагается производить на основе двух подходов. Первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами. Второй ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, применяемой ими» [1, с. 95].

Из определения следует, что существует несколько подходов, рассмотрим их:

Первый подход представляет собой группировку конкурентов по типу потребностей потребителей, на удовлетворение которых направлена их деятельность и товар.

Из них можно выделить следующие группы:

1) Компании, которые реализуют аналогичный товар или услугу в рамках того же, что и мы рынка

2) Компании, которые реализуют аналогичный товар или услугу на иных рынках, на которые существует возможность выхода

3) Компании, которые реализуют товары-заменители, способные создать конкуренцию нашему продукту на текущем рынке [2, с. 311]

С целью определения значимости конкурентов на рынке используется метод ассоциативного опроса. Его суть заключается в том, чтобы задавать потребителю вопросы об ассоциациях полезных качеств с теми или иными продуктами и игроками на рынке.

Второй подход представляет собой группировку конкурентов по реализуемой стратегии на рынке. Он основан на их:

— стратегии экспансии рынка

— ценовой политики

— политики относительно качеств продукции

— технологической стратегии.

Полученные данные и составленные на их основании прогнозы могут быть использованы для выявления наиболее опасных конкурентов и разработки собственной стратегии конкурирования на рынке, отстройки от конкурентов.

Этапы проведения исследования конкурентов:

1) Составления списка конкурентов (при проведении данного этапа важно трезво оценивать конкурентную среду, не преуменьшая число конкурентов и не создавая неоправданно больших перечней. Данные крайности являются ошибками, которые впоследствии негативно сказываются на всем проводимом исследовании и дальнейших маркетинговых решениях):

2) Постановка целей исследования, среди которых наиболее значимыми можно выделить:

— Определение наполненности ниш, поиск незанятых

— Определение слабых сторон конкурентов и собственных преимуществ

— Определение своих слабых сторон для дальнейшей работы над их ликвидацией

— Анализ и последующая корректировка ассортимента и цен

— Использование опыта конкурентов [4]

При исследовании конкурентов, мы можем выделить основные параметры, на которые стоит обратить внимание:

— Уровень цен

— Реализуемые рекламные и PR-кампании

— Каналы дистрибуции

— Объемы продаж

— Средства, затрачиваемые на рекламу

— Программы лояльности

— Присутствие в рейтинговых системах

3) Сбор информации (реализация сбора информации. Начиная с открытых источников, таких как сайт компании, социальные сети, публикации в СМИ, производится пробная закупка, реализуется опрос потребителей.

4) Анализ полученных результатов (осмысление и обработка полученных данных, с целью определения основных аспектов, на которых будет строиться в последствии стратегия организации)

Чтобы определить среди общего числа конкурентов наиболее значимых, фирмы, работающие в той или иной сфере, прибегают к вышеописанному методу ассоциативного опроса, где ключевым моментом являются качества, которые ассоциируются с тем или иным конкурентом [3].

Литература:

  1. Баринов В. А. Развитие организаций в конкурентной среде / В. А. Баринов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2010. — № 6. — С. 3–14.
  2. Голубков Е. П. Маркетинг — стратегии, планы, структуры / Е. П. Голубков. — М.: Издательское Дело, 2009. — 390 с.
  3. Раз М. Л. Менеджмент: учебник/ М.: КНОРУС. 2009. 472 с.
  4. Чернова Б. Б. Конкурентные отношения на рынке услуг общественного питания // Экономика и управление. 2007. № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурент, рынок, ассоциативный опрос, группировка конкурентов, Канал дистрибуции, Объем продаж, Уровень цен.


Похожие статьи

Маркетинговые исследования при открытии магазина

Круг фирм-конкурентов представляет собой изучение фирм, которые осуществляют свою деятельность на исследуемой территории.

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения...

При этом, уровень концентрации влияет на поведение фирм (организаций) на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы (организации) зависят друг от друга.

АВС-анализ как инструмент анализа результатов управления...

Категория, подобна предприятию, имеет свой бюджет для развития, свою политику ценообразования, свои каналы сбыта и людей, которые обеспечивают продажи.

Методический инструментарий исследования...

В статье рассматриваются актуальные инструменты исследования конкурентоспособности коммерческих организаций.

Методы маркетингового анализа позиции бренда на рынке...

· исследования премиальной цены бренда; · исследование имиджа бренда среди конкурентов

Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке

где Тр – годовой темп роста объема продаж на рынке, %. 4. Расчет показателя интенсивности конкуренции, учитывающего уровень рентабельности рынка

Разработка конкурентной стратегии на примере ООО...

Объем продаж ведущего конкурента. Темп роста рынка. Относительная доля рынка.

— 208 с. С. М. Перминов. Дистрибьюция. Стратегия и тактика управления компанией.

Исследование показателей поведения потребителей...

(Объем рынка развлечений в России 39 млрд. долларов). Грамотно организованный отдых – в числе важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

Маркетинговая стратегия и ее роль в развитии организации

В первом случае организация продает товар, ориентируясь на цену других конкурентов, а во втором случае — принадлежность к некому классу товаров.

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

Рынок в настоящее время основывается на конкуренции.

Для предприятия очень важно оценивать неизвестные возможности конкурентов, предугадывать их действия и анализировать степень конкурентной угрозы.

Похожие статьи

Маркетинговые исследования при открытии магазина

Круг фирм-конкурентов представляет собой изучение фирм, которые осуществляют свою деятельность на исследуемой территории.

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения...

При этом, уровень концентрации влияет на поведение фирм (организаций) на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы (организации) зависят друг от друга.

АВС-анализ как инструмент анализа результатов управления...

Категория, подобна предприятию, имеет свой бюджет для развития, свою политику ценообразования, свои каналы сбыта и людей, которые обеспечивают продажи.

Методический инструментарий исследования...

В статье рассматриваются актуальные инструменты исследования конкурентоспособности коммерческих организаций.

Методы маркетингового анализа позиции бренда на рынке...

· исследования премиальной цены бренда; · исследование имиджа бренда среди конкурентов

Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке

где Тр – годовой темп роста объема продаж на рынке, %. 4. Расчет показателя интенсивности конкуренции, учитывающего уровень рентабельности рынка

Разработка конкурентной стратегии на примере ООО...

Объем продаж ведущего конкурента. Темп роста рынка. Относительная доля рынка.

— 208 с. С. М. Перминов. Дистрибьюция. Стратегия и тактика управления компанией.

Исследование показателей поведения потребителей...

(Объем рынка развлечений в России 39 млрд. долларов). Грамотно организованный отдых – в числе важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

Маркетинговая стратегия и ее роль в развитии организации

В первом случае организация продает товар, ориентируясь на цену других конкурентов, а во втором случае — принадлежность к некому классу товаров.

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

Рынок в настоящее время основывается на конкуренции.

Для предприятия очень важно оценивать неизвестные возможности конкурентов, предугадывать их действия и анализировать степень конкурентной угрозы.

Задать вопрос