Методический инструментарий исследования конкурентоспособности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 13.06.2020

Статья просмотрена: 163 раза

Библиографическое описание:

Петров, Р. А. Методический инструментарий исследования конкурентоспособности / Р. А. Петров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 214-217. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71482/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются актуальные инструменты исследования конкурентоспособности коммерческих организаций

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, методический инструментарий конкурентоспособности

The article discusses relevant research tools on the competitiveness of commercial organizations

В настоящее время эффективность деятельности большинства организаций во всех отраслях экономики напрямую зависит от их возможности определять и использовать свои конкурентные преимущества. Понятие конкурентоспособности рассматривалось во многих научно-практических исследованиях М. Портера, А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда, И. Ансоффа и ряда других известных авторов. Изучение конкурентоспособности, анализ ее составных элементов, методов оценки является неотъемлемым стратегическим приоритетом любого коммерческого предприятия. На основе анализа конкурентоспособности компания может идентифицировать важнейшие риски и угрозы как внутренней, так и внешней среды, а также определить возможности для обеспечения устойчивого развития.

Обеспечение конкурентоспособности — сложный и многоаспектный процесс, требующий от организации больших усилий с ресурсной и методологической точки зрения. Возможность организации генерировать прибыль за счет реализации востребованных товаров и услуг далеко не всегда является индикатором ее конкурентоспособности. Во внимание должны приниматься множество факторов, связанных с изменением рыночной конъюнктуры, сезонности спроса, государственного вмешательства в развитие отрасли, в которой работает компания и многие другие.

Во многих научных работах конкурентоспособность отдельно взятой организации связывают с конкурентоспособностью производимой ее продукции [1]. Это справедливо для тех компаний, которые осуществляют производственную деятельность — преобразуют экономические ресурсы в товары для последующей реализации на рынке. Конкурентоспособность таких компаний можно исследовать на основе сравнительного анализа производственных издержек, технологий производства, функциональных характеристик производимых товаров. Но для торговых организаций, не занимающихся производством товаров, такой подход к исследованию конкурентоспособности не может быть применим. В этой связи анализ подходов к исследованию конкурентоспособности предприятий, работающих в различных отраслях экономики, является важной практической задачей.

В научной литературе рассматривают следующие группы исследования конкурентоспособности:

− матричные методы;

− операционные методы;

− комплексные методы.

Матричные методы широко освещены в работах М. Портера, Ж.-Ж. Ламбена, Б. Хендерсона и ряда других авторов [3]. В своих работах авторы рассматривали конкурентоспособность как стратегический аспект функционирования любой организации вне зависимости от отрасли и сферы деятельности. Суть матричных методов сводится к построению специальных графических моделей (матриц), отражающих текущее положение сравниваемых организаций по ряду параметров (так, к примеру для матрицы Бостонской консалтинговой группы (автор — Б. Хендерсон) этими параметрами являются занимаемая доля рынка и темпы роста продаж. Матричные методы позволяют на основе сопоставления позиций исследуемых компаний определить их конкурентное положение на рынке относительно друг друга [4]. Но для того, чтобы матричные методы были репрезентативными нужна достоверная информация о текущих объемах производства и продаж сравниваемых организаций, получение которой в текущих условиях затруднительно. Так же матричные методы исследования далеко не всегда отражают реальное положение конкурентных преимуществ по той причине, что не учитывают отдельные факторы внешней и внутренней среды организаций, способные влиять на объемы продаж и темпы роста. Например, высокий объем продаж отдельно взятой компании в изучаемый период может быть связан с проведением рекламных или стимулирующих мероприятий, которые могут иметь краткосрочный эффект. Тем не менее, важное преимущество матричных методов заключается в том, что они дают представление об общем состоянии конкуренции в конкретной отрасли (конкретном рынке) и позволяют определить основных конкурентов для исследуемой компании [2].

Операционный метод исследования конкурентоспособности направлен в первую очередь на сравнительный анализ элементов системы управления конкурирующих компаний, выявление преимуществ и недостатков элементов точки зрения их эффективности. Любая коммерческая организация, целью которой является получение прибыли, имеет определенную структуру управления, которая предусматривает разделение функций между отделами (департаментами), отвечающими за реализацию конкретных бизнес-процессов в области общего управления, сбыта, управления персоналом, маркетинга, стратегирования и т. д.

В качестве основных показателей операционного метода исследования конкурентоспособности могут выступать отдельные показатели эффективности функционирования структурных подразделений (см. таблицу 1).

Таблица 1

Показатели операционного метода исследования конкурентоспособности

Группа операционных показателей

Структурное подразделение

Характеристика показателей

Показатели производственной деятельности (деятельности по оказанию услуг)

Производственное подразделение

Общий объем производства (оказания услуг)

Объем производства (оказания) отдельных категорий товаров/услуг

Общие и удельные издержки

Величина активов

Величина оборотного капитала

Показатели сбытовой деятельности

Отдел продаж

Уровень продаж (объем выручки)

Уровень прибыли до налогообложения

Уровень чистой прибыли

Показатели маркетинговой активности

Отдел маркетинга

Объем вложений в рекламу и продвижение

Возврат на маркетинговые инвестиции

Показатели эффективности управления персоналом

Отдел кадров

Показатели динамики движения персонала

Показатели эффективности управления финансами

Финансовый отдел

Показатели финансовой устойчивости организации (рентабельность, ликвидность, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности)

Источник: составлено автором.

Дальнейшее использование операционного метода основывается на использовании экспертного подхода к оценке текущей и будущей конкурентоспособности организации по отдельным видам осуществляемых операций. Такой подход является более наглядным отражением уровня конкурентоспособности, т. к. охватывает все бизнес-процессы отдельно взятой организации, но также как для матричного метода существует проблема объективности проводимого исследования в виду сложности получения информации о внутренних бизнес-процессах конкурирующих организаций.

Комплексные методы исследования конкурентоспособности основаны на разработке специальных комбинированных моделей для оценки текущей и потенциальной конкурентоспособности организации на основе использования матричных и операционных методов, а также расчета интегральных показателей. Интегральный показатель может быть рассчитан на использовании весовых коэффициентов значимости отдельных показателей конкурентоспособности и может быть представлен следующим образом:

(1)

где k — коэффициент конкурентоспособности организации;

ai значение факторного показателя конкурентоспособности организации;

Wi — вес факторного показателя конкурентоспособности.

Использование комплексных методов исследования конкурентоспособности может дать наиболее точную оценку состояния организации в текущем периоде и определить ее основные перспективы развития в долгосрочном периоде, но внедрение такого подхода к исследованию является наиболее затратным методом и требует привлечения наиболее квалифицированных специалистов, имеющих практических опыт оценки и исследования конкурентоспособности в различных отраслях и сферах деятельности.

Подводя итоги, стоит отметить, что конкурентоспособность организации — комплексное явление, которое охватывает все аспекты деятельности любой организации. Исследование конкурентоспособности дает важную коммерческую информацию, которая впоследствии становится основой долгосрочной стратегии устойчивого развития.

Литература:

  1. Лещенко Е. С. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур промышленности: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 — М, 2013. — 193 с.
  2. Портер М. Ю. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Ю. Портер. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 454 с.
  3. Томпсон А. Стратегический менеджмент. Создание конкурентного преимущества / А. Томпсон, М. Питереф, Д. Гэмбл, А. Стрикленд. — Киев.: Диалектика, 2018. — 800 с.
  4. Ламбен Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И.Шулинг. — СПб.: Питер, 2017. — 328 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособность, операционный метод, автор, взятая организация, компания, оказание услуг, показатель эффективности управления, производственная деятельность, сфера деятельности, устойчивое развитие.


Ключевые слова

конкурентоспособность, конкуренция, методический инструментарий конкурентоспособности

Похожие статьи

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Методы оценки конкурентоспособности. Автор: Лазаренко Анастасия Александровна.

На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов

Данный метод оценки конкурентоспособности используется в основном для оценки...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Экономика и организация предприятия, управление предприятием. Опубликовано в.

Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке

Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено...

Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

Повышение конкурентоспособности касается продукции (товаров, услуг), предприятия, региона и страны в целом, но особо

Завьялов П. С. «Конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной...

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия — это характеристика, отражающая отличия развития данной организации от развития организаций-конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

Клиентский опыт как инструмент конкурентоспособности...

Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности конкурентоспособность...

Проведение анализа конкурентоспособности предприятия...

Конкуренция — это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных...

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности...

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг.

· прогнозирование нормативов конкурентоспособности товаров и предприятия (функция

- организация инновационной деятельности по реализации целей, заданий и мероприятий...

Инновационное поведение как фактор обеспечения...

В статье рассматриваются специфика и особенности конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Представлен процесс формирования инновационного поведения в целях обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, изложены пути решения...

Определение, элементы воздействия и критерии оценки...

Это показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности предприятия: конкурентоспособность продукции на основе фундаментальных элементов: (1) Высокое качество: является общенным показателем который, состоит из следующих компонентов...

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

По нашему мнению, под конкурентоспособностью предприятия следует понимать обобщающую комплексную характеристику деятельности предприятия, основанную на его способности вести производственно-финансовую деятельность более эффективно по...

Похожие статьи

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Методы оценки конкурентоспособности. Автор: Лазаренко Анастасия Александровна.

На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов

Данный метод оценки конкурентоспособности используется в основном для оценки...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Экономика и организация предприятия, управление предприятием. Опубликовано в.

Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке

Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено...

Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

Повышение конкурентоспособности касается продукции (товаров, услуг), предприятия, региона и страны в целом, но особо

Завьялов П. С. «Конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной...

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия — это характеристика, отражающая отличия развития данной организации от развития организаций-конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

Клиентский опыт как инструмент конкурентоспособности...

Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности конкурентоспособность...

Проведение анализа конкурентоспособности предприятия...

Конкуренция — это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных...

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности...

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг.

· прогнозирование нормативов конкурентоспособности товаров и предприятия (функция

- организация инновационной деятельности по реализации целей, заданий и мероприятий...

Инновационное поведение как фактор обеспечения...

В статье рассматриваются специфика и особенности конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Представлен процесс формирования инновационного поведения в целях обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, изложены пути решения...

Определение, элементы воздействия и критерии оценки...

Это показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности предприятия: конкурентоспособность продукции на основе фундаментальных элементов: (1) Высокое качество: является общенным показателем который, состоит из следующих компонентов...

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

По нашему мнению, под конкурентоспособностью предприятия следует понимать обобщающую комплексную характеристику деятельности предприятия, основанную на его способности вести производственно-финансовую деятельность более эффективно по...

Задать вопрос