Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Дата публикации: 16.05.2016

Статья просмотрена: 6035 раз

Библиографическое описание:

Сопова, Е. В. Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке / Е. В. Сопова, Л. Ю. Щербинина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/959/ (дата обращения: 26.04.2024).

 

В статье обозначено понятие конкуренции, а также значение уровня конкуренции. Указан принцип расчета уровня конкуренции. Представлен обзор следующих методов и методик: оценки уровня конкуренции: метод оценки конкурентоспособности отрасли Р.А. Фатхутдинова, метод оценки силы конкуренции на основе индекса концентрации рынка, метод оценки конкурентных отношений на основе цены, методика оценки уровня интенсивности конкуренции, методика балльного подхода к оценке уровня конкуренции.

Ключевые слова: конкуренция, уровень конкуренции, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации, индекс энтропии, коэффициент дисперсии, коэффициент Джини, интенсивность конкуренции.

 

В свете мировых кризисных событий, резкого увеличения изменчивости внешней среды и недостаточной базы научно-методических разработок проблема изучения конкуренции и ее оценки становится наиболее актуальной.

Оценка уровня конкуренции позволяет скорректировать и оптимизировать конкурентную стратегию для конкретной компании, работающей на рынке. На уровне же государственного управления оценка уровня конкуренции позволяет более грамотно оценить меры государственной поддержки предпринимательства, находить новые пути и подходы к решению данного вопроса, что особенно актуально для российской экономики. Так по оценкам опроса Аналитического центра при Правительстве РФ уровень конкуренции отечественной экономики можно назвать умеренным (53%).Сказанное предопределило выбор цели данного исследования – провести обзор методик по оценке уровня конкуренции.

Существует множество различных определений понятия «конкуренция».В широком смысле под конкуренцией принято понимать соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности [4, c. 312]. Также под понятием «конкуренция» следует понимать экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между компаниями с целью обеспечения наиболее выгодных возможностей сбыта продукции, удовлетворения широкого спектра потребностей покупателей [3, c. 90].

Ряд экономистов определяют термин «конкуренция» как центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между компаниями по поводу установления цен и объемов производства продуктов на рынке [5, c.48].

Конкуренция представляет собой динамическое явление. Выполняя функцию регулятора объема и темпа производства, она побуждает рынок к внедрению инноваций и совершенствованию технологического процесса.

Ключевое значение конкуренции для оптимального функционирования рыночной экономики было обозначеноеще Адамом Смитом в18 веке в его широко известном и общепринятом подходе «невидимой руки» [3, c. 89].

Под уровнем конкуренции подразумевается процент влияния предприятий одной отрасли на развитие всего бизнеса через стремление к собственному лидерству.

Перейдем к обзору методов оценки конкуренции.

Все методы, которые используются для оценки конкуренции, можно разделить на две группы:

- дифференциальные, используемые в основном при оценке единичного (основного) показателя;

- комплексные (интегральные), позволяющие оценить систему показателей [2].

Определяя тип рыночной структуры предпочтительно использовать прямые и косвенные показатели «рыночной власти». Прямые показатели отражают уровень влияния организации на отрасль. Косвенные показатели позволяют в целом охарактеризовать ситуацию.

На сегодняшний день нет общепринятой методики оценки уровня конкуренции. Также наблюдается сложность в получении достоверной информации и высокой стоимости исследования. Поскольку конкуренция многогранна и стратегически важна, ее невозможно оценить по одному параметру, необходимо рассматривать и анализировать комплекс показателей.

С учетом этих выводов рассмотрим некоторые методики оценки уровня конкуренции:

Методика оценки уровня интенсивности конкуренции [1, c 45-47].

Принцип расчета включает в себя следующие пункты:

1 .Определение основных факторов, таких как: характер распределения рыночных долей между компаниями на рынке, темп роста рынка и рентабельность рынка.

2 .С помощью коэффициента вариации определяется интенсивность конкуренции, под влиянием характера распределения рыночных долей между конкурентами:

ИД = 1 – Б(Д) / Дср ,(2)

i =  1, … , n,

где: Б(Д ) /Дср – коэффициент вариации рыночных долей (Дi) компаний-конкурентов;

Б(Д) –  среднеквадратическое отклонение Дi;

Дср – среднее арифметическое значение Дi;

n – количество организаций на рынке.

3. Расчет интенсивности конкуренции на основе темпа роста объемов продаж. Значения показателя интенсивности конкуренции распределяются в диапазоне от 70% до 140%:

ИТР = 1 – (Тр – 70) / (140 – 70),(3)

где Тр – годовой темп роста объема продаж на рынке, %.

4. Расчет показателя интенсивности конкуренции, учитывающего уровень рентабельности рынка:

Ир= 1 – П / Ф = 1 – Ор,   (4)

где П – совокупная прибыль;

Ор – общий объем продаж.

5. Расчет обобщенного показателя интенсивности конкуренции:

http://fan-5.ru/na5/images/image002-92.gif        (5)

где Ик – обобщенный показатель интенсивности, находящийся в диапазоне 0 ≤ Ик ≤ 1. [1, c 45-47]

К недостаткам данной методики следует отнести:

- сложность сбора фактических данных;

- отсутствие показателей, входящих в расчет уровня конкуренции в росстате

- факторы, используемые в методике, не охватывают весь перечень направлений влияния конкурентной среды на конкуренцию.

Поэтому более подробно рассмотрим методику, включающую экспертную балльную оценку уровня конкуренции [3, c. 90-92].

Сущность данной методики заключается в оценке экспертным методом по 2-балльной шкале (0-2) основных факторов, которые в большей степени влияют на уровень конкуренции. В качестве экспертов могут выступать органы государственной статистики, участники рынка, независимые аналитические компании.

Методика расчета уровня конкуренции содержит следующие этапы:

1. Определение уровня рыночной концентрации, который определяется по следующей системе показателей:

- индекс концентрации используется, чтобы выявить, какую часть рынка занимают крупные организации;

- индекс Херфиндаля – Хиршмана используется, чтобы оценить степень неравномерности распределения долей компаний в отрасли. Если его значение колеблется в пределах от 0 до 1000, то рынок является слабоконцентрированным; в пределах от 1000 до 1800, то рынок является среднеконцентрированным; больше 1800, то рынок высококонцентрированный:

HHI = (S1)2 + (S2)2 + … + (Sn)2,                                              (6)

где Si – доля продаж i-й компании (i = 1, 2, …, n), %;

- индекс энтропии отражает неравномерность общего объема реализации между организациями в отрасли;

- коэффициент дисперсии рыночных долей показывает отклонение доли каждой компании по отрасли.

- коэффициент Джини характеризует рыночную концентрацию компаний. Данный коэффициент равен нулю, когда на рынке все компании одного размера и 1 – в случае наличия доминирования.

2. Определение уровня рентабельности. Если рентабельность компании на рынке средняя в исследуемой области, присваивается балл 1, если рентабельность отклоняется в меньшую сторону более чем на 10%, присваивается балл 2, если отклонение в большую сторону более чем на 10% - присваивается балл 0.

3. Определение нестратегических барьеров, таких как: экономические и административные ограничения.

4. Определение стратегических барьеров, таких как: стратегия поведения действующих на рынке организаций, наличие среди действующих на рынке организаций вертикально- интегрированных хозяйствующих субъектов.

Интерпретация результатов:

- рынок является конкурентным, если итоговый балл равен 10;

- уровень конкуренции средний, если итоговый балл находится в интервале от 5 до 9;

- конкуренцию принято называть неразвитой, если балл находится в интервале от 0 до 4 [3, c. 90-92].

Данные методики применяются на практике на многих российских рынках, поскольку позволяют оценить основные наиболее важные факторы, оказывающие влияние на уровень конкуренции.

На сегодняшний день, с учетом сложившейся динамики изменения внешней среды, наиболее целесообразна комплексная оценка уровня конкуренции. Также необходимо учитывать специфику каждого конкретного рынка и в соответствии со спецификой выбирать методику оценки. В свою очередь, немаловажно оценивать степень влияния государства на уровень конкуренции в отрасли.

Оценка уровня конкуренции и его дальнейший анализ позволяет делать суждения о привлекательности отрасли для инвестиций, определить будущие угрозы и возможности, а также прогнозировать развитие данного рынка в целом.

 

Литература:

 

  1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика /Г. Л. Азоев. М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. 208 с.
  2. Говорова Н. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С. 25–37.
  3. Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета, 2014. 194 с.
  1. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.

5                    Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: учебник. М.: Дело, 2001. 448 с.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень конкуренции, оценка уровня конкуренции, рынок, компания, HHI, внешняя среда, индекс концентрации, индекс энтропии, интенсивность конкуренции, итоговый балл.

Похожие статьи

Индикаторный анализ конкуренции в российском банковском...

уровень конкуренции, оценка уровня конкуренции, рынок, компания, внешняя среда, итоговый балл, индекс концентрации, HHI, индекс энтропии, интенсивность конкуренции.

Банковская конкуренция в российской экономике

уровень конкуренции, оценка уровня конкуренции, рынок, компания, внешняя среда, итоговый балл, индекс концентрации, HHI, индекс энтропии, интенсивность конкуренции.

Показатели концентрации продавцов на рынке

уровень конкуренции, оценка уровня конкуренции, рынок, компания, внешняя среда, итоговый балл, индекс концентрации, HHI...

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения...

коэффициент энтропии

В настоящее время при оценке экономической концентрации рынка в основном используют коэффициент концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI).

Показатели конкуренции. Международная торговля России в XIX...

конкуренция, коэффициент Джини, индекс концентрации, уровень конкуренции, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, коэффициент дисперсии, интенсивность конкуренции.

Оценка конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале...

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал. Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке.

Оценка монополизации рынка производителей ИТ-решений для...

Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке. где: Б(Д ) /Дср – коэффициент вариации рыночных долей (Дi) компаний-конкурентов. - индекс концентрации используется, чтобы выявить, какую часть рынка занимают.

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Преимущества: учитывает не только достигнутый уровень конкурентоспособности фирмы, но и его возможную динамику в будущем.

Методы, основанные на теории эффективной конкуренции, где наиболее

Оценка конкурентоспособности товара индексным методом.

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

разные маркетинговые действия. Для отслеживания текущего положения конкуренции на рынке Федеральная антимонопольная служба создала методику анализа и оценки конкурентной среды.

Похожие статьи

Индикаторный анализ конкуренции в российском банковском...

уровень конкуренции, оценка уровня конкуренции, рынок, компания, внешняя среда, итоговый балл, индекс концентрации, HHI, индекс энтропии, интенсивность конкуренции.

Банковская конкуренция в российской экономике

уровень конкуренции, оценка уровня конкуренции, рынок, компания, внешняя среда, итоговый балл, индекс концентрации, HHI, индекс энтропии, интенсивность конкуренции.

Показатели концентрации продавцов на рынке

уровень конкуренции, оценка уровня конкуренции, рынок, компания, внешняя среда, итоговый балл, индекс концентрации, HHI...

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения...

коэффициент энтропии

В настоящее время при оценке экономической концентрации рынка в основном используют коэффициент концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI).

Показатели конкуренции. Международная торговля России в XIX...

конкуренция, коэффициент Джини, индекс концентрации, уровень конкуренции, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, коэффициент дисперсии, интенсивность конкуренции.

Оценка конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале...

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность товара, конкурентное преимущество, конкурентный потенциал. Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке.

Оценка монополизации рынка производителей ИТ-решений для...

Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке. где: Б(Д ) /Дср – коэффициент вариации рыночных долей (Дi) компаний-конкурентов. - индекс концентрации используется, чтобы выявить, какую часть рынка занимают.

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Преимущества: учитывает не только достигнутый уровень конкурентоспособности фирмы, но и его возможную динамику в будущем.

Методы, основанные на теории эффективной конкуренции, где наиболее

Оценка конкурентоспособности товара индексным методом.

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

разные маркетинговые действия. Для отслеживания текущего положения конкуренции на рынке Федеральная антимонопольная служба создала методику анализа и оценки конкурентной среды.

Задать вопрос