Налоговый минимализм как средство усиления эффективности налогового контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (484) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.09.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Ахметов, Р. Р. Налоговый минимализм как средство усиления эффективности налогового контроля / Р. Р. Ахметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/484/105945/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье автор исследует эффективность налогового контроля через внедрение понятия налогового минимализма, который определяется как отказ от необоснованного усложнения налоговой системы, а также простоту бюрократических процедур по уплаты налогов. В качестве подтверждения тезиса используются исторические примеры и компаративистско-экономические исследования Республики Сингапур и Федеративной Республики Германия.

Ключевые слова: налоговый контроль, эффективность налоговой системы, налоговый минимализм.

Налоговый контроль это один из элементов налоговой системы. Согласно ч. 1 ст. 82 НК РФ [1], под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Николаенко Н. С., Дерендяева С. Д. пишут: «Основной целью налогового контроля считается обеспечение исполнения налогового законодательства всеми субъектами налоговых правоотношений» [2].

С данным утверждением следует согласиться. Налоговый контроль является одним из методов, посредством которого достигается исполнение субъектами налоговых правоотношений налогового законодательства, а если говорить проще и конкретнее, налоговый контроль — это средство по стимулированию уплаты налогов.

Налоги являются предметом внимательного изучения не только правовой науки, но и экономической. Фискальная политика оказывает огромное воздействие на поведение хозяйствующих субъектов. А от поведения хозяйствующих субъектов, в конечном итоге, зависит и объём денежных поступлений в виде налогов в доход публичных образований.

В той части экономической жизни, которая касается уплаты денежных средств, следует признать верным принцип: «чем проще — тем лучше». В данной связи необоснованное усложнение налогового законодательства будет оказывать негативные эффекты как на экономику, так и на непосредственно сбор налогов. Усложнение налогового законодательства приводит, во-первых, к появлению возможностей злоупотреблений сложностью и запутанностью правовых норм с целью уменьшения количества налогов, подлежащих уплаты, со стороны субъектов уплаты налога. Во-вторых, усложнение налогового законодательства требует усложнения работы государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением налогового законодательства. Всё это негативно сказывается на налоговом контроле.

В Российской Федерации действует 15 налогов. Между тем, любой налог в своей сути — это обращение взыскания на имущество в доход публичного образования (государство или муниципальные органы). Любой налог можно признать налогом на имущество, а дифференциация налогов скорее указывает на конкретное имущество, подлежащее налогообложению, или на конкретные обстоятельства, при которых обращается взыскание на имущество. Для сравнения, в Сингапуре всего 8 налогов [3]. Между тем, есть страны, в которых большое количество налогов. Например, в Германии более 40 налогов [4]. Если сравнить уровень экономического развития Сингапура и ФРГ, то можно прийти к выводу, что Сингапур превосходит Германию по уровню экономического развития примерно в 2 раза (ВВП по ППС Республики Сингапур за 2022 год — 127 564 доллара, ФРГ — 63 816, по данным МВФ [5]). Учитывая то, что налогообложение непосредственно связано с экономическими процессами и влияет на них, можно сделать вывод о том, что более эффективная налоговая система Сингапура одно из обстоятельств, которые обеспечили такой отрыв в экономическом развитии, учитывая то, что ещё 70 лет назад Сингапур был страной третьего мира, а Германия, хоть и восстанавливалась после войны, всё равно являлась развитой промышленной державой.

Более низкое количество видов налогов позволяет более успешно осуществлять налоговый мониторинг и реализовывать налоговый контроль, что повышает уровень правовой налоговой культуры в обществе и обеспечивает лучший приток денежных средств в доход публичных образований.

Также, в налоговом минимализме важно не только соблюдать принципы отказа от необоснованного усложнения налоговой системы, но и стремление к простоте исполнения бюрократических операций. Иными словами, сама процедура уплаты налога должна быть простой. И чем проще, тем лучше. Это позволяет не только осуществлять более эффективный контроль за данными операциями, но и стимулирует налогоплательщиков к уплате налога.

Хорошим примером может послужить эксперимент по введению на территории Российской Федерации специального налоговой режима по налогу на профессиональный доход [6] (названный в прессе как «налог для самозанятых»). Минимализм в данном случае проявляется скорее в том, насколько более упрощён процесс уплаты налога, по сравнению с самостоятельной уплатой НДФЛ для обычного гражданина, который не трудоустроен по трудовому договору. К тому же, регистрация ИП и оказывание услуг через ИП также вызывает сложности для рядового гражданина, который занимается мелкими подработками (на кого и был направлен эксперимент по введению налога на профессиональный доход). Законодатель проявил мудрость и не стал давить на граждан, призывая их соблюдать громоздкие и сложные условия законодательства, а пошёл по пути упрощения этих условий, и граждане сами стали регистрироваться в качестве плательщиков налога на профессиональный доход и стали сами платить данный налог, без излишнего принуждения. Конечно, какой-то процент тех, кто так и продолжает «работать в тени» остаётся, как и, вероятно, не все «профессиональные» доходы подлежат учёту теми, кто платит данный налог. Но это лучше, чем ничего, и данный эксперимент следует признать успешным. С этим согласно и Дорошенко С. В.: «Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», считается одним из основных показателей успешности эксперимента. По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации, на 28 февраля 2023 года численность самозанятых граждан в России составила 6 989 551 человек, из них 6 635 919 человек — физические лица, 353 632 — индивидуальные предприниматели. Годом ранее, на 28 февраля 2022-го, общая численность самозанятых была зафиксирована на уровне 4 285 828 человек, из них 4 037 399 человека — физические лица и 248 429 -индивидуальные предприниматели. Действительно, существенный ежегодный прирост численности самозанятых можно оценивать как успех эксперимента, значимыми результатами которого являются и рост предпринимательства, и увеличение налоговых поступлений в бюджет» [7].

Уровень экономического развития Республики Сингапур, в которой имеется всего 8 налогов, которая значительно опережает уровень экономического развития Федеративной Республики Германия, в которой имеется более 40 налогов, в условиях, когда у Федеративной Республики Германии были более лучшие исторические экономические условия, а также достигнутая эффективность по проведению эксперимента по введению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» в Российской Федерации демонстрируют эффективность налогового минимализма как средства достижения более высоких показателей эффективности налогового контроля.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г., N 31, ст. 3824.
  2. Николаенко Н. С., Дерендяева С. Д. Правовой анализ налогового контроля как элемента управления налоговой системы // Право и управление. 2023. № 6. С. 117–120.
  3. Фадеева И. А. Особенности правового регулирования налогообложения в Республике Сингапур // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: МГИМО. 2018. С. 35–37.
  4. Зотиков Н. З. Особенности налогообложения физических лиц в Германии // Вестник евразийской науки. 2020. № 4. С. 40–55.
  5. Международный валютный фонд // URL: https://www.imf.org (Дата обращения: 05.09.2023 г.).
  6. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2018 г., N 49, ст. 7494 (Часть I).
  7. Дорошенко С. В. Государственная политика и структура доходов населения: эксперимент с самозанятостью // Ars Administrandi. 2023. № 2. С. 338–352.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, Сингапур, налог, налоговое законодательство, профессиональный доход, налоговая система, налоговый минимализм, Российская Федерация, необоснованное усложнение, экономическое развитие.


Ключевые слова

налоговый контроль, эффективность налоговой системы, налоговый минимализм

Похожие статьи

Проблемы налогового законодательства РФ на современном...

Налоговая система в РФ содержит большое множество налогов, пошлин, сборов и остальных иных платежей на обязательной основе, которые взимаются в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ

3. Недостаточно эффективен контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей.

Современные тенденции развития налогового законодательства

Термин «система» закреплен в ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации», ст. 30 ч. 1 Налогового кодекса РФ.

История развития налоговой системы России | Статья в журнале...

Основой формирования налоговой системы является Налоговый кодекс, вступивший в законную силу 1 января 1999 года. Налоговый кодекс — это кодифицированный законодательный акт, который регулирует всю систему налоговых взаимоотношений в РФ.

Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения...

Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь в целом, стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной.

Роль системы налогообложения в экономике государства

В данной статье рассматривается роль налогов в экономике государства, их сущность, функции, основные виды и методы регулирования.

Налоговая система России и перспективы ее развития

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством. Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах.

Некоторые аспекты налогообложения и сущность налогов

С позиции его экономической сущности налог — это способ обобществления части индивидуальных доходов (части национального дохода) в целях удовлетворения общественных потребностей.

О соотношении понятий «система налогового права» и «система...

Система налогового права и система налогового законодательства находятся в тесном взаимодействии: так, система права содержится в системе законодательства, а законодательство, в свою очередь, закрепляет право.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале...

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование, кадастровая стоимость, Российская Федерация.

Похожие статьи

Проблемы налогового законодательства РФ на современном...

Налоговая система в РФ содержит большое множество налогов, пошлин, сборов и остальных иных платежей на обязательной основе, которые взимаются в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ

3. Недостаточно эффективен контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей.

Современные тенденции развития налогового законодательства

Термин «система» закреплен в ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации», ст. 30 ч. 1 Налогового кодекса РФ.

История развития налоговой системы России | Статья в журнале...

Основой формирования налоговой системы является Налоговый кодекс, вступивший в законную силу 1 января 1999 года. Налоговый кодекс — это кодифицированный законодательный акт, который регулирует всю систему налоговых взаимоотношений в РФ.

Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения...

Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь в целом, стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной.

Роль системы налогообложения в экономике государства

В данной статье рассматривается роль налогов в экономике государства, их сущность, функции, основные виды и методы регулирования.

Налоговая система России и перспективы ее развития

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством. Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах.

Некоторые аспекты налогообложения и сущность налогов

С позиции его экономической сущности налог — это способ обобществления части индивидуальных доходов (части национального дохода) в целях удовлетворения общественных потребностей.

О соотношении понятий «система налогового права» и «система...

Система налогового права и система налогового законодательства находятся в тесном взаимодействии: так, система права содержится в системе законодательства, а законодательство, в свою очередь, закрепляет право.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале...

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование, кадастровая стоимость, Российская Федерация.

Задать вопрос