Проблемы налогового законодательства РФ на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.10.2021

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Иерусалимская, Е. А. Проблемы налогового законодательства РФ на современном этапе / Е. А. Иерусалимская, М. В. Маркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84344/ (дата обращения: 05.12.2021).



В статье рассмотрены основные проблемы налогового законодательства РФ на современном этапе в различных сферах, определены возможности решения рассмотренных проблем.

Ключевые слова: налоговая система, налоговое законодательство, дивиденды, налоговая база.

Основной проблемой налоговой системы Российской Федерации принято считать противоречивое истолкование норм налогового законодательства, его частые изменения, которые определяют необходимость перестройки бизнес-процессов у хозяйствующих субъектов. Такого рода проблемы ведут к несоблюдению норм налоговой системы РФ, в виде: теневой экономики во всех её видах и проявлениях; незнанию налогового законодательства; использованию лазеек недостаточно проработанной правовой базы законодательства. Все эти проблемы в свою очередь ведут к значительному повышению налоговых рисков, причем не только в отношении государства, но налогоплательщиков. Налоговый гнет одновременно не дает новым, честным малым и средним предпринимателям выйти на рынок и, с другой стороны, позволяет недобросовестным коммерсантам разнообразными методами уходить от уплаты налогов, что в реалиях экономической ситуации РФ весьма объяснимая ситуация. Так, в первую очередь необходимо проработать экономико-правовую базу, законодательную базу по налогам и сборам, которые сейчас нельзя назвать стабильными и четко отлаженными.

Остро стоит вопрос о необходимости пересмотра распределения собираемых в виде налогов ресурсов между уровнями бюджетной системы. Происходит сжатие доходов местных бюджетов и все большая централизация налоговых полномочий в руках федерального центра. Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, — это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов — это прежде всего вопрос о доходной базе местных бюджетов.

Субъекты РФ сталкиваются с проблемой управления обеспечения полноты сбора доходов, администрируемых налоговыми органами, на долю которых приходится 90 % от основа общей управления суммы поступающих доходов. Нормативные правовые акты федерального уровня (Налоговый управления кодекс РФ, постановления Правительства РФ, регламентирующие полномочия налоговых органов) возлагают основа на налоговые органы обязанность средств по контролю за правильностью исчисления, полнотой управления и своевременностью уплаты налогов бюджетов в бюджетов бюджетную систему, в бюджетов том для числе в бюджетов консолидированные бюджеты субъектов бюджетов РФ [1, c. 32]. При этом для внутренние акты налоговых органов бюджетов не предполагают основа ответственности налоговых органов бюджетов за исполнение консолидированных бюджетов бюджетов субъектов бюджетов РФ.

Одной из важнейших проблем налогового законодательства в России является возрастающая передача собираемых финансовых ресурсов на федеральный уровень и угасание доходной части местных бюджетов. Это создает угрозу для развития местного самоуправления в стране.

Также следует отметить высокий уровень налоговой нагрузки на малый бизнес и уклон в сторону косвенного налогообложения в целом.

Следует отметить ряд проблем в сфере налогообложения операций по ценным бумагам. В России есть два основных налога, которыми облагаются операции с ценными бумагами: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, налогами облагаются такие доходы по ценным бумагам, как дивиденды, проценты, доходы от реализации и материальная выгода от приобретения [2, c. 23].

Первая проблема заключается в том, что, согласно российскому законодательству, ведётся раздельный учёт налоговых баз по различным видам доходов ввиду разных ставок налогообложения. Так, если по одной налоговой базе, например, по дивидендам или процентам, была прибыль, а по другой налоговой базе, например, по изменению курсовой разницы, был убыток, то этот убыток никак не может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, по причине разных ставок налогообложения. Расчёт и определение налоговой базы отдельно по каждой операции приводит зачастую к следующим ситуациям: налогоплательщик, получивший дивиденды, в это же время, имеет, как правило, и убыток от падения цены акций компании, которая выплатила доход. Это ведёт к тому, что держатель акций платит налог, не имея фактически дохода [3, c. 61].

Решить данную проблему можно с помощью упрощения расчёта и определения налоговой базы посредством объединения в одну налоговую базу всех доходов по ценным бумагам.

Вторая проблема касается того, что налоговая база исчисляется и по итогам налогового периода, и во время выведения денежных средств со счёта, и при получении дивидендов, и в случае начисления процентного дохода по облигациям. Это приводит к следующим ситуациям: налогоплательщик получает доход в конце налогового периода и платит по нему доход, но в течение следующих нескольких месяцев теряет существенную сумму на изменениях курсовой разницы, таким образом, держатель ценных бумаг терпит убытки, но всё равно должен платить налог на доход.

Хорошим решением данной проблемы будет исчисление налоговой базы и удержание налога на прибыль только в момент выведения средств со счёта, когда можно уже окончательно судить о прибылях или убытках налогоплательщика.

Третьей проблемой является отсутствие отражения в налоговом законодательстве того, что уровень инфляции в некоторых случаях выше роста котировок акций. Тогда налогоплательщик получает номинальный доход, но реальный доход при этом отрицательный. Это ведёт к тому, что инвестору становится не выгодно держать свои сбережения в акциях (в особенности это касается тех акций, дивиденды по которым не выплачиваются), вследствие чего происходит отток капитала из страны.

Решить это несовершенство налоговой системы можно с помощью введения налогового вычета в размере официального уровня инфляции.

Четвёртая проблема — двойное экономическое налогообложение. Компании, прежде чем выплатить дивиденды, отчисляют в бюджет налог на прибыль, после чего выплаченные дивиденды облагаются либо налогом на доходы физических лиц (13 % согласно статье 224 НК РФ), либо налогом на прибыль (согласно статье 284 НК РФ налог на доход организаций в виде дивидендов устанавливается по общему правилу на уровне 13 %). Так общий уплачиваемый налог составляет достаточно высокую долю от прибыли.

Для решения этой проблемы во многих странах уже применяются различные меры. Так, в некоторых странах, например, Дании, Нидерландах и Италии, для налогообложения дивидендов применяется специальная пониженная ставка. В других странах, таких как Швеция, Финляндия и Норвегия, функционируют налоговые системы, в которых ставка налога на доходы в виде заработных плат выше, чем на доходы от капитала. В Италии, где система налогообложения является прогрессивной, ставка подоходного налога для итальянцев со средним доходом (от 28 до 55 тыс. евро в год) установлена на уровне 38 % в то время, как ставка налога на дивиденды равна 26 %. В Швеции при ставке НДФЛ от 30 % до 55 % и при ставке налога на прибыль организаций 21,4 %, ставка налога на прирост капитала для физических лиц составляет 30 %, а для юридических лиц доход от акций и совсем освобождён от налога на прибыль.

Таким образом, хорошим решением этой проблемы может стать снижение ставки налога на доходы в виде дивидендов. Это повысит инвестиционную привлекательность страны и содействует притоку капитала.

Другой проблемой является неэффективность налогового законодательства в борьбе с налоговыми нарушениями. В связи с неуплатой налогов в первом полугодии 2020 года было возбуждено свыше 1700 уголовных дел. В абсолютном значении это на 6 % меньше, чем за аналогичный период в прошлого года. Но при этом если в 2019 году возбуждение уголовных дел совершалось лишь в половине случаев, то на данный момент этот процент увеличился до 55. Кроме того, больше дел было направлено в суд с обвинительным заключением — только за первые шесть месяцев 2020 года их число достигло 510 [4, c. 101]. Несмотря на активную работу по борьбе с налоговыми правонарушениями, эффективной можно назвать ситуацию, когда число налоговых нарушений сокращается, ведется их профилактика, а не отмечается рост уголовных дел. В то же врем я прирост данного показателя характеризует не только увеличение масштабов налоговой преступности, но и повышение эффективности работы налоговых органов, позволяющее получать с недобросовестных налогоплательщиков недоимки, задолженности и штрафы судебным путем. В Следственном комитете утверждают, что такое значительное повышение эффективности в борьбе с налоговыми преступлениями было достигнуто за счет сотрудничества комитета с ФНС и МВД. Во всех федеральных субъектах были введены межведомственные группы, рассматривающие различные вопросы борьбы с налоговыми правонарушениями, а в 12 наиболее крупных (в экономическом плане) регионах были сформированы специализированные следственные подразделения, занимающиеся расследованием налоговых преступлений.

Кроме того, ФНС за последние несколько лет оптимизировала систему отбора организаций для проведения налоговых проверок, что позволило сократить их общее количество, но при этом повысить их результативность. В результате в зону внимания все чаще стали попадать представители крупного бизнеса. Это также стало следствием изменений в уголовном законодательстве, принятых в 2016 году. Основным изменением стало повышение пороговых значений сумм неуплаченных налогов и сборов, с которых административная ответственность переходит в уголовную.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что совершенствование налогового законодательства является важнейшей, необходимой частью механизма налоговой системы РФ. Однако это достаточно долгий процесс, требующий постоянного анализа и выявления слабых мест. Нововведения должны иметь не только фискальную составляющую, позволяющую бесцельно аккумулировать денежные средства в бюджете страны, они должны представлять собой способ исполнения социальных обязательств перед гражданами страны, которые гарантированы им конституцией РФ.

Литература:

  1. Ефремова Т. М., Кольцова Т. А., Пряхина А. А. Оценка эффективности налогового регулирования специальных налоговых режимов в Тюменской области // Агропродовольственная политика России. 2017. № 7 (19). С. 32–35.
  2. Лесовая Н. В. Уровень собираемости налогов в РФ как показатель качества налогового администрирования страны // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. 2019. С. 23–25.
  3. Маслова О. С., Черноусова К. С. Налогообложение на рынке ценных бумаг: состояние, проблемы, пути решения. Российский и зарубежный опыт// Colloquium-journal. 2019. № 12–8 (36). С. 60–64.
  4. Перов А. В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.: Юрайт-Издат, 2021. 800 с.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговая база, налоговое законодательство, доход, налог, проблема, ставок налога, налоговая система, прибыль, бюджетная система, Российская Федерация.


Задать вопрос