Ключевые слова : посредническая деятельность, посредник, агентская деятельность, ФИФА, FFAR
Несмотря на проблемы, продиктованные нестабильной экономической обстановкой, сфера услуг в Российской Федерации продолжает активно развиваться. Совершенствование сервисного сектора наблюдается во всех направлениях социальной деятельности, в том числе и в области спорта. Особое место в индустрии спортивных услуг занимают спортивные агенты или посредники. Нередко из громких статей различных СМИ мы узнаём, что некий футбольный агент заработал баснословную сумму за трансфер своего клиента в профессиональный спортивный клуб. Более того, некоторые из них сумели сколотить целое состояние посредством оказания посреднических услуг [1].
В Европейском Союзе (ЕС) деятельность спортивных агентов регулируется международными спортивными федерациями и национальными правительствами. Большинство европейских государств-членов полагаются на договорное право, включая законы и положения, регулирующие частное трудоустройство, а также закон о конкуренции, регулирующий деятельность спортивных агентов. Деятельность спортивных агентов также регулируется статьями 49, 81 и 82 Договора о Европейской комиссии [2].
На государственном уровне законы, регулирующие агентов и посредников, могут быть весьма разнообразными. В таких странах, как Франция и Португалия, существуют специальные законодательные положения, касающиеся спортивных агентов. Между тем, в Германии, Австрии и Нидерландах существуют общие законодательные и нормативные положения, регулирующие частные службы занятости. Кроме того, есть такие страны, как Великобритания и Дания, где на спортивных агентов распространяются более широкие положения общего права [3]. Первоначальная структура, заложенная по всей Европе с точки зрения отношений с агентами игроков, была в первую очередь предназначена для защиты профессионального спортсмена от эксплуатации. В странах, где существуют правила, регулирующие деятельность спортивных агентов, решается широкий спектр вопросов (вознаграждение, агентское вознаграждение, лицензирование и т. д.) [4]. Большинство национальных федераций также полагаются на международные руководящие принципы, установленные Международными руководящими органами их соответствующего вида спорта. Прекрасным примером могут служить руководящие принципы, установленные Международной федерацией футбольных ассоциаций (ФИФА).
В 1991 году ФИФА ввела правила, которые требовали, чтобы все агенты были зарегистрированы в соответствии с ними. Позже, в 2001 году, эти правила были изменены, и агенты были дополнительно обязаны зарегистрироваться в национальной ассоциации, в которой они проживали, или в ассоциации того места, откуда они родом. В 2008 году ФИФА снова внесла изменения, но только для того, чтобы они были изменены еще раз в 2015 году.
В 2015 году Правила об агентах игроков ФИФА были заменены Правилами ФИФА о работе с посредниками. Это значительно смягчило существующие правила. Система лицензирования была заменена системой регистрации на национальном уровне, сопровождаемой рядом «контрольных показателей», которые должны были использоваться в качестве основы для национального регулирования в ряде областей, включая вознаграждение агентов. Некоторые из основных изменений включали в себя:
- Агенты должны были называться посредниками с новыми нормами регистрации. Хотя, по сути, разница между агентом и посредником очень мала или вообще отсутствует, это изменение привело к отмене экзамена на получение лицензии агента, что означает, что агентом может стать любой желающий. Это изменение было внесено, чтобы узаконить многочисленных нелицензированных агентов, которые участвовали в переговорах с игроками.
- Компаниям было разрешено выступать в качестве посредников. Это изменение позволило компаниям представлять интересы игроков. То есть такие компании, как Gestifute, принадлежащий Хорхе Мендесу, теперь могут быть названы посредниками. Это изменение было чрезвычайно выгодно для агентов, поскольку оно уменьшило юридические обязательства, которые ложились на их плечи.
- Ограничение вознаграждения в размере 3 % от заработной платы. Также был установлен 3 %-ный лимит на сумму, которую агенты могли получать от заработной платы игроков. Это, однако, не включало агентское вознаграждение, что означало, что агенты могли свободно выбирать и согласовывать конкретное для них вознаграждение.
- Нет максимального срока действия контрактов на представительство между игроком и посредником. Изменения в правилах также означали, что больше не существует ограничения на максимальную продолжительность контракта между посредником и игроком. Это тоже было очень выгодно агентам, поскольку позволяло им связывать себя с игроками на протяжении большей части своей карьеры [5].
С переходом от Положения об агентах к Положению о посредниках в 2015 году ФИФА также изменила систему урегулирования споров с участием агентов игроков. До 2015 года, в соответствии с Положением об агентах, Комитет ФИФА по статусу игроков разрешал споры с участием агентов. Это было отменено в 2015 году [6].
США. В отличие от Европы, основное внимание большинства агентов в США уделяется не покупке контрактов, а, скорее, стратегическому обмену контрактами или подписанию игроков по окончании их текущих контрактов. В США целью регулирования деятельности спортивных агентов обычно является защита интересов спортсмена-любителя и университета. Следовательно, регулирование в США, как правило, больше фокусируется на отношениях между спортсменами колледжа, университетом и агентом и меньше на профессиональных спортсменах в основных американских спортивных лигах. Закон об ответственности и доверии спортивных агентов 2004 года (SPARTA) и Закон о форменных спортивных агентах (UAAA) являются двумя основными законодательными актами, которые защищают студентов-спортсменов и учебные заведения от любого потенциального вреда или злого умысла со стороны спортивного агента. Другие аспекты, регулирующие роль спортивных агентов, включены в Закон о рэкетирских и коррумпированных организациях (RICO), правила ассоциации игроков, а также правила различных ассоциаций адвокатов [7].
Индия. В настоящее время в Индии нет конкретного законодательства или кодекса, регулирующего деятельность спортивных агентов. Существует настоятельная необходимость регулировать деятельность таких лиц, чтобы защитить молодых игроков от принятия решений, которые могут поставить под угрозу их карьеру. В 2014 году комитет Мукула Мудгала указал, что часто возникают проблемы, связанные с конфликтом интересов в отношении агентов, а также с тем, что BCCI и другие органы власти закрывают глаза на регулирование поведения. Комитет высказался за необходимость институционализации механизма отбора агентов, а также разработки надлежащих правил для их регулирования.
Великобритания. В то время, когда посредники играют такую центральную роль в спорте, нормативно-правовая база, на которой они действуют, сместилась в область неопределенности:
- С 1 апреля 2015 года старые Правила ФИФА об агентах игроков (FIFA PAR) были отменены. Их заменили Правила ФИФА о работе с посредниками (Правила посредников). Короче говоря, Правила о посредниках покончили с ранее установленной системой лицензирования, которая требовала, чтобы агенты сдали экзамен и имели страховку профессионального возмещения. Вместо этого она была заменена системой, в которой любое физическое или юридическое лицо может выступать в качестве посредника при условии, что оно впервые зарегистрировано на национальном уровне. Он также рекомендует игрокам и клубам придерживаться определенных «критериев» в отношении вознаграждения, выплачиваемого при каждой транзакции.
- После введения Правил о посредниках соответствующие положения об агентах на национальном уровне были пересмотрены или заменены, гарантируя, что обязательные изменения, изложенные в Правилах о посредниках, были перенесены и отражены на национальном уровне. Короче говоря, изменения в Правилах о посредниках полностью изменили нормативно-правовую базу, применимую к посредникам, как на национальном, так и на международном уровне.
- Изменения также привели к неопределенности в отношении правильного форума для разрешения споров с участием посредников. Ранее, в соответствии с Правилами ФИФА о статусе и трансферах игроков, любые споры с участием агентов разрешались Комитетом ФИФА по статусу игроков. Однако 23 января 2015 года ФИФА выпустила Циркуляр № 1468, в котором подтверждается, что ФИФА больше не будет компетентна рассматривать споры с участием посредников. Это оставляет пробел.
6 января 2023 года ФИФА опубликовала новые Правила работы футбольных агентов ФИФА («FFAR»), которые были официально утверждены Советом ФИФА 16 декабря 2022 года на заседании, состоявшемся во время финальной стадии чемпионата мира в Катаре. В публикации, объявляющей о своем утверждении, ФИФА описала FFAR как «важный шаг к созданию более справедливой и прозрачной системы футбольных трансферов» [8]. Правила были приняты после многолетних обсуждений среди заинтересованных сторон; реформа намечалась с 2019 года, когда Комитет заинтересованных сторон ФИФА по футболу и Совет ФИФА единогласно проголосовали за то, что необходим новый подход к регулированию деятельности агентов.
Отметим ключевые даты, на которые следует обратить внимание в сфере регулирования агентской деятельности в профессиональном футболе на международном уровне:
Примерно после четырех лет консультаций с соответствующими заинтересованными сторонами и нескольких переделок окончательная версия FIFAR ФИФА была принята Советом ФИФА 16 декабря 2022 года и опубликована 6 января 2023 года. Временные рамки регламента, опубликованного ФИФА, объясняют, что некоторые положения вступили в силу 9 января 2023 года, а другие будут реализованы на более позднем этапе. Примечательно, что 9 января 2023 года вступили в силу положения, касающиеся процесса получения лицензии. 19 апреля 2023 года будет проведен первый раунд нового экзамена агента ФИФА, необходимого для получения лицензии. Для участия в этом экзамене кандидаты должны зарегистрироваться до 15 марта 2023 года. 20 сентября 2023 года состоится второй раунд. Регистрация для участия в этом экзамене должна быть произведена до 31 июля 2023 года [9].
С 30 сентября 2023 года национальные ассоциации должны внедрять и обеспечивать соблюдение своих собственных национальных правил футбольных агентов, применимых к внутренним транзакциям. Эта дата важна и по другой причине. До 30 сентября «агенты старых игроков ФИФА» должны подать заявку на получение лицензии, если они намерены воспользоваться освобождением от сдачи экзамена на нового агента. В рамках этого они должны предоставить доказательства того, что ранее они были лицензированными агентами и что впоследствии они были зарегистрированы в качестве посредника.
1 октября 2023 года отмечается дата, с которой рынок будет эффективно регулироваться FFAR, поскольку Правила ФИФА по работе с посредниками будут отменены. С этой даты игроки, тренеры и клубы (совместно именуемые «Клиенты») будут иметь право использовать лицензированных футбольных агентов только для оказания услуг футбольных агентов. Контракты на представительство, заключенные до утверждения FFAR, срок действия которых истекает 1 октября 2023 года или позже, будут действовать до их естественного истечения [10, 11].
FFAR принесет определенные преимущества индустрии футбольных агентств:
- Всемирная лицензия агента. Пересмотренная лицензия агента даст агентам право предоставлять свои услуги футбольного агента по всему миру. Согласно RWI, каждая национальная ассоциация имеет право по своему усмотрению вводить свои собственные правила и требования. В результате посредники должны быть зарегистрированы в каждой стране, где они работают. Это не только дорого, но и сопряжено со значительной административной нагрузкой, которой теперь можно избежать. Поскольку многие агенты работают на международном уровне, введение всемирной лицензии будет для них весьма выгодным, позволяя им действовать без каких-либо дальнейших ограничений или административного бремени.
- Возвращение юрисдикции ФИФА. Еще одним значительным преимуществом нового регламента является повторное введение юрисдикции ФИФА для рассмотрения споров с участием агентов, при этом не требуется никаких процедурных издержек, связанных со спорами между агентами и клиентами. Новая ‘Палата агентов’ в Футбольном трибунале будет означать, что специализированный орган, принимающий решения, может создать последовательный и авторитетный свод судебных решений. Эта судебная практика обеспечит сторонам большую правовую определенность в отношении того, как будут применяться и соблюдаться правила. Это также приведет к созданию более эффективной системы разрешения споров, менее дорогостоящей, чем обычное разбирательство в CAS, более быстрой и с более совершенной системой правоприменения, чем в обычных судах.
- Представление интересов несовершеннолетних. Дополнительным преимуществом, которое FFAR предоставляет агентам, является то, что теперь они могут получать вознаграждение за сделки с участием несовершеннолетних, при условии, что несовершеннолетний подписывает свой первый или последующий профессиональный контракт, в соответствии с соответствующими национальными законами, в которых несовершеннолетний зарегистрирован или будет трудоустроен (которым во многих странах исполняется 16 или 17 лет). Правила RWI ФИФА, действующие до 30 сентября 2023 года, запрещают любой вид вознаграждения посредникам, если соответствующий игрок является несовершеннолетним.
Уточняется, что несовершеннолетним теперь можно обратиться с просьбой заключить соглашение о представительстве в течение шести месяцев, прежде чем они смогут подписать профессиональный контракт. Похоже, что эта система лучше защищает как агента, так и несовершеннолетнего игрока: с одной стороны, несовершеннолетним требуется профессиональная консультация агентов задолго до того, как им исполнится 18 лет, поскольку этот возраст имеет решающее значение для развития их профессиональной карьеры; с другой стороны, кажется справедливым, что агент, предоставляющий подобную профессиональную консультацию, получает вознаграждение (что, как уже упоминалось, запрещено RWI ФИФА).
В любом случае, FFAR требует, чтобы агенты, работающие с игроками младше 18 лет, проходили курс «Непрерывного профессионального развития» для несовершеннолетних, что станет ценной гарантией соблюдения интересов молодых игроков. В связи с опасениями ФИФА, что уязвимые несовершеннолетние игроки попадали в ситуации, когда клуб заманивал их в чужую страну, а затем бросал, всегда желателен наивысший уровень защиты несовершеннолетних. Благодаря тому, что агенты будут проинформированы о соответствующих вопросах, которые могут касаться несовершеннолетних, юные игроки смогут нанять адвоката, который осведомлен и способен защитить их интересы.
- Потенциальная защита от браконьерства. Еще одним потенциальным преимуществом для агентов является статья 16 FFAR, которая, по-видимому, направлена на предотвращение переманивания агентами чужих клиентов. Статья запрещает футбольным агентам обращаться к клиенту, который является стороной эксклюзивного соглашения о представительстве с другим агентом, или заключать с ним договор о представительстве. Единственным исключением из этого запрета является то, что действие соответствующего соглашения должно закончиться в течение следующих двух месяцев. Результатом этой статьи может быть то, что агенты, заключающие соглашения об эксклюзивном представительстве, чувствуют себя в большей безопасности в своих контрактах, укрепляя договорные отношения и предоставляя агентам правовую основу для защиты своих интересов.
Подводя итог, можно сказать, что новые Правила работы футбольных агентов ФИФА, несомненно, вводят определенные положения, которые принесут значительную пользу заинтересованным сторонам футбольной индустрии. Например, система лицензирования и требования CPD к качеству футбольных агентов обеспечат гарантии клубам и игрокам и могут помочь предотвратить споры, в то же время позволяя агентам действовать по всему миру. Кроме того, централизованная система разрешения споров создаст четкий и последовательный свод судебных решений, касающихся агентов.
Однако переход от очень мягкого регулирования к гораздо более жесткому (а именно в части финансовых ограничений, которые оно налагает), похоже, слишком сильно раскачивает маятник. Возможно, было бы предпочтительнее ввести положения, способствующие прозрачности и обеспечению качества, не слишком вмешиваясь в частные договорные соглашения и финансовые решения сторон. Действительно, ФИФА как единственный регулятор футбола имеет фундаментальные возможности влиять на игру. Ограничение деятельности агентов в пределах, указанных в FFAR, является весьма проблематичным.
Однако, учитывая неразрывную связь между деятельностью агентов и игрой в футбол, которую регулирует ФИФА, кажется невозможным исключить вмешательство ФИФА. Тем не менее, поскольку агенты сильно влияют на игру и ее юридические, коммерческие и социальные тонкости, было бы наиболее желательно, чтобы этот контроль осуществлялся после тщательного взаимного обсуждения с агентами, которые наиболее сведущи в вопросах профессии. Как подробно обсуждалось выше, агенты категорически выступают против ограничения комиссионных и жалуются на неуместность вмешательства ФИФА в области, где агент и их клиенты должны пользоваться свободой заключения контрактов. Такие вопросы, безусловно, будут доведены до сведения институтов ЕС, а также до обычных судов в различных юрисдикциях.
Таким образом, хотя неясно, как агенты будут изменять свою практику в соответствии с правилами, ясно то, что введение этих правил не положит конец этой затянувшейся истории регулирования.
Литература:
- Райола купил бывшую виллу Аль Капоне за 9 млн евро. URL: https://www.sports.ru/amp/news/1043101637/.
- Agents and intermediaries. URL: https://www.researchgate.net/publication/330440122_Agents_and_intermediaries.
- Agents in the sporting field: a law and economics perspective. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s40318–021–00195-x.
- Agents in the sporting field: a law and economics perspective. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s40318–021–00195-x.
- Fa football agents regulations. URL: https://www.academia.edu/6283656/FA_FOOTBALL_AGENTS_REGULATIONS.
- FIFA (2022). Intermediaries in International Transfers 2022. URL: https://digitalhub.fifa.com/m/47f91ee983ed2199/original/FIFA-Intermediaries-Report-2022–2023.pdf.
- FIFA football agent regulations. URL: https://www.easportslaw.com/news/fifa-football-agent-regulations.
- FIFA World Cup 2022™ praised for its «unique cohesive power». URL: https://www.fifa.com/about-fifa/organisation/fifa-council/media-releases/fifa-world-cup-2022-tm-praised-for-its-unique-cohesive-power.
- Intermediaries in Football: an Update on CAS Jurisprudence. URL: https://www.sports.legal/2018/01/intermediaries-in-football-an-update-on-cas-jurisprudence/.
- Intermediaries in Football: an Update on CAS Jurisprudence. URL: https://www.sports.legal/2018/01/intermediaries-in-football-an-update-on-cas-jurisprudence/.
- Promoting and Supporting Good Governance in the European Football Agents Industry. FINAL REPORT. October 2019. URL: https://www.dshs-koeln.de/fileadmin/redaktion/Institute/Europaeische_Sportentwicklung_und_Freizeitforschung/pdf/Final_Report_Oct_2019_Player_Agents.pdf.
- Regulation of Sports Agents. URL: https://lawnk.wordpress.com/2011/08/12/regulation-of-sports-agents/.
- Role of agents and intermediaries in sports. URL: https://blog.ipleaders.in/role-agents-intermediaries-sports/.
- Rules of procedure of the European Commission. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=LEGISSUM:o10004&from=EN.
- The Football Forum. Media Release — 16 December 2022. The Football Forum. URL: https://tfforum.org/media-release-16-december-2022/.
- The new FIFA football agent regulations. URL: https://www.lewissilkin.com/en/insights/the-new-fifa-football-agent-regulations-what-you-need-to-know.