Формирование идей толерантности у кадет на внеклассных мероприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.09.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Чекин, М. В. Формирование идей толерантности у кадет на внеклассных мероприятиях / М. В. Чекин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105870/ (дата обращения: 07.05.2024).



Формирование у воспитанников морально-психологической и физической готовности к защите Родины, высокой мотивации к прохождению военной службы, верности воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности является одним из приоритетных направлений деятельности воспитателя кадетского училища.

Подготовка кадет в училище предполагает не только получение воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков, формирование компетенций, но и не менее важным фактором развития кадет является формирование адекватного образа будущей профессии, идентификации с ней.

Перед педагогическим коллективом стоит задача формирования военной идентичности воспитанников, которая будет продолжена в вузе в виде военно-профессиональной идентичности.

При этом необходимо учитывать, что формирование идентичности осуществляется в конкретной психолого-педагогической реальности, отличающейся искусственностью, инвариантностью, нормативностью и др. Искусственность означает, что речь идёт о целенаправленном, специально организованном процессе, направленном на формирование социально-значимой, творческой активности. Инвариантность проявляется в том, что существуют инвариантные подходы решения прикладных задач подготовки. Нормативность связана с наличием определенных «военно-профессиональных каркасов» норм, регламентирующих эталонов, устанавливаемых качественных и количественных шкал [1, с.145].

Средой формирования военной идентичности и патриотизма является сама повседневность кадетского училища. Подразумевается, что благодаря особым условиям жизни и обучения в училище (реализации военного компонента в образовании), происходит не только приобщение воспитанников к военной культуре, но и формирование активной жизненной позиции — идеи служения Отечеству. Такие социальные факторы жизни кадет как ограничение круга общения и жизненного пространства, отсутствие возможности свободно распоряжаться личным временем — способствуют формированию особой субкультуры, в которой присутствуют определенные нормы общения. Благодаря тесному ежедневному взаимодействию друг с другом у воспитанников появляется чувство братства, долга перед товарищами, личной ответственности за происходящее в коллективе, что способствует развитию военно-патриотической идентичности. Жизнь воспитанников на территории училища наполнена учебно-воспитательными мероприятиями, направленными на формирование гармоничной личности, готовой служить Отечеству.

При подготовке и проведении мероприятий патриотической направленности необходимо использовать соответствующий материал для достижения качественных результатов и формирования патриотического сознания. При организации классных часов рекомендуется ответить на вопросы, позволяющие определить, насколько информация, методы и формы педагогического воздействия соответствуют поставленной цели:

  1. Какие ключевые моменты мероприятия способны активизировать восприятие мужчин (необходимо учитывать гендерный фактор)?
  2. Какие активные формы педагогического взаимодействия и воздействия наиболее эффективны при проведении мероприятий с мужчинами?
  3. Какие методы способствуют наиболее эффективной актуализации и мотивации воспитанников?
  4. Насколько форма и содержание мероприятия отвечают возрастным и личностным интересам воспитанников; какие формы рефлексии соответствуют содержанию и главной идеи мероприятия.

Формирование военной идентичности воспитанников кадетских училищ осуществляется через комплекс учебно-воспитательных мероприятий, организацию быта и досуга воспитанников. Большое значение в данном процессе имеют тематические классные часы. Огромным воспитательным потенциалом по формированию военной идентичности являются классные часы, посвященные дням воинской славы России.

Дни воинской славы России — это празднества в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории страны. До революции они назывались «викториальными». В дни их празднования чествовали армию и флот и воздавали дань воинскому подвигу, славе и доблести защитников страны. В настоящее время утверждено 17 событий, которые получили статут дня воинской славы.

Изучение истории и значения дней воинской славы является средством военно-патриотического воспитания кадет. Ежегодно в план воспитательной работы классного руководителя и воспитателя включены мероприятия, приуроченные к празднованию указанных событий. Все мероприятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей воспитанников, начиная с ознакомительных классных часов на 5 курсе и завершая разработкой исследовательских и творческих мини-проектов в 11 классе. С каждым годом знания и представления воспитанников по военной истории углубляются. Перед воспитателем стоит задача отбора такого содержания, форм и методов проведения классного часа, который был бы адекватен возрасту воспитанников и их личностным интересам. Одним из важных критериев отбора содержания материала является его воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников. При проведении классных часов необходимо проводить и профориентацию работу (например, в классный час, посвященный Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (2 февраля 1943 года) можно включить выступления воспитанников, рассказывающих об участии и роли в битве различных родов войск).

В процесс подготовки классного часа активно включены воспитанники. Совместно с классным руководителем могут быть определены вопросы, которые являются интересными для кадет. Классные часы по дням воинской славы времен Великой Отечественной войны и второй половины XX века включают выступления воспитанников о своих прадедах и дедах, принимавших участия в данных событиях. Данный подход позволяет прочувствовать личную причастность семьи к истории государства, сохранить память о героях воин.

О наличии идентичности свидетельствует активное отношение кадет к ценностям, нормам, идеалам сообщества военных. Воспитанник с гордостью говорит о своей будущей военной профессиональной принадлежности, отстаивает ценности военного дела, поступками подтверждает верность ценностям и традициям, соотносит собственные интересы, ценности, идеалы, нормы с интересами, ценностями, идеалами, нормами военного профессионального сообщества.

Литература:

  1. Гожиков В. Я., Кискин С. О. Психолого-педагогические условия становления ценностной сферы и военно-профессиональной субъектности будущих офицеров как оснований их идентичности// Военно-профессиональная идентичность: актуальные направления исследования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур «Психологические условия формирования идентичности военнослужащих» (Москва, 22 ноября 2017 г.) / под ред. С. И. Данилова, Л. П. Казаковой. — М.: Военный университет; Школа современных психотехнологий, 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): классный час, формирование, военная идентичность, военная идентичность воспитанников, воинская слава, воинская слава России, воспитанник, выступление воспитанников, кадетское училище, классный руководитель, проведение мероприятий, час.


Похожие статьи

Формирование гражданской идентичности личности...

Цель данной статьи: охарактеризовать условия становления гражданской идентичности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ.

Проект «Я в кадеты бы пошел, пусть меня научат!»

Проект ориентирован на воспитанников кадетского корпуса 8 класса, учащихся с 5 по 9 класс, педагогов и родителей СОШ г.Санкт-Петербурга.

Формирование ценностей патриота и гражданина в повседневной...

Таблица 1. Элементы повседневной деятельности (ПД) иих влияние на ценности патриота игражданина воспитанников кадетского военного корпуса.

Программы и проекты, направленные на воспитание...

Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся.

Формирование военно-профессиональной мотивации...

В работе рассматривается динамика военно-профессиональной мотивации обучающихся в суворовских и кадетских училищах, анализируются причины данного явления и...

Педагогическое сопровождение профессионального...

Долинин, Е. В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников кадетского училища / Е. В. Долинин, Н. Ш. Мукашева.

Организация проведения дней воинской славы как активная...

В статье автор статьи рассматривает организацию проведения дней воинской славы, как форму воспитания патриотизма у обучающихся.

Развитие потенциала воспитанника через формирование...

Рассмотрены особенности развития потенциала молодежи (кадет) в ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» и определены условия развития их...

Формирование военной идентичности одаренных кадет...

Библиографическое описание: Кузнецова, Л. А. Формирование военной идентичности одаренных кадет средствами английского языка / Л. А. Кузнецова.

Похожие статьи

Формирование гражданской идентичности личности...

Цель данной статьи: охарактеризовать условия становления гражданской идентичности воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ.

Проект «Я в кадеты бы пошел, пусть меня научат!»

Проект ориентирован на воспитанников кадетского корпуса 8 класса, учащихся с 5 по 9 класс, педагогов и родителей СОШ г.Санкт-Петербурга.

Формирование ценностей патриота и гражданина в повседневной...

Таблица 1. Элементы повседневной деятельности (ПД) иих влияние на ценности патриота игражданина воспитанников кадетского военного корпуса.

Программы и проекты, направленные на воспитание...

Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся.

Формирование военно-профессиональной мотивации...

В работе рассматривается динамика военно-профессиональной мотивации обучающихся в суворовских и кадетских училищах, анализируются причины данного явления и...

Педагогическое сопровождение профессионального...

Долинин, Е. В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников кадетского училища / Е. В. Долинин, Н. Ш. Мукашева.

Организация проведения дней воинской славы как активная...

В статье автор статьи рассматривает организацию проведения дней воинской славы, как форму воспитания патриотизма у обучающихся.

Развитие потенциала воспитанника через формирование...

Рассмотрены особенности развития потенциала молодежи (кадет) в ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» и определены условия развития их...

Формирование военной идентичности одаренных кадет...

Библиографическое описание: Кузнецова, Л. А. Формирование военной идентичности одаренных кадет средствами английского языка / Л. А. Кузнецова.

Задать вопрос