Программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, С. А. Программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (из опыта работы) / С. А. Калинина, О. В. Зотова, О. С. Кичаева, Р. Р. Никифорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 422-429. — URL: https://moluch.ru/archive/260/60021/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной работе представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы школы с детьми младшего школьного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также программы и проекты, направленные на уважительное отношение к воинскому прошлому своей страны. Особое внимание уделяется работе с учащимися через все виды детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту), интеграции со специалистами и учреждениями дополнительного образования и др. В приложении представлен богатый практический материал (конспекты занятий, проекты, сценарии, консультации, доклады, тематическое планирование по возрастам и мн.др.).

Введение.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Д. С. Лихачёв

Патриотизм — любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.

В младшем школьном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания — нравственным, гражданским, экологическим и др.

Одним из главных направлений воспитательно-образовательной работы начальной школы является гражданско-патриотическое воспитание детей.

Цель:

− воспитание патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению, потребности знать историю и культуру своей страны, своего города, своей семьи,

− воспитание уважительного отношения к героям, ветеранам войны и труда;

− формирование высокой духовности учащихся,

− привлечение учащихся к поисковой работе, оказание посильной помощи престарелым людям на дому, поиск забытых имен в архиве.

Задачи:

− Вызвать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к героическому прошлому.

− Знакомить детей с крупными городами нашей Родины, городами — героями: Москвой, Санкт-Петербургом (Ленинградом), Волгоградом (Сталинградом).

− Воспитывать у детей чувство привязанности к своему родному городу, умение восхищаться не только его красотами, но жителями и их поступками.

− Воспитывать в детях такие качества, как любовь к своим близким, чувство гордости и сопереживание за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

− Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

− Развивать любознательность, расширить кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного города.

− Активизировать словарь детей, обогащать его путем уточнения понятий: Россия, Отечество, Отчизна; защищать, оборонять, гордиться, сражаться, справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, артиллеристы, летчики; таран, фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.

− Совместно с родителями и педагогами подобрать наглядный материал: репродукции картин и плакатов, фотографии, посвященных войне; художественной литературы; аудиозаписи военных песен; составить план бесед о героях.

70-летие Великой победы. Совсем немногие ветераны дожили до этой даты. Дедушки и бабушки современных школьников, в большинстве своем, дети послевоенных поколений, которые знают о войне по рассказам своих родителей. Эта память, переданная из рук в руки, заставляет их глубоко и эмоционально переживать события более чем полувековой давности. Но годы идут: стираются детали, ветшают и исчезают вещи, уходят люди. Что же остается нашим детям? Как не потерять ту нить, которая связывает отстоявших для нас право на жизнь с теми, кому в будущем предстоит эту жизнь продолжать? Рассказы, кинофильмы, экспозиции музеев, городские памятники, — вот, пожалуй, перечень тех источников, из которых дети черпают свое представление о Великой Отечественной войне. Однако, чтобы почувствовать себя сопричастным к событиям прошлого, мало знать о них, знание, не окрашенное личными переживаниями, эмоциями, собственными воспоминаниями, ничего не прибавляет в человеке и не чему не учит.

В поисках рациональных путей и средств военно-патриотического воспитания учащихся в классе постоянно разрабатываются различные мероприятия и привлекаются ветераны войны и труда к работе с учащимися, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.

Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Работа по военно-патриотическому воспитанию, направленная на уважительное отношение к воинскому прошлому своей страны, ведется круглый год.

1. Участие в мероприятиях по патриотической работе:

− Музейный урок «Памяти павших будьте достойны»;

− Игры искусств «Поклонимся великим тем годам»;

http://dg50.mycdn.me/image?t=3&bid=665874148783&id=665874148783&plc=WEB&tkn=uFkJ2l9qrfnn2ePuelqALDcpKXUhttp://dg50.mycdn.me/image?t=3&bid=665874078127&id=665874078127&plc=WEB&tkn=vWsss1oamNVakF6AC7XJ1B82g7w

http://dg50.mycdn.me/image?t=3&bid=771990176943&id=771990176943&plc=WEB&tkn=frqc0SLfTC5HmSMOGQRhgBmLb1Y

Посещение библиотеки № 1. Тематические лекции

− Военно-патриотический центр «Набат» — знакомство с поисковой работой.

− Участие в конкурсе чтецов «Сергей Михалков о войне»

− Тринадцатый Всероссийский конкурс «лучший урок письма» посвященный 70-летию Великой Победы в номинациях «письмо ветерану», «есть такая профессия — Родину защищать». Учредители конкурса ФГУП «Почта России».

20150428_130443.jpg 1_001.jpg

− Конкурс рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто»;

− Читательская конференция «Поклонимся великим тем годам».

P1060974.JPG

2. Проведение акции «По дорогам памяти»

− Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне.

− Выпуск стенгазет «Наши защитники». «Мы не хотим войны»

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=1df93986b64b55bc&mb=imgdb_preview_817 http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3975000/3974413-23b1e13993ffe16b.jpg

− Рассматривание картин и репродукций.

http://dg50.mycdn.me/image?t=3&bid=771989896111&id=771989896111&plc=WEB&tkn=Krl83ONSY_rLpSv_1s8_4lPTY4Q http://dg50.mycdn.me/image?t=3&bid=771989895087&id=771989895087&plc=WEB&tkn=UHM48ukJkb3q_9lXhqb1pq5UPps

− Чтение художественной и познавательной литературы.

DSCN7842.JPG

3. Проведение патриотических классных часов и экскурсий.

− Классный час «Урок мужества» На встречу с ребятами пришел ветеран боевых действий на Северном Кавказе Кузнецов Игорь Леонидович. Он рассказал ребятам о том, как и почему становятся героями. Дети приняли активное участие в беседе., им было интересно общаться.

DSCN7980.JPG

− Экскурсия по памятным местам.

− Экскурсия в Комнату Боевой Славы генерала Михаила Григорьевича Ефремова. Учащиеся познакомились со стендами «Их именами названы улицы района».

SAM_0049.JPG SAM_0050.JPG SAM_0056.JPG

4. Вахта «Памяти».

− Операция «Ветеран живёт рядом».

Приглашали к себе на классный час ветерана труда Габбазов М. Ш., которая рассказа о тяжелых трудовых годах войны. Услышать очевидца тех далеких времен очень интересно.

− Акция «Поможем ветерану» — адресная помощь.

− Акция «Подарок ветерану» — подготовили поздравительные открытки детям войны.

DSC02004.JPG

− Приняли участие в марше «Бессмертный полк» (Храмова Алёна, Мартынов Александр, Корныльева Виктория). «Неделя памяти».

− Международный флешмоб «Спасибо за мир».

DSCN0463.JPG 2_klass_v.jpg

5. Праздничный концерт «Фейерверк Победы».

Работа с родителями.

  1. Консультации: «Музеи, которые нас ждут», «что и как можно рассказывать детям о войне, «прогулка по городу».
  2. Привлечение родителей к созданию мини-экспозиции «Отголоски военного времени…»
  3. Создание альбома «Отзвуки войны в нашей семье».

Проект «Книга Памяти»

http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=665862485167&id=665862485167&plc=WEB&tkn=Oy-bv4RMihrJ3XvkNxswQXwJmpU http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=665874173359&id=665874173359&plc=WEB&tkn=_RBeZ13N6mZWNRksPVftZ2p-CWE

В 2014–2015 учебном году учащиеся 2 класса «В» начали работу над проектом «Полотно Памяти». Целью данного проекта являлось: создание условий для воспитания у подрастающего поколения духовности, патриотизма, уважительного отношения к ветеранам и участникам Великой Отечественной Войны, укрепление связи поколений.

В проекте принимали участие: учащиеся и родители. Результатов проекта станет «Книга Памяти».

В «Книгу Памяти» войдут рассказы о родных и близких, погибших в годы Великой Отечественной войны и вернувшихся с полей сражения, о тружениках тыла.

Вид проекта — творческий. Он включает в себя информационный и исследовательский блоки. Материалы исследования помогли учителям и учащимся при подготовке к мероприятиям, посвященным празднованию 70-ой годовщине Великой Победы, организации выставочной экспозиции «Последние свидетели войны», созданию «Книги памяти»

План:

  1. Совместное обсуждение и разработка плана действий;
  2. Диагностика знаний детей о Великой Отечественной войне;
  3. Рассказы педагогов о Великой Отечественной войне, о жизни и подвигах детей во время войны;
  4. Чтение и обсуждение серии рассказов о детях-героях;
  5. Посещение школьного музея Ефремова.
  6. На уроках мужества и Днях Воинской Славы встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла.
  7. Мы обратились библиотеки № 1 и 30. Библиотекарь Хамидуллина Фания Ярулловна предоставила книги о наших земляках, провела тематическую беседу «Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны», «У храбрых — только бессмертие» рассказала о Героях Советского Союза Ульяновской области: И. С. Полбин, А. М. Матросов, М. Г. Ефремов.
  8. В декабре ко «Дню Героев Отечества» был проведен классный час «Блокадный город».
  9. В марте совершили заочную экскурсию по городам героям.
  10. Дети совместно с родителями работают в семейных архивах, изучают документы времен Великой Отечественной, письма с фронта, ордена и медали своих родных.
  11. Планируем принять участие в краеведческой конференции, в ходе которой ребята поведают историю своих родственников — участников войны и тружеников тыла.
  12. Планируем организовать и провести школьные конкурс презентаций, сочинений.

Выполнив данную работу, мы поняли, что весь собранный материал можно оформить в виде Книги Памяти.

В ней названы не только ушедших на фронт и погибших на полях боев в годы Великой Отечественной войны, но и фамилии ближайших родственников школьников. Учащиеся нашего класса попытались решить проблему гражданской памяти подрастающего поколения: многие школьники и их родители не знают о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. В ходе сбора материала и совместной работы детей и родителей мы создаем Книгу Памяти. В ней использованы документы и фотоматериалы из семейных архивов. Кроме того, в КНИГЕ будут опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся класса о военных годах.

Во время создания книги через встречи, презентации мы попытались разбудить память.

http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=665820452527&id=665820452527&plc=WEB&tkn=czlaH161A2CxkOZSrD8lEDHLNLg http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=665820461743&id=665820461743&plc=WEB&tkn=lexItP7P5QmMSm_Tm2xdwQ9Bl5w http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=665688076463&id=665688076463&plc=WEB&tkn=cKxVBdWTUrVJ7infml_auU99GyQ

9 мая — это прекрасный повод для того, чтобы наполнить абстрактное для ребенка слово «Победа» его личными переживаниями и ощущениями — май с его обещанием жизни; мемориалы победы, усыпанные цветами; блеск орденов на кителях ветеранов; радостное возбуждение на улицах города, парады военных оркестров, победный салют над Волгой…

Заключение

Опыт работы убеждает нас в том, что на формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.

Мы уверены, чтоединство требований начальной школы и семьи обеспечивает ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, ребенок, уважительное отношение, Великая Победа, ветеран, родной город, труженик тыла, учащийся, воспитательно-образовательная работа, Ульяновская область.


Похожие статьи

ребенок, родной город, Великая Отечественная война...

А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал

«Наш город в дни войны», где дети помогали составлять альбом с фотографиями города во время

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического...

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям

Великая Отечественная война, старший воспитатель, Книга Памяти, ребенок, рассказ детей, физкультурный досуг, уважительное...

Мероприятия школьников Якутии в помощь фронту

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала тяжелейшим испытанием для советского

Якутия была глубоким тылом Советского Союза. Однако война коренным образом изменила

В дни Великой Отечественной войны нет более почетной задачи для пионера, чем быть...

Воспитательный потенциал образа победителя

Великая Отечественная война, классный час, Великая победа, родной город, патриотическое воспитание детей, памятное место, мемориальное захоронение

Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое... Воспитательный потенциал образа победителя.

ребенок, родной город, Великая Отечественная война...

Великая Отечественная война, классный час, Великая победа, родной город, патриотическое воспитание детей, памятное место, мемориальное захоронение ленинградцев-блокадников, малая родина, группа ребят...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Наша малая Родина — Волгоград — город памяти о Великой Отечественной войне: одно из

Основная часть мероприятий включена в образовательную деятельность детей старшей и подготовительной

Сражавшихся в годы Великой Отечественной войны, о тружениках тыла.

Классное руководство как средство формирования всесторонне...

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, классный час, Великая победа, родной город, патриотическое

Учителя школы — участники Великой Отечественной войны. В ходе его выполнения учащиеся вместе с родителями и классными...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву...

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у

Воспитание патриотических чувств — это длительный процесс. В результате систематической, целенаправленной работы у детей могут быть сформированы...

Похожие статьи

ребенок, родной город, Великая Отечественная война...

А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал

«Наш город в дни войны», где дети помогали составлять альбом с фотографиями города во время

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического...

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям

Великая Отечественная война, старший воспитатель, Книга Памяти, ребенок, рассказ детей, физкультурный досуг, уважительное...

Мероприятия школьников Якутии в помощь фронту

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала тяжелейшим испытанием для советского

Якутия была глубоким тылом Советского Союза. Однако война коренным образом изменила

В дни Великой Отечественной войны нет более почетной задачи для пионера, чем быть...

Воспитательный потенциал образа победителя

Великая Отечественная война, классный час, Великая победа, родной город, патриотическое воспитание детей, памятное место, мемориальное захоронение

Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое... Воспитательный потенциал образа победителя.

ребенок, родной город, Великая Отечественная война...

Великая Отечественная война, классный час, Великая победа, родной город, патриотическое воспитание детей, памятное место, мемориальное захоронение ленинградцев-блокадников, малая родина, группа ребят...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Наша малая Родина — Волгоград — город памяти о Великой Отечественной войне: одно из

Основная часть мероприятий включена в образовательную деятельность детей старшей и подготовительной

Сражавшихся в годы Великой Отечественной войны, о тружениках тыла.

Классное руководство как средство формирования всесторонне...

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, классный час, Великая победа, родной город, патриотическое

Учителя школы — участники Великой Отечественной войны. В ходе его выполнения учащиеся вместе с родителями и классными...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для... Великая Отечественная война, курсанты, патриотическое воспитание, Битва за Москву...

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у

Воспитание патриотических чувств — это длительный процесс. В результате систематической, целенаправленной работы у детей могут быть сформированы...

Задать вопрос