Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников кадетского училища | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 16.12.2022

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Долинин, Е. В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников кадетского училища / Е. В. Долинин, Н. Ш. Мукашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97724/ (дата обращения: 28.04.2024).



Ключевые слова : кадетское училище, профессиональное самоопределение воспитанников, будущая профессия, профессия.

В современных социальных условиях организация сопровождения профессионального самоопределения воспитанников кадетского училища приобретает особо обостренную специфику, требуя обновления педагогических подходов и методов. Целенаправленное сопровождение профессионального самоопределения предусматривает процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и отражает способы самореализации человека на основе согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей и возможностей личности. Самоопределяясь в профессии, воспитанник кадетского училища постепенно повышает уровень своей профессиональной направленности при обеспечении совпадения его жизненных смыслов и ценностей и предметной деятельности, в которой он участвует, проверяя свои способности в ней. Социологические исследования подтверждают, что многое из того, что человек как личность приобретает в годы обучения, остается с ним в продолжении всей жизни, и в очень значительной степени определяет его судьбу.

Фундаментальные вопросы профессионального самоопределения и ориентации на профессию освещены в психолого-педагогической, социологической, экономической литературе, исследованы аспекты профессиональных интересов, особенности выбора профессии, проблемы психологического и социально-педагогического сопровождения самоопределения подрастающего поколения (Т. В. Бухарина, Е. А. Климов, С. Н. Чистякова и др.) [6].

Кадетские училища, призванные выполнять педагогические функции профессиональной подготовки, отождествляемой с понятием «специальное образование», создают особое профориентационно направленное поле для успешного обеспечения такого важного психологического момента как «готовность воспитанника» (эмоциональная, мотивационная, информационно обоснованная) к приобретению профессии, связанной с целями обучения в довузовских образовательных организация МО РФ [7].

Реализация задач профессионального самоопределения в ходе кадетского образования и воспитания начинается с погружения обучающихся в атмосферу особого уклада жизни, приближенного к армейскому, с учетом необходимости военной подготовки и дополнительного образования детей. При этом обязателен учет психологических, физиологических и возрастных особенностей однополого коллектива и обязательно участие мужчин — воспитателей в учебно-воспитательном процессе, основанное на принципах мужского воспитания.

В ходе нашей исследовательской работы на базе Оренбургского кадетского училища выявлены основополагающие показатели успешного профессионального самоопределения воспитанников кадетского училища, среди которых: наличие национального самосознания российского гражданина; понимание и готовность отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической и социальной общности; способность сохранять свою мировоззренческую позицию, обладать высокой социальной активностью; умение сориентироваться в экономической и общественно-политической ситуации, стремление к поиску путей разрешения нестандартных ситуаций.

В этой связи педагоги и психологи училища учитывают в своей деятельности, что с одной стороны, личность воспитанника — это сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой — система социального ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Следовательно, учитывается, что необходимо расширение совокупности средств профориентации, чтобы воспитанник осознал широкий спектр своих возможностей и способов профессионального развития, осознавая личные мотивы и социально значимые цели будущей профессии.

Особое внимание придается также решению задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждению и углублению их профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в преодолении сложностей профессионального выбора. Выбирая профессию, воспитанники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, лидерских, организационных качеств. В профессиональном самоопределении педагоги обращают внимание воспитанников на адекватность самооценки, фокусируя его самоанализ на том, как он относится к самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике характеристик профессии. Подрастающему человеку важно осознавать, каков уровень его способностей, степень проявленности профессионально важных качеств личности [1].

В условиях нестабильности геополитической, социальной и экономической ситуации в российской и мировой экономике велика роль системы мотивации профессионального самоопределения воспитанников. Одними движет потребность в признании окружающими, другими потребность достижения. На решение жизненных выборов, кроме самого человека как субъекта выбора, вторично влияет и его окружение, в том числе, педагоги, сверстники, семья [3; 4].

Принципиально важное значение имеет в ходе сопровождения профессионального самоопределения воспитанников знание и учет ключевых факторов, оказывающих влияние на выбор профессии. С позиций специфики жизнедеятельности кадетского училища можем классифицировать ряд из наиболее часто встречающихся факторов. Прежде всего, это информированность, полнота и новизна знаний о содержании профессий, при их трансформации в новом социуме, обновляющихся требованиях к специалисту, исполняющему функционал этого вида профессиональной деятельности.

С учетом этого в классах кадетского училища активно проводятся целевые тематические мероприятия, связанные с военно-профессиональной ориентацией воспитанников. Они направлены на формирование у воспитанников готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими знаниями, интересами, склонностями, способностями, и с учетом имеющихся в государстве потребностей в военных специальностях, а также предусматривают сопровождение и поддержку выпускников на этапе поступления в военные вузы; развивают осознанное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии.

Наиболее педагогически действенными формами профориентационной работы в становлении военно-профессиональной направленности личности признаны: интерактивные игры: «Есть такая профессия — Родину защищать!»; «Наследники Победы»; интеллектуальный турнир «Один день в армии»; проект «Моя военная династия». Организуются также информационно-познавательные классные мероприятия и развивающие часы общения: «Мир профессий. Военные профессии»; «Военные ранги и звания». Здесь раскрываются такие темы, как «Структура Вооруженных Сил РФ. Воздушно-космические силы», Военно-Морской Флот»; «Структура Вооруженных Сил РФ. Ракетные войска стратегического назначения», Воздушно-десантные войска» ; «Современная Армия России — надежный защитник своей Родины» (Современная военная техника); «Профессия офицера — твое будущее»

Постоянно действующими событиями жизнедеятельности воспитанников училища с помощью педагогического коллектива являются: информирование о днях воинской славы и памятных датах в России; выпуск боевых листов (День в истории); экскурсии в музеи города и выезды в музеи области; встречи-диалоги с ветеранами войн и участниками военных операций.

Все вышеперечисленное способствует успешности личности в профессиональном самоопределении, что замеряется при диагностике воспитанников соответствующими индикаторами:

— повышается устойчивость целевой установки в выборе будущей профессии;

— наблюдается степень владения полученными профессиональными знаниями и практическими умениями, скилл-навыками;

— укрепляется положительная мотивация на определенную специальность в выбранной профессиональной области;

— возрастает эмоциональная удовлетворенность будущей профессией, готовность к постоянному повышению своего профессионализма и личностного роста [2].

При реализации профессионального самоопределения осуществляется определенная поэтапность: зарождение профессиональных намерений в соответствии с социальными и личными потребностями; комплексное информирование о многообразии направлений в рамках профессии; целенаправленное профессиональное обучение навыкам конкретной деятельности, с ситуациями, содержащими возможности для практической пробы сил воспитанников. Фактически педагогическому коллективу кадетского училища приходится корректировать и исправлять в какой-то мере ошибки предыдущих этапов профессионального самоопределения. Это проявляется в том, что воспитанник сначала выбрал учебное заведение, а потом только думает о специализации своей профнаправленности; что есть проблемы с восприятием себя, при наличии заниженной или завышенной самооценки; что воспитанник осуществляет сбор необходимых ему данных о профессии по своему усмотрению, и это не всегда обеспечивает их достоверность и корректность; что наблюдается недостаточный уровень критичности воспитанника, не позволяющий быть требовательным к себе, своим способностям и навыкам, объективно оценить свое состояние и положение в рамках будущей профессии [3; 5].

Таким образом, процесс педагогического сопровождения воспитанников кадетского училища при их самоопределении в профессии базируется на совершенствовании гармоничного сочетания профессионально направленного самосознания, профессионально значимых ценностных ориентаций и профессионально ориентированного поведения. Только в данной совокупности самоопределение воспитанников протекает как целостный процесс, объединяющий факторы внешние и внутренние, что необходимо для социального, личностного и профессионального становления воспитанника.

Моделируя свое профессиональное будущее, растущий человек вырабатывает собственное представление об идеалах и нормах поведения и деятельности будущей профессии. В ходе педагогического сопровождения поэтапно укрепляется его первичный выбор, с которым он поступил в училище, расширяется диапазон знаний об особенностях профессии, специализаций внутри ее, ресурсах для саморазвития и социальной устойчивости личности. Воспитанники кадетского училища накапливают опыт общения и взаимоотношений с преподавателями и ровесниками в процессе реализации жизнедеятельности, наибольшим образом, чем в общеобразовательной школе, приближенной к профессиональной армейской среде. Педагогическое сопровождение самоопределения обеспечивает возможность самостоятельно и осознанно принимать решения о своей профессии, нести за него ответственность, а также призвано существенно облегчить выпускникам их профессиональную адаптацию в дальнейшем профессиональном будущем.

Литература:

  1. Бучарская О. А. Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте /О. А. Бучарская, Н. А. Невольниченко //Молодой ученый. — 2019. — № 12.- 250с.
  2. Деянова А. В., Юрьева И. А. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт, 2015. — № 5. -16с.
  3. Долгова В. И., Луткова А. М. Психолого — педагогическая фасилитация профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2017. № 2.- 119с.
  4. Иванов Ю. А. Технологии педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения воспитанников кадетского корпуса, // Вестник военного образования — 2020. — № 5 (69). 93с.
  5. Суханова Н. А. Малашихина И. А. Профессиональное самоопределение как главное новообразование в юношеском возрасте // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — № 9–159с.
  6. Филиппова С. В. Формирование мотивации профессионального самоопределения выпускников кадетского училища. // Русанайс. М., 2017. — 316 с.
  7. Хаймовская Н. А., Бочарова А. Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2016. Том 8.№ 1. — 113с.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетское училище, профессиональное самоопределение, будущая профессия, профессиональное самоопределение воспитанников, профессия, Вооруженный Сила РФ, воспитанник, педагогический коллектив, способность.


Ключевые слова

профессия, будущая профессия, кадетское училище, профессиональное самоопределение воспитанников

Похожие статьи

Формирование военно-профессиональной мотивации...

Профессия офицера подходит не всем воспитанникам в силу их личностных особенностей

Андреева А. П., Хохорин Л. В. К вопросу о профессиональной ориентации воспитанников

Мельник А. И. Педагогические условия формирования военно-профессиональной

— С. 43–45. Царев И. Н. Актуализация ценностей патриота и гражданина у воспитанников кадетского...

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение...

– прогнозирование образа идеального профессионального будущего

учащиеся ГБОУ НСО «Кадетская школа-интернат «Сибирский кадетский корпус» 10–11 классов мужского пола.

Ключевые слова: ценностные ориентации, самоопределение, студенчество, профессия. Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач.

Профориентация воспитанников кадетского корпуса

Библиографическое описание: Марюхненко, А. С. Профориентация воспитанников кадетского корпуса / А. С

Для учеников, обучающихся в кадетском корпусе, данная проблема также актуальна.

Личность изучается по проявлениям активности (также при выборе профессии) и характеру

Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.

Профессиональное самоопределение первоначальных...

Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т. е

в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии.

в Вооруженных Силах Российской Федерации, являются суворовские военные училища.

самоопределения первоначальных трудовых навыков и умений в суворовском училище.

профессиональное самоопределение, выбор профессии...

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ценностно-смысловая сфера

В рамках кадетской организации этот аспект действительно важен, ведь в организации в

и военнослужащие, постоянно ведутся встречи с представителями профессии, и педагог в силах в

выбор профессии , будущая профессия , профессия , будущая профессиональная...

Педагогическая помощь воспитанникам в самоопределении

На педагогический коллектив училища возлагается особая ответственность за

так важно вовремя оказать педагогическую помощь воспитанникам в самоопределении, помочь ему

Самоанализ рассматривается, как способность индивида сделать самого себя (свои знания

Главная цель педагогической поддержки воспитанника старших курсов в становлении у него...

Система развития профессионально важных качеств...

...профессионально важных качеств у воспитанников кадетских училищ Министерства обороны Российской Федерации / И. А

Основная, приоритетная цель кадетского училища — развитие у кадет профессионально

Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург, 2003.

— 240 с. Ромашин В. Н. Педагогическая система развития профессионально важных...

Развитие потенциала воспитанника через формирование...

Библиографическое описание: Вишнякова, Е. А. Развитие потенциала воспитанника через

Ключевые позиции педагогического коллектива Оренбургского ПКУ по данному вопросу

Автономизационная компетентность — способность к саморазвитию, самоопределению

– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других...

Социальные практики как средство формирования...

В Концепции развития образования РФ до 2020 г. предлагается «использовать в

Коллектив Оренбургского президентского кадетского училища рассматривает социальную практику как

Важная задача кадетского образования как первой ступени подготовки будущего офицера

войны и труда, ветеранам Вооруженных Сил РФ, которым необходима поддержка и внимание...

Похожие статьи

Формирование военно-профессиональной мотивации...

Профессия офицера подходит не всем воспитанникам в силу их личностных особенностей

Андреева А. П., Хохорин Л. В. К вопросу о профессиональной ориентации воспитанников

Мельник А. И. Педагогические условия формирования военно-профессиональной

— С. 43–45. Царев И. Н. Актуализация ценностей патриота и гражданина у воспитанников кадетского...

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение...

– прогнозирование образа идеального профессионального будущего

учащиеся ГБОУ НСО «Кадетская школа-интернат «Сибирский кадетский корпус» 10–11 классов мужского пола.

Ключевые слова: ценностные ориентации, самоопределение, студенчество, профессия. Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач.

Профориентация воспитанников кадетского корпуса

Библиографическое описание: Марюхненко, А. С. Профориентация воспитанников кадетского корпуса / А. С

Для учеников, обучающихся в кадетском корпусе, данная проблема также актуальна.

Личность изучается по проявлениям активности (также при выборе профессии) и характеру

Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.

Профессиональное самоопределение первоначальных...

Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т. е

в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии.

в Вооруженных Силах Российской Федерации, являются суворовские военные училища.

самоопределения первоначальных трудовых навыков и умений в суворовском училище.

профессиональное самоопределение, выбор профессии...

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ценностно-смысловая сфера

В рамках кадетской организации этот аспект действительно важен, ведь в организации в

и военнослужащие, постоянно ведутся встречи с представителями профессии, и педагог в силах в

выбор профессии , будущая профессия , профессия , будущая профессиональная...

Педагогическая помощь воспитанникам в самоопределении

На педагогический коллектив училища возлагается особая ответственность за

так важно вовремя оказать педагогическую помощь воспитанникам в самоопределении, помочь ему

Самоанализ рассматривается, как способность индивида сделать самого себя (свои знания

Главная цель педагогической поддержки воспитанника старших курсов в становлении у него...

Система развития профессионально важных качеств...

...профессионально важных качеств у воспитанников кадетских училищ Министерства обороны Российской Федерации / И. А

Основная, приоритетная цель кадетского училища — развитие у кадет профессионально

Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург, 2003.

— 240 с. Ромашин В. Н. Педагогическая система развития профессионально важных...

Развитие потенциала воспитанника через формирование...

Библиографическое описание: Вишнякова, Е. А. Развитие потенциала воспитанника через

Ключевые позиции педагогического коллектива Оренбургского ПКУ по данному вопросу

Автономизационная компетентность — способность к саморазвитию, самоопределению

– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других...

Социальные практики как средство формирования...

В Концепции развития образования РФ до 2020 г. предлагается «использовать в

Коллектив Оренбургского президентского кадетского училища рассматривает социальную практику как

Важная задача кадетского образования как первой ступени подготовки будущего офицера

войны и труда, ветеранам Вооруженных Сил РФ, которым необходима поддержка и внимание...

Задать вопрос