Система развития профессионально важных качеств у воспитанников кадетских училищ Министерства обороны Российской Федерации | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 28.01.2021

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Найденова, И. А. Система развития профессионально важных качеств у воспитанников кадетских училищ Министерства обороны Российской Федерации / И. А. Найденова, Ю. В. Нагорнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5981/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме формирования и развития профессионально-важных качеств воспитанников кадетских училищ, как потенциальных курсантов военных вузов, их формирования и развития. Представлена динамика развития профессионально-важных качеств. Рассмотрены вопросы формирования профессионально-важных качеств кадет в период обучения в довузовских образовательных организациях МО РФ.

Ключевые слова : кадеты довузовских образовательных организаций МО РФ, профессионально-важные качества, нервно-психическая устойчивость, готовность к выбору военной деятельности.

Проблема формирования ПВК и ВПН кадет в условиях реорганизации Вооруженных сил приобретает особую актуальность. Это обусловлено следующими факторами:

1) специализацией военной деятельности;

2) повышением требований к психологическим качествам будущих военных специалистов в связи с усложнением военно-технических систем;

3) повышением значимости человеческого фактора в боеготовности и боеспособности Российской армии.

Воспитательная работа при обучении кадет рассматривается как целостная педагогическая система. Это — совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, которые в итоге образуют целостный, единый, непрерывный процесс формирования и развития личности. Осуществляется побуждение к саморазвитию и самосовершенствованию качеств, необходимых для подготовки к поступлению в военные образовательные учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации. Основная, приоритетная цель кадетского училища — развитие у кадет профессионально важных военных качеств, формирование физически и интеллектуально развитой личности. Останавливаясь на составных элементах данной цели, мы видим, что явно фигурирует подготовка кадет к конкретной профессиональной деятельности. Важнейшим действием является получение первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в военных образовательных учреждениях.

В процессе подготовки к общему исследованию ПВК и ПВН была проанализирована литературная база, интернет-ресурсы. Анализируя ряд литературных источников, можно сделать вывод, что идея психологического исследования влияния индивидуально-личностных качеств человека на его профессиональную деятельность зародилась в начале XX века среди зарубежных представителей индустриальной психологии — психотехников. [6,с.17]. Это такие ученые, как В. Штерн, Г.Мюнстерберг, О. Липман. [3,с.31].

Заметим, что психотехником В.Штерном была разработана методика составления обобщенного психологического портрета конкретной личности — «психограммы». Он предложил составлять частичную «психограмму», которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Такая частичная «психограмма» фактически представляла собой модель профессионально важных качеств личности успешного профессионала [3,с.31].

Представители отечественной науки, а именно В. Д. Шадриков предложил под профессиональными качествами понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения [4,с.28]. Итак:

– В качестве профессионально важных качеств рассматриваются динамические черты личности, психические и психомоторные свойства, физические качества, а также способности.

– Структура и содержание профессионально важных качеств определяются по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и «психограммы».

Психографический метод получил свое развитие в работах Г. Мюнстерберга, О. Липмана, К. Трама, Ф. Гизе, В. Меде, а также советских и российских ученых, исследующих вопросы научной организации труда [3,с.41], [5,с.16–21].

Характер проблемы определил цель психолого-педагогического исследования, которая заключается в выявлении тенденций развития основных профессионально важных качеств воспитанников кадетских училищ МО РФ в процессе формирования военно-профессиональной направленности для последующего выбора военной профессиональной деятельности. В соответствии со сформулированной целью исследования был поставлен ряд задач, а именно:

  1. Провести теоретический анализ научной литературы, посвященной изучению профессионально важных качеств воспитанников кадетских училищ МО РФ /диагностичекие исследования, методический инструментарий по данному направлению.
  2. Провести экспериментальное исследование комплекса профессионально важных качеств воспитанников — старшеклассников /10–11 классы/ в период обучения в Оренбургском президентском кадетском училище.
  3. При анализе обратить внимание на факторы образовательной среды и внеурочной деятельности, благоприятно влияющие на формирование профессионально важных качеств воспитанников.

Гипотезой исследования является предположение, что в период обучения в кадетском училище изменяется структура профессионально важных качеств; происходит изменение уровня выраженности таких профессионально важных качеств кадет, как склонность к риску, самообладание, нервно-психическая устойчивость (НПУ), настойчивость, невротичность (как свойство темперамента, т. е. скорости протекания психических реакций), стрессоустойчивость, тревожность, ответственность.

Анализ методической литературы позволил принять решение о применении валидных методик. В качестве инструментария педагогами-психологами, принявшими участие в исследовании, использовались:

  1. «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) /авторство А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина [13, с.549], [14, с.127–129].
  2. «Формула темперамента» /модификация опросника А.Белова./ [11, с.4–6].

В исследовании приняли участие кадеты юношеского возраста /16–18 лет/ 10–11 классов (см. таблица 1).

Таблица 1

Общие сведения кадет юношеского возраста /16–18 лет/ 10–11 классов

Обучающиеся /кадеты 10 классы

Обучающиеся /кадеты 11 классы

92 человека

94 человека

Итого участвующих в исследовании ПВК, ПВН, темперамента — 186 человек

Результаты первой части исследования были представлены по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.

Таблица 2

Основные параметры адаптивных способностей (ЛАП) кадет

Шкалы

коммуникативный потенциал

/КП/

моральная нормативность /МП /

нервно-психическая устойчивость /НПУ/

личностный адаптивный потенциал /ЛАП/

Личностный адаптивный потенциал /ЛАП/

нервно-психическая устойчивость /НПУ/

коммуникативные способности/КС/

моральная нормативность /Мн/

В процессе определения адаптивных способностей (ЛАП) кадет были выявлены результаты, которые целесообразно представить в виде таблиц и диаграмм /рисунков/.

Таблица 3

Результаты уровня развития адаптивных способностей кадет (ЛАП)

Показатели адаптивных способностей

уровни

10 классы

11 классы

высокий

средний

низкий

высокий

Средний

низкий

НПУ (нервно-психическая устойчивость)

43/47 %

22/24 %

27/29 %

54/57 %

27/29 %

13/14 %

КС (коммуникативные способности)

55/60 %

19/21 %

18/19 %

63/67 %

26/28 %

5/5 %

МН (моральная нормативность)

35/38 %

45/49 %

12/13 %

56/60 %

30/32 %

8/8 %

Результаты динамики развития нервно-психической устойчивости кадет в зависимости от возрастной категории

Рис.1. Результаты динамики развития нервно-психической устойчивости кадет в зависимости от возрастной категории

Рис. 2. Результаты динамики развития коммуникативных способностей (КС) кадет в зависимости от возрастной категории

Результаты динамики развития моральной нормативности (МН) кадет в зависимости от возрастной категории

Рис. 3. Результаты динамики развития моральной нормативности (МН) кадет в зависимости от возрастной категории

Таблица 4

Результаты развития основных показателей личностного адаптивного потенциала /ЛАП/ кадет 10/11 классов

Шкалы личностного адаптивного потенциала /ЛАП/ кадет 10/11 классов

Динамика/комментарии

1

Нервно-психическая устойчивость /НПУ/

*Высокий и средний уровни НПУ — главное содержание психической готовности личности офицера, предполагающую высокую надежность функционирования у респондентов познавательных и эмоционально — волевых процессов в ходе воинской деятельности, особенно при возникновение опасных для жизни, напряженных ситуаций.

показывает положительную динамику в уровне «высокий»: если в 10 классе он был у 47 % кадет, то в 11 классе он отмечен у 57 %.

Также положительная динамика просматривается в уровне «средний»: если в 10 классе он был у 24 % кадет, то в 11 классе он отмечен у 27 %.

Итак, высокий и хороший уровни НПУ в 10 классе составили 71 %,в 11 классе данные показатели соответствовали 84 %.

2

Коммуникативные способности /КС/

показывает положительную динамику в уровне «высокий»: если в 10 классе — 60 %, то в 11–67 % кадет сделали выбор в пользу данного уровня.

3

Моральная нормативность /Мн/

показывает положительную динамику в уровне «высокий»: если в 10 классе его выбирал 38 %, (приоритет отдавался среднему уровню /49 %/) %, то в 11–60 % кадет сделали выбор в пользу данного уровня.

*Это говорит о том, что в достаточной мере присущи и ориентация на коллектив, и моральная ориентация /доминирование военных мотивов/ и статусная ориентация / главенствующая роль мотивов престижа и самоутверждения/, а также ориентация на самореализацию

Анализируя данные, можно сделать вывод, что отмечена положительная динамика по показателям, перечисленным в таблице /см.таблица 4/. Это обусловлено тем, что в выпускных классах /11/ психологом и воспитателями создана здоровая социальная среда. Кадеты, выступившие респондентами в процессе исследования, достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию поведения, как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Ряд кадет вошли в группу, требующую повышенного внимания при дальнейшем формировании ПВК: они имеют низкий ЛАП по ряду шкал (см. таблицу 2). Успех адаптации данной категории респондентов зависит от внешних условий среды. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Обследуемые требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.

Большинство военных специальностей доступно для овладения с разными психофизиологическими особенностями. Но при этом необходимо учитывать природные свойства, чтобы найти наиболее подходящую специализацию в рамках выбранной профессии. Исследования данной проблематики (выявление типа темперамента кадет) были зафиксированы в таблицах (см таб.5) и представлены диаграммами(см диаграмма 4).

Таблица 5

Исследование типологии темперамента кадет старшего звена (10–11 классы)

классы

холерик

флегматик

сангвиник

меланхолик

неопределенный

Холеро-сангвиник

Сангвино-флегматик

Флегмато-меланхолик

Холеро-флегматик

Сангвино-меланхолик

10 класс

2/2 %

27/30 %

45/50 %

3/3 %

4/4 %

1/1 %

3/3 %

4/4 %

2/2 %

1/1 %

11 класс

1/1 %

24/26 %

55/59 %

2/2 %

1/1 %

1/1 %

4/4 %

3/3 %

1/1 %

2/2 %

.

Рис. 4.

На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что в 10 классах и 11 классах:

– преобладает группа кадет с «сангвиническим» типом темперамента /45/50 %/, 55/59 % соответственно, что не предполагает выраженных сложностей с поведенческой адаптацией при военной специализации.

– На втором месте «флегматический» тип темперамента, 27/30 % в 10 классах и 24/26 % в 11 соответственно. Данный тип предполагает достаточно стабильное психо-эмоциональное состояние, нормативную адаптивность, но при этом и некоторое замедление усвоения объема учебной информации, скорости реагирования на те или иные ситуации и некоторую замкнутость/и, соответственно, более долгий адаптационный период.

– «холерический», «меланхолический», «сангвино-флегматический» типы свойственны в одинаковой степени 3 % и 1 % кадет, «неопределенный» и «флегмато-меланхолический» типы свойственны в одинаковой мере 4 % и 1 % кадет. «холеро-сангвинистический» и «сангвино-меланхолический» типы — у 1 % и 2 % кадет, «холеро-флегматический» тип — 2 % и 1 % кадет. Эти типы предполагают определенные поведенческие трудности, что затрудняет выбор специализации.

Выводы:

– Проведенное исследование отражает динамику развития индивидуально-психологических качеств кадет в период обучения.

– Существенно изменяется структура профессионально важных качеств: происходит изменение уровня выраженности таких профессионально важных качеств кадет, нервно — психическая устойчивость (НПУ), коммуникативные способности /КС/, моральная нормативность /Мн/.

– Идет некоторое изменение скорости протекания психических реакций, невротичность (как свойство темперамента). Следовательно, растет стрессоустойчивость, снижается тревожность.

– По результатам исследования можно предположить, что в старших классах растет выраженность мотивов получения престижного высшего военного образования.

Литература:

  1. Батаршев А. В. Диагностика профессионально важных качеств / А. В. Батаршев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
  2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. — СПБ.: Питер, 2006. — 351 с.
  3. Гареев М. А. Проблемы подготовки Вооруженных сил в свете современной доктрины России / М. А. Гареев // Военная мысль. — № 2–1993- С.31–37.
  4. Грабовский И. В. Мотивационная готовность молодых офицеров к военной службе / И. В. Грабовский. — М.: Военный ун-т, 2004. — 141 с.
  5. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург, 2003.
  6. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально важных качеств: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. Л., 1982.
  7. Нагаев И. Б. Развитие военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии: монография / И. Б. Нагаев, П. А. Прозоров. –Омск: ОТИИ, 2007. — 240 с.
  8. Ромашин В. Н. Педагогическая система развития профессионально важных качеств офицера у курсантов старших курсов военного вуза [Текст]:Дисс.…канд. пед. наук / В. Н. Ромашин. — Омск: ОГПУ, 2010. — 217 с.
  9. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича. — СПб.: Питер, 2008. — 652 с.
  10. Сидорчук В. А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской армии [Текст]: Автореф. дисс. … канд.пед. наук / В. А. Сидорчук. — Рязань: АПУ ФСИН, 2008. — 31 с.
  11. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. е.Е.Миронова — Мн.: Институт ЭНВИЛА, 2005. — 155 с. (c. 4–6)
  12. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 2006. — 329 с.
  13. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д. Я. — Самара, 2001. С.549–558.
  14. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина / Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова — СПб., 2001. С.127–129, 138–141.

Ключевые слова

нервно-психическая устойчивость, профессионально-важные качества, кадеты довузовских образовательных организаций МО РФ, готовность к выбору военной деятельности
Задать вопрос