Педагогическая помощь воспитанникам в самоопределении | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (24) март 2022 г.

Дата публикации: 11.02.2022

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Пилипчук, Д. В. Педагогическая помощь воспитанникам в самоопределении / Д. В. Пилипчук. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 2 (24). — С. 1-13. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/221/7091/ (дата обращения: 28.04.2024).



Суворовское военное училище — это образовательная система особого типа, относящаяся к группе профессионально детерминированных систем. Главной особенностью образовательного учреждения такого типа является обособленность и военно-профессиональная направленность обучения и воспитания. Основное предназначение Ульяновского гвардейского суворовского военного училища, — создание оптимальных условий для развития талантливой и высокопрофессиональной молодежи, воспитанной в лучших традициях служения Отечеству, профессионального долга и офицерской чести, и ориентированной на военную или иную государственную службу. На педагогический коллектив училища возлагается особая ответственность за достижение обучающимися личностных результатов, определенные ФГОС: формирование у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности училища.

Личностная активность воспитанников по-разному проявляется на разных возрастных этапах. Необходимость в развитии этих процессов наиболее актуальна на старших курсах. Перед воспитанником шестого-седьмого курса встает проблема выбора будущей профессии, он осваивает пути реализации себя во «взрослом» мире, способы утверждения своего «Я» и сталкивается при этом со многими трудностями. Вот почему так важно вовремя оказать педагогическую помощь воспитанникам в самоопределении, помочь ему в осознанном выборе, преодолении трудностей, обеспечить условия для его саморазвития.

Одной из составляющих педагогической поддержки самоопределения обучающихся старших курсов является поддержка в них процессов самопознания и самоанализа. Самоанализ влияет на процесс самосознания в целом, изменяет статичные характеристики самосознания (знания и представления о себе, самооценку и самопринятие, способы и формы самореализации), стимулирует развитие его динамичных составляющих (самопознание, самоотношение, процессы самореализации и саморегуляции в общении и деятельности). Самоанализ рассматривается, как способность индивида сделать самого себя (свои знания, чувства, отношение, поведение) предметом специального рассмотрения и практического преобразования, как способ существования, который выводит человека из «непосредственного потока жизни», как отстраненный взгляд на себя и свою проблему. Самоанализ выступает как основа, условие для осознанного выбора и одновременно как путь (способ и средство) решения ситуации выбора, который ставит личность перед необходимостью осознания собственных мотивов, целей, соотнесения их с имеющимися средствами.

Следовательно, становление и развитие процессов самоанализа делает жизнь обучающегося более осознанной, помогает ему реально анализировать свои проблемы, в том числе кризисные ситуации, программировать последствия своих действий, воспринимать неожиданные ситуации с позиции аналитика, быть более стрессоустойчивым и независимым от негативных внешних влияний.

Главная цель педагогической поддержки воспитанника старших курсов в становлении у него навыков самоанализа — помочь так построить познание себя и анализ своих поступков, чтобы они стали действенной силой, создающей благоприятные внутренние условия для осознанного жизненного самоопределения, внутренней уверенности в правильном принятии самостоятельных решений, формирующей в них чувство ответственности за сделанный выбор.

Педагогическую поддержку старшекурсников в становлении у них самоанализа можно представить как ряд педагогических условий, стимулирующих самостоятельную деятельность обучающихся. Сказанное отражено в таблице, где показана взаимосвязь предмета педагогической поддержки и педагогических условий, способствующих его развитию.

Педагогические условия

Предмет педагогической поддержки

1. Расширение информационного поля о себе

1. Стремление старшекурсника

к самопознанию

2. Соотнесение различной информации о себе, выявление проблем, вытекающих из этого.

2. Стремление к анализу

3. Определение наличных способов для разрешения появившихся проблем, вариантов поведения в кризисных ситуациях

3. Стремление старшекурсника к осознанию себя как субъекта анализа, к самоанализу (что хочу, что могу,

за что отвечаю, чему хочу научиться...)

4. Условия, требующие проявления деятельности самоанализа для решения внутренних конфликтов или противоречий со средой. Самоанализ готовности (своего желания и старых средств) двигаться в развитии новых способов самоопределения как проекта

своей жизнедеятельности

4. Готовность старшекурсника к субъектности (способность к осознанному выбору в сложных и проблемных ситуациях, готовность

нести за него ответственность), к деятельности по самоопределению

Каковы же средства такой педагогической деятельности?

В первом предмете педагогической поддержки — это упражнения на личностно-значимое общение, групповые дискуссии, упражнения и тесты на самопознание и самодиагностику. Во втором предмете педагогической поддержки осуществляется проблематизация полученных знаний о себе через сравнение с прежними представлениями, с мнением других, выявление явных и скрытых противоречий в связи с определением значимости для себя той или иной информации. Это происходит через групповую и диадную работу, самостоятельную работу и через индивидуальную работу с воспитателем.

В третьем предмете педагогической поддержки реализуется поиск разрешения противоречий посредством актуализации прежнего опыта и определения наличных возможностей и средств по снятию противоречий (мини-лекции, информационные сообщения воспитателя, позволяющие по-новому взглянуть на выявленные проблемы и способы их разрешения), стимулирования дальнейшей работы старшекурсников с данной проблемой и получения новой информации о способах самоанализа.

В четвертом предмете педагогической поддержки происходит отработка новой информации о способах самоанализа (в смоделированных педагогом ситуациях), с помощью упражнений в группе, диадах, самостоятельной работы суворовцев с последующим обсуждением результатов в группе и индивидуальной беседе с воспитателем.

Пример такой педагогической работы представлен в технологической карте внеклассного занятия.

Технологическая карта классного часа

Тема

«Самовоспитание — высшая форма самосовершенствования »

Цель

Педагог: создание условий для развития таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой.

Обучающийся: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции

Основные понятия

Самовоспитание, самосовершенствование, целеустремленность, воля

Планируемые результаты

личностные

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, способность к нравственному самосовершенствованию

метапредметные

познавательные

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

регулятивные

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее

коммуникативные

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью

Ведущая технология

Технология этического диалога

Ход классного часа

п/п

Технологические этапы классного часа

Метод/прием

Деятельность суворовцев

Время

1

Постановка проблемы

Сообщение темы и цели занятия

Суворовцы читают эпиграф к занятию,

выявляют проблему, определяют тему и цель разговора

3 мин

2

Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников

Беседа

Суворовцы смотрят видеоролик «Самовоспитание личности. А кто воспитывает тебя?», внимательно слушают, принимают активное участие в беседе, высказываются

25 мин

3

Выдвижение альтернативных вариантов

Тест на саморазвитие

Суворовцы проходят тестирование на саморазвитие

7 мин

4

Конфронтация — участников — (противостояние взглядов)

Способы самовоспитания

Размышляют о себе, осознают свои мотивы и побуждения, формулируют оценочные суждения о себе

5 мин

5

Обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства

Подведение итогов

Обобщают материал классного часа

3 мин

6

Рефлексия

Самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя»

Выстраивают логическую цепочку достижения воспитательных целей занятия

2 мин

Конспект классного часа

п/п

Организационные этапы классного часа

Задача этапа

Основное содержание. Формулировка заданий. Комментарии

1

Целеполагание

Определение цели занятия, приучение суворовцев к необходимости определять цель любого действия

ЭПИГРАФ: «Кем бы ты ни был — будь лучше»

Авраам Линкольн, 16-й президент США

Воспитатель: Прочитайте эпиграф нашего занятия. Как вы думаете, надо ли человеку становиться лучше? Для чего?

Суворовцы : (отвечают)

Воспитатель: Действительно, идеальных людей не бывает. С одной стороны, это напоминание о том, что своих друзей и близких надо принимать такими, какие они есть. С другой стороны, это утверждение может стать призывом к действию — у каждого из нас есть недостатки, над которыми нужно работать. А как человек может стать лучше?

Суворовцы : (высказывают предположения)

Чтобы стать лучше, человек должен заниматься самовоспитанием.

Воспитатель: Сегодняшний классный час мы и посвятим вопросу самовоспитания.

2

Информационный блок

Актуализация знаний о

понятиях самовоспитание, самосовершенствование

Видеоролик — «Самовоспитание личности. А кто воспитывает тебя?» — 1,20 мин.

Воспитатель: Во многих случаях люди, в том числе и многие суворовцы, сами ставят перед собой определенные задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели. Но далеко не каждый может ответить на простые вопросы:

кто я?

какой я?

каким я хочу быть?

что думают обо мне другие?

Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

Самовоспитание — это самостоятельное и целенаправленное развитие в себе тех способностей и черт характера, которых нам недостает.

Самовоспитание необходимо не только для развития в себе высоких нравственных и профессиональных качеств, но и для того, чтобы суметь использовать громадные резервы нашего мозга и тела.

Средних дарований человек использует лишь 4 % своих нервных клеток. Талантливыми и гениальными людьми становятся те, кому удается пробудить и вовлечь в работу хотя бы часть своих дремлющих клеток. У каждого есть возможность сделаться в 5, 10, 20 раз умнее и способнее, особенно если с самого раннего детства начинать развитие своих способностей.

Велики и ресурсы нашего тела. Люди могут поднимать тяжести, многократно превышающие их собственный вес, преодолевать вплавь большие расстояния, переносить высокие температуры и находиться в ледяной воде.

Из чего же складывается система самовоспитания? Прежде всего, необходимо выбрать себе достойную цель. Только она придаст смысл всем вашим усилиям, направит в одну сторону ваши помыслы и деяния. Даже если спустя какое-то время ваши жизненные планы изменятся, вы к этому моменту уже успеете обрести очень важное качество — целеустремленность. Именно целеустремленность позволяет держать все системы нашего организма в состоянии высокой активности. И наоборот, бесцельно живущие люди быстро стареют, и их способности рано гаснут.

Для нравственного самовоспитания, помимо целеустремленности, необходимо развитие воли. Воля — наш главный инструмент в борьбе за себя. Волевые люди средних способностей нередко достигают многого. Безвольные таланты, как правило, остаются ни с чем.

Что же такое воля? Умение делать то, что надо. И тренировать ее можно, как мышцы, методом все возрастающих нагрузок, начиная с минимальных. Не хочется ставить на место книгу — поставьте.

Не хочется звонить по делу — позвоните. Вскоре вы с удивлением обнаружите: стоит вам приказать самому себе — и какой-то механизм внутри вас быстро, даже радостно выполнит команду.

3

Тест на саморазвитие. Диаг-ностика реализации потреб-ностей в саморазвитии

Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное

Воспитатель: Саморазвитие или самовоспитание — это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.

Тест на саморазвитие

Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению:

5 — если данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 — скорее соответствует, чем нет;

3 — и да, и нет;

2 — скорее не соответствует;

1 — не соответствует.

Тестовый материал

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность. 4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. 9. Я верю в свои возможности.

10.Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11.Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12.Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13.Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15.Я положительно отнесся бы к продвижению по службе.

Обработка результатов

Подсчитайте общую сумму баллов.

Если у вас набралось 55 и более баллов, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии;

диапазон от 36 до 54 баллов свидетельствует о том, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития;

результат от 15 до 35 баллов дает основание полагать, что саморазвитие на данный момент остановилось.

Саморазвитие, т. е. творчество, направленное “внутрь”, на свою личность — это часть индивидуального стиля жизнедеятельности. Саморазвитие предполагает динамику таких свойств личности и способностей, как эмпатия, искренность, открытость, доверие, ответственность, позитивное отношение к себе и другим, внимание к миру, понимание себя, следование общечеловеческим ценностям, гуманистическая направленность.

4

Воспитывающие ситуации

Искать свой самый лучший способ само-воспитания.

Видеоролик «Саморазвитие и самосовершенствование. Ответственность» — 2 мин.

Воспитатель: Что же такое самовоспитание?

Суворовцы:

«Самовоспитание — это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития».

Все задумываются над своим совершенствованием, предпринимают попытки работать над собой. Чаще всего это делают люди, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.

Воспитатель: Изучая биографии великих людей, мы убеждаемся, что большинство из них своими заслугами обязаны сами себе. Проще — они сами себя сделали: воспитали характер, закаляли волю, постигали искусство самосовершенствования, занимались самовоспитанием.

Суворовец 1: Большое значение самовоспитанию придавал Л . Н . Толстой . В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления:

— «Я дурен собой, неловок, …, скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив как ребенок».

— «Я несдержан, нерешителен, непостоянен, …».

— «Я не аккуратен в жизни и так ленив…».

— «Я умен…».

— «Я честен, т. е. люблю добро, … но есть вещи, которые я люблю больше добра — славу».

Л. Н. Толстой намечает программу исправления себя: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков» бесхарактерности, раздражительности и лени».

Затем в дневнике Л. Н. Толстого можно найти записи — результаты над собой: «Я много переменился, но все же не достиг той степени совершенства, которого бы мне хотелось бы достигнуть».

Суворовец 2: Русский писатель, классик мировой литературы А . П . Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен тебе сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр…. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».

В марте1886 года А. П. Чехов пишет своему брату Н. П. Чехову письмо. В нем содержится своеобразная программа самовоспитания. «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал...нужны беспрерывный труд, вечное чтение, штудировка, воля...Тут дорог каждый час… Воспитанные люди... уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! … Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в глазах говорящего. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу... Им нужен в здоровом теле здоровый дух. Таковы воспитанные»...

Воспитатель: Таких подобных примеров много, когда человек, благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой самосовершенствовался и развивал у себя лучшие личностные качества. Один мудрый человек сказал: «Все победы в мире начинаются с победы над самим собой!»

Французский философ и писатель Жан Поль Сартр утверждал, что «Человек есть только то, что он сам из себя делает» , подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

5

Подведение итогов

Обобщение материала классного часа

Воспитатель: Сегодня мы говорили о том, как работать над собой, чтобы стать лучше, совершенней. В этом вопросе нельзя дать одинаковых рецептов для всех. Каждый человек уникален, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе адекватную оценку ну и, конечно же, работать над собой. Самовоспитание это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни.

«Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера» . Дзигоро Кано, выдающийся японский педагог, мастер боевых искусств, создатель дзюдо. (В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для насмешек со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзюдо. В 1907 году Дзигоро Кано стал руководителем самой влиятельной японской спортивной организации, был избран членом Международного олимпийского комитета)

6

Рефлексия

Способствовать осмыслению материала классного часа.

Мотивировать суворовцев на развитие личностных качеств

Воспитатель: Что нового узнали вы во время нашей беседы? Какие выводы для себя сделали? Выберите начало фразы и продолжите её.

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Меня удивило…

Я попробую…

Я почувствовал, что…

Мне захотелось…

Суворовцы: (отвечают)

Подумайте над этими важными вопросами. Пусть каждый попробует составить личную программу для самосовершенствования

Список литературы

1. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. -335с.

2. Соловьева А. Е. Самооценка как фактор самовоспитания в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973. -20 с.

3. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303с.

Задать вопрос