Сотрудничество Китая и России по вопросам решения экологических проблем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 04.09.2023

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Гао, Жуйкай. Сотрудничество Китая и России по вопросам решения экологических проблем / Жуйкай Гао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105763/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье анализируется процесс сотрудничества Китая и России по вопросам решения экологических проблем. Анализируются шаги двух стран по решению проблем охраны природы и окружающей среды, сотрудничестве в области атомной энергетики, защите водных ресурсов, редких видов животных и птиц, растений. Раскрывается ряд проблем, существующих у двух стран по вопросам экологии, делается вывод об успешности сделанного за годы активного взаимодействия и о перспективах дальнейшего сотрудничества.

Ключевые слова: экология, проблема, Китай, Россия, способ решения.

На сегодняшний день отношения с Китаем являются одним из важнейших направлений внешней политики Российской Федерации. Страны очень плотно сотрудничают между собой, имеют прочные политические и экономические связи. Китай и Россия активно взаимодействуют между собой в разработке природных ресурсов, освоении богатств Сибири и Дальнего Востока, Приморского края и многого другого, и вследствие этого, взаимодействие в сфере экологии становится все более актуальным в межгосударственных отношениях. Однако на практике в приоритете всегда оказываются области политики и экономики, а вопросы экологии в переговорах зачастую отходят на второй план.

Однако в решение экологических проблем на сегодняшний день вовлечены все ведущие международные организации, а также большинство стран. Эта проблема стала постоянной и мейнстримной, наряду с политическими и экономическими трудностями, возникающими время от времени. Китай и Россия являются друг для друга крупнейшими соседями. Сотрудничество в области экологии и окружающей среды является важной частью в китайско-российских отношениях всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новейшей истории взаимоотношений двух стран.

Проблемы экологии привлекают к себе огромное внимание потому, что крайне важно находить пути быстрого реагирования на причины ее происхождения. Особый статус она приобретает именно за счет своей глобальности, так как экологические катастрофы не ограничиваются рамками одного государства. Можно утверждать, что в условиях глобализации роль экологической политики выходит на новый уровень.

Китай, являясь страной с энергично развивающейся экономикой, активно участвует в международном и региональном сотрудничестве по проблемам экологии и природопользования. Китай играет роль неформального лидера во всем регионе АТР, инициируя различные мероприятия по данному вопросу и развивая роль экологической дипломатии в организации сотрудничества с сопредельными государствами. Это приводит к подписанию соглашений Китая по решению экологических проблем, вместе с соседними государствами начинают прилагаться усилия для превращения экологии в важнейшее направление внешней политики.

Как надежные партнеры, Китай и Россия создали между собой комиссию по сотрудничеству в области охраны окружающей среды, которая обеспечивает регулярные встречи глав правительств двух стран. Например, они рассматривают вопросы касаемо качества вод трансграничных водных объектов, благодаря чему их состояние остается стабильным на протяжении многих лет; механизм экстренной связи для чрезвычайных экологических ситуаций работает бесперебойно и эффективно, при этом экологическая обстановка в пограничных районах с течением времени становится всё лучше. Китай и Россия заинтересованы в региональном сотрудничестве на многоуровневой основе, работая при этом над прочным фундаментом для поддержания экологического баланса и устойчивого развития приграничных регионов.

Между Китаем и Россией был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам совместного мониторинга качества трансграничных рек Амур, Уссури, Аргун, Раздольной, озера Ханка [1]. С 2007 года по инициативе российской стороны регулярно проводились мониторинги вод трансграничных водоёмов, а также прошло несколько раундов российско-китайских консультаций экспертов. В результате данных встреч было согласовано Соглашение о рациональном использовании и охране трансграничных вод, которое было подписано в январе 2008 г. в Пекине [3]. Тем не менее, в повестке переговоров между Си Цзиньпином и Владимиром Путиным, которые проходят регулярно с 2012 года, экологическая тематика присутствует неактивно. Традиционно в центре обсуждения находятся политические и экономические проекты сотрудничества, и вопросы экологии скорее обсуждается в этом контексте.

Россия и Китай имеют ряд схожих проблем экономического развития, они также имеют сопоставимые цели и условия и поэтому могут строить свое взаимодействие во всех областях на прочном фундаменте добрососедских отношений [2]. В последние годы стремительное экономическое развитие и индустриализация оказали огромное давление на окружающую среду соседних регионов двух стран. Интенсивность мер по охране окружающей среды и способность к экологическому восстановлению не компенсируют ухудшение состояния природной среды.

Есть несколько очевидных проблем из области экологии, которые стоят перед Россией и Китаем. Первая проблема — это ограниченные инвестиции обеих стран в охрану окружающей среды. Согласно опыту развитых стран, национальные инвестиции в охрану окружающей среды обычно составляют более 2 % ВВП, а 3 % могут привести к значительным улучшениям в сфере охраны окружающей среды. В течение почти десяти лет инвестиции Китая в охрану окружающей среды составляли менее 2 % ВВП, а сейчас они были ниже 1,5 % в течение длительного времени. Охрана окружающей среды в России инвестиции составляют менее 1 % ВВП. Таким образом, существует огромный разрыв между китайскими и российскими инвестициями и инвестициями развитых стран [6].

Вторая проблема касается водных ресурсов. Хэйлунцзян, река Вусули, озеро Синкай и река Суйфэнь в провинции Хэйлунцзян примыкают к России. Ухудшение состояния водных ресурсов повлияет на условия жизни и социально-экономическое развитие в регионе и окажет серьезное воздействие на климат и экосистему. В ноябре 2005 года произошел инцидент с загрязнением воды на реке Сунгуа; в сентябре 2006, произошел еще один случай загрязнения воды на реке Нюхэ в Цзилине; в ноябре 2006 года российская сторона обнаружила, что вода вблизи деревень в Хабаровском крае загрязнена камфарой, и обратилась к китайской стороне с просьбой проанализировать концентрацию камфары в водах рек Сунгуа и Тунцзян и проинформировать российскую сторону о результатах. Эти инциденты показывают, насколько уязвима природная среда в регионе. После этого Китай и Россия предприняли ряд шагов по налаживанию совместного мониторинга водных качество в пограничных реках и достигли определенных результатов.

Третья проблема — это сохранение лесных ресурсов. Лесные ресурсы в прилегающих районах Китая и России чрезвычайно богаты. Проблема незаконных рубок в сопредельных регионах Китая и России действительно серьезна и связана с грубыми нарушениями производственных процедур при заготовке древесины. В лесном массиве России в основном развиваются лесозаготовительная и бумажная промышленность, и бумажная промышленность также приводит к серьезному загрязнению воды и воздуха в регионе.

Четвертая проблема — это охрана редких видов животных и растений. В дополнение к лесным ресурсам, большая часть водно-болотных угодий расположена в районе бассейна реки Вусули и озера Синкай. Флора и фауна очень богаты, и это основная среда обитания многих исчезающих видов и место остановки перелетных птиц. Пока что провинция Хэйлунцзян создала 250 природных заповедников различных типов и уровней, в том числе 40 на национальном уровне, 84 на провинциальном уровне, 55 на муниципальном уровне и 71 на окружном уровне, общей площадью 7,9 миллиона гектаров. Общая площадь природных заповедников составляет 16,7 % от общей площади провинции и площади бассейна реки Хэйлунцзян.

Природоохранная зона составляет около 40 % от общей площади природных заповедников провинции. В последние годы спрос на редких животных и растения возрос из-за привычек питания народов стран Северо-Восточной Азии и повышения уровня жизни людей.

Проблема снижения доходов и безработицы на Дальнем Востоке России заставит людей идти на риск и красть редких животных и растения. Старые законы и нормативные акты не могут предотвратить незаконное браконьерство, а соответствующим правоохранительным органам не хватает необходимой власти и ресурсов, что приводит к незаконной охоте и воровству. Существуют каналы передачи данных между Китаем и Севером Корея и редкие животные и растения, такие как женьшень, дальневосточный леопард, рысь, камфара и пиявки, находятся в большой опасности.

В последние десять лет Китай и Россия ведут совместную работу по охране редких и исчезающих видов диких животных и мигрирующих перелетных птиц. Речь идет о таких редких представителях фауны как маньчжурский (амурский) тигр, дальневосточный леопард. Созданы связи между заповедниками России и Китая, их сотрудники совместно осуществляют патрулирование и мониторинг в отношении этих двух видов семейства кошачьих. Среди всего прочего они занимаются строительством экологических коридоров для обеспечения свободной миграции маньчжурских тигров и дальневосточных леопардов в зонах вдоль границы двух стран.

За годы активного сотрудничества, (с 2015 г и по наши дни) страны создали четыре трансграничных природных заповедника: природный заповедник озера Синкай, Саньцзян природный заповедник, природный заповедник острова Багуа и природный заповедник Хунхэ [5]. Также были созданы Национальные парки Сенгилеевские горы (Ульяновск Область) и Кисловодский (Ставропольский край). Проведено большое количество мероприятий, посвященных озеру Байкал.

Для укрепления дружбы между двумя народами, Китай передал России в дар двух гигантских панд. Теперь исследованием в области сохранения и разведения этого животного занимаются ученые двух стран. Таким образом, постоянно ведется работа в отношении повышения уровня защиты исчезающих видов и биоразнообразия в наших странах-соседях. Китайско-российский план трансграничного сотрудничества в области природных заповедников призван активизировать обмен информацией и повысить уровень сотрудничества в целях защиты редких животных и растений.

Таким образом, крайне важно улучшить сотрудничество в области охраны окружающей среды между Китаем и Россией. Экологические проблемы Китая и России, особенно проблемы в прилегающих районах, неизбежно потребуют от двух стран совместной работы по укреплению существующей системы экологического сотрудничества и поддержанию экологической гармонии, разделяемой двумя странами.

Не секрет, что важной областью сотрудничества Китая и России является сфера энергетики, в том числе и атомной — последняя является стратегическим приоритетом в данном сотрудничестве. В 2021 году началось строительство 7-го и 8-го энергоблоков Тяньваньской атомной электростанции в городе Ляньюньган провинции Цзянсу, а также 3-го и 4-го энергоблоков атомной электростанции «Сюйдапу» в городе Хулудао провинции Ляонин. На сегодняшний день строительство данных объектов является крупнейшими контрактами между Россией и Китаем в области энергетики. Данное обстоятельство также способствует укреплению сотрудничества стран-партнеров в контексте экологической безопасности.

Китай объявил о намерении достичь наивысшей точки выбросов углекислого газа к 2030 году и углеродной нейтральности — к 2060 году. Так, энергия атома, характеризующаяся как экологически чистая и эффективная, окажет для Китая неоценимый вклад в осуществлении целей по достижению показателей углеродной нейтральности.

Исследователи прогнозируют, что после завершения строительства двух АЭС, их годовая мощность производства достигнет 37,6 млрд кВт/ч, что повлечет за собой сокращение выбросов углекислого газа на 30,68 млн тонн в год [4].

Прогресс сотрудничества в атомной энергетике между Китаем и Россией возможен благодаря единой позиции двух влиятельных стран по вопросу изменения климата. Это обстоятельство дополнительно придает уверенность всему миру в успехе решения проблемы глобального изменения климата. Такая концепция «зеленой» энергетики в полной мере выражает уровень ответственности Китая и Росси перед мировым сообществом. Китайско-российское сотрудничество в области «зеленого низкоуглеродного перехода» имеет отличные перспективы для развития и достижения успеха.

На сегодняшний день «зеленая» энергетика — это общемировая тенденция и в экономике. В ней принимают участие многие страны — мировые лидеры экономики, а также крупнейшие мировые организации — ООН, Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС. В настоящее время сотрудничество между Китаем и Россией в области цифровой экономики, зеленой экономики, искусственного интеллекта, технологий 5G, Big Data и других областях очень активно, что способствует движению двух стран к достижению целей зеленой философии. Россия в рамках философии экономики «зеленой энергетики» планирует совершить прорыв в технологической модернизации, преобразовать свою экономическую структуру и повысить конкурентоспособность в эпоху после пандемии.

Однозначно можно сказать, что Китай и Россия могут реализовывать больше контрактов по сотрудничеству в области низкоуглеродных технологий и тем самым стать лидерами на мировом рынке зеленой экономики и стать оплотом глобального устойчивого развития.

Китай и Россия являются также членами экологической конвенции под названием «Куньминская декларация». Она призывает всех участников принять меры в ответ на призыв построить единое жизненное сообщество на Земле, сдержать утрату биоразнообразия, повысить благосостояние человека и достичь устойчивого развития. Здесь стоит упомянуть, что Китай является крупнейшей в мире страной по численности населения, а Россия — крупнейшей по территориальной площади. Так, оба этих государства — приверженцы полной реализации Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года и продвижению справедливого, инклюзивного, открытого, всеобъемлющего, инновационного и устойчивого развития в трех основных областях, в частности экономике, обществе и окружающей среде, на сбалансированной и скоординированной основе.

После всего вышеперечисленного следует отметить, что дальнейшее сотрудничество Китая и России по вопросам решения экологических проблем весьма перспективно. Китай и Россия уже создали надежную систему сотрудничества в сфере охраны окружающей среды — однако актуальность экологических проблем требует, чтобы две страны максимально увеличили эффективность этого сотрудничества.

Есть ряд областей, в которых Россия и Китай могут расширить свое сотрудничество: например, охрана пограничной реки и пограничного озера. Необходимо контролировать загрязнение промышленных и сельскохозяйственных сточных вод, а также бытовых сточных вод; предотвращать несчастные случаи, связанные с загрязнением; защищать растительность и водно-болотные угодья; организовывать проекты восстановления или лесовосстановления, чтобы гарантировать восстановление лесов и лугопастбищных угодий в бывших сельскохозяйственных районах; усиливать совместный мониторинг и контроль за качеством воды; улучшать базу данных о качестве воды в пограничных реках; организовать регулярное обновление и гармонизацию стандартов тестирования качества воды; содействовать обмену информацией о состоянии пограничных рек; создать единую информационную платформу и платформу скоординированного надзора. Должны быть созданы транснациональные органы власти с четко определенными правами и обязанностями, отвечающие за защиту окружающей среды в пограничных районах и контроль за ней.

Что касается создания трансграничных природных заповедников и сохранения биоразнообразия, Экологический Подкомитет по защите города Саньцзян, Хунхэ, остров Багуа и национальный парк озера Синкай, природные заповедники провинции Хэйлунцзян активно сотрудничают с Россией. Национальный природный заповедник Саньцзян подписал соглашение с Хабаровском и Еврейской автономной областью — вместе они будут защищать природную среду между рекой Усури и Хэйлунцзянским речным бассейном. Национальный природный заповедник Хунхэ способствует китайско-российскому экологическому сотрудничеству в рамках проекта «Водно-болотные угодья» и выполняет задачу сохранения биоразнообразия в охраняемых областях [7]. Две страны могут продолжать расширять свое сотрудничество в области тестирования, научных исследований, рекламы, сохранения природных ресурсов, экотуризма, трансграничных природных заповедников и т. д.

Таким образом, Китай и Россия привержены поддержанию региональной безопасности и содействию региональному развитию. Охрана окружающей среды должна являться одним из ключевых направлений сотрудничества между двумя странами. Некоторые значительные результаты уже достигнуты в сфере охраны трансграничных водных ресурсов, создания трансграничных природных заповедников и обеспечения сохранения биоразнообразия, например, создано двенадцать трансграничных охраняемых районов.

Конечно, все еще существует множество проблем, которые необходимо решить, таких как отсутствие единой информационной платформы и платформы надзора, соответствующих баз данных, защита редких видов животных и растений.

Подводя итог, мы считаем, что, хотя сотрудничество между Китаем и Россией в сфере в области охраны окружающей среды не так тесно, как в их экономическом сотрудничестве, в последние годы достигнут определенный прогресс. В обеих странах растет осознание того, что это сотрудничество является взаимовыгодным.

За последние годы, благодаря совместным усилиям, Китай и Россия достигли неплохих результатов в области улучшения экологии и охраны окружающей среды в обеих странах. Дальнейшее укрепление международного сотрудничества в этой области имеет важное и положительное значение для всестороннего развития обеих стран.

Литература:

  1. Китай и Россия подписали документ о совместном мониторинге воды // Ведомости — 01.06.2006 // URL: https://www.vedomosti.ru/library/news/2006/06/01/kitaj-i-rossiya-podpisali-dokument-osovmestnom-monitoringe-vody (дата обращения: 24.03.18)
  2. Максимова, А. В. (2016) Российско-китайское экологическое сотрудничество как фактор экономического развития // Всероссийская научно-практическая конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая», 2016 г. — 14 с.
  3. Текст соглашения между Россией и Китаем о сотрудничестве в области использования и охраны трансграничных вод согласован и направлен в заинтересованные ведомства РФ и КНР // URL: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=16378&sphrase_id=288495 (дата обращения: 24.03.18)
  4. Wu, J., & Tal, A. (2018). From Pollution Charge to Environmental Protection Tax: A Comparative Analysis of the Potential and Limitations of China’s New Environmental Policy Initiative. Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice, 20(2), 223–236.
  5. 云影С. (2018). 何芳,中俄生态现状与前景分析 合作。 东北亚经济研究,6,46。
  6. 何,D.M.,刘, C.M.,冯,Y.,胡,J.M.,季,X.,李,Y.G. (2014). 进展展望 中国的国际河流研究人员。 Acta Geographica Sinica,69(9),1284–1294。
  7. Jiang, B.L., Geng, L.H., Shen, F.X., Tian,Y., &Chen, Y.W. (2011). — 跨界的内涵 河流安全。 水利科技与经济,17(12),25–27.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, окружающая среда, проблема, область, охрана, сотрудничество, устойчивое развитие, общая площадь, природная среда.


Похожие статьи

Китай и Россия в международной системе обеспечения охраны...

Россия, как непосредственный сосед и один из партнеров Китая, крайне заинтересована в осуществлении совместных мер по защите окружающей среды и проведении природоохранных мероприятий межгосударственного уровня.

Партнёрские отношения в международной системе...

По окончании пленарного заседания 14-й Подкомиссии по охране окружающей среды подписан протокол о готовности сторон взаимодействовать в реализации экологических проектов, затрагивающих интересы России и Китая.

Изменения в землепользовании в Китае за последние 100 лет

Землепользование в Китае претерпело множество изменений за последние 100 лет в результате значительных преобразований, вызванных природными и антропогенными факторами и их воздействием на региональный климат и окружающую среду.

Экологическая политика руководства КНР в конце XX в. — начале...

Помимо этого, в конце XX в. также был принят «Закон КНР об охране окружающей среды морей и океанов». Этот документ является основным законодательным актом по охране морской среды в стране.

Роль международного сотрудничества в области охраны...

Россия принимает активное участие в сотрудничестве по охране окружающей среды, направляет усилия на повышение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.

Институциональное оформление внутренней экологической...

окружающая среда, устойчивое развитие, экономический рост, Мировой океан, природная среда, экономическое развитие, экологический ущерб, экономико-экологическая проблема, быстрое развитие экономики...

Сравнительный анализ экологического законодательства России...

окружающая среда, КНР, Китай, природоресурсное законодательство, рациональное использование, Российская Федерация, Россия, сельское хозяйство, экологическая безопасность, экологическое законодательство.

Экологические проблемы благополучия в Китае

На здоровье человека влияет, в том числе, и состояние окружающей среды, в которой люди живут. Поэтому экологические проблемы и благополучие человека неотделимы. Быстрое экономическое развитие принесло и проблемы экологии.

Новые энергетические технологии как основа защиты...

Изменение отношения китайского руководства к проблеме охраны окружающей среды мотивируется прагматичными соображениями — экономическими и политическими. Деградация окружающей среды может ослабить экономическую основу существующей политической...

Похожие статьи

Китай и Россия в международной системе обеспечения охраны...

Россия, как непосредственный сосед и один из партнеров Китая, крайне заинтересована в осуществлении совместных мер по защите окружающей среды и проведении природоохранных мероприятий межгосударственного уровня.

Партнёрские отношения в международной системе...

По окончании пленарного заседания 14-й Подкомиссии по охране окружающей среды подписан протокол о готовности сторон взаимодействовать в реализации экологических проектов, затрагивающих интересы России и Китая.

Изменения в землепользовании в Китае за последние 100 лет

Землепользование в Китае претерпело множество изменений за последние 100 лет в результате значительных преобразований, вызванных природными и антропогенными факторами и их воздействием на региональный климат и окружающую среду.

Экологическая политика руководства КНР в конце XX в. — начале...

Помимо этого, в конце XX в. также был принят «Закон КНР об охране окружающей среды морей и океанов». Этот документ является основным законодательным актом по охране морской среды в стране.

Роль международного сотрудничества в области охраны...

Россия принимает активное участие в сотрудничестве по охране окружающей среды, направляет усилия на повышение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.

Институциональное оформление внутренней экологической...

окружающая среда, устойчивое развитие, экономический рост, Мировой океан, природная среда, экономическое развитие, экологический ущерб, экономико-экологическая проблема, быстрое развитие экономики...

Сравнительный анализ экологического законодательства России...

окружающая среда, КНР, Китай, природоресурсное законодательство, рациональное использование, Российская Федерация, Россия, сельское хозяйство, экологическая безопасность, экологическое законодательство.

Экологические проблемы благополучия в Китае

На здоровье человека влияет, в том числе, и состояние окружающей среды, в которой люди живут. Поэтому экологические проблемы и благополучие человека неотделимы. Быстрое экономическое развитие принесло и проблемы экологии.

Новые энергетические технологии как основа защиты...

Изменение отношения китайского руководства к проблеме охраны окружающей среды мотивируется прагматичными соображениями — экономическими и политическими. Деградация окружающей среды может ослабить экономическую основу существующей политической...

Задать вопрос