О повышении эффективности предостережения о недопустимости нарушения закона как средства прокурорского реагирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.09.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Кадышев, Р. С. О повышении эффективности предостережения о недопустимости нарушения закона как средства прокурорского реагирования / Р. С. Кадышев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105744/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор исследует эффективность применения предостережения о недопустимости закона как средства прокурорского реагирования и возможных путей повышения его эффективности.

Ключевые слова: прокурор, предостережение, закон.

В настоящее время прокуроры Российской Федерации, а также помощники прокуроров Российской Федерации обладают рядом полномочий, к которым, Федеральным законом от 17.01. 1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» относится следующие:

Во-первых, протест прокурора, данное полномочие представляет собой указание на несоответствие принимаемого правового акта закону.

Во-вторых, представление прокурора, данное полномочие представляет собой средство прокурорского реагирования, направленное на устранение нарушения закона.

В-третьих, постановление прокурора, данное полномочие представляет собой, средство прокурорского реагирования, направленное на восстановление социальной справедливости по средствам возбуждения административного дела.

В-четвертых, предостережение о недопустимости нарушения закона, данное полномочие представляет собой предупреждение лица о не совершении возможного правонарушения.

Из всех представленных в законе средств прокурорского реагирования только предостережение о недопустимости нарушения закона является средством предупреждения правонарушения. При этом возникают вопросы об эффективности данного средства прокурорского реагирования. Не секрет, что предупрежденное правонарушение в любой ситуации лучше, чем своевременная реакция на уже совершенное правонарушение.

Упомянутый выше, Федеральный закон от 17.01. 1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») определяет предостережение о недопустимости нарушения закона следующим образом: «В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона». [4]

При этом предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона по своей сути является простым предупреждении лица о не совершении возможного правонарушения и не предусматривает самостоятельной ответственности за неисполнение предостережения о недопустимости нарушения закона, а наказывается лишь в рамках общего не выполнения требований прокурора и только за «умышленное невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом <...>» [2]. Данная ответственность выражается в денежных взысканиях для граждан максимально 1500 рублей, для должностных лиц 3000 рублей, а также, как альтернатива, дисквалификацией на срок от 6 месяцев до 1 год, для юридических лиц максимально до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При анализе представленного материала, с учетом данных о среднемесячной номинальной заработной плате в 70000 рублей, представленных на сайте Росстата, можно сделать вывод о том, что лишь часть возможной ответственности при применении к должностному лицу и юридическому лицу, а именно, в виде дисквалификации и приостановлении деятельности является действенными и справедливыми. В отношении денежных взысканий, к гражданам, должностным и юридическим лицам суммы, обозначенные в законе вызывают сильное сомнение в связи с тем, что сумма взыскания объективно является небольшой, и даже с учетом теоретического уменьшения номинальной заработной платы вдвое, то есть до 35000 рублей. Что, в свою очередь, не позволяет восстановить социальную справедливость, как представление граждан о законности в целом. А в свете того, что предостережение прокурора о недопустимости закона применяется и в случаях, когда имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях экстремистской направленности, некоторые из которых отнесены уголовным законодательством Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких, такие суммы денежных взысканий кажутся смехотворными. При этом неисполнение предостережения о недопустимости нарушения закона не порождает никаких отрицательных правовых последствий помимо ответственности предусмотренной статьей 17.1 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее — КоАП РФ).

Кроме того, стоит обратить внимание на то, что в случаях нарушения лицом закона, к примеру совершения уголовного преступления, после того как данному лицу было вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона, сам факт предостережения, прямо законодателем, в правоприменительной деятельности, кроме учета в статистике органов прокураты, не учитывается, а может входить лишь в обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, при том условии, что следователь отнесет ранее вынесенное предостережение о недопустимости нарушения закона к таковым, что также вызывает сомнения.

Таким образом, суд при разрешении дела по существу может не получить полной картины о личности преступника, а соответственно и о его общественной опасности, тем самым суд может вынести несправедливо мягкое наказание, несоразмерное тяжести совершенного деяния. А это, в свою очередь, нарушает основополагающие принципы судебной системы, к которым относится, к примеру такой принцип как справедливость судебного разбирательства. Из чего можно сделать вывод о том, что неэффективность, ввиду мягкости наказания, и отсутствие прямо предусмотренного учета вынесенного предостережения о недопустимости нарушения закона после совершения правонарушения не только создает затруднения для эффективной деятельности прокуроров, но и подрывает представление граждан о справедливости действующего законодательства и судебной системы на территории Российской Федерации, что в правовом государстве, которым является Российская Федерация недопустимо.

Для решения данной проблемы, то есть для увеличения эффективности предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона, а также для развития общественного правосознания, укрепления убеждения о справедливости и законности действующего правопорядка необходимо предпринять ряд действий, направленных на решение указанной проблемы. К таким действиям можно отнести следующие:

Во-первых, внесение изменений в санкцию статьи 17.1 КоАП РФ, связанных с увеличением денежных штрафов, путем изменения нижнего и верхнего лимита денежного взыскания. Для граждан от 3000 рублей до 5000 рублей, для должностных лиц от 5000 до 10000 рублей и для юридических лиц от 50000 до 250000 рублей. Тем самым законодатель бы укрепил веру граждан в непоколебимости закона и справедливости, увеличил превентивное воздействие, в частности общую превенцию правонарушений, а также увеличил бы денежные поступления, которые в последующем могли бы быть направлены на постановление последствий неисполнения предостережения о недопустимости нарушения закона.

Во-вторых, внесение изменений в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ, расширив перечень отягчающих обстоятельств добавив в него такое обстоятельство как: «Совершение лицом преступления несмотря на ранее вынесенное предостережение о недопустимости нарушения закона». Тем самым, законодатель мог бы подчеркнуть общественную опасность такого лица, к которому до совершения преступления уже был применен метод убеждения в виде предостережения о недопустимости нарушения закона. А также дополнительно обеспечил соблюдение принципов судебной системы.

Литература:

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 6 3-ФЗ. — Текст: электронный // https://www.consultant.ru/: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/31577810105ef97a75f2f49154b1a1d3803ffe52/ (дата обращения: 16.08.2023).
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ. — Текст: электронный // https://www.consultant.ru/: [сайт].—URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/097740a9818bdc1b78ca62de6ded9d3795440b24/ (дата обращения: 14.08.2023).
  3. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ. — Текст: электронный // https://www.consultant.ru/: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 16.08.2023).
  4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1. — Текст: электронный // https://www.consultant.ru/: [сайт]. —URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/6b4986929aa905d89a349e24b274efdc443735a7/ (дата обращения: 14.08.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): недопустимость нарушения, Российская Федерация, прокурорское реагирование, вынесенное предостережение, лицо, рубль, судебная система, возможное правонарушение, общественная опасность, социальная справедливость.


Похожие статьи

Предостережение о недопустимости нарушения закона как...

Предостережение о недопустимости нарушения закона имеет целенаправленный профилактический характер, поскольку прокурор, применяя его «уберегает» потенциальных правонарушителей от незаконных действий.

Актуальные вопросы внесения предостережения органами...

В данной статье рассмотрены проблемные аспекты деятельности прокуратуры в вопросе снесения такого акта прокурорского реагирования, как предостережение, раскрыта его важность для деятельности.

К вопросу о понятии акта прокурорского реагирования

Законодатель в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — закон о прокуратуре) [2] наделяет прокурора правом на внесение ряда актов прокурорского реагирования, но не раскрывает их понятие, признаки.

Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора...

Представление является универсальным актом прокурорского реагирования, позволяющим ставить различные вопросы, направленные как на устранение и предупреждение нарушений законодательства, так и на привлечение к ответственности виновных лиц.

К вопросу о соотношении мер и актов прокурорского...

В статье автор определяет основные черты актов прокурорского реагирования, дает определение актам и мерам прокурорского реагирования, По результатам исследования автор предлагает соотносить указанные понятия как часть и целое.

Проблематика осуществления производства по делам об...

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает правила возбуждения дел об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Социально-правовые аспекты общей теории правонарушений

Ю. А. Денисов считает, что «правонарушением является общественно опасное виновное деянии, противоречащее нормам нрава, за совершение которого предусматривается правовая ответственность» [4, с.56].

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской...

РФ, Конституция РФ, прокурорский надзор, физическое лицо, возбуждение дел, лицо, прокурор, административное правонарушение, осуществление надзора, Российская Федерация.

О некоторых проблемах классификации административных...

В статье анализируются проблемы понятия административного правонарушения и его видов при реформировании административного законодательства и создания нового Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, предложены варианты...

О практике применения ст. 5. 57 Кодекса Российской Федерации...

Ключевые слова: образование, административно-правовые нарушения, проступок, административная ответственность. Право на образование закрепляется и гарантируется Конституцией РФ, и, одновременно, является предметом прокурорского надзора.

Похожие статьи

Предостережение о недопустимости нарушения закона как...

Предостережение о недопустимости нарушения закона имеет целенаправленный профилактический характер, поскольку прокурор, применяя его «уберегает» потенциальных правонарушителей от незаконных действий.

Актуальные вопросы внесения предостережения органами...

В данной статье рассмотрены проблемные аспекты деятельности прокуратуры в вопросе снесения такого акта прокурорского реагирования, как предостережение, раскрыта его важность для деятельности.

К вопросу о понятии акта прокурорского реагирования

Законодатель в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — закон о прокуратуре) [2] наделяет прокурора правом на внесение ряда актов прокурорского реагирования, но не раскрывает их понятие, признаки.

Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора...

Представление является универсальным актом прокурорского реагирования, позволяющим ставить различные вопросы, направленные как на устранение и предупреждение нарушений законодательства, так и на привлечение к ответственности виновных лиц.

К вопросу о соотношении мер и актов прокурорского...

В статье автор определяет основные черты актов прокурорского реагирования, дает определение актам и мерам прокурорского реагирования, По результатам исследования автор предлагает соотносить указанные понятия как часть и целое.

Проблематика осуществления производства по делам об...

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает правила возбуждения дел об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Социально-правовые аспекты общей теории правонарушений

Ю. А. Денисов считает, что «правонарушением является общественно опасное виновное деянии, противоречащее нормам нрава, за совершение которого предусматривается правовая ответственность» [4, с.56].

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской...

РФ, Конституция РФ, прокурорский надзор, физическое лицо, возбуждение дел, лицо, прокурор, административное правонарушение, осуществление надзора, Российская Федерация.

О некоторых проблемах классификации административных...

В статье анализируются проблемы понятия административного правонарушения и его видов при реформировании административного законодательства и создания нового Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, предложены варианты...

О практике применения ст. 5. 57 Кодекса Российской Федерации...

Ключевые слова: образование, административно-правовые нарушения, проступок, административная ответственность. Право на образование закрепляется и гарантируется Конституцией РФ, и, одновременно, является предметом прокурорского надзора.

Задать вопрос