Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 04.09.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Солоницын, А. А. Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки / А. А. Солоницын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 47-48. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105743/ (дата обращения: 04.05.2024).



Исследование понятия конкурентоспособности бизнеса, а также изучены факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности предприятия как отдельного субъекта экономики РФ. Анализ самых распространённых методов оценки конкурентоспособности бизнеса.

Создание конкурентного бизнеса — это фундамент устойчивого развития государства. Эффективное функционирование и развитие сильных сторон каждого субъекта экономики является первоочередной задачей экономической безопасности страны. При этом, конкурентоспособность — это двигатель развития не только экономики страны, но и каждого отдельного предприятия в частности. Именно поэтому в условиях высокой конкуренции на рынке каждая компания для сохранения лидирующих позиций уделяет большое внимание современным методам оценки конкурентоспособности, обеспечивая тем самым максимальное удовлетворение потребностей целевой аудитории.

При углубленной изучении понятия конкурентоспособности чаще всего понимают умение конкурировать, постоянное развитие и совершенствование технологий (услуг, сервиса и т. п.). В более обобщенном виде конкурентоспособность — это умение предприятия «выживать» в рыночных отношениях.

В середине 20 века научное экономическое сообщество сошлось в постулате существования четырех базовых моделей конкуренции на рынке: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Рассмотрим данные виды моделей по отдельности.

  1. Совершенная конкуренция (свободная конкуренция) — это рынок, на котором покупатели и продавцы работают в условиях конкуренции. Представители рынка предполагают, что цена на рынке задана и любые действия этого не изменят.
  2. Чистая монополия — это ситуация на рынке, характеризующееся наличием одного единственного продавца (патентные права, уникальность продукции, привилегии и т. п.).
  3. Монополистическая конкуренция — вид рыночной ситуации, при которой обладающий рыночной властью продавец конкурируют за объем продаж дифференцированного продукта.
  4. Олигополия — это тип рыночной конкуренции (несовершенной), в которой доминирует очень малое количество организаций.

На сегодняшний день большинство компаний используют методы оценки конкурентоспособности, поскольку именно эти исследования дают четкое определение положения предприятия на рынке сбыта. Современной наукой разработаны различные методы определения конкурентоспособности организации. Рассмотрим самые популярные методы по отдельности.

Матрица BCG строится на основе статистических данных доли рынка, занимаемый данной компанией, и темпов роста рынка. Данная модель построена на предположениях: высокий уровень возможностей для роста бизнеса обеспечивается высокой динамикой рынка; сильная позиция на рынке обеспечивается за счет более высокой доли рынка. Горизонтальная ось графика отображает показатель относительной доли рынка. Относительная доля рынка вычисляется как отношение собственных продаж к продажам сильнейшего конкурента, при показателе 1 собственные продажи равны продажам лидера продаж. Вертикальная ось отражает темпы роста рынка, при этом минимальное значение может быть отрицательным. Далее по каждому продукту находится пересечение осей и рисуется круг (площадь круга — доля продукта в объемах продаж компании).

Матрица Мак-Кинси определяет конкурентоспособность предприятия и полезную стратегию для данного предприятия (отвечает на вопрос: «какие продукты следует развивать?»). Данная матрица похожа на матрицу BCG, усложняется матрица введением дополнительных факторов. Для сравнительного анализа модель Мак-Кинси состоит из 9 ячеек, в которой каждый бренд (товар, услуга) занимает свое место согласно своей привлекательности рынка и конкурентоспособности.

SWOT-анализ — это метод оценки конкурентоспособности, основанный на выявлении факторов внешней и внутренней среды исследуемой организации, а также разделении на 4 категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Первые две категории являются факторами внутренней среды, последние два факторы внешней среды.

Безусловно, для крупных игроков, а именно, для ведущих холдингов, производителей государственного уровня, необходимо проводить целый ряд исследований для разработки конкурентоспособности. Для малого предприятия, представленного узкой линейкой товаров и услуг, необходимо применять методы, рассмотренные выше.

В заключении отметим, что интегральный показатель конкурентоспособности предприятия представляет собой уровень организованности и четкого выполнения коммерческих функций предприятием (в сфере услуг), а также оценка фактического и потенциального уровня роста по сравнению с представленными аналогами на рынке. Самыми популярными методами оценки конкурентоспособности являются методы:

  1. Матрица BCG
  2. Матрица Мак-Кинси
  3. SWOT-анализ.

Литература:

1. Рубцова, Н. В. Анализ рыночных возможностей: учебное пособие/ Н. В. Рубцова. — М.:Юрайт, 2022. -175с.

2. Прохорова В. В. Субрегиональные структуры территориальной экономической системы // Вестник Адыгейского Университета. — Серия 5: Экономика. — 2010. — № 4. — С.87–91.

3. Воронов Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий. Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 5. — С.92–102.

4. Круглик В. М. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие — Минск: ИНФРФ-М, 2013. — 285с.

Основные термины (генерируются автоматически): BCG, внутренняя среда, матрица, метод оценки конкурентоспособности, монополистическая конкуренция, относительная доля рынка, рынок, совершенная конкуренция, чистая монополия.


Похожие статьи

Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки

Матрица BCG строится на основе доли рынка компании и темпов роста рынка. Эта модель была основана на следующих предположениях: более высокая динамика рынка обеспечивает больше возможностей для роста бизнеса; большая доля рынка указывает на сильную позицию.

Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке

В статье обозначено понятие конкуренции, а также значение уровня конкуренции. Указан принцип расчета уровня конкуренции. Представлен обзор следующих методов и методик: оценки уровня конкуренции: метод оценки конкурентоспособности отрасли Р.А...

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Сущность оценивания состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали — относительная доля предприятия на рынке.

Методы оценки конкурентоспособности организации

Матричные методы: являются простыми методами оценки конкурентоспособности, дают наглядную информацию т. к. все оценки производятся в системе координат (ось абсцисс — темп роста/сокращение объема продаж; ось ординат — относительная доля рынка).

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического...

Интегрированный анализ внешней и внутренней среды. Матрица Ансоффа «продукт-рынок». Матрица BCG или матрица «рост — доли рынка» (матрица Boston Consulting Group (Бостонская консалтинговая группа, или БКГ)).

Оценка конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале...

Конкурентоспособность фирмы — понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента — нет.

Использование методик оценки стратегического положения...

Поэтому при разработке стратегии рекомендуется использовать матрицу Boston Consulting Group (BCG). В соответствии с этими методиками все бизнесы компании позиционируются в координатах «привлекательность рынка» и «конкурентный статус компании на этом рынке».

Методический инструментарий исследования...

Дальнейшее использование операционного метода основывается на использовании экспертного подхода к оценке текущей и будущей конкурентоспособности организации по отдельным видам осуществляемых операций.

Стратегический анализ предприятия по бизнес-сегментам...

Анализ состояния строительного рынка Калининградской области в сегменте рынка жилья. рынок, конкурентная среда, монополистическая конкуренция, компания, товар, фирма, метод оценки.

Похожие статьи

Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки

Матрица BCG строится на основе доли рынка компании и темпов роста рынка. Эта модель была основана на следующих предположениях: более высокая динамика рынка обеспечивает больше возможностей для роста бизнеса; большая доля рынка указывает на сильную позицию.

Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке

В статье обозначено понятие конкуренции, а также значение уровня конкуренции. Указан принцип расчета уровня конкуренции. Представлен обзор следующих методов и методик: оценки уровня конкуренции: метод оценки конкурентоспособности отрасли Р.А...

Методы оценки конкурентоспособности | Статья в журнале...

Сущность оценивания состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали — относительная доля предприятия на рынке.

Методы оценки конкурентоспособности организации

Матричные методы: являются простыми методами оценки конкурентоспособности, дают наглядную информацию т. к. все оценки производятся в системе координат (ось абсцисс — темп роста/сокращение объема продаж; ось ординат — относительная доля рынка).

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического...

Интегрированный анализ внешней и внутренней среды. Матрица Ансоффа «продукт-рынок». Матрица BCG или матрица «рост — доли рынка» (матрица Boston Consulting Group (Бостонская консалтинговая группа, или БКГ)).

Оценка конкурентоспособности предприятия | Статья в журнале...

Конкурентоспособность фирмы — понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента — нет.

Использование методик оценки стратегического положения...

Поэтому при разработке стратегии рекомендуется использовать матрицу Boston Consulting Group (BCG). В соответствии с этими методиками все бизнесы компании позиционируются в координатах «привлекательность рынка» и «конкурентный статус компании на этом рынке».

Методический инструментарий исследования...

Дальнейшее использование операционного метода основывается на использовании экспертного подхода к оценке текущей и будущей конкурентоспособности организации по отдельным видам осуществляемых операций.

Стратегический анализ предприятия по бизнес-сегментам...

Анализ состояния строительного рынка Калининградской области в сегменте рынка жилья. рынок, конкурентная среда, монополистическая конкуренция, компания, товар, фирма, метод оценки.

Задать вопрос