Прокурорский надзор за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации в условиях цифровизации электорального процесса: актуальные проблемы и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 27.08.2023

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Нырова, Т. А. Прокурорский надзор за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации в условиях цифровизации электорального процесса: актуальные проблемы и пути их решения / Т. А. Нырова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105672/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются особенности прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав граждан РФ в свете цифровизации электорального процесса. Автором выявлены наиболее актуальные правовые пробелы, препятствующие эффективной реализации прокурорского надзора в данной сфере. Как следствие, предлагается несколько направлений по совершенствованию действующего законодательства, которые будут способствовать соблюдению законности избирательного процесса в условиях виртуального пространства.

Ключевые слова: избирательные права, прокурорский надзор, выборы, голосование, ДЭГ.

Особое место в системе конституционных прав занимают избирательные права граждан. Для их практического воплощения на государственном уровне установлены определенные механизмы. Одним из таковых выступает прокурорский надзор за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Ежегодно органами прокуратуры РФ выявляется достаточно существенное количество нарушений в данной сфере. Как следствие, переоценить значение такой прокурорской деятельности весьма сложно. Вместе с тем, правовое регулирование прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России не лишено недостатков. В связи с изложенным, выбранная тема для научной статьи представляется актуальной и востребованной для исследования как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Так, правовое регулирование прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ в нынешнее время осуществляется комплексом нормативных правовых актов. Особое значение имеют положения таких законов как Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [6], регулирующий не только правовое положение органов прокуратуры РФ, но и устанавливающий возможность реализации прокурорского надзора в исследуемой сфере, и Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [5], выступающий базовым нормативным правовым актом, которым раскрываются основные права и гарантии субъектов избирательного процесса. Более того, в данной сфере действуют и акты, принятые органами прокуратуры РФ в рамках своих полномочий (например, Письмо Генпрокуратуры РФ от 22.12.2003 № 36–12–03 «О Методических рекомендациях «Осуществление прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав граждан», которое является залогом осуществления единого порядка прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав граждан на всей территории РФ). Вместе с тем, правовая регламентация прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ имеет некоторые недостатки.

Анализ практики, которая демонстрирует реализацию органами прокуратуры РФ своих полномочий в исследуемой сфере, свидетельствует о том, что нарушения законодательства, действующего в рамках избирательного процесса, совершаются фактически всеми участниками и на всех стадиях (например, в рамках формирования списков избирателей, избирательных участков и комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов на выборные должности, финансирования расходов на подготовку и проведение выборов, предвыборной агитации и т. д.). При этом непосредственно в день выборов достаточно часто встречаются такие нарушения как фальсификация избирательных бюллетеней, несоблюдение прав наблюдателей и др. [1, c. 23] Особенно актуально стало говорить о росте подобных нарушений в связи с цифровизацией избирательного процесса. Указанное обстоятельство, в свою очередь, актуализирует и проблему реализации прокурорского надзора в связи с затрудненностью в целом осуществления контроля за процессом выборов, которые проходят в рамках электронного пространства.

Так, законодатель наделил правом наблюдения за процессом дистанционного электронного голосования с помощью специального программного обеспечения только ограниченный круг субъектов, в который органы прокуратуры РФ фактически не входят. Наблюдатели имеют специальные права, связанные, например, с возможностью ознакомления со списками участников ДЭГ и получения цепочек блоков информации распределенной базы данных, содержащей результаты волеизъявления участников ДЭГ и данные о его итогах [2, c. 32]. Данные права имеют концептуальное значение для соблюдения законности избирательного процесса. Как следствие, на наш взгляд, таким правом наблюдения за процессом дистанционного электронного голосования следует наделить и органы прокуратуры РФ путем дополнения п. 10.2 Постановления Центральной избирательной комиссии от 08.06.2022 № 86/716–8 «О Порядке дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем» [4].

Главным образом необходимость внесения таких изменений связана с тем, что получить информацию о допущенных нарушениях в ходе ДЭГ органы прокуратуры РФ могут только посредством обращения граждан или же сообщений избирательных комиссий, что на практике встречается довольно редко. Вместе с тем, сам анализ практики правоприменения свидетельствует о том, что нарушений прав граждан в рамках ДЭГ совершается достаточно много, однако заявители сталкиваются с трудностями при защите своих прав и доказывании незаконности проведенного ДЭГ [3]. Как следствие, имеется необходимость в более оперативном получении информации о процессе ДЭГ и его результатах непосредственно органами прокуратуры РФ. В свою очередь, возможность осуществления надзора в данной сфере позволит извлечь все преимущества информатизации электорального процесса. При этом реализация прав и гарантий субъектов избирательного процесса будет в полной мере обеспечена органами прокуратуры РФ, которые смогут более своевременно выявлять и пресекать нарушения законодательства о выборах.

Кроме того, с учетом специфики проведения ДЭГ, представляется важным актуализировать методику проведения прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В данной связи представляется целесообразным принятие новых методических рекомендаций, которые будут устанавливать особенности осуществления прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав граждан в свете использования ДЭГ.

Предлагаем дополнить и Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самостоятельной главой, которая будет посвящена конкретизации в целом специальных полномочий прокурора в сфере выборов.

Таким образом, важное значение для реализации избирательных прав граждан РФ в соответствии с нормами закона занимает такая мера как прокурорский надзор. Однако его практическое воплощение на сегодняшний день имеет ряд проблем. Так, особую проблематику вызывает реализация прокурорского надзора в свете цифровизации избирательного процесса. В данном случае речь идет о ДЭГ. Проведенный анализ позволил выявить пробелы в правовом регулировании, которые мы предлагаем восполнить посредством внедрения следующих направлений:

1) Необходимо дополнить п. 10.2 Постановления Центральной избирательной комиссии от 08.06.2022 № 86/716–8 таким субъектом как органы прокуратуры РФ;

2) Представляется целесообразным принятие обновленных методических рекомендаций, посвященных прокурорскому надзору за соблюдением избирательных прав граждан в рамках ДЭГ;

3) Предлагаем дополнить Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» специальной главой, которая урегулирует специальные полномочий органов прокуратуры РФ по обеспечению законности в избирательном процессе.

Предложенные направления, на наш взгляд, имеют особую теоретическую и практическую ценность, поэтому могут быть успешно внедрены в законотворческий процесс и практику правоприменения.

Литература:

  1. Гальченко А. И. Осуществление прокурорской деятельности по защите избирательных прав граждан // Научный поиск. — 2017. — № 4.1. — С. 21–25.
  2. Зуев Р. О. Прокуроский надзор за исполнением законодательства о выборах и референдуме в свете информатизации электоральных процессов: проблемы и перспективы // Сфера права. — 2022. — № 2. — С. 27–36.
  3. Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.07.2022 № 88а-15046/2022 // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Постановление ЦИК России от 08.06.2022 № 86/716–8 «О Порядке дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем» // Вестник ЦИК России. № 5. 2022.
  5. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 29.05.2023) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  6. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, избирательный процесс, орган прокуратуры РФ, Российская Федерация, референдум граждан, дистанционное электронное голосование, правовое регулирование, соблюдение, участие, Центральная избирательная комиссия.


Похожие статьи

Дистанционное электронное голосование в Российской...

 Статья рассматривает сущность, принципы и современное состояние дистанционного электронного голосования в России. Проанализировано нормативно-правовое регулирование дистанционного электронного голосования.

Дистанционное электронное голосование как важнейший шаг...

В каждом одномандатном избирательном округе, отобранном для проведения эксперимента, Московская городская избирательная комиссия формирует участковую избирательную комиссию по дистанционному электронному голосованию.

Правовое регулирование электронной демократии: проблемы...

Во-первых, регламентирующие процесс обращений и запросов граждан и организаций в органы власти посредством информационных телекоммуникаций, в частности интернет. Именно данный блок отношений определяется также понятием» электронное правительство».

Конституционно-правовые основы применения цифровых...

Говоря о цифровых технологиях в рамках избирательной кампании, речь идет о Государственной автоматизированной системе «Выборы» (ГАС «Выборы») и проводящемся на ее основе Дистанционном электронном голосовании (ДЭГ).

Цифровые технологии в избирательном процессе России

Ключевые слова: избирательный процесс, выборы, электронное голосование, блокчейн. Сегодня обеспечение прозрачности выборов, а также их демократизация являются важным аспектом в избирательном процессе.

Голосование с помощью электронных средств

Предоставляя гражданам возможность в усовершенствовании избирательного процесса, путем упрощения голосования с помощью электронных средств, законодатель укрепит легитимность власти, лояльность граждан и оппозиции.

Основные негативные факторы распространения дистанционного...

По данному вопросу Центральной избирательной комиссией Российской Федерации было проведено тщательно разбирательство, так как практика двойного голосования может существенно дискредитировать дистанционное электронное голосование.

Правовой аспект процедуры голосования как составной части...

Рассматривая голосование как стадию избирательного процесса, нельзя не остановить внимание на правовой природе участия граждан в голосования. Участие гражданина и наличие политико-юридической связи с государством находится в диалектической связи.

Практика применения электронного голосования в европейских...

К ним относится электронная система автоматического подсчета голосов с помощью оптических сканеров, компьютеры для голосования, которые находятся непосредственно на территории избирательного участка и непосредственно дистанционное электронное голосование.

Электронное голосование: правовая и доктринальная...

Полагаем, что данная формулировка не отражает в полной мере сути рассматриваемого явления, поскольку дистанционное голосование является видовым, более узким понятием по отношению к родовому, более широкому понятию электронного голосования.

Похожие статьи

Дистанционное электронное голосование в Российской...

 Статья рассматривает сущность, принципы и современное состояние дистанционного электронного голосования в России. Проанализировано нормативно-правовое регулирование дистанционного электронного голосования.

Дистанционное электронное голосование как важнейший шаг...

В каждом одномандатном избирательном округе, отобранном для проведения эксперимента, Московская городская избирательная комиссия формирует участковую избирательную комиссию по дистанционному электронному голосованию.

Правовое регулирование электронной демократии: проблемы...

Во-первых, регламентирующие процесс обращений и запросов граждан и организаций в органы власти посредством информационных телекоммуникаций, в частности интернет. Именно данный блок отношений определяется также понятием» электронное правительство».

Конституционно-правовые основы применения цифровых...

Говоря о цифровых технологиях в рамках избирательной кампании, речь идет о Государственной автоматизированной системе «Выборы» (ГАС «Выборы») и проводящемся на ее основе Дистанционном электронном голосовании (ДЭГ).

Цифровые технологии в избирательном процессе России

Ключевые слова: избирательный процесс, выборы, электронное голосование, блокчейн. Сегодня обеспечение прозрачности выборов, а также их демократизация являются важным аспектом в избирательном процессе.

Голосование с помощью электронных средств

Предоставляя гражданам возможность в усовершенствовании избирательного процесса, путем упрощения голосования с помощью электронных средств, законодатель укрепит легитимность власти, лояльность граждан и оппозиции.

Основные негативные факторы распространения дистанционного...

По данному вопросу Центральной избирательной комиссией Российской Федерации было проведено тщательно разбирательство, так как практика двойного голосования может существенно дискредитировать дистанционное электронное голосование.

Правовой аспект процедуры голосования как составной части...

Рассматривая голосование как стадию избирательного процесса, нельзя не остановить внимание на правовой природе участия граждан в голосования. Участие гражданина и наличие политико-юридической связи с государством находится в диалектической связи.

Практика применения электронного голосования в европейских...

К ним относится электронная система автоматического подсчета голосов с помощью оптических сканеров, компьютеры для голосования, которые находятся непосредственно на территории избирательного участка и непосредственно дистанционное электронное голосование.

Электронное голосование: правовая и доктринальная...

Полагаем, что данная формулировка не отражает в полной мере сути рассматриваемого явления, поскольку дистанционное голосование является видовым, более узким понятием по отношению к родовому, более широкому понятию электронного голосования.

Задать вопрос