Правовое регулирование электронной демократии: проблемы и пути решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 06.12.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Курилова, Е. П. Правовое регулирование электронной демократии: проблемы и пути решения / Е. П. Курилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86450/ (дата обращения: 27.01.2022).



В рамках настоящей статьи на основании обзора научных статей выявлены проблемы в правовой регламентации электронной демократии. Исходя из выявленных проблем, обозначены направления для развития электронной демократии, которые непосредственно связаны с правовой регламентацией электронного голосования в рамках избирательного процесса и интернет-голосования по общественно значимым вопросам и вопросам местного значения.

Ключевые слова: электронная демократия, интернет-голосование, электронное голосование.

Благодаря достижениям научно-технического прогресса в настоящее время имеет место быть в большинстве стран информационное общество. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни общества, в том числе России. Значение ИТК увеличивается и приобретает особое значение в условиях глобализации и роста риска распространения инфекционных заболеваний.

В научных работах и некоторых нормативных правовых актах все чаше встречаются словосочетания: «электронная демократия» и «электронное правительство», «электронная приемная». В некоторых программных документах российский законодатель предпринимает попытки закрепления дефиниций, связанных с функционированием демократии в электронном информационно-коммуникативном пространстве.

По нашему мнению, наиболее полное определение «электронной демократии» дается Грачевым М. Н., который под ней понимает такой механизм обеспечения политической коммуникации с применением ИКТ, который наиболее полно способствует реализации принципа народовластия и отвечает сложившимся потребностям информационного общества [3].

Нормативно-правовую базу для реализации «электронной демократии» составляют:

международные документы, среди них Хартия глобального информационного общества;

федеральные законы Российской Федерации, в том числе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и т. д.,

Указы Президента РФ, среди них: «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», «Об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию» электронной демократии»;

программные документы, государственные программы и концепции, ФЦП «Электронная Россия», ГП «Информационное общество»;

Постановления Центральной избирательной комиссии РФ («О порядке электронного голосования и использования комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации»).

Исходя из этого, стоит предположить, что электронную демократию составляют нормативные правовые акты, регламентирующие два основных вида общественно-правовых отношений, что позволяет разделить их на блоки:

Во-первых, регламентирующие процесс обращений и запросов граждан и организаций в органы власти посредством информационных телекоммуникаций, в частности интернет. Именно данный блок отношений определяется также понятием» электронное правительство».

В связи с этим проблемы правового регулирования «электронной демократии», связаны с недостатком правовой регламентации алгоритма работы с электронными обращениями.

Наиболее часто в качестве проблемы в данной области указываются, недостаток правовой регламентации идентификации обратившегося лица.

Так, при письменном обращении требуется подпись, а при электронном обращении — нет. Требуется только указание адреса электронного почтового ящика.

В качестве решения данной проблемы некоторыми авторами предлагается законодательное закрепление обязательности цифровой подписи при электронном обращении [5]. Мы разделяем мнения тех, кто считает это излишним, так как для большинства граждан возможности электронного обращения будут закрыты, так как получение и поддержание ЭЦП требует средств.

Осознавая необходимость решения данной проблемы, связанной с идентификацией обратившегося, посредством обращения через Единый портал государственных и муниципальных услуг, который является федеральной государственной информационной системой, личные кабинеты, ведомственные кабинеты, например, Федеральная налоговая служба, ГАС Правосудие.

Во-вторых, электронное голосование в рамках избирательного процесса.

В настоящее время в России законодательно не регламентируется дистанционное электронное голосование в рамках избирательного процесса. Исходя из положений федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», под электронным голосованием понимается голосование без использования бумажного бюллетеня, посредством комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы». Из чего следует, что электронное голосование в настоящее время в России сводится лишь к автоматизации на избирательном участке процедуры подачи голосов и обработки электронных бюллетеней избирателей, с целью сокращения времени на подсчет голосов и исключения субъективного фактора, влияющего на подведение итогов [1, 2].

В настоящее время проводятся тестирования систем дистанционного электронного голосования. Так, например, в ходе тестирования системы дистанционного электронного голосования в 2019 году выявлялись недостатки, в большей части связанные с шифрованием, подмены голоса во время голосования на устройстве избирателя, удостоверением личности голосующего. С целью проверки личности предлагается контрольная процедура выборочного обзвона членами комиссий избирателей.

Предлагается усовершенствование оперативной обработки и ответа на электронные обращения избирателей посредством автоматизированного рабочего места председателя комиссии.

Стоит отметить, что в настоящее время набирает популярность интернет-голосование населения по общественно значимым вопросам, инициируемое государственными и муниципальными органами власти.

Например, сохранение или ликвидация пешеходных переходов, благоустройство территорий, определение транспортных потоков и т. д.

Автором настоящей работы проведен анализ процесса электронного интернет опроса в социальной сети в контакте. Проведя анализ комментариев пользователей, стоит выделить следующие проблемы:

— неправильная постановка вопросов при социологических опросах мнения жителей;

— участие в голосование фейковых страниц, накручивание голосов за нужный вариант ответа для органа власти;

— игнорирование мнения пользователей при принятии решения.

Все это подрывает доверие граждан к органам власти.

Стоит отметить, что вышеуказанный законодатель уже обратил внимание на данную проблему. В начале 2021 года Правительство внесло в Госдуму закон, обязывающий муниципальные власти обеспечить общественное обсуждение вопросов местного самоуправления в Сети [5].

По закону на публичное обсуждение должны выноситься проект устава муниципального образования, проект местного бюджета и отчет о его исполнении, вопросы о преобразовании МО и т. д. Сейчас местные власти должны заблаговременно оповещать жителей о слушаниях, публиковать проекты актов и итоги обсуждений, но каким образом они должны это делать, не конкретизировано.

Законопроект уточняет, что вся эта информация должна быть доступна в интернете — на сайте муниципального образования или региона, а жители должны иметь возможность направлять свои предложения и замечания, участвовать в обсуждении, в том числе через портал Госуслуг или информационную систему градостроительной деятельности.

Законопроект направлен на создание условий активного участия населения в непосредственном осуществлении местного самоуправления, предоставляя гражданам возможность участвовать в публичном слушании и общественном обсуждении в электронной форме.

Таким образом, в современной России «электронная демократия» находится на стадии зарождения. На данном этапе формируется понятийный аппарат в большей части посредством научных дискуссий. Юридическая науке пока не готова предоставить законодателю дефиницию для нормативно-правового закрепления в связи с отсутствием единого мнения на большинство вопросов [7].

В качестве дальнейшего научного обсуждения нами предлагаются следующие базовые определения института электронной демократии, а именно: понятия опрос, публичные обсуждения и дистанционное голосование.

Опрос, как инструмент «электронной демократии», представляет собой изучение общественного мнения органами власти или местного самоуправления по социально-значимым вопросам посредством информационных ресурсов.

Публичные обсуждения, как инструмент «электронной демократии», представляет собой сбор предложений и замечаний органами власти или местного самоуправления по социально-значимым вопросам посредством информационных ресурсов

Дистанционное электронное голосование — процедура избрания, предоставления ответа, на выносимые на голосование вопросы, без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время имеет преимущество взгляд на «электронную демократию» как форму прямой демократии, реализуемую путем использования информационных технологий коммуникации в классические механизмы демократии.

Потенциал «электронной демократии» состоит не только в необходимости создания механизмов общественного контроля над деятельностью органов власти, но механизмов взаимодействия в условиях ограничительных мероприятий, например, пандемии.

Стоит предположить формирование отдельного правового института в рамках административного права, предметом регулирования которого будут выступать общественные отношения по электронному взаимодействию с органами власти. В настоящее время нормативно-правовая база электронного голосования и обращения в России находится в стадии формирования.

Литература:

  1. Антонов Я. В. Электронная демократия как политико-правовой механизм согласования частных и публичных интересов // Российская юстиция. 2017. N 12. С. 38–41.
  2. Антонов Я. В. К вопросу о необходимости совершенствования правового регулирования электронной демократии в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 7. С. 3–7.
  3. Грачев М. Н. «Электронная демократия» и «электронное правительство»: как это работает / Грачев М. Н. // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика. — М.: РОССПЭН, 2012. — Гл. 15. — с. 268–285.
  4. Давыдова М. Л., Кушнирук Р. П. Цифровое информирование как форма электронной демократии: особенности правового регулирования // Власть Закона. 2017. N 1. С. 101–116.
  5. Жители смогут обсуждать вопросы местного самоуправления онлайн: https://www.pnp.ru/social/zhiteli-smogut-obsuzhdat-voprosy-mestnogo-samoupravleniya-onlayn.html
  6. Корбат Ф. Е. Информационно-коммуникационная революция как возможность перехода к прямой демократии / Ф. Е. Корбат // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 3(31). С.12–18
  7. Калашникова, В. Б. Теоретические проблемы определения концепта «электронная демократия» / В. Б. Калашникова. // Молодой ученый. 2019. № 13 (251). С. 240–242.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное голосование, электронная демократия, местное самоуправление, орган власти, Российская Федерация, дистанционное электронное голосование, избирательный процесс, Россия, электронное обращение, Единый портал.


Задать вопрос