Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Наумова, Н. В. Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации / Н. В. Наумова, А. М. Арутюнян, М. К. Балыгин, П. Д. Помиркованый. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 9 (33). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/210/6831/ (дата обращения: 29.03.2024).



Статья рассматривает сущность, принципы и современное состояние дистанционного электронного голосования в России. Проанализировано нормативно-правовое регулирование дистанционного электронного голосования. В рамках статьи изучен порядок дистанционного голосования в Российской Федерации на примере проведения выборов депутатов в Государственную Думу России. Рассмотрен зарубежный опыт применения дистанционного голосования. Выявлена проблематика, связанная с системой внедрения дистанционного голосования, предложен ряд решений данных проблем.

Ключевые слова: дистанционное электронное голосование, избирательный процесс, выборы, информационные технологии, электронная демократия, избирательное право.

Научно-техническая революция сильно повлияла на жизнь общества, в том числе и на такую сферу, как избирательный процесс. Соответственно, в России политическая сфера жизнедеятельности общества не является исключением. Как отмечают Сбитнев В. С. и Ладиков Я. С., в политическую сферу информационно-коммуникационные технологии стали внедряться еще в начале 2000-х годов. Это заключается в том, что такие технологии использовались изначально политиками для того, чтобы проводить агитацию в рамках предвыборных кампаний. Кроме того, стоит отметить, что информационно-коммуникационные технологии применялись в процессах подсчетов голосов, процессах наблюдений за ходом выборов, а также для того, чтобы информация об итогах голосования распространялась значительно быстрее [4].

В связи с этим, необходимо отметить, что, если изначально дистанционное голосование интерпретировалось как способ реализации прозрачности, транспарентности выборов, а также избирательных процедур. Также это был тот механизм, который обеспечивал удобство при процедуре проведения голосования. Сейчас же, на современном этапе развития избирательного права и избирательного процесса дистанционное электронное голосование понимается как способ выражения позиций населения в рамках существующего демократического общества. То есть, сама сущность дистанционного голосования трансформировалась и приобрела новую интерпретацию как в практике России, так и в практике зарубежных стран.

Представляется необходимым рассмотреть понятие «дистанционное электронное голосование» с точки зрения российского законодательства. Данное определение отражено в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подразумевает под собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, но с использованием специального программного обеспечения [1].

Необходимо рассмотреть дистанционное электронное голосование на примере проведения выборов депутатов Государственной Думы России, которое проводилось в сентябре 2021 года. Данную процедуру регламентирует соответствующее Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225–8 [2]. Программное обеспечение установлено на программно-техническом комплексе дистанционного электронного голосования, именуемое ПТК ДЭГ. Размещено на специальном портале в сети Интернет. Участие в таком голосовании можно было принять тому гражданину, который обладает активным избирательным правом, зарегистрирован по месту жительства в субъекте, где проходит дистанционное голосование, а также который обладает подтвержденной учетной записью на портале государственных и муниципальных услуг ЕПГУ.

Вариант дистанционного электронного голосования был реализован в 7 субъектах России. Это Мурманская, Курская, Нижегородская, Ярославская и Ростовская области, а также города федерального значения Севастополь и Москва.

Так, по данным председателя территориального избиркома дистанционного электронного голосования (далее — ДЭГ) Ильи Массуха, в регионах в онлайн-голосовании приняли участие 587 249 человек, явка составила 92,4 %. Это обычная для электронного голосования явка, отметил Массух. Всего в 6 регионах, где была доступна опция дистанционного голосования, зарегистрировано порядка 8,52 млн. избирателей.

Важно указать, что платформа была разработана компанией «Ростелеком» по заданию Центральной избирательной комиссии (далее — ЦИК). Финансирование работ по указанным контрактам осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, выделенных ЦИК России на реализацию результатов федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика РФ» по предоставлению цифровых сервисов для участников избирательного процесса.

Субъектами процесса дистанционного электронного голосования являются следующие:

— Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Является оператором ЕСИА, а также единого портала государственных и муниципальных услуг. То есть, гражданин на портале подает заявление на участие в дистанционном голосовании, а ЕСИА — это система идентификации и аутентификации участника голосования, которая является внешней по отношению к нему;

— Центральная избирательная комиссия. Это регистратор. По сути, занимается осуществлением обработки тех заявлений голосования;

— территориальная избирательная комиссия дистанционного голосования. Является непосредственно организатором голосования. К примеру, осуществляет запуск подсчета голосов, запускает и останавливает процесс голосования, также генерирует ключевые пары и занимается разделением первого ключа шифрования бюллетеня между держателями частей ключа;

— участник, который наблюдает за процессом дистанционного голосования в специальном отведенном на то помещении, которое оснащено средствами доступа к отдельным узлам компонента «Распределенное хранение и учет голосов» — внутренний наблюдатель;

— также есть и внешний наблюдатель. Он может наблюдать за голосованием на самом портале, может получить выгрузку транзакций из сети блокчейн (блокчейн — это выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию).

Следует отметить, что государство в лице органов власти активно вовлекало население, а точнее избирателей на дистанционное электронное голосование в 2021 году, в том числе в средствах массовой информации и в социальных сетях. И здесь следует сделать вывод о том, что в таком формате можно вовлечь как можно больше избирателей в избирательный процесс. Так, к примеру, в Москве для жителей города, которые участвовали в выборах 17–19 сентября 2021 года, был проведен розыгрыш квартир среди участников дистанционного голосования.

В качестве зарубежного опыта внедрения ДЭГ представляется необходимым привести Эстонию, которая является одной из лидирующих стран в мире в данной сфере [5]. В Эстонии технологии дистанционного голосования были внедрены на муниципальных выборах еще в 2005 году. На парламентских выборах такая технология была применена в 2007 году. Суть дистанционного голосования в Эстонии состоит в следующем. Каждый избиратель, даже находящийся за рубежом, подтверждает свою личность Ю-картой (действует в стране как удостоверение личности) и голосует на «электронном участке», который открывается за 4–5 дней до конца выборов. У гражданина до финального дня есть право изменить свое мнение и переголосовать [3]. Опыт Эстонии по праву можно считать успешным, так как внедренная система удобна, а процент тех избирателей, которые голосуют на выборах, растет ежегодно.

Например, в Норвегии с 2008 года разрабатывается система дистанционного голосования. Впервые она была использована на всеобщих выборах 2011 года, а в 2013 году отдельной группе избирателей, экспериментально, было разрешено голосовать через Интернет во время предварительного голосования. Но в больших масштабах система еще не используется на выборах, так как вопрос тайны голосования и защиты от внешних и внутренних угроз оставались открытыми до конца.

Безусловно, у дистанционного голосования есть преимущества. Среди них стоит отметить, что при применении электронного голосования избиратели могут отдавать свои голоса независимо от того, где они находятся в данный момент времени. Представляется, что это значительно может поднять политическую, избирательную активность населения с помощью волеизъявления. Соответственно, электоральный уровень активности граждан будет повышаться с каждыми выборами, где будет предусмотрена возможность ДЭГ.

Не менее важным преимуществом дистанционного электронного голосования является то, что с помощью информационно-коммуникационных технологий, технологий блокчейна в рамках системы дистанционного голосования возможен более ускоренный процесс подведение результатов выборов.

Еще один плюс активного внедрения ДЭГ в России — экономия бюджетных средств. Это заключается в том, что таким образом предоставляется возможность избежать некоторых издержек в части расходов относительно финансирования выборов. Так, это позволит сократить издержки на печатные статьи расходов — распечатка различных методических материалов, буклетов, плакатов, бюллетеней; сократятся расходы на оплату работы членов избирательной комиссии; кроме того, произойдет сокращение затрат на техническое оснащение в пределах избирательной комиссии.

Следует обратить внимание и на то, что идея дистанционного электронного голосования обсуждалась еще в 2015 году непосредственно перед президентскими выборами в 2018 году. Тогда Председатель Центральной избирательной комиссии Чуров В. Е. высказывался о том, что внедрение дистанционного голосования могло бы, по его словам, «сэкономить приблизительно 50 % отведенных на проведение выборов средств» [6]. Но стоит отметить, что такая идея так и не была претворена в систему российских выборов

Как отмечалось ранее, у ДЭГ есть положительные элементы. Но необходимо сказать и о недостатках рассматриваемой темы. К примеру, проблема внедрения дистанционного голосования в юридическом плане самым тесным образом связана с несовершенством информационно-коммуникационных технологий на современном этапе их развития и внедрения. Это заключается в том, что существует очень большая вероятность технических неполадок, компьютерных сбоев случайного характера, так и неполадки преднамеренного характера. Возможно цель осуществления таких сбоев — это фальсификация результатов выборов, а также срыв процедур выборов.

По нашему мнению, в Российской Федерации данная проблема является в достаточной степени актуальной в связи с тем, что государство самостоятельно не производит ту технику, которая применяется в процессе выборов. Поэтому всегда остается высокая вероятность хакерских атак, появления вирусов на компьютерах, а также других неполадок технического, преднамеренного характера, которые могут поставить под сомнение саму легитимность выборов. При проведении дистанционного электронного голосования невозможно на все 100 процентов защитить выборы от таких вещей.

В Российской Федерации первые шаги для автоматизации процедуры выборов были предприняты в начале 2000-х годов — введена система ГАС «Выборы». Стоит отметить, что она являлась не системой электронного голосования. Но в то же время она поспособствовала осуществлению института прямой демократии, а также трансформации избирательного процесса. Это произошло в 2003–2004 гг. На портал этой системы было совершено около 1800 кибератак. По мнению Вешнякова А. А., Председателя ЦИК в тот период времени, примерно 20 % их данных кибератак совершались из-за рубежа, но удачей они не увенчались. Тогда мы можем предположить, какой угрозой для демократии будет вся система электронного голосования через развитие технологий и возможностей взлома. Наконец, кроме как с помощью компьютерных систем, будет невозможно проверить результаты выборов, а это значит, что процедура обжалования результатов выборов будет сложной.

Также одной из проблем дистанционного электронного голосования является невозможность исключения нарушения конфиденциальности. Как известно, один из принципов избирательного права — это тайное голосование. То есть, система в компьютере хранит все данные о том избирателе, который непосредственно принял участие в выборах, проголосовал. Соответственно, эти данные могут быть использованы против этого человека как противоправный способ.

Существует и ряд других проблем, представляющих барьеры для эффективного внедрения и работы дистанционного электронного голосования, но вышеперечисленные аспекты являются самыми актуальными.

В связи с этим, решение таких проблем состоит в следующем. Основная цель — это обеспечить состояние защищенности системы дистанционного электронного голосования. Для этого необходимо иметь высококвалифицированных специалистов в этой сфере, способных обеспечить основные принципы избирательного права, применимые для создания электронного голосования: секретность, независимость, безопасность, удобство и практичность. В российских вузах должна быть введена отдельная специальность по подготовке специалистов или расширена специальность «Информационная безопасность», по окончании которой молодые специалисты могли бы оказать техническую поддержку процессу голосования, подсчету и обработке голосов, передаче результатов в систему ГАС «Выборы», а также последующему хранению информации. Все это необходимо для обеспечения реализации основных принципов избирательного законодательства и прав избирателей.

Констатируя вышесказанное, отметим, что необходимо на законодательном уровне закрепить и обосновать систему внедрения и функционирования дистанционного электронного голосования, которая находится на пути становления. Несмотря на то, что практика дистанционного электронного голосования подвергается критике представителей юридического и политического сообществ, информационно-коммуникационные технологии активно завоевывают свое место в современном мире, в том числе и в России. Цель дистанционного электронного голосования заключается в упрощении процедур выборов, сокращении затрат на различные статьи расходов на выборах, а также, что немаловажно, — в демократизации избирательного процесса. Для этого важно опираться на успешный и сформировавшийся зарубежный опыт внедрения такой системы на выборах. Это повысит интерес граждан к политическим процессам, происходящим в стране.

Литература:

  1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ // Российская газета. — 2002. — 15 июня.
  2. О Порядке дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года: Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225–8 (ред. от 03.09.2021): сайт Центральной избирательной комиссии [Электронный ресурс]. 2021. URL: http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/49826/ (дата обращения: 14.11.2021).
  3. Босова Е. Н., Реут Д. А. Дистанционное электронное голосование: поиск законодательного оформления / Е. Н. Босова, Д. А. Реут // Правоприменение. — 2019. — № 3. — С. 53–62.
  4. Савченко М. С. Правовое регулирование и практика электронного голосования в зарубежных странах / М. С. Савченко, В. А. Кадлец // Научный журнал КубГАУ. — 2016. — № 117 (3). — С. 1–13.
  5. Сбитнев В. С., Ладиков Я. С. Электронное голосование в Российской Федерации: проблемы и перспективы / В. С. Сбитнев, Я. С. Ладиков // Вопросы российской юстиции. — 2020. — № 6. — С. 106–116.
  6. Владимир Чуров считает возможным проведение интернет-голосования уже в 2018 году: сайт газеты «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2769010 (дата обращения: 14.11.2021).
Задать вопрос