Право на обжалование органом дознания (дознавателем) решений и указаний прокурора при производстве процессуальной проверки и расследовании уголовного дела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 26.08.2023

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Габов, А. В. Право на обжалование органом дознания (дознавателем) решений и указаний прокурора при производстве процессуальной проверки и расследовании уголовного дела / А. В. Габов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105647/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор раскрывает вопрос реализации права на обжалование органом дознания и его должностным лицом — дознавателем, процессуальных действий (бездействия) надзирающего прокурора, в том числе, решений, указаний и постановлений.

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, орган дознания, дознаватель, уголовное дело, процессуальная проверка, обжалование действий, бездействия, прокурора.

Особая роль при осуществлении дознания определена прокуратуре как институту, осуществляющему надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, а также осуществляющему уголовное преследование в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

Прокурор — это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Уральская школа прокурорского надзора дает единое определение прокурорскому надзору за органами, осуществляющими дознание как направление деятельности органов прокуратуры РФ, связанное с обеспечением законности при раскрытии и расследовании преступлений органами дознания, защитой прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и обеспечением незамедлительного реагирования на выявлением нарушений расследовании указанных преступлений законов, допущенных при расследовании указанных преступлений [3].

Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-Ф3 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральным законом «O прокуратуре Российской Федерации» было проведено организационное разграничение функций надзора и руководства расследованием преступлений, осуществления предварительного следствия. Произошло значительное сокращение процессуальных полномочий прокурора в отношении органов предварительного следствия, часть из которых была восстановлена позднее Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия».

В 2011 году из системы прокуратуры были выведены следственные подразделения, получившие институциональную самостоятельность в форме образования нового федерального государственного органа — Следственного комитета Российской Федерации, при этом надзор за процессуальной деятельностью органов дознания остался, практически, неизменным.

Раннее прокурор обладал широким кругом надзорных полномочий не только за органами дознания, но и за органами, осуществляющими предварительное следствие. Кроме того, прокурор являлся субъектом, уполномоченным на принятие процессуального решения о возбуждении, приостановлении и прекращении уголовного дела и самостоятельное осуществление производства по делу (расследование уголовного дела).

В настоящее время законом установлен ряд особенностей производства дознания, которое отличает его от предварительного следствия. Законодатель выделил его в самостоятельный институт осуществления уголовного преследования, за которым установил серьезный процессуальный надзор со стороны прокурора.

Генеральный прокурор Российской Федерации в своем приказе от 27.12.2007 № 212 «O порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений преступлениях» ориентирует нижестоящих прокуроров принимать исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений, в том числе, на доступ к правосудию в разумный срок (с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц), возмещение причиненного преступлениями ущерба, соблюдение закона при производстве экспертных исследований и др.

При этом полномочие по отмене постановления о возбуждении уголовного дела применять только при неправильном применении уголовного, уголовно-процессуального законодательства, выявлении существенных нарушений, влекущих незаконное привлечение лица к уголовной ответственности либо признание доказательств недопустимыми, а за исполнением указаний, изложенных в постановлении об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, необходимо обеспечить неукоснительное их соблюдение.

Несмотря на главенствующую роль прокурора при осуществлении дознания, его процессуальное руководство над дознавателями, законодатель закрепил право начальника органа и подразделения дознания, а также дознавателя обжаловать не все решения прокурора, а лишь решения, указанные в п. 1.2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ, то есть решения о возвращении дела для производства дополнительного дознания, либо пересоставления обвинительного акта (обвинительного постановления), о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке.

Также законодатель закрепил за дознавателем право обжаловать указания прокурора, исполнение которых не приостанавливается (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

По мнению Бескева Х. Б., обжалование указанных решений и указаний — это форма гарантии, позволившая следователю (дознавателю) исключить принуждение должностного лица, непосредственно осуществляющего уголовное преследование, принять незаконное процессуальное решение, вопреки сложившемуся у него внутреннему убеждению, основанному на оценке собранных доказательств и всех обстоятельств уголовного дела [4].

Дознаватель, как участник уголовного судопроизводства, в своей деятельности выполняет публично-значимые функции, связанные с непосредственным осуществлением уголовного преследования, которое выражается, в том числе, в принятии решений о возбуждении уголовного дела, то есть признании государством факта совершенного преступления и начало производства оперативных действий по привлечению к ответственности лиц, совершивших уголовный проступок, поиске доказательств и лиц, причастных к совершению преступления, изобличении виновного лица и др.

Остальные же решения и действия прокурора не могут быть обжалованы дознавателем, поскольку последний законом лишен права самостоятельно принимать важные процессуальные решения, находясь в полной процессуальной и ведомственной зависимости от прокурора и начальника органа дознания.

При этом, ст.ст. 19, 123–125 УПК РФ содержат общую норму о право участников уголовного судопроизводства обжаловать любые действия (бездействие) и решения прокурора в установленном порядке.

Дефиницию понятия «участники уголовного судопроизводства» дает п. 58 ст. 5 УПК РФ — лица, принимающие участие в уголовном процессе. Следовательно, уголовно-процессуальный закон определяет субъектами права на обжалование всех лиц, принимающих участие в уголовном процессе, в том числе, дознавателей, а также лиц, не являющихся таковыми, интересы которых затронуты проводимыми процессуальными действиями (бездействием) и решениями.

Исходя из буквального толкования данных статей некоторые ученые считают, что указанная норма подлежит применению и к должностным лицам органа дознания дознавателям, которые являются полноправными участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и выполняют публично-значимые функции.

Другие же ученые полагают, что решения прокурора, которые могут быть обжалованы органом дознания прямо закреплены в законе и носят исчерпывающий перечень, поскольку имеет место быт римский правовой принцип Las specialis derasat generali — «Специальный закон отменяет действие общего закона».

Так или иначе, прокурорский надзор за процессуальной деятельностью является важным направлением деятельности органов прокуратуры, который обеспечивает точное и единообразное применение норм уголовного и уголовно-процессуального права России органами дознаниями при расследовании ими уголовных дел и проведении процессуальных проверок по полученным сообщениям о преступлениях.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
  3. Ергашев Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации % учебник для вузов- Москва. Издательство Юрайт, 2023-с.273.
  4. Бегиев Х. Б. Право на обжалование решений прокурора и руководителя следственного органа как гарантия соблюдения процессуальной самостоятельности следователя. Вестник Краснодарского университета МВД России № 3. Краснодар, 2010 г., с.112.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, предварительное следствие, РФ, уголовное преследование, уголовное судопроизводство, дознаватель, орган дознания, прокурорский надзор, возбуждение уголовного дела, должностное лицо.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

К вопросу о необходимости стадии возбуждения уголовного дела

Таким образом, сохранение стадии возбуждения уголовного дела необходимо в российском уголовном процессе, поскольку именно благодаря данному этапу осуществляется реализация гражданами их конституционных прав.

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве...

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью...

Прокурорский надзор осуществляется в отношении процессуальной деятельности органов дознания, что следует понимать, как реализацию органом дознания полномочий, предусмотренных УПК РФ, т. е. в рамках уголовного процесса.

Роль прокурора в обеспечении законности на стадиях...

 Одним из наиболее сложных вопросов в сфере прокурорского надзора и уголовно-процессуального права является определение процессуального положения прокурора на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого уголовное преследование осуществляется, вначале, как правило, остается в статусе подозреваемого, а затем обвиняемого.

Уголовно-процессуальные правоотношения между органами...

Как видно, в рамках уголовно-процессуальных отношений между следственным органом и органом дознания находится издание следователем поручения дознавателю и дача последним ответа на него (исполнение).

Практические вопросы, возникающие на стадии проверки...

РФ, возбуждение уголовного дела, лицо, орган дознания, преступление, проверка, уголовное судопроизводство, проверка сообщения, дознаватель, Российская Федерация.

Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью...

Таким образом, прокурорский надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия имеет ряд проблем, пробелов и противоречий, требующих скорейшего законодательного решения.

Полномочия прокурора при отказе в возбуждении уголовного дела

После принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела следователь (дознаватель) обязан направить заявителю и прокурору копию постановления в течение 24 часов с момента его вынесения (ч. 4 ст. 148 УПК РФ).

Похожие статьи

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

К вопросу о необходимости стадии возбуждения уголовного дела

Таким образом, сохранение стадии возбуждения уголовного дела необходимо в российском уголовном процессе, поскольку именно благодаря данному этапу осуществляется реализация гражданами их конституционных прав.

Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве...

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью...

Прокурорский надзор осуществляется в отношении процессуальной деятельности органов дознания, что следует понимать, как реализацию органом дознания полномочий, предусмотренных УПК РФ, т. е. в рамках уголовного процесса.

Роль прокурора в обеспечении законности на стадиях...

 Одним из наиболее сложных вопросов в сфере прокурорского надзора и уголовно-процессуального права является определение процессуального положения прокурора на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого уголовное преследование осуществляется, вначале, как правило, остается в статусе подозреваемого, а затем обвиняемого.

Уголовно-процессуальные правоотношения между органами...

Как видно, в рамках уголовно-процессуальных отношений между следственным органом и органом дознания находится издание следователем поручения дознавателю и дача последним ответа на него (исполнение).

Практические вопросы, возникающие на стадии проверки...

РФ, возбуждение уголовного дела, лицо, орган дознания, преступление, проверка, уголовное судопроизводство, проверка сообщения, дознаватель, Российская Федерация.

Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью...

Таким образом, прокурорский надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия имеет ряд проблем, пробелов и противоречий, требующих скорейшего законодательного решения.

Полномочия прокурора при отказе в возбуждении уголовного дела

После принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела следователь (дознаватель) обязан направить заявителю и прокурору копию постановления в течение 24 часов с момента его вынесения (ч. 4 ст. 148 УПК РФ).

Задать вопрос