Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.09.2021

Статья просмотрена: 796 раз

Библиографическое описание:

Беляй, В. В. Понятие и сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие / В. В. Беляй, Д. В. Беляй. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 82-86. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83931/ (дата обращения: 29.03.2024).



Современный этап развития России характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят и в сфере регулирования уголовного судопроизводства, в том числе в части регламентации досудебного производства. Взаимоотношения между государством и обществом при расследовании и раскрытии преступлений затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые, в свою очередь, являются необходимыми звеньями сильного правового государства и гражданского общества. Деятельность органов предварительного следствия и дознания имеет к этому прямое отношение. Прокурор как особый субъект уголовного производства выступает тем самым гарантом, обеспечивающим в силу своих полномочий: законность следствия, а также соблюдение прав и законного круга интересов участников уголовного процесса.

Таким образом, в рамках данного исследования представляется актуальным проанализировать деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования через призму обеспечения законности в Российской Федерации.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, дознание, предварительное следствие, законность, права и свободы человека.

Прежде чем перейти непосредственно к вопросу понятия и сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, представляется возможным отметить следующее.

Формы предварительного расследования нашли свое закрепление в положениях ст. 150 УПК РФ. Так, предварительное расследование на территории России может производиться в двух уголовно-процессуальных формах:

1) предварительное следствие;

2) дознание.

Интересным представляется то обстоятельство, что в ст. 5 УПК РФ закреплено легальное определение второй уголовно-процессуальной формы предварительного расследования — дознания. Так, под последним следует понимать «форму предварительного расследования, осуществляемую дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно» [2].

Следует отметить, что обе формы предварительного расследования — предварительное следствие и дознание, по своей сути имеют характерны правовые различия. При этом указанные отличия, прежде всего, основываются на формальных признаках, в свою очередь, не оказывающих влияние на внутреннее содержание самого осуществления следствия как такового, а также дознания. В рамках данного исследования представляется целесообразным проанализировать такого рода отличия, что поможет лучшему уяснению сущности института предварительного следствия [9, c. 145].

Первое отличие состоит в том, что уголовно-процессуальное положение лица, которым было совершено уголовно-наказуемое деяния. В данном случае следует отметить, что при производстве, непосредственно, дознания, в отличие от производства предварительного следствия, то лицо, которым было совершенно преступление, наделяется статусом подозреваемого по делу.

Второе отличие заключается в перечне составов преступлений, за которые ответственность предусмотрена УК РФ. Так, дознание производится дознавателем лишь в отношении уголовно-наказуемых деяний, отнесенных к группе средней тяжести, а также небольшой тяжести [10, c. 105].

В свою очередь, предварительное следствие как таковое может производиться только по тяжкими, а также особо тяжким и прочим составам уголовно-наказуемых деяний, перечень которых нашел свое отражение в ч. 2 ст. 151 УПК РФ в действующей редакции.

Третье отличие, установленное законом, — это сроки осуществления предварительного расследования. Что касается института предварительного следствия, которое проводится по уголовному делу, то его следует закончить в срок, который впоследствии не может превышать 2 месяца со дня, когда было, собственно, возбуждено уголовное дело (ч. 1 ст. 162 УПК РФ). Следует отметить, что указанный в законе срок может быть продлен до 3 и до 12 месяцев. В свою очередь, если будут иметь место исключительные случаи, тогда такой срок может быть продлен и свыше установленного ранее срока, о чем свидетельствует и ч. ч. 4, 5 ст. 162 УПК РФ.

В свою очередь, срок производства дознания равен 30 суткам с того дня, когда дознавателем было возбуждено уголовное дело в связи с совершенным преступлением. Если имеется установленная законом необходимость, то прокурором такой срок продлевается до 30 суток еще (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). Вместе с тем в отдельно взятых либо же исключительных случаях установленный уголовно-процессуальным законом срок производства дознания может быть также продлен до 6 и до 12 месяцев (ч.ч. 4, 5 ст. 223 УПК РФ).

Четвертое отличие указывает на непосредственного субъекта, который законом уполномочен осуществлять предварительное расследование. К примеру, предварительное следствие строго проводится следователями из числа таких структур, как СК РФ, МВД России, ФСБ Российской Федерации (ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Что касается дознания, то оно может быть проведено лишь дознавателями из числа МВД России, ФСБ Российской Федерации, ФССП Российской Федерации, ГПН ФПС, ФТС России. Вместе с тем к субъектам, которые управомочены проводить дознание, следует также отнести следователей СК РФ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ) [11, c. 170].

Пятое отличие — это прокурорский надзор, а также ведомственный контроль, которые осуществляются за производством предварительного расследования. Следует отметить, что отмеченные формы осуществления контроля представляют собой установленные законом уголовно-процессуальные механизмы, действие которых, согласно закону, направлено на обеспечение законной деятельности как дознания, также и предварительного следствия, в целом [6, c. 87–88].

В аспекте отмеченного следует указать, что обязанность обеспечения соблюдения положений уголовно-процессуального закона, а также объективности, всесторонности и, в целом, полноты производимого по уголовному делу расследования и, собственно, недопущения нарушения не только прав, но и свобод человека и граждан на сегодняшний день призваны в обязательном порядке соблюдать такие процессуальные фигуры, которые также являются участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения, а именно:

— руководитель следственного органа;

— прокурор.

Так, указанные участники строго в рамках полномочий, которые урегулированы и предоставлены им законом в соответствии с положениями УПК РФ, осуществляют контроль, а также надзор за уголовно-процессуальной деятельностью, выполняемой следователем в пределах своей компетенции.

Под ведомственным контролем, осуществляемым руководителем следственного органа следует понимать такой контроль, который осуществляется в отношении деятельности следователя, осуществляющего полномочия по расследованию уголовного дела, а также принятия в соответствии с этим процессуальных решений, предоставляемых ему положениями уголовно-процессуального закона.

В свою очередь, прокурорский надзор подразумевает осуществление прокурором специфической деятельности, которая должна осуществляться от имени Российской Федерации как правового государства и направлена, прежде всего, на проверку точности, а также условий соблюдения и последующего исполнения законов Российской Федерации с целью обеспечения верховенства права в соответствующей деятельности; единства, а также укрепления законности в соответствующей сфере; защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации и, собственно, охраняемых законом интересов всего российского общества и государства в целом.

При этом функция прокурорского надзора заканчивается после того, как происходит утверждение прокурором обвинительного заключения по уголовному делу. Иными словами, утвердив итоговое процессуальное решение, а также направив соответствующее уголовное дело в суд, рассматриваемый субъект уголовного процесса становится единственным должностным лицом, который уполномочен осуществлять от имени государства — Российской Федерации уголовное преследование.

Вместе с тем некоторые исследователи, анализируя функции, предоставляемые законом прокурору, отдельно выделяют функцию процессуального руководства действующими в России органами дознания. По их мнению, данная функция находит свое выражение в предоставляемом прокурору полномочии:

— продления срока, необходимого для проверки сообщения об уголовно наказуемом деянии;

— продления сроков дознания;

— решения вопроса о необходимости отстранения дознавателя от последующего производства расследования по уголовному делу и др. [8, c. 121–122].

По нашему мнению, функция процессуального руководства органами дознания носит сугубо производный характер от рассмотренной ранее функции прокурорского надзора. Данное обстоятельство объясняется тем, что реализация функции процессуального руководства подчинена достижению единой цели, а именно — соблюдению законности как основного принципа досудебного производства, реализующегося по уголовным делам.

Таким образом, деятельность прокурора предусматривает реализацию главных задач, которые в отношении него предопределил законодатель:

— поддержание обвинения от имени государства — Российской Федерации по уголовным делам;

— является главным гарантом прав, а также законных интересов каждого отдельного гражданина, который так или иначе вовлечён в сферу правосудия, реализующегося по уголовным делам.

Следует отметить, что именно сочетание наиболее разнообразных форм контроля, а также прокурорского и судебного надзора впоследствии может гарантировать не только успешное производство расследования по факту совершенного преступления, то также и изобличение лиц, которые его совершили и представляют угрозу для общества. Также посредством применения таких механизмов, как контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя, прежде всего, обеспечивается защита прав граждан, которые, в свою очередь, вовлечены в процесс производства по уголовным делам по факту совершенного преступления.

Все обозначенные нами признаки не оказывают никакого влияния на само существо производства предварительного расследования, если рассматривать в целом, которое проводится в Российской Федерации [7, c. 87–188].

Вместе с тем на сегодняшний день в соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор наделен полномочием, которое предусматривает возможность осуществления надзора за установленной законом уголовно-процессуальной деятельностью со стороны органов дознания, а также органов предварительного следствия. Данное положение уголовно-процессуального закона в полной мере соотносится с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в котором законодатель предусмотрел отдельную главу, посвященную вопросам прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие (глава 3 указанного Федерального закона).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре» в качестве предмета данного вида надзора выступают:

— соблюдение прав, а также свобод каждого отдельного человека и гражданина Российской Федерации;

— порядок, предусмотренный для осуществления разрешения заявлений и сообщений, которые касаются уже совершенных, а также только готовящихся уголовно наказуемых деяний;

— выполнение оперативно-розыскных мероприятий, а также установленное законом проведение расследования по уголовным делам;

— законность решений, которые уполномочены принимать органы, на которые возложена оперативно-розыскная деятельность, а также дознание и органы, осуществляющие предварительное следствие.

Вместе с тем О. В. Химичева при анализе положений ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре» отмечает, что законодатель в ней закрепил только два направления, в частности:

— надзор со стороны прокурора, который реализуется на досудебном этапе уголовного судопроизводства Российской Федерации;

— надзор, который направлен на анализ законности процессуальных действий и решений, осуществляемых и принимаемых органами дознания, а также органами предварительного следствия [12, c. 100].

Справедливости ради следует отметить, что в современных условиях прокурору как единственному субъекту надзора не всегда удавалось полноценно осуществлять свои функции. Данное обстоятельство вызвано несколькими причинами.

Первой причиной является реформирование действующего законодательства, которое произошло в 2007 г. и, вследствие которого, прокурор был лишен некоторых полномочий. Вместе с тем вступил в силу приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [4], в котором нашли свое отражение вопросы совершенствования организации прокурорского надзора, который осуществляется за процессуальной деятельностью со стороны органов предварительного следствия.

Вторая существенная причина заключается в создании на территории Российской Федерации нового правоохранительного органа — Следственного комитета Российской Федерации. Отмеченная реформа стала причиной того, что были расширены полномочия руководителя следственного органа и, соответственно, сокращены прокурора. В частности, последний лишился следующих, наиболее важных, по нашему мнению, полномочий:

— право на возбуждение уголовного дела;

— право на дачу следователю указаний, которые касаются необходимости направления расследования, а также производства процессуальных действий. Такие указания носили обязательный характер для последнего;

— право, которое предусматривало необходимость согласования следователем вопроса о последующем возбуждении установленных законом мер пресечения, а также их последующем изменении или отмене;

— право, которое предусматривало необходимость согласования следователем вопроса о производстве иного процессуального действия, в свою очередь, реализации которого возможна на основании получения от суда соответствующего решения;

— право на продление срока предварительного расследования и пр.

По мнению некоторых исследователей, анализировавших данный вопрос, «прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия утратил свой властно-распорядительный характер» [5, c. 113]. Учитывая все отмеченные изменения, с указанным утверждением можно смело согласиться.

Для прокурорского надзора за исполнением законов органами, уполномоченными осуществлять предварительное следствие, характерна некоторая особенность, которая заключается в следующем: только действующая система органов прокуратуры Российской Федерации может обеспечить укрепление, а также единство законности, на которых должно строится все уголовно-процессуальное и уголовное законодательство России.

Вместе с тем специфика данной деятельности прокурора предопределяется еще тем, что в отношении органов дознания прокурор наделен только обязанностями властно-распорядительного характера, а в отношении органов предварительного расследования полномочиями по осуществлению надзора, которые, по своей сути, гораздо уже первых. Кроме того, надзор в отношении органов предварительного следствия, как было отмечено ранее, в некотором смысле утратил характерную для него императивность.

Таким образом, прокурор — это особый участник уголовного судопроизводства, который наделен полномочиями по осуществлению надзора в данной области. Для таких полномочий свойственен наступательный характер. Кроме того, они могут быть реализованы даже в том случае, если отсутствуют признаки, свидетельствующие о нарушениях действующего законодательства Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). ст. 4921.
  3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. ст. 4472.
  4. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. № 3. 2017.
  5. Вандышев В. В. Уголовно-процессуальный закон: лингвистические и нравственно-правовые его проблемы / Вандышев В. В. — С.-Пб.: Изд. Политехнического университета, 2013. — 587 с.
  6. Кобзарев Ф. М. Состояние и совершенствование институциональной организации участия прокурора в досудебных стадиях при производстве предварительного следствия // Российское правосудие. — 2019. — № 10. — С. 85–91.
  7. Кочанжи И. Д. Некоторые аспекты формирования органов предварительного следствия в новейшей России // Следственный комитет Российской Федерации: второе десятилетие на службе Отечеству Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А. М. Багмета. — 2019. — С. 184–190.
  8. Кривенцев П. Ю. Особенности предварительного следствия как формы предварительного расследования по уголовному делу // Студент. Аспирант. Исследователь. — 2018. — № 1 (31). — С. 119–127.
  9. Кульков В. В. Уголовный процесс. методика предварительного следствия и дознания: учебное пособие / Москва, 2019. — 311 с.
  10. Маллеев С. С. Особенности, отличающие дознание от предварительного следствия // Закон и право. — 2019. — № 10. — С. 104–105.
  11. Османова Н. В. К вопросу об универсальной подследственности уголовных дел, расследуемых следователем СК России. Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. — 2015. — № 1 (3). — С. 167–171.
  12. Химичева О. В. К вопросу об организации прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью и обоснованностью решения об отказе в возбуждении уголовного дела / Вестник Московского университета МВД России. № 5 — М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2015. — С. 98–101.
Основные термины (генерируются автоматически): предварительное следствие, Российская Федерация, предварительное расследование, прокурорский надзор, РФ, дознание, прокурор, уголовное дело, уголовное судопроизводство, процессуальное руководство.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве...

Значение и проблемы прокурорского надзора за производством...

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации были внесены еще в 2012 г., возникают проблемы при осуществлении надзора за производством дознания и предварительного следствия в применении отдельных положений...

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание

Уголовно-процессуальный закон в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса. надзор за исполнением законов органами дознания и...

Надзор за соблюдением законности как основная функция...

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия

РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство.

Роль прокурора в обеспечении законности на стадиях...

Предварительное следствие по 38 % уголовных дел проводилось в срок свыше

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации «Уголовно-процессуальный

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия.

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за...

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования. Установить цели и задачи прокурорского надзора за...

Прокурорский надзор за соблюдением сроков...

Надзор за соблюдением данного права осуществляет прокуратура Российской Федерации

Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ) установлены сроки

в орган предварительного следствия, и за расследование уголовного дела берутся следователи.

Совершенствование полномочий прокурора на стадии...

РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное расследование

Уголовно-процессуальный закон в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ)...

Теоретические и практические аспекты полномочий прокурора...

РФ, предварительное расследование, уголовное судопроизводство, правовой статус прокурора, Российская Федерация, уголовное дело, разумный срок, прокурор, процессуальная деятельность органов...

Похожие статьи

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве...

Значение и проблемы прокурорского надзора за производством...

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации были внесены еще в 2012 г., возникают проблемы при осуществлении надзора за производством дознания и предварительного следствия в применении отдельных положений...

Отличительные черты предварительного следствия и дознания

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание

Уголовно-процессуальный закон в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса. надзор за исполнением законов органами дознания и...

Надзор за соблюдением законности как основная функция...

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия

РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство.

Роль прокурора в обеспечении законности на стадиях...

Предварительное следствие по 38 % уголовных дел проводилось в срок свыше

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации «Уголовно-процессуальный

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия.

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за...

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования. Установить цели и задачи прокурорского надзора за...

Прокурорский надзор за соблюдением сроков...

Надзор за соблюдением данного права осуществляет прокуратура Российской Федерации

Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ) установлены сроки

в орган предварительного следствия, и за расследование уголовного дела берутся следователи.

Совершенствование полномочий прокурора на стадии...

РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное расследование

Уголовно-процессуальный закон в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ)...

Теоретические и практические аспекты полномочий прокурора...

РФ, предварительное расследование, уголовное судопроизводство, правовой статус прокурора, Российская Федерация, уголовное дело, разумный срок, прокурор, процессуальная деятельность органов...

Задать вопрос