Эффективные педагогические методы обучения изобразительному искусству в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 23.08.2023

Статья просмотрена: 467 раз

Библиографическое описание:

Щеднов, А. А. Эффективные педагогические методы обучения изобразительному искусству в школе / А. А. Щеднов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105596/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена описанию педагогического опыта в области обучения изобразительному искусству в школе. Автором разработана и внедрена в образовательный процесс Модель эффективных педагогических методов, которая является отправной точкой в реализации федеральной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Эффективность Модели доказана повышением результативности обучения.

Ключевые слова: эффективность, педагогические методы, изобразительное искусство, обучающиеся, школа.

Актуальность исследования. В связи с изменениями в образовательной политике Российской Федерации с 1 сентября 2023 года все образовательные организации переходят на новые федеральные основные образовательные программы (далее ФОП). Таким образом, будут реализовываться единые программы обучения, которые устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. № 371-ФЗ).

Профессиональная деятельность учителя ИЗО будет эффективной, если он следует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования при реализации ФОП, совершенствует собственные профессиональные качества и использует эффективные педагогические методы обучения.

Сокольникова Н. М. считает, что педагогическая деятельность учителя ИЗО включает научно-методическую, преподавательскую, и культурно-просветительскую и направлена на общее развитие, творческое развитие, на обучение и воспитание обучающихся средствами искусства. Автор акцентирует внимание на основные аспектах преподавания ИЗО в школе — это развитие творческого потенциала личности, формирование эмоциональной компетентности и духовности, приобщение обучающихся к искусству через теоретические знания и практическую деятельность [3].

Гипотезой исследования М. В. Кармазиной является предположение о том, что «систематизация упражнений, с учетом специфики изобразительного искусства, определение целей и задач, возможного потенциала каждого вида упражнений, а также последовательное использование различных видов упражнений при обучении школьников рисунку, позволит придать процессу обучения большую целенаправленность и повысит его эффективность» [2].

Предметом диссертационного исследования Е. И. Забелиной является содержание факультативных занятий по изобразительному искусству как эффективного средства творческого развития обучающихся. Ученым теоретически обоснована и доказана необходимость использования системы графических упражнений в целях творческого развития обучающихся [1].

Изучение нормативно-правовой базы и научной литературы позволило сформулировать цель исследования — поиск и использование эффективных педагогических методов обучения изобразительному искусству в школе.

Объект исследования — эффективные педагогические методы обучения.

Предмет исследования — содержание педагогических задач в рамках ФОП при обучении ИЗО.

Задачи: проанализировать педагогический опыт преподавания ИЗО в школе, разработать авторскую Модель эффективных педагогических методов обучения ИЗО в школе, проверить эффективность Модели, подготовить методические рекомендации по распространению педагогического опыта в области преподавания ИЗО.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся МБОУ гимназия № 2 города Воронежа. Участвовали школьники 2-х — 7-х классов. Разработка Модели и ее реализация началась в 2020 году. Конечные результаты получены в 2023 году. Контроль знаний, умений и навыков осуществлялся методом опроса, контрольного рисунка, викторины, выполнением творческого задания.

Результаты и их обсуждение

Разработанная и реализующаяся Модель эффективных педагогических методов обучения ИЗО в школе представляет собой многоступенчатую образовательную сферу. Цель модели — создание педагогических условий для развития интереса школьников к изобразительному искусству. Для этого необходимо создать педагогические условия, способствующие повышению мотивации к изучению ИЗО. В Модели их значится пять. Эффективные педагогические методы обучения зависят от созданных условий, в связи с чем, эти две ступени модели находятся в тесной взаимосвязи. Показанную взаимосвязь дополняет современная педагогическая концепция эффективного обучения ИЗО, состоящая из четырех аспектов, включающая, в том числе, принципы современной дидактики.

Эффективность Модели проверялась выполнением творческих задач. Для каждого класса творческие задания были разные и усложнялись в зависимости от требований программы. Каждое проводимое занятие сочеталось с технологической картой урока и требованиями ФГОС НО и ФГОС ОО. Сравнительный анализ результативности обучения приведен в таблице 1. Выполнение заданий оценивалось по 7-балльной системе, подсчитывалось среднеарифметическое значение.

Таблица 1

Сравнительный анализ результативности обучения ИЗО

Методы ИЗО

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

1 п/г

2п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

Граттаж

3,56

4,67

4,23

5,98

5,43

6,03

5,78

6,65

6,32

6,76

Живопись. Акварель

2,12

3,43

3,23

3,67

4,01

4,56

4,98

5,21

5,86

6,07

Лепка

4,56

5,07

5,43

6,08

5,81

6,43

6,15

6,67

6,25

6,94

Модель эффективных педагогических методов обучения ИЗО в школе

Рис. 1. Модель эффективных педагогических методов обучения ИЗО в школе

Анализ данных, показанных в таблице, доказывает эффективность методов обучения ИЗО. В каждом виде ИЗО показана достоверная разность в показателях. Наилучшие результаты достигнуты в лепке и граттаже.

Таким образом, эффективность методов обучения изобразительному искусству в школе зависит от условий их применения, педагогических принципов, концептуальных подходов, требований ФОП. Для успешного освоения программы необходимо заинтересовать детей, сформировать мотивацию к изучению ИЗО. Одним из аспектов развития творческих способностей является последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества. Посещение музеев, выставок, знакомство с архитектурой своего города и виртуальные прогулки по другим городам способствуют закреплению интереса к различным видам изобразительного искусства.

Кроме того, эффективным методом является проведение нестандартных уроков ИЗО, например урок во дворе гимназии, где дети пятого класса рисуют с натуры одуванчик, первые распустившиеся листья на деревьях, плывущие облака и др. Детям нравится введение в урок импровизационных и проблемных задач, например таких: «Как нарисовать дождь, находясь под дождем?». Была идея нанести на альбомный лист голубую акварель. Во время небольшого дождика положить лист под дождь на 1 минуту. Дети с удовольствием изучали свой «дождь». Ни одного похожего рисунка не было.

Литература:

  1. Забелина Е. И. Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся (На факультативных занятиях по изобразительному искусству): Дис.... канд. пед. наук: Орел, 2000 261 c.
  2. Кармазина М. В. Упражнения как средство обучения рисунку в классах с углублённым изучением изобразительного искусства. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Кармазина М. В.- Москва, 2007.- 337 с.
  3. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Сокольникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, педагогический метод обучения, класс, школа, эффективность Модели, общее образование, педагогический опыт, сравнительный анализ результативности обучения, творческое развитие обучающихся, эффективность методов обучения.


Похожие статьи

Инновационные методы обучения на занятиях по...

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

Методика и педагогическая практика Д. Н. Кардовского представляют собой богатейшее наследие отечественной художественной школы. Для современного учителя рисования опыт художника-педагога Д. Н. Кардовского — сокровищница педагогических идей.

Воспитание учащихся в процессе обучения изобразительному...

Такая взаимосвязь всех элементов воспитания и деятельности обеспечивают успех воспитания при обучении изобразительному искусству. Воспитывающая функция предмета «Изобразительное искусство» реализуется в общей системе обучения учащихся в школе.

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Поэтому одной из главных задач преподавания изобразительного искусства является задача планомерного, систематического развития...

Психолого-педагогический анализ некоторых методов, приемов...

Развитие у будущих специалистов в процессе обучения в вузе творческих качеств является одной из основ общепрофессиональной подготовки, ибо от специалиста с высшим образованием требуют решения непредписанных профессиональных задач.

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов...

Рассматривая вопрос об эффективности выбора методов обучения, проанализируем некоторые из них. Объяснительно-иллюстративный метод — это восприятие знаний в готовом виде, репродуктивный — изложение с объяснением, дает более сознательное усвоение знаний.

Реализация эстетического воспитания на уроках... | Молодой ученый

Рассмотрим современные педагогические технологии подробнее. По своей сути педагогическая технология — это набор методов в деятельности преподавателя, направленных на конкретный результат.

Роль предметов искусства в формировании универсальных...

Через планомерное формирование универсальных учебных действий, являющихся сегодня инвариантной основой процессов обучения и воспитания в системе образования, обеспечивается, прежде всего, развитие личности.

Сочетание «геометрального» и «натурального» методов...

Анализ научной литературы показывает, что полемика двух методов обучения изобразительному искусству: «натурального» и «геометрального», — сохраняется до сих пор.

Похожие статьи

Инновационные методы обучения на занятиях по...

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Принципы и методы обучения изобразительному искусству...

Методика и педагогическая практика Д. Н. Кардовского представляют собой богатейшее наследие отечественной художественной школы. Для современного учителя рисования опыт художника-педагога Д. Н. Кардовского — сокровищница педагогических идей.

Воспитание учащихся в процессе обучения изобразительному...

Такая взаимосвязь всех элементов воспитания и деятельности обеспечивают успех воспитания при обучении изобразительному искусству. Воспитывающая функция предмета «Изобразительное искусство» реализуется в общей системе обучения учащихся в школе.

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Статья посвящена о проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе. Поэтому одной из главных задач преподавания изобразительного искусства является задача планомерного, систематического развития...

Психолого-педагогический анализ некоторых методов, приемов...

Развитие у будущих специалистов в процессе обучения в вузе творческих качеств является одной из основ общепрофессиональной подготовки, ибо от специалиста с высшим образованием требуют решения непредписанных профессиональных задач.

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов...

Рассматривая вопрос об эффективности выбора методов обучения, проанализируем некоторые из них. Объяснительно-иллюстративный метод — это восприятие знаний в готовом виде, репродуктивный — изложение с объяснением, дает более сознательное усвоение знаний.

Реализация эстетического воспитания на уроках... | Молодой ученый

Рассмотрим современные педагогические технологии подробнее. По своей сути педагогическая технология — это набор методов в деятельности преподавателя, направленных на конкретный результат.

Роль предметов искусства в формировании универсальных...

Через планомерное формирование универсальных учебных действий, являющихся сегодня инвариантной основой процессов обучения и воспитания в системе образования, обеспечивается, прежде всего, развитие личности.

Сочетание «геометрального» и «натурального» методов...

Анализ научной литературы показывает, что полемика двух методов обучения изобразительному искусству: «натурального» и «геометрального», — сохраняется до сих пор.

Задать вопрос