Роль предметов искусства в формировании универсальных учебных действий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 01.06.2018

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Сухова, Т. А. Роль предметов искусства в формировании универсальных учебных действий / Т. А. Сухова, Е. В. Сухова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14346/ (дата обращения: 24.04.2024).



Работа раскрывает возможности целенаправленного использования предметов образовательной области «Искусство» для формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, компетенции, сформированность, личностные результаты.

За последние десятилетия в российском обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. А в решении этой задачи главным фактором является формирование системы универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как совокупность способов действий, обеспечивающая способность обучающегося к самостоятельному мышлению и усвоению новых знаний, включая и организацию непосредственно самого процесса усвоения.

По мнению И. Я. Лернера: «… развитие мышления каждого учащегося является предпосылкой формирования интеллектуального потенциала всего нашего общества». [3; с.189]. Общество десятилетия пытается безуспешно реформировать школу, слепо копируя чужой и образовательные системы, не замечая, что надо просто отказаться от коммерциализации образования и вернуть должное внимание к предметам образовательной области «Искусство», которые в своё время усилиями Д. Б. Кабалевского занимали твёрдые позиции в образовании (школе, училище, вузе) и успешно формировали интеллект и духовную сферу подрастающего поколения, но с переходом на «подушное финансирование» позиции были утрачены.

Сегодня акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций. Поэтому на первый план выходит информационная компетенция, обеспечивающая обучающемуся навыки деятельности с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Таким образом, в нашем веке большая роль отводится умениям работать с информацией, которая поступает из книг, журналов, газет, интернет-страниц, то есть в процессе читательской, аналитической, умственной и логической деятельности, что даёт возможность обеспечить универсальные учебные действия. Учитывая, что человек развивается на основе образного мышления, заложенного самой природой, то лучше всего информация усваивается в художественной форме [1; с.185; 2; с.204].

Через планомерное формирование универсальных учебных действий, являющихся сегодня инвариантной основой процессов обучения и воспитания в системе образования, обеспечивается, прежде всего, развитие личности. Овладение ими выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, непосредственно включая организацию усвоения, то есть само по себе умение учиться.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить, как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей в современных условиях со всей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Безусловно, уроки математики обеспечивают формирование познавательных действий, но мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе.

Поскольку универсальные учебные действия являются инструментом овладения любым учебным материалом, постольку крайне важно обратить внимание на работу над их формированием и развитием у обучающегося с самого начала школьной жизни. Учащиеся начальной школы находятся на этапе элементарной грамотности. И вот здесь, крайне важно, не упустить момент и создать такие условия, чтобы школьник с самого начала обучения усвоил алгоритмы, правила, приёмы, с помощью которых можно сделать жизнь насыщенной и интересной.

Обучение, по своей природе и по особенностям его организации, — процесс очень сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, с другой, не менее важный, процесс формирования приемов учебного труда, определённых умений, которые дают обучающимся возможность усваивать знания более или менее легко и, что очень важно, приобретать их самостоятельно. В процессе длительной полемики сложились классификации, которые позволяют конкретизировать и уточнить довольно обширное понятие «универсальные учебные действия», что позволяет теперь более целенаправленно организовывать и проводить работу по их формированию и развитию в процессе обучения. Мы рассматриваем их как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Основы универсальных учебных действий необходимо закладывать в начальной школе на всех уроках. Но особое внимание следует уделять урокам образовательной области «Искусство»: опыт и многолетняя практика показали, что успехи в освоении изобразительного искусства, музыки, основ театральной деятельности, хореографии во многом определяют развитие интеллекта обучающихся и их высокие результаты освоения других школьных предметов. Педагогическому сообществу не стоит забывать, что развитие происходит через освоение разных видов деятельности, а предметы «Искусства» помогают овладеть определёнными двигательными навыками (рисование, танец, пение), темпо-ритмическими (выполнение движений и пропевание фраз в определённом ритме и темпе, что способствует внутренней активизации), навыками речевой деятельности (готовые, правильно выстроенные, фразы песен и ролей героев детских драматических пьес и опер), лучше понять себя и других (осмысление и вербализация полотен известных художников с определёнными жизненными ситуациями), овладеть через произведения искусства системой нравственных, духовных и эстетических ценностей. Это прямой путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.

Таким образом, можно сделать вывод, что предметы образовательной области «Искусство» являются не только предметами изучения, но и средством обучения и развития мышления. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.

Остановимся на предмете «Изобразительное искусство», рабочая программа которого составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского.

Данная программа даёт возможность поступательного планомерного целенаправленного формирования четырёх универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностные результаты последовательно отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они приобретают во время процесса освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

– ощущение гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

– уважительное и трепетное отношение к культуре и искусству народов родной страны и мира в целом;

– осознание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

– формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

– появление эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической художественной деятельности;

– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

– умение взаимодействовать и сотрудничать с товарищами в процессе совместной художественной деятельности, соотносить свою часть работы с общим творческим замыслом;

– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Схожие результаты достигаются в процессе освоения программ других предметов образовательной области «Искусство»: музыки, хореографии, театра, мировой художественной культуры. Обучающиеся овладевают умением творческого видения с позиций творца-художника (композитора, драматурга), т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Они получают навык использования средств информационных технологий для решения разных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного художественного материала (краски, инструменты, слова и т. д.), выполнению творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, пению, театрализации, моделированию, и т. д.. Учащиеся приобретают умение планировать и грамотно последовательно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; рационально строить самостоятельную творческую деятельность, эргономично и креативно организовать место своих занятий. Вместе со знаниями в разных областях человеческой деятельности, облечённых в художественную форму, приходит и осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Ещё на самых первых уроках перед обучающимися ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно каждый ученик объясняет себе последовательность учебных операций (действий), которые он осуществляет для их решения. Осознавать познавательную задачу; уметь извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, в сети интернет; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач разной сложности; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы — это и есть познавательные универсальные учебные действия, формируемые на уроках образовательной области «Искусство».

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит в процессе спланированных игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, композитора, исполнителя, зрителя, слушателя, критика, ценителя искусства; рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, постановок спектаклей с использованием возможностей информационно-коммуникативных технологий и справочной литературы. Важно научить учащихся ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях; организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика об особенностях художественных, музыкальных, литературных произведений, в умении сравнивать возможности разных видов искусства в воплощении одного образа, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и реализации коллективных творческих проектов (с использованием всех возможностей ИКТ и справочной литературы).

Во время процесса формирования универсальных учебных действий учитель обучает правильной постановке цели и поиску путей её достижения, сравнительному анализу своих творческих результатов раннего и более поздних периодов деятельности; привлекает к открытию новых способов (техник) художественной деятельности; обучает приемам индивидуальной работы в группах; обучает самопроверке и самоконтролю; знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом; обучает самостоятельно выбирать необходимые критерии для оценки; учит формировать, анализировать и отстаивать собственное мнение и уважать мнения других; организует групповые формы деятельности, в рамках которых обучающиеся могут проявить свою самостоятельность и индивидуальность; учит сотрудничеству.

Личностные универсальные учебные действия: умения эмоционально искренне рассказывать о своем настроении, соотносить, выделять, видеть прекрасное в окружающей действительности; умение отражать представления о природных объектах в различных видах художественной деятельности, передавать эмоциональное отношение при помощи цвета, слова, звука, движения; развивать композиционное мышление и воображение, осознание устойчивых эстетических предпочтений, умение понимать образный язык объектов природы и т. д., умение узнавать характерные черты ярких самобытных культур мира, уметь соотносить героизм и нравственную красоту подвига защитника Отечества, умение откликаться на красоту народного искусства, промысла, умение сохранить познавательные мотивы, интерес к новому — формируют гражданскую идентичность (патриотизм, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее своего многонационального народа), уважение к другому человеку и его культуре, развивают моральное сознание, формируют нравственные чувства, ответственность и помогают освоению сокровищницы изобразительного искусства, способствующей развитию учащихся.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что целенаправленное, серьёзное обращение к предметам образовательной области «Искусство» («Изобразительное искусство», «Музыка», «Хореография», «Театр» и т. д.) в начальной школе будет способствовать целенаправленному формированию универсальных учебных действий обучающихся, а через это и умение учиться.

Литература:

  1. Бехтерев В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства./В. М. Бехтерев Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. –М.-Воронеж; 1997,-416с.
  2. Зись А. Я. Искусство и эстетика.-М.,Искусство,1974,-447с.
  3. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. — M.: Просвещение, 1982. — 191 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная область, действие, начальная школа, умение, Изобразительное искусство, процесс сотрудничества, развитие мышления, справочная литература, художественная форма, художественно-творческая деятельность.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей посредством...

ребенок, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, художественное слово, художественное произведение, художественная литература, детский сад, педагогический...

Развитие творческих способностей младших школьников...

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства...

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

М.: Творческий Центр Сфера 2010. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Развитие творческих способностей детей через...

Художественная деятельность, в частности изобразительная деятельность

Литература: Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».

Образовательная область «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.

Художественное мышление как важная часть творческого...

Моделирование художественно-творческого процесса... изобразительное искусство, творческий процесс, творческая деятельность

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа...

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

начальная школа, учебная деятельность, художественно-эстетическое развитие.

Младший школьный возраст самый успешный для развития творческих способностей. Художественная деятельность у детей младшего школьного возраста способствуют...

Развитие художественно-творческих способностей...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства.

Цель — объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у...

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного... ребенок, окружающая действительность, педагог, художественная деятельность, образовательный процесс, дошкольное образование, дошкольный возраст, изобразительная деятельность...

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М

В образовательный процесс формы коллективной деятельности должны вводиться

Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет повысить интерес детей к...

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей посредством...

ребенок, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, художественное слово, художественное произведение, художественная литература, детский сад, педагогический...

Развитие творческих способностей младших школьников...

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства...

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

М.: Творческий Центр Сфера 2010. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Развитие творческих способностей детей через...

Художественная деятельность, в частности изобразительная деятельность

Литература: Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников».

Образовательная область «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.

Художественное мышление как важная часть творческого...

Моделирование художественно-творческого процесса... изобразительное искусство, творческий процесс, творческая деятельность

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа...

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

начальная школа, учебная деятельность, художественно-эстетическое развитие.

Младший школьный возраст самый успешный для развития творческих способностей. Художественная деятельность у детей младшего школьного возраста способствуют...

Развитие художественно-творческих способностей...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства.

Цель — объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у...

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного... ребенок, окружающая действительность, педагог, художественная деятельность, образовательный процесс, дошкольное образование, дошкольный возраст, изобразительная деятельность...

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М

В образовательный процесс формы коллективной деятельности должны вводиться

Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет повысить интерес детей к...