Психологические аспекты работы с подростками на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 22.08.2023

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Ирниденко, В. В. Психологические аспекты работы с подростками на уроках математики / В. В. Ирниденко, А. С. Спильник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105552/ (дата обращения: 03.05.2024).



Работа с подростками на уроках математики является сложной задачей для многих педагогов. Подростковый возраст, характеризующийся стремительными переменами в физическом, эмоциональном и психологическом развитии, требует особого подхода к обучению. В данной статье мы рассмотрим психологические аспекты работы с подростками на уроках математики и предложим эффективные стратегии, которые помогут превратить процесс обучения в интересное и продуктивное занятие.

Подростковый возраст сопровождается не только физиологическими изменениями, но и резкими изменениями в эмоциональной сфере. Подростки часто испытывают сложности в самоидентификации, формировании своего места в социуме и построении отношений со сверстниками. Это может привести к негативным эмоциям, таким как страх провала или непонимания со стороны окружающих. Важно помнить о таких факторах при работе с подростками на уроках математики и создавать атмосферу доверия, поддержки и взаимопонимания. В статье мы рассмотрим техники, которые помогут преодолеть эти сложности и сделать уроки математики более эмоционально комфортными для подростков [4].

Влияние психологических факторов на обучение математике у подростков является одной из важных составляющих успешного преподавания этого предмета. Подростковый возраст сопровождается особыми психологическими особенностями, которые могут повлиять на их интерес к математике и эффективность усвоения знаний.

Один из таких факторов — мотивация. Подростки имеют свои собственные интересы, цели и желания, которые могут отличаться от того, что предлагается в школьной программе. Важно учитывать эти индивидуальные мотивации и стараться связать материал с реальными жизненными ситуациями, чтобы подростки видели его применимость и значимость для своей будущей жизни.

Еще одним важным фактором является самооценка. В период подросткового развития формируются представления о себе и своих способностях. Если подросток не верит в свою математическую грамотность или испытывает страх перед ошибками, это может негативно повлиять на его усвоение материала. Педагогам необходимо создать поддерживающую и доверительную атмосферу, где ошибки рассматриваются как возможность для развития и улучшения [1].

Также играет роль эмоциональное состояние подростков. Сильные эмоции, такие как стресс или тревога, могут отвлекать внимание от математической задачи и снижать качество работы. Педагогам следует обратить внимание на эмоциональное состояние своих учеников и помочь им разработать стратегии саморегуляции и борьбы со стрессом.

Кроме того, социальная среда также может оказывать влияние на обучение математике. Взаимодействие с одноклассниками и педагогами может стимулировать интерес к предмету или вызывать нежелание его изучать

Развитие мотивации и самооценки учеников играет важную роль в процессе обучения математике. Подростки, как правило, имеют различные предпочтения и интересы, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы создать стимулирующую среду для обучения и помочь каждому ученику найти свою мотивацию.

Одним из ключевых аспектов развития мотивации является активное привлечение подростков к процессу обучения. Педагог может использовать разнообразные методы и приемы, такие как проблемное обучение или работа в группах, чтобы вызвать интерес и желание учиться. Важно создать атмосферу доверия и поддержки, где каждый ученик будет чувствовать себя комфортно и сможет осознавать свои достижения [4].

Также необходимо помочь подросткам развить положительную самооценку в отношении математики. Многие школьники испытывают страх перед этим предметом из-за сложности задач или неудачных результатов. Педагог должен помочь им изменить свое отношение к ошибкам и неудачам, подчеркнуть важность процесса обучения, а не только конечного результата. Регулярные похвалы за усилия и достижения также могут способствовать повышению самооценки учеников.

Важным аспектом работы с подростками является учет их индивидуальных особенностей и потребностей. Многие подростки имеют различный стиль обучения, поэтому педагог должен быть готов адаптировать материалы и методики для каждого ученика. Использование визуальных материалов или интерактивных заданий может помочь визуализировать математические концепции и сделать процесс обучения более интересным и понятным [2].

В заключение, работа с подростками на уроках математики требует внимания к развитию их мотивации и самооценки.

Работа с подростками на уроках математики может столкнуться с различными эмоциональными и поведенческими проблемами. Однако, существуют определенные стратегии, которые могут помочь преодолеть эти сложности и создать благоприятную атмосферу для обучения.

Важным аспектом работы с подростками является установление доверительных отношений. Педагог должен проявлять понимание и поддержку к эмоциональным состояниям своих учеников. Это может быть особенно актуально в случаях, когда у подростка возникают негативные эмоции по отношению к математике или его способностям в этой области. В таких случаях важно проявить терпение и помочь ученику преодолеть свои страхи и неуверенность.

Кроме того, полезной стратегией является использование различных методов работы, которые могут помочь подросткам лучше организовать свое время и контролировать свое поведение на уроке. Например, можно предложить им составление планов занятий, разработку расписания и постановку целей. Такие методы помогут подросткам ощутить контроль над собственной жизнью и повысить мотивацию к изучению математики.

Одной из важных стратегий является использование положительного подхода к обратной связи. Вместо того чтобы фокусироваться на ошибках и недостатках, педагог может акцентировать внимание на достижениях ученика и поощрять его старания. Это поможет создать положительную атмосферу на уроке и повысить самооценку подростков.

Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика при работе с эмоциональными и поведенческими проблемами. Некоторые подростки могут нуждаться в дополнительной поддержке или индивидуализации заданий [2].

Взаимодействие учителя и подростка играет ключевую роль в процессе обучения математике. Психологические аспекты этого взаимодействия имеют особое значение, поскольку они определяют эффективность работы учителя и успешность усвоения материала подростком.

Первый психологический аспект — это учет возрастных особенностей подростков. В этом возрасте формируется самосознание, развивается критическое мышление и наблюдается стремление к самостоятельности. Учитель должен принять во внимание эти особенности при планировании занятий и выборе методов обучения. Например, использование задач с практическим применением поможет подросткам видеть связь между математикой и реальным миром.

Второй аспект — это создание доверительной атмосферы на уроках. Подростки часто испытывают страх перед ошибками и неуверенность в своих способностях в математике. Учитель должен быть терпеливым, поощрять активное участие каждого ученика и создавать условия для открытой коммуникации. Это позволит подросткам чувствовать себя комфортно на уроках и осознать, что ошибки — это нормальная часть процесса обучения.

Третий аспект — это индивидуализация обучения. Подростки могут иметь разные уровни математических знаний и навыков, а также различные склонности к предмету. Учитель должен уметь адаптировать свою методику работы под потребности каждого ученика, предлагая дополнительные задания или объясняя материал в более доступной форме. Это поможет подросткам ощутить свои успехи и продолжить интересоваться математикой [2].

Взаимодействие учителя и подростка на уроках математики имеет значительное влияние на успех обучения.

Психологические методы и техники играют важную роль в успешном обучении математике у подростков. Они позволяют преодолеть возможные трудности и повысить мотивацию учащихся к изучению этого предмета.

Один из таких методов — индивидуальный подход к каждому ученику. Подростки имеют разные интересы, способности и предпочтения, поэтому важно адаптировать материал и методику обучения под конкретного студента. Это поможет создать благоприятную обстановку для работы над математикой и сделает процесс более эффективным [2].

Для достижения успеха в работе с подростками на уроках математики также полезно использование игровых элементов. Игровая форма обучения помогает развить интерес к предмету, активизировать мыслительные процессы и улучшить запоминание информации. Можно проводить игры-головоломки, составлять задания с элементами соревнования или создавать ситуации, требующие логического рассуждения.

Важным аспектом работы с подростками является также использование положительного подкрепления. Поощрение за достижения в математике, даже за маленькие прогрессы, помогает поддерживать учеников и стимулировать их к дальнейшим успехам. Это может быть как словесное похвалой со стороны учителя, так и небольшие материальные вознаграждения или привилегии.

Кроме того, необходимо учитывать психологический комфорт подростка на уроках математики. Учитель должен создавать атмосферу взаимного доверия и поддержки, где каждый ученик чувствует себя комфортно при высказывании своих мыслей и ошибок. Важно проявлять терпение и понимание к сложностям, с которыми могут столкнуться подростки при изучении математики.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Академический Проект, 2003. — 704 с.
  2. Гликман, И. Как стимулировать желание учиться? [Текст] / И. Гликман // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 139–144.
  3. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д. Б. Эльконин; под. ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. педагог. Академия, 1995. — 219 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, урок математики, процесс обучения, ученик, аспект работы, математик, педагог, подростковый возраст, работа, доверительная атмосфера.


Похожие статьи

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по...

При реализации образовательной функции при изучении математики первое, с чем должен столкнуться учитель, — это постановка учебных задач на уроке. Поэтому изменения в рабочую программу по математике составляют 5–9 классы с учетом программы воспитания.

Особенности педагогического взаимодействия учителя...

Ключевой результат нашей работы — это демонстрация влияния педагогического взаимодействия на атмосферу учения младших подростков.

Работа учителя математики с детьми с девиантным поведением

Например, Баранова Л. В., учитель математики, предлагает следующую схему организации начала урока математики [1]: Предложить ученикам задачи, которые бы вытекали из жизненного опыта детей, а также их смекалки.

Личностно ориентированный подход при подготовке учащихся...

Личностно-ориентированный подход при обучении требует выполнения большого объема работы, при мониторинге качества знаний большой печатной работы, в итоге, больших затрат времени со стороны учителя.

Когнитивные технологии обучения подростков математике

Далее в течение трех лет на уроках математики мы развивали творческое мышление подростков экспериментальной группы, используя приемы для развития правополушарного способа приема и переработки информации, то есть для развития угадывающего восприятия.

Педагогические условия развития интереса младших школьников...

познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс обучения, урок, интерес, подростковый возраст, учебный процесс, учитель, школьник. Формирование интереса к учебной деятельности.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Как показали исследования Г. И. Щукиной, познавательные интересы у подростков, учащихся в одном классе, могут различаться. У некоторой части учеников могут преобладать стержневые, доминирующие признаки.

Влияние особенностей современных школьников на их...

Наряду с мотивацией, побуждающей подростков к учебной деятельности, не меньший интерес представляет анализ значимости тех целей, которые ставят перед собой школьники в процессе получения образования.

Личностно-ориентированная технология на уроках математики...

Индивидуальная форма организации работы учеников на уроке, это форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Похожие статьи

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по...

При реализации образовательной функции при изучении математики первое, с чем должен столкнуться учитель, — это постановка учебных задач на уроке. Поэтому изменения в рабочую программу по математике составляют 5–9 классы с учетом программы воспитания.

Особенности педагогического взаимодействия учителя...

Ключевой результат нашей работы — это демонстрация влияния педагогического взаимодействия на атмосферу учения младших подростков.

Работа учителя математики с детьми с девиантным поведением

Например, Баранова Л. В., учитель математики, предлагает следующую схему организации начала урока математики [1]: Предложить ученикам задачи, которые бы вытекали из жизненного опыта детей, а также их смекалки.

Личностно ориентированный подход при подготовке учащихся...

Личностно-ориентированный подход при обучении требует выполнения большого объема работы, при мониторинге качества знаний большой печатной работы, в итоге, больших затрат времени со стороны учителя.

Когнитивные технологии обучения подростков математике

Далее в течение трех лет на уроках математики мы развивали творческое мышление подростков экспериментальной группы, используя приемы для развития правополушарного способа приема и переработки информации, то есть для развития угадывающего восприятия.

Педагогические условия развития интереса младших школьников...

познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс обучения, урок, интерес, подростковый возраст, учебный процесс, учитель, школьник. Формирование интереса к учебной деятельности.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Как показали исследования Г. И. Щукиной, познавательные интересы у подростков, учащихся в одном классе, могут различаться. У некоторой части учеников могут преобладать стержневые, доминирующие признаки.

Влияние особенностей современных школьников на их...

Наряду с мотивацией, побуждающей подростков к учебной деятельности, не меньший интерес представляет анализ значимости тех целей, которые ставят перед собой школьники в процессе получения образования.

Личностно-ориентированная технология на уроках математики...

Индивидуальная форма организации работы учеников на уроке, это форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Задать вопрос