Особенности педагогического взаимодействия учителя с младшими подростками в процессе создания атмосферы учения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Зайцев, С. В. Особенности педагогического взаимодействия учителя с младшими подростками в процессе создания атмосферы учения / С. В. Зайцев, Д. В. Кондрашин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102792/ (дата обращения: 28.04.2024).



Наша статья посвящена исследованию условий, которые способствуют созданию атмосферы учения в педагогическом взаимодействии между педагогом и учащимися. В статье рассматривается влияние таких особенностей педагогического взаимодействия, как установление эмоционального контакта и вербальной поддержки, в виде дозированных подбадриваний, на учебную самооценку ученика.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, атмосфера учения, учебная самооценка, ученик пятого класса.

Актуальность темы исследования состоит в том, что организация педагогического взаимодействия между учителем и учениками — это одна из важнейших задач, которая стоит перед современной педагогикой. В этой статье мы представляем результаты исследования, посвященного влиянию педагогического взаимодействия на атмосферу учения младших подростков. Нет сомнений в том, что взаимодействие педагога и ученика имеет огромное значение для формирования позитивного учебного процесса. Мы считаем, что данная тема актуальна, поскольку организация педагогического взаимодействия является одной из важнейших проблем в педагогике и других науках. Особенно это актуально для учеников пятого класса, которые перешли из начальной школы в среднюю. Успешная адаптация и создание подходящей атмосферы учения являются главными задачами, которые стоят перед педагогами. Однако, чтобы добиться успеха в данной области, необходимо уметь правильно взаимодействовать с учениками. В статье мы поднимем вопрос о том, какие особенности педагогического взаимодействия помогают создать оптимальную атмосферу учения. Мы также обсудим примеры лучших практик в этой области и предложим наши собственные рекомендации.

Педагогическое общение между учителем и учащимися играет важную роль в формировании их отношений и успехов в учебе.

Для проведения исследования мы выбрали 27 обучающихся пятого класса, возраст которых составлял 11–12 лет. Мы использовали методы наблюдения и анкетирования для оценки влияния таких особенностей педагогического общения, как дозированная поддержка и похвала и установление и поддержание эмоционального контакта между учителем и учениками.

Важным аспектом исследования было проведение констатирующей и контрольной диагностики уровня школьной самооценки учащихся. Для этого мы применили методику «Самооценка ученика» , разработанную А. М. Прихожан в модификации С. В. Зайцева.

Наши исследования базировалось на основе работ известных российских и советских педагогов и психологов: Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, О. С. Газмана, А. В. Иванова, В. В. Давыдова, В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева. Мы также определили цели и функции педагогического взаимодействия, ссылаясь на работы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. К. Зарецкого.

Атмосфера обучения рассматривается нами как система отношений обучающегося у учению, учителю, одноклассникам и самому себе, т. е., самооценки. Наше исследование было направлено на исследование изменений атмосферы учения, в части учебной самооценки.

В итоге нашего исследования мы смогли выявить взаимосвязь между особенностями педагогического общения и изменением уровня школьной самооценки, как составляющей атмосферы учения. Эти результаты могут быть полезными для учителей в практике обучения и взаимодействия со своими учениками.

Ключевой результат нашей работы — это демонстрация влияния педагогического взаимодействия на атмосферу учения младших подростков. На основе полученных результатов исследования мы сделали вывод, что качество педагогического взаимодействия может быть одним из определяющих факторов формирования благоприятной атмосферы на уроке.

Пятый класс — это период, когда помимо перехода от ведущей деятельности, в которой выступает учение к интимно-личностному общению, в т. ч. большинство пятиклассников сталкиваются с трудностями адаптации к новым школьным условиям. И здесь важно, каким станет этот переход из начальной школы в среднюю, и какая атмосфера учения будет сформирована у обучающихся.

Цель результатов исследования, представленных в настоящей статье, — изучить влияние эмоционального контакта и дозированной вербальной поддержки педагогов в виде подбадриваний и похвалы, как составляющих педагогического взаимодействия, на учебную самооценку младших подростков.

Эксперимент состоял из следующих этапов: подбор испытуемых, проведение констатирующего количественного замера уровня школьной самооценки, выбор фокус-группы, разработка инструкции для педагога, разработка опросника-анкеты, проведение формирующего эксперимента, использование метода психологического наблюдения, проведение-анкетирования проведение контрольного замера уровня школьной самооценки. Изначально, на этапе анкетирования, было утверждено проведение интервьюирования обучающихся, но из-за недостатка времени у учеников, было принято решение провести опрос при помощи разработанной авторской анкеты-опросника,

Таблица 1

Результаты исследования

Параметр

Количественная характеристика

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

Уровень притязаний

%

3,7

40,7

44,5

11,1

чел.

1

11

12

3

Уровень самооценки

%

22,2

44,4

26

7,4

чел.

6

12

7

2

Данные в таблице 1 заявляют о том, что большинство школьников имеет высокий уровень притязаний. Однако, важно понимать, что уровень притязаний это не просто запросы на бумаге, а степень трудности целей, к которым стремится человек и решительность в их достижении. Уровень притязаний связан со многими факторами, включая динамику удач и неудач в жизни, а также успехи в конкретной деятельности.

Согласно таблице, только 40,7 % школьников имеют средний уровень притязаний — те цели, которые можно достичь, соответствующие реальным способностям и возможностям учеников. 11,1 % учеников имеют завышенный уровень притязаний, ставя перед собой цели, которых они не могут достигнуть. Это свидетельствует о желании того, чего не может быть. Может говорить о неадекватном восприятии своих возможностей.

У 44,5 % обучающихся выявлен, завышенный уровень притязаний, который может стать стимулом для улучшения личностно-профессиональных качеств и развития как личности. С другой стороны, если не учитывать реальные возможности и ограничения, это может привести к разочарованию и ухудшению самочувствия.

Важно помнить, что адекватность уровня притязаний обусловлена истинной самооценкой личности. Чем адекватнее самооценка, тем более адекватны уровень притязаний. Личность должна быть в состоянии анализировать свои сильные и слабые стороны, выявлять свои истинные желания и возможности, опираясь на реальные факты и закономерности.

Существует прямая связь между уровнем притязаний и личной успешностью. Люди с реалистичными высокими целями стремятся к улучшению своих достижений и постоянно совершенствуются. Они четко понимают свои возможности и границы, что позволяет им добиваться успеха и избегать неудач.

Однако, существуют люди, которые имеют нереалистично завышенный уровень притязаний и переоценивают свои возможности. Они берутся за задачи, которые для них непосильны, и все чаще терпят неудачи. Их страстный желание достижения целей не соответствует их реальным способностям.

Между тем, есть и те, у кого умеренный уровень притязаний. Они обычно успешно решают задачи средней сложности, но не стремятся улучшить свои способности и перейти к более трудным целям.

Итак, реалистичные цели — это ключ к успешности. Человек, который понимает свои возможности и готов к постоянному росту, может достичь значительного успеха. Однако, переоценка собственных способностей и амбициозность до необоснованных высот могут привести к неудачам и разочарованиям.

Наши убеждения и привычки могут сильно повлиять на цели, которые мы ставим себе. Кому-то кажется, что ему недостаточно умения или знаний, чтобы достичь высоких результатов, поэтому он выбирает слишком простые и легкие цели. Другие, напротив, могут чувствовать себя уверенно, но избегают серьезных целей, таких как ответственные дела, искажая свои притязания.

Проведенные исследования показывают, что у 14,8 % уровень притязаний выходит за границы нормы, что ведет к сильному чувству неуверенности в своих силах. Однако особенностью людей с низкой самооценкой является не только неуверенность, но и переоценка своих достижений в сравнении с успехами других.

Именно такие люди по-особенному важно наставлять на правильную оценку своих сил и задач, поскольку их мнение о своих возможностях может оказаться слишком критичным или необоснованным. Оправданные и реалистичные цели станут важным фактором помощи и мотивации для людей с низкой самооценкой, приведут к повышению уверенности в себе и успехам в будущих делах в целом.

Когда речь заходит об успехах в учебе, один из ключевых факторов — это самооценка. По данным исследования, только у 70,4 % детей адекватная самооценка. Это означает, что более половины детей получают оценки своих способностей.

Тем не менее, те дети, у которых самооценка адекватна, имеют множество преимуществ. Их характеризует активность, находчивость и интерес к знаниям. Более того, такие дети максимально самостоятельны и не боятся ошибаться. Они выбирают задачи, соответствующие своим возможностям, и после успеха в решении задачи выбирают более трудную. При этом они умеют проверять себя после неудачного результата или переходят к менее сложной задаче.

Адекватная самооценка имеет огромное значение для успехов в обучении. Те, кто умеет правильно оценивать свои возможности, достигают лучших результатов и не боятся пробовать себя в чем-то новом и более сложном.

Наше исследование показало, что у 70,4 % детей самооценка находится на правильном уровне. Однако в оставшиеся 29,6 %, мы наблюдаем 22,2 % испытуемых заниженную самооценку, что негативно отражается на их учебной и социальной деятельности. У таких учеников может возникнуть чувство неуверенности, страха и апатии в связи с заниженной самооценкой. Негативная оценка себя может свидетельствовать о непринятии себя и ощущении собственной неполноценности. Это очень неблагоприятно влияет на развитие талантов и способностей, так как дети ожидают только неудачи и не могут проявить свой потенциал.

Кроме того, заниженная самооценка может вызывать повышенную тревожность, застенчивость и робость. Неуспехи сильно влияют на их концентрацию, что затрудняет общение со сверстниками и взрослыми. Однако, такие дети очень чувствительны к одобрению и готовы откликнуться на всё, что повысит их самооценку.

Если такая ситуация продолжается, то ученики не только не сможет развивать себя, но и могут столкнуться со сложностями в будущем, когда станут сталкиваться со сложными жизненными проблемами. Поэтому необходимо помочь им разобраться в своих чувствах и построить позитивную самооценку. Это поможет им раскрыть свой потенциал и жить полноценной жизнью.

Также у 7,4 % испытуемых выявлена невероятно завышенная оценка собственных способностей и качеств. Ребята переоценивают себя во многом, в том числе свои учебные успехи и личностные качества.

Эти дети склонны выбирать задания, которые по их возрасту или уровню обучения не по силам. В результате они испытывают неудачи, которые могут только подтвердить негативное мнение о своих возможностях. Некоторые из них настаивают на своем и продолжают пытаться, в то время как другие моментально переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности и желанием выглядеть успешно в глазах окружающих.

Важно отметить, что такие дети могут столкнуться с серьезными проблемами в будущем, если не научатся реалистично оценивать свои возможности и фокусироваться на задачах, соответствующих их уровню и способностям. Это может привести к хроническому стрессу и разочарованиям в своих собственных способностях, что может отразиться на их духовном и психическом здоровье в долгосрочной перспективе.

В рамках качественного исследования механизмов изменения учебной самооценки пятиклассника, проводилось психологическое наблюдение с последующим анкетированием участников фокус-группы, в которую вошли 3 ученика с низкой самооценкой, 2 ученика с нормальной самооценкой, 1 ученик с очень завышенной самооценкой.

После окончания каждого дня наблюдения экспериментатором проводилось сопоставление взаимодействие субъектов образовательного процесса, зафиксированное в листе наблюдения с результатами ответов фокус-группы в опроснике.

По истечении формирующего эксперимента и анализа результатов наблюдения и опроса, можно сделать следующие выводы:

Учащиеся с низкой самооценкой, стали чаще проявлять себя после второго занятия, когда преподаватель начал применять метод дозированной вербальной поддержки.

Надо заметить, что даже на четвертом занятии, когда по условиям эксперимента было прекращено, оказание всякой поддержки со стороны учителя, учащиеся из фокус-группы продолжали активно проявлять себя.

Проанализировав ответы, указанные в анкете, можно сделать предположение, учеников у которых проявление себя в коллективе вызывало стресс, начинают проявлять себя, делают это осознанно после проведенной послеурочной рефлексии. Таким образом можно заключить, это положительно влияет, на вектор развития веры в себя, доверия к себе, уверенности в собственных силах. Что соответствует многовекторной модели зоны ближайшего развития в рефлексивно-деятельностном подходе.

Исследования показывают, что грамотно построенное взаимодействие между педагогом и учеником может существенно повлиять на развитие личности ребенка и его успех в учебе. Одним из ключевых аспектов такого взаимодействия является поддержка и поощрение со стороны педагога.

Педагогическое взаимодействие — это процесс не только передачи знаний, но и контакта между участниками образовательного процесса. Он направлен на взаимовлияние и развитие личности ученика. Именно поэтому он играет ключевую роль в обучении младших подростков.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что педагогическое взаимодействие в виде его особенностей вербальной поддержки и установление эмоционального контакта на уроке, положительно влияют на учебную самооценку младшего подростка.

Важно отметить, что характер самооценки подростков прямо влияет на формирование качеств личности. Подростки с высокой самооценкой чаще обладают позитивной жизненной позицией, уверенностью в своих силах и умениях, а также более высоким уровнем мотивации, что позволяет им достигать больших успехов в жизни. В то время как подростки с низкой самооценкой могут испытывать проблемы с установлением контакта с людьми, подавленным настроением и недостатком мотивации.

В целом, формирование самооценки и ее значения в жизни подростков — важный процесс, который необходимо проходить с помощью позитивного влияния со стороны окружающих и грамотного подхода к воспитанию личности.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, уровень притязаний, ученик, возможность, самооценка, успех, учебная самооценка, эмоциональный контакт, педагогическое общение, школьная самооценка.


Ключевые слова

педагогическое взаимодействие, атмосфера учения, учебная самооценка, ученик пятого класса

Похожие статьи

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Третье педагогическое условие формирования самооценки младших школьников способствовало взаимодействию субъектов образовательного процесса: учителя, учащихся и родителей, с целью достижения единства требований к формированию самооценки учащихся.

Научно-практические подходы к организации... | Молодой ученый

Деятельностный подход к изучению самооценки дает возможность вычленить те

младший школьник, самооценка, учитель, педагогическая оценка, личность, учебная деятельность.

Система работы по формированию адекватной самооценки у учащихся позволяет нам...

Здесь у ребенка развивается адекватная самооценка, хороший уровень притязаний.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным формированием самооценки.

Исследование уровня самооценки младших школьников.

Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

Изучение взаимосвязи показателей опыта сотрудничества...

В начале обучения, у большинства учащихся неразвита сфера общения, опыта

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что самооценка младшего

2. На основе диагностики у детей опыта сотрудничества и самооценки, выявить их уровни и соотношение.

2. Завышенная самооценка — 4 человека — эти дети склонны очень переоценивать себя в...

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Главным лицом в жизни ученика начальной школы является учитель, особенно в первых и вторых классах.

Рис. 2. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения по К. Левину.

У тревожных детей формируется заниженная самооценка.

Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели: передает...

Исследование уровня самооценки младших школьников

Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний целей, которые человек перед собой ставит.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты

В эксперименте принимали участие 24 учащихся .Для определения уровня самооценки...

Педагогическое общение в стратегии и тактике... | Молодой ученый

Эмоциональный контакт выражается в общности эмоциональных позиций и переживаний

Личность и индивидуальность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия.

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль...

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь...

Г.Н. Сериков выделяет специфический феномен образования — учебно-педагогическое взаимодействие [14]. Речь идет о взаимодействии учащихся и педагогических работников, направленном на

Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие является одним из способов

межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.

Формирование у учащихся умения оценивать свою...

 В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка позволяет учащемуся сравнить свои результаты деятельности с другими

Ряд методик позволяет выявить уровень самооценки детей.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на...

 В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Похожие статьи

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Третье педагогическое условие формирования самооценки младших школьников способствовало взаимодействию субъектов образовательного процесса: учителя, учащихся и родителей, с целью достижения единства требований к формированию самооценки учащихся.

Научно-практические подходы к организации... | Молодой ученый

Деятельностный подход к изучению самооценки дает возможность вычленить те

младший школьник, самооценка, учитель, педагогическая оценка, личность, учебная деятельность.

Система работы по формированию адекватной самооценки у учащихся позволяет нам...

Здесь у ребенка развивается адекватная самооценка, хороший уровень притязаний.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным формированием самооценки.

Исследование уровня самооценки младших школьников.

Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

Изучение взаимосвязи показателей опыта сотрудничества...

В начале обучения, у большинства учащихся неразвита сфера общения, опыта

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что самооценка младшего

2. На основе диагностики у детей опыта сотрудничества и самооценки, выявить их уровни и соотношение.

2. Завышенная самооценка — 4 человека — эти дети склонны очень переоценивать себя в...

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Главным лицом в жизни ученика начальной школы является учитель, особенно в первых и вторых классах.

Рис. 2. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения по К. Левину.

У тревожных детей формируется заниженная самооценка.

Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели: передает...

Исследование уровня самооценки младших школьников

Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний целей, которые человек перед собой ставит.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты

В эксперименте принимали участие 24 учащихся .Для определения уровня самооценки...

Педагогическое общение в стратегии и тактике... | Молодой ученый

Эмоциональный контакт выражается в общности эмоциональных позиций и переживаний

Личность и индивидуальность учащегося оказываются вне стратегии взаимодействия.

Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на

педагогическое общение, общение, педагог, учащийся, учитель, стиль, ребенок, стиль...

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь...

Г.Н. Сериков выделяет специфический феномен образования — учебно-педагогическое взаимодействие [14]. Речь идет о взаимодействии учащихся и педагогических работников, направленном на

Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие является одним из способов

межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.

Формирование у учащихся умения оценивать свою...

 В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка позволяет учащемуся сравнить свои результаты деятельности с другими

Ряд методик позволяет выявить уровень самооценки детей.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на...

 В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Задать вопрос