Автор: Борутто Елена Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 16.05.2016

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Борутто Е. А. Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1177-1179.



Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни.

Н. А. Бердяев

В настоящее время проблема профессионального самоопределения старшеклассников актуальна как никогда. На процесс выбора старшеклассниками профессии оказывают влияние различные по масштабу и значимости для личности факторы: от социально-экономических до личностного потенциала. Задача школы — воспитание человека, умеющего ставить перед собой реальные цели, выбирать оптимальные пути их достижения, анализировать результаты своей деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Недостаточная готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению заключается в следующем:

– у большинства старшеклассников недостаточно развиты личностные качества, необходимые для профессионального самоопределения (способность к самопознанию и саморазвитию, ответственность, самостоятельность, целенаправленность, самокритичность, эмоциональная лабильность, сила воли, готовность к выбору);

– у старшеклассников практически отсутствуют знания, необходимые для профессионального самоопределения — о мире профессий, о самом себе, о потребностях рынка труда;

– занижена потребность в профессиональном самоопределении;

– не учитываются при выборе профессии потребности в кадрах своего региона и страны в целом;

– завышен уровень притязаний;

– не сформированы мотивы выбора профессии;

– отсутствует трудовая мотивация.

Г.Н. Сериков выделяет специфический феномен образования — учебно-педагогическое взаимодействие [14]. Речь идет о взаимодействии учащихся и педагогических работников, направленном на совместное выполнение каждым из них своих функций. В этом смысле участники образования становятся партнерами. Учебно-педагогическое взаимодействие может осуществляться через непосредственные контакты между партнерами в общении, в совместном решении учебных задач, во взаимосодействии друг другу. В своих исследованиях Г.Н. Сериков подчеркивает, что «роль педагога, учителя.... сводится к созданию условий, в которых человек, получающий свое образование, мог бы удовлетворить свои душевные, духовные и образовательные потребности. Такой подход предполагает не руководство образованием учащихся, а сопровождение образования» [14].

Педагог в своей деятельности, может осуществлять не только коррекцию образовательной траектории учащихся, но и всячески поддерживать их стремление к собственному росту, способствуя формированию эмоционально-ценностных отношений к различным событиям и явлениям жизни, собственному образу и жизни. Учебно-педагогическое взаимодействие должно стремиться к тому, чтобы учащийся в любой возникающей ситуации мог сделать правильный выбор, был способен совершить усилие, способствующее его самоопределению, самосовершенствованию. Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие является одним из способов активизации саморазвития, самоактуализации и самоопределения ребенка. Его дополнительный эффект состоит в межиндивидуальном влиянии, базирующемся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке. Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению — сознательная деятельность педагога, направленная на создание условий учебно-педагогического взаимодействия с целью оказания помощи (поддержки) учащимся в их деятельности, направленной на профессиональное самоопределение. Практически это означает создание в образовательном процессе таких условий, которые способствуют становлению названной готовности. Перечислим некоторые особенности деятельности педагога, которые входят в педагогическое содействие становлению готовности к профессиональному самоопределению. Важно, что отправной точкой отсчета эффективности деятельности педагога необходимо считать определенные результаты деятельности учащихся. Поэтому, во-первых, важно вызвать интерес, сформировать потребность учащихся к профессиональному самоопределению. Во-вторых, необходимо помочь учащимся с правильным выбором направления профессионального самоопределения, которое соответствовало бы не только их желаниям и стремлениям, но и способностям и задаткам, а именно эти особенности учащегося раскрываются в работе над своими исследовательскими проектами. В-третьих, важно вооружить учащихся знаниями и умениями, которые необходимы в осуществлении собственной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение.

Одной из важнейших тенденций развития школьного образования в последние годы является усиление внимания к личности ребенка как субъекта образовательного процесса. В старших классах вводятся различные элективные курсы, организуется работа над исследовательскими проектами, создаётся возможность для расширения кругозора учащихся и подготовки их к более разумному и осознанному выбору дальнейшего жизненного пути. Именно индивидуальная работа учащихся представляет собой наиболее результативный путь реализации его индивидуальных творческих и образовательных потребностей в процессе обучения ребенка в школе.

Наиболее продуктивными формами индивидуальной работы с учащимися являются те, которые направлены на развитие у школьников навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. Совместная работа педагога и ученика над исследовательскими проектами, нацеленная на помощь подросткам в профессиональном самоопределении, является немаловажным механизмом становления их личности в целом.

На начальной стадии — это развитие способности у ребенка самостоятельно сформулировать научную проблему и на основе имеющихся знаний разрешить ее. Такая работа нацелена на развитие конструктивного, эвристического мышления школьника, которое ему в дальнейшем поможет более плодотворно самореализоваться во всех жизненных аспектах. В дальнейшем — школа может создать условия для проведения старшеклассником первых самостоятельных научных исследований. Очевидно, что применительно к школьникам в большинстве случаев слово "наука" должно применяться с известными оговорками. Наивно рассчитывать на массовые открытия, совершаемые школьниками. Но важно другое. Наиболее мотивированные школьники получают возможность приобщиться к научно-исследовательской работе как особому типу деятельности. Участие в научно-исследовательской деятельности может предопределить профессиональное самоопределение личности ребёнка. Ведь при определении темы работы, ребёнок затрагивает интересующие его аспекты жизни общества. И тогда учащиеся, возможно, делают шаг навстречу к своей будущей профессиональной сфере деятельности. Проводя исследования по своей теме, у учащегося возникает вопрос о выборе профессионального пути. А уже через интерес учащихся к выбору своей будущей профессии происходит реальная социализация личности растущего человека, которая предполагает актуализацию и психолого-педагогическую поддержку проектирования жизненных планов, которые включают отношения к различным параметрам собственной уникальной жизни.

Многие дети совершают выбор профессии неосознанно. С целью выяснения критериев профессионального самоопределения учащихся было проведено исследование среди учащихся 8-11-х классов, по анкете Резапкиной Г.В. «Профессиональное самоопределение учащегося», приняло участие 169 человек. Исследование показало, что учащиеся совершают свой выбор часто интуитивно, под влиянием случайных факторов (исходя из общественного престижа, в зависимости от материального обеспечения профессии или из-за поверхностного интереса, навеянного литературой, фильмом, телепередачей). И с сожалением приходится констатировать, что очень мало учащихся связывают обучение с выбором будущей профессиональной трудовой деятельности.

В условиях образовательного процесса педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению должно происходить в условиях профориентации, так как профессиональная ориентация — это особая форма заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержка и развитие природных особенностей личности старшеклассника. Профориентация сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятий с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему.

Важнейшая задача современного образования — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут и где будут работать. Реальная и привлекательная профессиональная перспектива уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному, целостному становлению личности учащихся, так как перед старшеклассниками очень остро стоит выбор дальнейшего жизненного пути.

Литература:

  1. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения. //Школьные технологии. 2003. № 4, с.22-31.
  2. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика. — М.: Московский психолого-социальный институт. 2005, — 448 с.
  3. Г.В.Резапкина «Отбор в профильные классы», М., Генезис, 2006
  4. Егоров О. Профильное образование: проблемы и перспективы. //Народное образование. 2006. № 5, с.32-36.
  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.// Профильная школа. 2003. № 1, с. 12-18.
  6. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог — ребенок — родители».// Педагогика. 2002. № 9, с. 27-32.
  7. Н.П.Анисимова, И.В.Кузнецова, Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи, Ярославль, 2000 г.
  8. Н.С.Пряжников, Психологический смысл труда, Москва-Воронеж, 1997.
  9. Панов Е.И., Рыбакова Л.Н., Мороз Е.С. Взаимоотношения «учитель — ученик» (по материалам исследований Центра социальной адаптации подростков).// Педагогика. 1993. № 6, с. 49-53.
  10. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: реальность и мечты.// Школьный психолог. Январь, 2003. № 4, с. 12-13.
  11. Резапкина Г.В., Искусственный отбор, М., 2004.
  12. Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии, М., 2006.
  13. Рогов Е.И., Выбор профессии: становление профессионала, М., 2003.
  14. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. — М.: Мнемозина, 2002. — 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональному самоопределению, профессионального самоопределения, содействие становлению готовности, становлению готовности старшеклассников, профессиональное самоопределение, профессиональном самоопределении, профессиональному самоопределению учащегося, педагогическое содействие становлению, профессионального самоопределения старшеклассников, исследовательскими проектами, профессионального самоопределения учащихся, выборе профессии, деятельности педагога, дальнейшего жизненного пути, выбор профессии, становлению личности учащихся, результаты деятельности учащихся, Недостаточная готовность старшеклассников, индивидуальная работа учащихся, выборе профессии потребности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос