Работа учителя математики с детьми с девиантным поведением | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 31.01.2019

Статья просмотрена: 348 раз

Библиографическое описание:

Остащенко, Н. В. Работа учителя математики с детьми с девиантным поведением / Н. В. Остащенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3910/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматриваются признаки, основные причины девиантного поведения. Приводятся примеры методов и средств работы с детьми с отклоняющимся поведением на уроках математики.

Ключевые слова: девиантное поведение; учащиеся с девиантным поведением; учитель-предметник; учитель математики.

The article describes evidence and main reasons of deviant behavior. Examples methods and means of work with deviant children which can be use on math lessons are given.

Keywords: deviant behavior; students having deviant behavior; subject teacher; mathematics teacher.

Принято считать, что профессия педагога — светлая, добрая. Она несет в себе позитивную энергетику. Но зачастую, многие педагоги могут «спасовать», столкнувшись с детьми девиантного поведения. Это трудные дети и подростки, поведение которых отличается от общепринятых норм. Такой ребенок может нагрубить, игнорировать замечания учителя, мешать другим детям на уроке, не усваивать материал, портить школьное имущество и т. д. Проблема детей и подростков с девиантным поведением представляет собой сложную социальную реальность.

Признаками девиантного поведения являются следующие: признаки девиантного поведения: агрессивность; социальная апатия; раздражительность; аутизм; конфликтность; чрезмерная эмоциональность; отсутствие интереса к творчеству и процессу обучения; отсутствие навыков к сотрудничеству с одноклассниками и педагогом [4]

Главное, это попытаться перебрать все методы и способы коррекции поведения таких детей. Стоит помнить, что они обычные дети, которым родители не смогли привить определенные навыки и модель поведения. Или на них негативно повлияли другие дети, с которыми они поддерживают контакт.

Лободина Е. В. перечисляет причины, по которым поведение может отличаться от нормы: дефекты семейного воспитания; ситуации, которые могли повлиять на психику ребёнка; проблемы в межличностных отношениях; нарушения психического или физического здоровья; педагогические ошибки; прочие социальные причины [3].

Какие бы не были причины, на конечное формирование личности повлиять все же можно.

Стоит помнить, что социализация ребенка и подростков — процесс длительный, на него оказывает влияние множество различных факторов. И далеко не последнюю роль в данном процессе играет школа, классный руководитель и учителя предметники. Роль школы и педагогов велика.

И здесь многие учителя могут совершить большую ошибку. Педагоги могут забыть, что процесс обучения должен быть интересным, мотивирующим. Дети должны получить мотивацию. Учебный процесс должен вызывать заинтересованность учащихся. Не стоит подходить к объяснению материала стандартно. Необходимо искать новые методы и способы подачи материала, так, чтобы «трудные» дети могли вовлекаться в процесс, чтобы он их захватывал.

Например, Баранова Л. В., учитель математики, предлагает следующую схему организации начала урока математики [1]:

  1. Предложить ученикам задачи, которые бы вытекали из жизненного опыта детей, а также их смекалки. При таком способе постановки задачи, учащиеся будут равны между собой, и дети с девиантным поведением смогут решать задачи наравне с другими детьми.
  2. Давать детям задачи на тренировку памяти, поиск закономерностей по материалу, который был хорошо усвоен ранее.
  3. Написать задачу или пример с наиболее распространенными ошибками.
  4. Писать на доске уравнения, а также готовые ответы к указанным уравнениям, среди которых будут как правильные ответы, так и неправильные.

Баранова Л. В. утверждает, что подобные способы организации начала урока помогут детям с девиантным поведением заинтересоваться и втянуться в процесс урока.

Также принято считать, что одной из самых действенных форм при работе с трудными детьми будет игра [6]. Игра не только помогает пробудить заинтересовать «трудных» детей к предмету, но и открывает возможности для реализации социальной активности детей, что также, несомненно, оказывает влияние на коррекцию отклоняющегося поведения.

Одним из удачных проявлений игры при изучении предметов, в том числе и математики, является театрализация. Данный прием обычно интересен всем учащимся. В процессе подготовки учится текст, готовятся костюмы и декорации, повышается интерес к предмету, его содержанию, увеличивается овладение деятельностью, и, в конечном итоге, все это ведет к саморазвитию.

Захаренко И. Н. на уроках математики советует использовать как можно больше наглядности. Для большего усвоения составлять таблицы или схемы. Приобщить детей к созданию и использованию наглядных пособий. Например, создание геометрически фигур к урокам геометрии [2].

В процессе изучения интересующего вопроса, мне попалась статья «Профилактика девиантного поведения средствами математических задач». Предлагаются задачи по типу: «из 4200 душевно-больных (в 1902 году) 1554 пациента заболели по причине злоупотребления алкогольными напитками. Сколько сгубленных спиртным людей приходится на сотню душевно-больных» [5, С. 126.]. С одной стороны, такие задачи могут шокировать подрастающее поколение. Но, с другой стороны, подобными нестандартными задачами мы можем «убить» сразу нескольких «зайцев»: привлечь внимание нестандартными условиями задачи к ее решению, тем самым уже втянув детей в отработку пройденного материала по делению, умножению и т. д.; заставить задуматься о вреде социально-опасного поведения и его последствиях. Безусловно, не стоит давать такие задачи для решения детям младшего школьного возраста. Но для старших школьников можно дать пару таких задач для привлечения внимания и размышления. Конечно, метод не совсем стандартный, но в отдельных случаях, когда другие методы оказываются малодейственными, стоит попробовать.

Хочется вспомнить и некоторые «банальности», хорошо известные всем профессиональным педагогам. Улыбка, доброжелательное отношение, похвала даже за самые незначительные достижения. И вот: вчерашний трудный ребёнок уже стремится к новым и новым результатам. Не стоит лишний раз требовать дневник или вызывать родителей. Как правило, все дети с отклоняющимся поведением, не реагируют на эти методы, и лишь глубже погружаются в самих себя, отталкивая учебный процесс. Не зря подмечено, что улыбка ничего не стоит, но бесценна, а ласковое слово всем приятно.

Доверительные отношение и создание благоприятных условия для развития, обучения и воспитания — важные составляющие работы с девиантным поведением детей.

В заключении стоит отметить, что важными элементами работы с детьми с девиантным поведением является не только правильный подбор методов и средств. Любовь. Любовь к своей работе, к детям, ко всем людям-важная составляющая любого дела. Без неё все будет рассыпаться как карточный домик. Любовь — это основа, прочный фундамент. Она способна преображать, как ничто другое. Если подходить к процессу коррекции с любовью к детям, все, несомненно, получится. Дети чувствуют хорошее отношение и стараются отвечать тем же. Это ли не перемены к лучшему?

Литература:

  1. Баранова Л. В. Из опыта работы на уроках математики с детьми с девиантным поведением. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://открытыйурок.рф/статьи/602315/ (дата обращения: 27.01.2019)
  2. Захаренко И. Н. Взаимодействие с детьми девиантного поведения на уроках физики и математики. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/08/15/vzaimodeystvie-s-detmi-deviantnogo-povedeniya-na (дата обращения: 27.01.2019)
  3. Лободина Е. В. Работа с детьми девиантного поведения. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://открытыйурок.рф/статьи/524384/ (дата обращения: 29.01.2019)
  4. Методы коррекционной работы с детьми девиантного поведения. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/files/mietody-korriektsionnoi-ra.. (дата обращения: 28.01.2019)
  5. Профилактика девиантного поведения средствами математических задач. Воскрешая мудрость предков // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 40. № 3. С. 126.
  6. Технологии работы с детьми девиантного поведения. Статья. 01.02.2017. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://academy-prof.ru/blog/rabota-s-detmi-deviantnogo-povedenija (дата обращения: 27.01.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, ребенок, задача, отклоняющееся поведение, процесс обучения, урок математики, учебный процесс, учитель математики.

Ключевые слова

девиантное поведение, учитель математики, , учащиеся с девиантным поведением, учитель-предметник

Похожие статьи

Процесс социализации обучающихся с девиантным поведением...

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведение

Часто причины девиантного поведения кроются в семье, так как семья является главным

Именно в семье ребенок осваивает основные модели поведения, в семье складываются...

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по...

Педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления.

Работа с детьми с девиантным поведением включает в себя также и их

Учитель — организатор учебного процесса в школе. Он — источник знаний для учащихся как...

«Трудные» дети в школьной среде: или почему они такими...

Среди факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение детей и подростков, важное место занимает положение ребёнка в группе. Это может быть и учебный коллектив класса, и группы по интересам, и объединения подростков для межличностного общения и т. п...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего...

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Девиантное поведение наиболее часто связывается именно с подростковым возрастом, так как неустойчивость психологических регуляторов поведения и несформированность представлений подростков о социальных нормах становятся причинами отклонений в поведении детей.

Из истории возникновения педагогических аспектов профилактики...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отклоняющееся поведение

девиантное поведение, ребенок, агент социализации, семья, подросток, процесс

Пути профилактики девиантного поведения детей... Основные подходы к объяснению...

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор...

Проблемы девиантного поведения и связанные с ним причины и мотивы привлекают к себе серьезное внимание социологов и представителей других областей научного знания. Однако многообразие теорий и концепций, объясняющих природу отклоняющегося поведения...

Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся...

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания путем взаимодействия образовательного учреждения и системы дополнительного образования.

Особенности девиантной социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией. Она охватывает все процессы: обучения и воспитания, приобщения к культурным ценностям при...

Похожие статьи

Процесс социализации обучающихся с девиантным поведением...

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведение

Часто причины девиантного поведения кроются в семье, так как семья является главным

Именно в семье ребенок осваивает основные модели поведения, в семье складываются...

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по...

Педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления.

Работа с детьми с девиантным поведением включает в себя также и их

Учитель — организатор учебного процесса в школе. Он — источник знаний для учащихся как...

«Трудные» дети в школьной среде: или почему они такими...

Среди факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение детей и подростков, важное место занимает положение ребёнка в группе. Это может быть и учебный коллектив класса, и группы по интересам, и объединения подростков для межличностного общения и т. п...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего...

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

Девиантное поведение наиболее часто связывается именно с подростковым возрастом, так как неустойчивость психологических регуляторов поведения и несформированность представлений подростков о социальных нормах становятся причинами отклонений в поведении детей.

Из истории возникновения педагогических аспектов профилактики...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отклоняющееся поведение

девиантное поведение, ребенок, агент социализации, семья, подросток, процесс

Пути профилактики девиантного поведения детей... Основные подходы к объяснению...

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор...

Проблемы девиантного поведения и связанные с ним причины и мотивы привлекают к себе серьезное внимание социологов и представителей других областей научного знания. Однако многообразие теорий и концепций, объясняющих природу отклоняющегося поведения...

Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся...

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания путем взаимодействия образовательного учреждения и системы дополнительного образования.

Особенности девиантной социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией. Она охватывает все процессы: обучения и воспитания, приобщения к культурным ценностям при...

Задать вопрос