В статье автор исследует тенденцию по гуманизации российского уголовного законодательства и ее значение.
Ключевые слова: гуманизация, уголовно-исполнительная система, исправление осужденных.
В соответствии со 2 статьей Конституции Российской Федерации — человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Рассматриваемый принцип был положен в основу множества реформ, затрагивающих различные сферы государства, в том числе и уголовно-исполнительную систему. В результате данных реформаций были организованны мероприятия, которые непосредственно касались исполнения и отбывания уголовных наказаний [1].
Принцип гуманизма закрепляется в статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и признается основой уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Закрепление принципа гуманизма не ограничивается только рассмотренной статьей, например, статей 9 УИК РФ устанавливается, что под исправлением осужденных понимается процесс формирования уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулирование правопослушного поведения у осужденных. В статье 10 УИК РФ гарантируется уважение и охрана прав, свобод и законных интересов осужденных. В соответствии со статьей 12 УИК РФ устанавливается, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию [2].
Эффективность дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы не представляется возможным без гуманизации исполнения наказаний.
Необходимо понимать, что гуманизация не подразумевает под собой вседозволенность. Гуманизацию необходимо воспринимать как совокупность мер, которые должны способствовать изменению внутреннего содержания пенитенциарных учреждений, обеспечению правового статуса осужденных, смягчению условий отбывания наказаний, укреплению режима и правопорядка, снижению количества преступлений и грубых нарушений.
Так как принцип гуманизма тесно взаимосвязан с принципом законности, то любые меры ограничительного характера в отношении осужденных должны применяться в строгом соответствии с правовыми предписаниями. Данные действия позволят создать реальные возможности для более эффективного функционирования исправительных учреждений и пенитенциарной системы в целом.
В подтверждение вышеизложенному необходимо привести Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.
Данная концепция устанавливает необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации в целях улучшения условий содержания. Создания условий для лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также избрание мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей, для успешной адаптации в обществе после освобождения. А также изменений подхода к условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах с учетом того, что вина их в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда [3].
Следовательно, можно сказать, что вектор развития уголовного законодательства Российской Федерации действительно направлен на гуманизацию наказаний и улучшение условий отбывания этих наказаний. Однако необходимо понимать значение процесса гуманизации. Для этого обратимся к итогам и достижениям деятельности уголовно-исполнительной системы в период с 2010 по 2020 год.
Результатами разработки и принятия законодательных актов, направленных в том числе на гуманизацию законодательства Российской Федерации, решению проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и исправлением осужденных, соблюдением прав и улучшению условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных стали:
1) совершенствование компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях;
2) установление проведения обязательного медицинского осмотра и выдача медицинского заключения о возможности нахождения осужденных в штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах;
3) предоставление осужденным права самостоятельного обращения в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания;
Также результатом проводимой государственной политики, расширяющей возможности альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляций от общества, численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, продолжает последовательно снижаться [3].
Все вышеуказанные изменения, повышение эффективности оказания медицинской помощи и внедрению современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний позволило снизить смертность осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы в 2 раза (в 2010 году — 4774 человека, в 2020–2400 человек), снизило количество заболевших инфекционными заболеваниями (туберкулез, ВИЧ-инфекция) осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы (в 2010 году выявлено 10124 случая заболевания ВИЧ-инфекцией, в 2020 году — 4942, в 2010 году выявлен 8681 случай заболевания туберкулезом, в 2020 году — 1516 случаев) [3].
На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что процесс гуманизации наказаний является одним из основных направлений развития уголовно исполнительной системы РФ, который позволяет оказывать положительное воздействия на осужденных в связи с совершенствованием производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, повышение уровня занятости осужденных, уменьшением смертности, а также возможности пробации и дальнейшей социальной реабилитации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Рос. газ. — 2020. — 4 июля.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Рос. газ. -1997. -16 января.
- Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.. — Текст: электронный // Гаран.РУ: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (дата обращения: 16.08.2023).