Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 19.08.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Рязанова, Н. В. Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность / Н. В. Рязанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 194-198. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105518/ (дата обращения: 05.05.2024).



Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому, начиная с дошкольного детства необходимо осуществлять формирование знаний по экологическому воспитанию у ребенка через игровую деятельность. Представленный опыт работы будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.

Ключевые слова: экологическое воспитание, игровая деятельность, формы работы, создание условий.

Экологическое воспитание дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При общении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [5] одним из основных принципов государственной политики в области образования называется принцип воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Другими словами, речь идет об экологической культуре, которая проявляется на уровне поведения или деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Идея современной комплексной экологии активно внедряется в практику воспитания дошкольников. [1]

На протяжении всей истории педагогической мысли проблема взаимодействия человека и природы исследовалась многими авторами. В трудах отечественных и зарубежных педагогов и мыслителей — Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, B. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского отражена роль природы в нравственно-эстетическом развитии человека.

В 70-х годах в дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. [2]

В современных исследованиях Н. О. Никоновой, Л. С. Римашевской отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом. [3]

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Таким образом, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества. Дошкольное учреждение уже сегодня присуще особое видение мира, как объекта его постоянной работы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача, которая стоит перед педагогами в настоящее время, а через игровую деятельность лучше всего получиться освоить данные знания.

Работа по данной теме проводилась на базе МБДОУ «Детского сада № 26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие дети старшего дошкольного возраста двух групп. На начальном этапе было проведено исследование, с целью выявления исходного уровня сформированности экологических знаний, использован диагностический материал на основе методики О. Соломенниковой [4]. Критерии представлены в таблице № 1.

Таблица 1

Задания

Навыки

Ситуация

Результаты

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1

направлено на определение уровня знания дошкольников о характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Процедура проведения диагностики заключается в том, что педагог предлагает испытуемым распределить карточки следующим образом:

1) выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания;

2) выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению;

3) выбрать насекомых и разместить их на карте.

После того как испытуемый справился с заданием, педагог предлагает выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на соответствующие вопросы.

Критерии оценки

Низкий уровень — ребенок не может справиться с заданием даже при помощи воспитателя

5детей

25 %

6 детей

30 %

Средний уровень — ребенок выполняет задание с небольшой подсказкой взрослого

15 детей

75 %

13 детей

65 %

Высокий уровень — ребенок выполняет задание полностью

0

1 ребенок

5 %

2

направлено на определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. Испытуемым следует ответить на вопросы об условиях жизни, роста, развития комнатных растений, правилах ухода, отношении к растительному миру.

Затем предлагается из представленных растений выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Критерии оценки:

Низкий уровень

6 детей

30 %

10 детей

50 %

Средний уровень

13 детей

65 %

10 детей

50 %

Высокий уровень

1 ребенок

5 %

0

3

направлено на определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Педагог предлагает испытуемому определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на вопросы о свойствах песка, камней, воды, способах их использования.

Критерии оценки:

Низкий уровень

7 детей

35 %

5 детей

25 %

Средний уровень

9 детей

45 %

12 детей

60 %

Высокий уровень

4 ребенка

20 %

3 детей

15 %

4

направлено на определение знаний времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Процедура проведения заключается в том, что педагог задает вопросы об особенностях времен года. Затем предлагает назвать время года в соответствии с характерными проявлениями природы.

Критерии оценки:

Низкий уровень

5 детей

25 %

6 детей

30 %

Средний уровень

10 детей

50 %

8 детей

40 %

Высокий уровень

5 детей

25 %

6 детей

30 %

5

направлено на выявление экологического отношения дошкольника к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Педагог предлагает ответить на вопросы по уходу за домашними животными, о деятельности людей, связанных с природой; о возможной помощи зимующим птицам и т. п.

Критерии оценки:

Низкий уровень

4 ребенка

20 %

3 ребенка

15 %

Средний уровень

13 детей

65 %

15 детей

75 %

Низкий уровень

3 ребенка

15 %

2 ребенка

10 %

На основе полученных данных нами была разработана и внедрена серия игр по экологическому воспитанию на учебный год по старшему дошкольному возрасту.

Таблица 2

Название

Цель

сентябрь

Настольно-печатная игра «Спаси окружающий мир»

Формировать представления об экологических проблемах,

которые приносят природе огромный ущерб, о правилах поведения в природе

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у лесника»

Закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Закрепить знания детей о жилищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).

Интерактивная игра

«Отличные выходные — рыбалка»

Привлечь внимание детей к актуальным экологическим проблемам родного края: загрязнение водоемов, показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Познакомить детей с видами рыб, заселяющих водоемы родного края.

октябрь

Настольно-печатная игра «Сбереги нашу природу»

Привлечь внимание к актуальным экологическим проблемам родного края: загрязнение лесов, рек и улиц города. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему окружающему миру.

Дидактическое многофункциональное пособие Лепбук «Осень»

Повышать познавательную активность, уровень развития словаря. Развивать творческую инициативу, воображение и

исследовательскую деятельность.

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе.

1 неделя Безопасное поведение в природе

Формирование представлений о процессе конденсации

ноябрь

Настольно-печатная игра «Экологическая опасность»

Развивать у детей понимание того, как необходимо себя вести чтобы не вредить природе; формировать у детей навыки сотрудничества и

взаимопомощи

Дидактическое пособие «Экологическая книга»

Формировать представления о том, что включает в себя понятие «экология». Расширять знания о среде обитания животных,

птиц, насекомых, рыб.

Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес»

Сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания о правилах поведения в лесу.

Акция «Покормите птиц! — Синичкин день»

Привлечь внимание к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки.

декабрь

Настольно-печатная игра «Юные экологи»

Формировать потребность бережного и заботливого отношения к природе. Воспитывать познавательный интерес, умение самостоятельно обосновывать свой выбор по проблеме загрязнения окружающей среды.

Экологическая игра «Зоологический стадион»

Закрепить знания о различных видах животных, их питании, месте обитания в природе.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).

январь

Настольно-печатная игра «Экологическое путешествие «Вокруг света»

Расширить представления о растениях и животных. Обобщить и пополнить детские знания о состоянии окружающей среды, явлениях природы, географии и разнообразии животного мира.

Сюжетно-ролевая игра «Лес — дом для животных»

Закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических ярусах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

Дидактическая игра «Наши птицы»

Формировать знания о птицах (строения, месте обитания, питания)

Квест — игра «Сбережем природу»

Содействовать воспитанию гуманного, социально-активного

человека, уважительно и бережно относящегося к окружающей среде (вырубка леса, истребление обитателей флоры и фауны)

февраль

Настольно-печатная игра «Собери контейнеры»

Развивать чувства ответственности за состояние природы, ближайшего окружения, свои поступки; формировать представления о происхождении предметов, их создателях, пользе и вреде стекла, металла, бумаги и т. д. (сортировка, переработка и утилизация мусора).

Дидактическое многофункциональное пособие Лепбук «Зима»

Повышать познавательную активность, уровень развития словаря. Развивать творческую инициативу, воображение и

исследовательскую деятельность.

Экологическое лукошко «В гостях у Айболита»

Продолжать формировать представления о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Дидактическая игра «Заколдованное письмо»

Закрепить представления о характерных признаках овощей и фруктов, их роли в поддержании здоровья человека.

март

Дидактическая игра «Среда обитания»

Расширять знания о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух). Учить классифицировать объекты природы по заданному признаку

Настольно-печатная игра «Цветочный магазин»

Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения

Квест — игра «Зеленые спасатели»

Содействовать воспитанию гуманного, социально-активного

человека, уважительно и бережно относящегося к окружающей среде (утилизация мусора)

апрель

Настольно-печатная игра «Опасный и полезный пластик»

Формировать представлений о пластике; познакомить детей с правилами пользования и утилизации пластика; способствовать развитию желания соблюдать правила поведения в природе, дома, на улице.

Дидактическое многофункциональное пособие Лепбук «Весна»

Повышать познавательную активность, уровень развития словаря. Развивать творческую инициативу, воображение и

исследовательскую деятельность.

Акция «Посади дерево»

Развивать интерес к изучению природы родного края. Воспитать заботливое отношение к природе.

Интерактивная игра

«Зеленый патруль — Сделаем наш лес чище»

Формировать у детей экологически осознанное отношение к проблеме загрязнения окружающей среды, проблеме раздельного сбора мусора и возможности его переработки.

май

Настольно-печатная игра «Спасем Лес»

Воспитать гуманное и бережное отношение к природе. Формировать желание принимать участие в охране природы.

Квест — игра «Сбережем источник»

Формировать бережное отношения к природным ресурсам (значение воды, разумное ее использование, очистка воды)

Сюжетно- ролевая игра «Прогулка в лес»

Формировать правильное отношение к лесным обитателям; расширить знания детей о правилах поведения в лесу; упражнять в распознавании экологических знаков.

В конце учебного года проведен контрольный эксперимент, где мы использовали те же диагностический задания. Хотелось бы отметить, что в экспериментальной группе в ходе диагностики низкий уровень отсутствует по всем заданиям, а высокий уровень почти у половины группы (15 детей). Дети стали более любознательней, внимательнее и активно применяют полученные знания в самостоятельной деятельности. В контрольной группе результаты незначительно улучшались в сравнении с началом года.

Таким образом, в ходе работы, мы смогли создать определенную систему работы. Данная проблема остается актуальной, мы планируем и дальше вести работу по формированию знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Литература:

  1. Концепция дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание. 1989. -№ 5. С. 10–24.
  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Римашевская Л. С., Никонова Н. О., Ивченко Т. А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- с. 97.
  4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. — М.: Мозаика — синтез, 2017.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 24.07.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, настольно-печатная игра, природа, дидактическая игра, знание детей, окружающая среда, высокий уровень, критерий оценки, экологическое воспитание, дошкольный возраст.


Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений и возрастных особенностей дошкольников.

Роль дидактической игры в экологическом воспитании

Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие.

Влияние дидактических игр на воспитание экологической...

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Дидактические игры экологического содержания как средство...

Дидактическая игра, как и занятия, является основной формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры экологического характера должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых...

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

В статье раскрываются особенности использования дидактических игр в процессе экологического воспитания младших дошкольников. Приведена классификация игр экологического содержания.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Игра для ребенка — это серьезное занятие. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Формирование начал экологической культуры у дошкольников...

игра, ребенок, ознакомление детей, природа, экологическая культура, гуманное отношение, детский сад, дидактическая игра, дошкольный возраст, коммуникативное развитие.

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через...

 В данной статье я представлю опыт работы по теме «Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры». Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

Похожие статьи

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений и возрастных особенностей дошкольников.

Роль дидактической игры в экологическом воспитании

Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие.

Влияние дидактических игр на воспитание экологической...

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Дидактические игры экологического содержания как средство...

Дидактическая игра, как и занятия, является основной формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры экологического характера должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых...

Использование дидактических игр в экологическом воспитании...

В статье раскрываются особенности использования дидактических игр в процессе экологического воспитания младших дошкольников. Приведена классификация игр экологического содержания.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Игра для ребенка — это серьезное занятие. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Формирование начал экологической культуры у дошкольников...

игра, ребенок, ознакомление детей, природа, экологическая культура, гуманное отношение, детский сад, дидактическая игра, дошкольный возраст, коммуникативное развитие.

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через...

 В данной статье я представлю опыт работы по теме «Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры». Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

Задать вопрос