В статье дается характеристика четырех направлений инновационных процессов в высшем образовании Китайской Народной Республики, как-то: технологические, экономические, организационные и педагогические инновации.
Ключевые слова: высшее образование, инновации, технологические инновации, экономические инновации, организационные инновации, педагогические инновации.
Высшее образование в Китае рассматривается как один из главных ресурсов талантов, источник производительной силы для развития науки, техники и качества инноваций, как одна из стратегий усиления геополитического, экономического и научно-технического влияния Китайской Народной Республики на международной арене, как один из главных компонентов при построении общества социальной справедливости.
В 1978 году высшее образование было провозглашено в Китае основой всестороннего обновления. В 90-ые годы XX века был принят ряд документов, заложивших основу для быстрой модернизации университетского образования: «Программа реформ и развития образования» (1993), Закон КНР «Об образовании» (1995) [4], Закон КНР «О высшем образовании» (1998) [9]. Далее последовали инициативы «Проект 211» (1995), предполагающий создание ста университетов высокого уровня, в которых будут готовиться элитные специалисты, осуществляющие реализацию национальных проектов в экономической и социальной сферах; «Проект 985» (1998), цель которого было вывести на мировой уровень при поддержке государства 9 ведущих вузов страны.
В 2009 г. в ходе реформы по подготовке бакалавров началась реализация проекта «Система обучения 3.3», в котором обучающимся было представлено большое количество курсов для овладения узкоспециальными компетенциями с последующей сдачей квалификационного экзамена и получением сертификата по выбранной специализации, а также курсов по ведению собственного бизнеса. [6; с.45]
В последующие годы дальнейшие шаги по модернизации высшего образования были отражены в Государственной программе среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования на 2010–2020 гг. [3], 13-ом пятилетнем плане социально-экономического развития Китая (2016–2020) [1] и других государственных документах. Также важными инициативами в сфере развития высшего образования стали «Программа привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа» (2008), «Проект привлечения иностранных топ-специалистов» (2008), «Планы 2011 года», в основе которых создание инновационных центров, обеспечивающих связь правительства, бизнеса и науки, «Комплексный проект создания университетов мирового уровня и разработки передовых научных направлений» (2017).
Благодаря проведенным инициативам, общий показатель охвата высшим образованием увеличился с 30 % в 2012 году до 57,8 % в 2021 г., совершив исторический скачок. [5] В соответствии с рейтингом Times Higher Education (THE) за 2020 г. 6 университетов континентального Китая занимают места в сотне лучших университетов мира, а Университет Цинхуа входит в «двадцатку» лучших.
В настоящее время государственная политика Китая направлена на дальнейшую модернизацию системы образования за счет инновационных преобразований в этой сфере по четырем направлениям: технологические инновации, которые включают в себя использование новых компьютерных и телекоммуникационных технологий; организационные инновации, включающие в себя создание экспериментальных образовательных учреждений или новых подразделений в уже имеющейся структуре, таких, например, как инновационные платформы науки техники, различные учебные, культурно-образовательные и интернет-центры; педагогические инновации, которые включают в себя использование новых образовательных технологий, методов, форм и приемов преподавания, обучения и воспитания; экономические инновации, к которым можно отнести механизмы общественно-государственного финансирования, налоговое стимулирование инвестиций, возможности самофинансирования.
Если говорить о технологических инновациях, то следует отметить, что цифровые технологии трансформируют образовательный сектор высшей школы по двум направлениям:
1) цифровые компетенции по будущей профессии;
2) цифровые технологии в преподавании всех предметов.
Не вызывает сомнения тот факт, что использование данных технологий в высшем образовании позволяет обучающимся расширить каналы восприятия информации, помогает организовать обучение в более комфортной обстановке, позволяет вернуться к информации неоднократно и в удобное время, позволяет отслеживать свой прогресс самостоятельно, а также успешно применяется при моделировании научных экспериментов, составлении 3d-моделей, карт, в обучении иностранным языкам. Медиатехнологии способствуют также таким педагогическим инновациям, как диверсификация и персонализация образования. Кроме того, информатизация высшего образования предполагает создание локальных сетей университета и кампуса, мониторинг статусов обучающихся и их достижений, ведение рабочей документации.
Одним из важных направлений в области технологических инноваций является также интеграция искусственного интеллекта в образование. Среди основных академических центров в области ИИ-разработок выделяется Государственная академия наук Китая и Университет Цинхуа.
Важное место в развитии высшего образования в Китае занимают и организационные инновации, тем более что они поддерживаются новыми механизмами общегосударственного финансирования, то есть экономическими инновациями (такими, например, как целевые программы помощи талантам, поддержка индустриальных фондов для обеспечения промышленного развития, поддержка инновационного развития предприятий малого и среднего бизнеса, индивидуальные налоговые льготы, упрощение выхода на фондовый рынок и т. д.)
Итак, к организационным инновациям можно отнести то, что многие вузы в Китае стали крупнейшими научно-исследовательскими и изобретательскими центрами — высокотехнологичными предприятиями, которые получают свыше половины технических изобретательских патентов и государственных премий, обладают правом интеллектуальной собственности на проведение исследований в области квантовой физики, химической промышленности, нанотехнологий, биологии, медицины, сельского хозяйства и т. д. Данные инновационные центры представлены в разной форме: есть те, которые связывают университеты и регионы, университеты и бизнес, есть технопарки и научно-инжиниринговые центры. В качестве примера можно привести совместный инновационный центр биотерапии, который включает Сычуаньский университет, университет Цинхуа, Китайскую медицинскую академию и университет Нанькай, или региональный инновационный центр по исследованию зерновых культур, который включает в себя Хэнаньский сельскохозяйственный университет, Хэнаньский технологический институт и Хэнаньскую академию сельскохозяйственных наук.
Также к организационным инновациям можно отнести то, что в университетах работает свыше 90 % всех ученых, специализирующихся в области философии и общественных наук; на их долю приходится подавляющее большинство научно-исследовательских достижений в сфере гуманитарных наук. Кроме того, во всех областях знания с каждым годом увеличивается количество авторитетных научных публикаций, имеющих высокий уровень цитирования, в журналах международного уровня. В университеты также приглашаются специалисты, имеющие большой опыт в научных исследованиях, лауреаты международных премий, в том числе Нобелевские лауреаты.
Важное место занимает и интернационализация образования, укрепление международного сотрудничества, увеличение количества совместных программ обучения и стажировок, создание совместных (китайско-иностранных) университетов, например, таких, как созданный в 2019 году Белорусским государственным университетом и Даляньским политехническим университетом белорусско-китайский институт, в котором можно освоить некоторые рейтинговые физико-математические и экономические специальности.
Кроме того, происходит модернизация системы управления высшей школой Китая. Деканы факультетов и президент университета должны стремиться стать одновременно политиками с отличным качеством политической мысли, педагогами с превосходными способностями к управлению образованием, бизнесменами, обладающими навыками ведения успешного бизнеса.
Поддержка государства играет очень важную роль в инновационном развитии высшего образования КНР. Без нее был бы невозможен такой быстрый прогресс и такая модернизация университетского образования, какую каждый может видеть сейчас. Однако нужно сказать, что достижение высоких результатов невозможно без главных участников образовательного процесса — сотрудников вузов и студентов, а значит, в инновационном развитии высшего образования велика роль педагогических инноваций.
К педагогическим инновациям можно отнести диверсификацию и персонализацию высшего образования.
В основе диверсификации высшего образования лежит эталон разнообразия и инновационный принцип перехода стандартов качества и типов развития высшего образования от высокооднородного и изоморфного развития к разнообразию образовательных услуг и программ, к вариативности типов, видов и форм образовательных организаций. Диверсификация включает в себя общее высшее образование, образование для взрослых, высшее профессиональное образование, экзамены для обучающихся заочно, различные краткосрочные курсы повышения квалификации, курсы по инновациям и предпринимательству.
В основе персонализации высшего образования лежит индивидуальный подход к раскрытию способностей обучающихся и подготовке талантливых и перспективных выпускников. Этому способствует создание новой инфраструктуры в образовании, которую условно можно назвать «четыре золота и одна трансформация». [См. подробнее: 8] Она предполагает создание культуры качества, создание специальностей, курсов, учебных материалов, а также наличие преподавателей, достойных золотой медали качества. В рамках этой педагогической инновации в Китае в начале пути реформирования высшего образования произошло укрупнение университетов, были пересмотрены списки специальностей и определены наиболее приоритетные, которые могут в полной мере служить экономическому и социальному развитию страны. Во многих учебных планах значительно (до 20–30 % от общего объема) [2] увеличилось время, отведенное на факультативы, были введены специальные учебные курсы по организации научно-исследовательской деятельности в лабораториях, запланированы дискуссионные лекции по проблемам развития современных наук, увеличен процент исследовательских заданий. В учебные материалы постоянно вносятся результаты новейших исследований, новейшие теории и анализ их практической реализации. Кроме того, учебные материалы создаются такими, чтобы они соответствовали уверенности китайцев в собственном пути и развивали теоретическую и терминологическую систему в рамках концепта «дискурсивной силы», подчеркивающего субъектную позицию Китая в научных, культурных и общественно значимых диалогах [7, с.757].
К педагогическим инновациям в высшем образовании Китая следует отнести и новые подходы к организации контроля знаний, умений и навыков студентов высших учебных заведений: отказ от отношения к студентам как пассивным объектам обучения; внедрение индивидуально ориентированного подхода к обучению и контролю; введение нового рейтингового оценивания учебных достижений студентов под названием «общее качество обучения» и т. д.
Для модернизации образования необходима также команда «золотых» преподавателей, обладающих качествами даосизма, академизма, высоким уровнем профессионализма, а также доброжелательностью.
Даосизм требует от преподавателей постоянного осознания, что они являются образцом заботы и наставничества, что они выполняют важную миссию и должны постоянно хранить в своем сердце образ страны и нации. В академическом плане от преподавателей требуются твердые академические навыки, глубокие знания и способность к осмыслению широких академических горизонтов. Необходимо также стремление к постоянному совершенствованию и желание быть мастером своего дела. Благожелательность и доброжелательность заключаются в том, что преподавателю необходимо распространять свои знания, а также вдохновлять к научному и исследовательскому труду с любовью. Любовь — это душа образования, без любви нет образования. Преподавателю также необходимо питать сердца учеников, формировать их душу высокими моральными ценностями и тем самым формировать новых людей, которые будут готовы трудиться в парадигме культуры качества — самой мягкой и невидимой силы, являющейся фундаментальной гарантией самодисциплины и пути к совершенству.
Литература:
- 13-й пятилетний план экономического и социального развития Китая (2016–2020 гг.) // Портал законов Китая [Электронный ресурс]. URL: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/13th-five-year-plan-for-economic-and-social-development-20160317 (дата обращения: 16.08.2023).
- Боревская, Н. Е., Борисенков, В. П., Чжу Сяомань (отв. ред.) 2007. Россия — Китай: образовательные реформы на рубеже XX–XXI вв.: Сравнительный анализ. — М., 2007. — С. 253–254.
- Государственная программа среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования на 2010–2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/jrzg/2010–07/29/content_1667143.htm (дата обращения: 16.08.2023).
- Закон Китая о высшем образовании (2018 г.) // Портал законов Китая [Электронный ресурс]. URL: https://ru.chinajusticeob server.com/law/x/higher-education-law-20181229 (дата обращения: 16.08.2023).
- Общие сведения о системе образования в КНР. Развитие государственной системы образования в 2022 г. (корреспондент Ким Чен Бо) [Электронный ресурс].URL: http: // www.moe.gov.cn/ jyb_xwfb/ s5147/ 202301/ t20230111_ 1038961.html (дата обращения: 16.08.2023).
- Пироженко Л. В., Синсинь, Ван. Высшее образование в Китае: современное состояние и основные направления развития до 2035 г. Университетский педагогический журнал. 2022. — № 1. — С.43–49.
- Рысакова, П.И. «Рассказать историю Китая»: новации в школьном преподавании истории в КНР в 2010–2020-х гг. Ориенталистика, 2022. — № 5(4). — С. 751–773. [Электронный ресурс]. URL:https://doi.org/10.31696/2618–7043–2022–5–4–751–773 (дата обращения: 16.08.2023).
- У Янь, Модернизация в китайском стиле и реформа высшего образования, инновации и развитие. 08–11–2022.
- Education Law of the People’s Republic of China // Chin.-foreign coop. in running schools [Electronic resource]. URL: http:// www.crs.jsj.edu.cn/index.php/default/news/index/13 (date of access: 16.08.2023).