Цели: способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления свойств красок, соединяя их с другими жидкостями.
Задачи:
− обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
− развивать у детей воображение, цветовое восприятие, познавательный интерес в процессе исследований, разговорную речь детей, расширять словарный запас;
− воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы.
Предварительная работа: беседа о пользе молока и молочных продуктов для организма человека
Материал: молоко, разведенные в воде красители, тарелка, влажные салфетки; ватная палочка; деревянные палочки, шприцы, средство для мытья посуды, альбомные листы бумаги
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы верите в чудеса? А в то, что сами можете быть волшебниками? Это возможно с помощью обычных предметов, которые тоже могут стать волшебными.
Беседа.
— Вы любите рисовать? Что больше всего вам нравится изображать? (Ответы детей)
— Что для этого можно использовать? (Ответы детей)
— На чем еще можно рисовать? (Ответы детей).
— Сегодня мы с вами попробуем необычное рисование. Хотите?
Основная часть занятия
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Она ходит по лугам,
По заброшенным полям,
Много ест и много пьёт,
Жвачку целый день жуёт
И за это круглый год
Людям молоко даёт. (Корова).
— Что дает нам корова? (Молоко).
— Чем оно полезно? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, а еще молоко является незаменимым лекарством. Молоко укрепляет наши зубы, кости, волосы и ногти. Молоко богато витаминами, которые особенно важны для растущего детского организма.
Чтение стихотворения В. Нищеева
В магазин везут продукты,
Но не овощи, не фрукты.
Сыр, сметану и творог,
Глазированный сырок.
Привезли издалека
Три бидона молока.
Очень любят дети наши
Йогурты и простоквашу.
Это им полезно очень,
Магазин же наш молочный.
Воспитатель: Ребята, что же вкусного и полезного можно приготовить из молока?
(Ответы детей)
Воспитатель: Звучит странно, но на молоке можно еще рисовать! Рисовать на молоке очень увлекательно. Картины получаются необычайно красивые. Сегодня на занятии мы познакомимся с этим необычным способом рисования.
Физминутка:
Лады, лады, ладушки (хлопаем в ладоши).
Едем в гости к бабушке (топаем).
Там Буренка живет (показываем рога).
Молочко она дает.
Молочка мы попьем (гладим по животику).
Хоровод все заведем.
Дружно сходим на лужок (идем по кругу).
А теперь садись, дружок! (садимся на места)
Воспитатель: Ну что, приступим к рисованию? (На столе стоят тарелки с налитым молоком)
— Что налито в тарелках? (Молоко).
— Только вот можно ли на этом рисовать? Как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, можно, чтобы получилось на нем изображение, в молоко нужно добавить краски любого цвета. (Набираем шприцем любую краску и капнем в молоко, рядом капнем краску другого цвета…)
Воспитатель: Как завораживающе растекаются краски по тарелке. Капая различными красками на молоко, вы создаете неповторимый рисунок, у каждого он свой.
Но это еще не всё. Давайте, представим, что мы — маленькие волшебники. Что обязательно должно быть у волшебников в руках?
Дети: Волшебная палочка.
Воспитатель: Возьмите волшебные палочки, произнесем волшебные слова и опустим палочку в молоко и посмотрим, что же у нас получится. А волшебные слова у нас будут такие:
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем колдовать
Раз, два, три, четыре, пять.
Чудо в гости будем ждать,
Палочку свою возьмем,
Волшебство творить начнем.
(Звучит музыка волшебства).
Воспитатель: Ребята, опускайте палочки в молоко. Начинайте рисовать любые узоры, меняя направления. (Дети выполняют работу самостоятельно)
Воспитатель: — Что происходит с красками? (Растекается, смешивается, расползаются). — На что похож ваш рисунок? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, теперь возьмем ватную палочку с жидким мылом и окунем в молоко. Продолжаем делать волшебство.
— Что теперь происходит с красками? Интересно передвигаются краски?
Воспитатель: Секрет цвета в молоке — в капельке жидкого мыла, которая ослабляет химические связи, удерживающие жиры и протеины в молоке.
Воспитатель: Узор на молоке можно перенести на бумагу. Коснемся листом бумаги поверхности молока на пару секунд, и вот, перед нами загадочное и причудливое изображение. Пофантазируем…..
Звучит песня «Дети любят рисовать». В. Шаинский
Воспитатель: Красивые получились узоры. Ни одного похожего рисунка нет. Вам нравятся ваши рисунки?
Итог занятия.
— Что мы делали сегодня?
— На чем рисовали?
— Что происходило с красками и молоком?
— Вам понравилось волшебство с молоком и красками?
Литература:
- Иванова О. Л., Васильева И. И. как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка — СПб.: Речь; М.: Сфера. 2011
- Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой — М.:ТЦ Сфера. 2009
- Черепкова Н. А. Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста. — Детство — Пресс, 2018
- Шаляпина И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. Методическое пособие — М.: «Сфера», 2020