Особенности анализа себестоимости продукции в условиях хлебопекарного производства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шегурова, В. П. Особенности анализа себестоимости продукции в условиях хлебопекарного производства / В. П. Шегурова, Е. Г. Матюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6023/ (дата обращения: 26.04.2024).

Усиление конкуренции, изменение производственных процессов и необходимость быстрого реагирования на изменяющиеся экономические условия. Для достижения оперативности контроля за выполнением показателей производства важным является выбор учетной политики в отношении методов полной или частичной (усеченной) себестоимости. Самая точная калькуляция, та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском хлебобулочной продукции.

Одним из основных преимуществ использования принципа калькулирования себестоимости по переменным издержкам по сравнению с принципом калькулирования себестоимости с полным распределением затрат является то, что с его помощью можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью (анализ безубыточности). Вследствие этого он становится мощным инструментом для принятия оптимальных управленческих решений при рассмотрении многих аналитических задач, т. к. выявление изменения маржинальной прибыли по предприятию в целом, так и по различным видам продукции, а также выявить продукцию с большей рентабельности.

Анализ безубыточности позволяет установить, что произойдет с финансовым результатом, если изменится определенный уровень объема производства, а также другие факторы, оказывающие на него влияние.

Для предприятий хлебопекарной промышленности, характерным явлением для которых являются колебания в загрузке производственных мощностей. Большинство предприятий отрасли используют свои производственные возможности лишь на 25–35 %. В таких условиях применение модели анализа безубыточности будет способствовать выявлению того уровня загрузки производственных мощностей, который обеспечит безубыточное изготовление продукции.

Определяя точку безубыточности (точку равновесия, порог рентабельности и др.), предприятия хлебопекарного производства обязаны учитывать характерную для них многономенклатурность выпуска, поскольку в этом случае структура производства становится важнейшим фактором при расчете порогового количества продукции для предприятия в целом. В условиях хлебопекарного производства важнейшим становится допущение того, что структура производства остается неизменной в течение всего анализируемого периода.

Для расчета точки нулевой прибыли (ТНП) с учетом структуры выпускаемой продукции В. Б. Ивашкевичем [3, с. 206] была предложена формула (1):

(1)

где — постоянные затраты, руб.;

- значение ТНП в стоимостном выражении;

- доля i-го вида продукции в общем выпуске, взятом в стоимостном выражении;

- цена i-го вида продукции, руб.;

- удельные переменные затраты по i-му виду продукции, руб.

Особенностью формулы (1) является, то что ТНП рассчитывается в стоимостном выражении. Для расчета ТНП в физических единицах предлагается использовать формулу (2):

(2)

где — значение объема производства в точке нулевой прибыли в физических единицах;

- маржинальный доход на единицу продукции, руб.;

- доля i-го вида продукции.

Показатель ТНП, рассчитанный по формуле (1), является универсальным и применим для любого производства. Однако в тех случаях, когда объем производства может быть измерен в физических единицах, формула (2) является предпочтительнее для выполнения анализа безубыточности, так как показатель ТНП, рассчитанный по этой формуле, практически не зависит от ценового фактора. Из формулы (2) видно, изменение ассортиментной структуры приводит к тому, что величина ТНП изменяется. Однако, изменяясь, ТНП остается в пределах некоторой области, области риска, и весь интервал изменения объема производства (V) разбивается на три области:

  • 0< V < ТНП min — область безусловной убыточности предприятия, где финансовый результат отрицателен независимо от ассортиментной структуры выпускаемой продукции;

  • ТНП min < V < ТНП max — область риска, т. е. область работы предприятия, где финансовый результат существенно зависит от ассортиментной структуры выпускаемой продукции;

  • ТНП max < V < Vпр — область безусловной прибыльности предприятия, где финансовый результат положителен независимо от ассортиментной структуры выпускаемой продукции (Vпр — планируемый объем производства). [1, с. 36]

Анализ безубыточности с использованием инкрементных данных позволяет оценить целесообразность изменений цены продажи, переменных затрат на единицу продукции и постоянных затрат при колебаниях объемов производства и продаж и определить минимальный размер сокращения или увеличения объемов продаж, который обеспечит безубыточность при новых условиях деятельности предприятий. [5, с. 34]

При изменении продажной цены процент безубыточного изменения объема продаж, требуемый темп прироста равен (формула 3):

(3)

где P — цена единицы продукции;

- маржинальный доход.

Изменение объема продаж в натуральном выражении находится путем умножения темпа прироста на текущий или плановый объем продаж.

Если планируемое увеличение продаж меньше безубыточного изменения объема продаж, то снижение цены не принесет желаемого результата и поэтому нецелесообразно. Если же планируемое увеличение продаж превышает безубыточное изменение объема продаж, то сокращение цены приведет к росту прибыли.

При изменении цены и переменных затрат процент безубыточного изменения объема продаж, или требуемый минимальный темп прироста , при котором финансовый результат сохраняется на прежнем уровне, равен (формула 4):

(4)

где - маржинальный доход.

Сокращение цены при некотором изменении переменных затрат приведет к росту прибыли в том случае, если планируемое увеличение объема продаж превышает безубыточное изменение объема продаж. [5, с. 36]

Если изменение цены проводится при одновременном изменении как переменных, так и постоянных затрат. Минимальный объем дополнительных продаж в натуральном выражении , который позволит покрыть инкрементные постоянные расходы, рассчитывается по формуле точки нулевой прибыли формула (5):

(5)

где - постоянные затраты;

- маржинальный доход.

Тогда при изменении цен, переменных и постоянных затрат общий процент безубыточного изменения объема продаж, или минимальный темп прироста, при котором финансовый результат сохранится на прежнем уровне, может быть рассчитан по формуле (6):

(6)

где - постоянные затраты;

- объем производства и продаж.

Минимальный дополнительный объем продаж в натуральном выражении, позволяющий оправдать изменение цен, переменных и постоянных затрат, рассчитывается по формуле (7):


(7)

Влияние изменений уровня постоянных и переменных затрат на прибыль при колебаниях объемов производства и продаж продукции часто анализируется при помощи концепции операционного рычага. Таким образом, уровень операционного рычага равен отношению маржинального дохода к прибыли от продаж формула (8):

(8)

где -маржинальный доход;

- прибыль от продаж

Показатель уровня операционного рычага может использоваться при анализе риска убыточности предприятия, связанного с неопределенностью прибыли от продаж. Высокий уровень операционного рычага при прочих равных условиях соответствует высокому уровню риска убыточности. То есть даже при небольших колебаниях объемов продаж изменения прибыли могут быть существенными. Влияние изменений в соотношении постоянных и переменных затрат на уровень точки нулевой прибыли и операционного рычага может быть основано на сопоставлении относительных изменений постоянных затрат и маржинального дохода единицы продукции в целях определения направления изменения уровня точки нулевой прибыли и операционного рычага. Уровень точки нулевой прибыли возрастает, когда относительное изменение постоянных затрат превышает относительное изменение маржинального дохода единицы продукции:

Анализ точки нулевой прибыли по инкрементным данным повышается точность прогнозирования и обоснованность принимаемых управленческих решений и определению наилучшей производственной программы на основе оптимизации соотношения затрат и результатов, усиливаются возможности контроля рисков деятельности предприятия, связанных со структурой затрат. [5, с. 39]

Хамхоевой Ф. Я. предложена методика управленческого факторного анализа безубыточности для предприятий хлебопекарной промышленности, которая позволяет оперативно реагировать на изменения следующих факторов: структура продукции в зависимости от закупочных цен на сырье для производства, тарифов на энергоресурсы, оплату труда и социальных отчислений, отпускных цен. [4]

Многофакторная модель безубыточности производства и реализации продукции (формула 9):

(9)

где - общий критический объем продаж;

- u-й вид постоянных расходов (u=1,2 …n);

- переменные расходы в расчете на единицу продукции;

- цена единицы продукции i-го вида;

- количество i-х видов реализации продукции (i=1,2 …n).

Для отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства еще не является официально рекомендованным в связи с чем пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли и выручки от реализации.

Хамхоевой Ф. Я. было предложено организовать параллельное использование двух методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, что значительно расширит информационные и управленческие возможности учета. Принятие же какого-либо одного метода означает одностороннюю направленность и может привести к серьезным просчетам и снизить эффективность управленческих решений. Учет затрат на интегрированной основе, т. е. на базе традиционного метода, полной себестоимости и метода сокращенной себестоимости повысит оперативность и аналитичность информации, ориентированной на принятие управленческих решений


Литература:

  1. Данилов Г. В., Рыжова И. Г., Войнова Е.С Учет ассортиментных сдвигов в структуре выпускаемой продукции в анализе безубыточности// Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 26. С. 35–39.

  2. Ефимова О. Е. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2010 (библиотека журнала «Бухгалтерский учет»).

  3. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, 2008. С. 576.

  4. Хамхоева Ф. Я. Оперативный анализ как метод управления производством. Рекомендации по организации и проведению // Современный бухгалтерский учет 2004. № 11.

  5. Шигаев А. И. Влияние изменений в ценах и затратах на уровень безубыточности предприятия// Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 2. С. 34–41.


Основные термины (генерируются автоматически): безубыточное изменение объема продаж, маржинальный доход, операционный рычаг, финансовый результат, затрата, формула, ассортиментная структура, выпускаемая продукция, прибыль, натуральное выражение.


Похожие статьи

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных...

CVP, вид продукции, анализ, переменная, прибыль, затрата, объем производства, затрата предприятия, маржинальный доход, объем.

Анализ безубыточности и оценка уровня операционного риска...

С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности [1, с. 271]. Эффект операционного рычага состоит в том...

Разработка модели управления финансовой устойчивостью для...

Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат, объема и структуры реализованной продукции оказывает влияние на финансовые результаты предприятия.

Особенности анализа безубыточности в транспортных компаниях

где — объем выпуска, при котором предприятие достигает безубыточного производства, — уровень постоянных затрат

— доля i-того вида продукции в общем объеме. Показатель точки нулевой прибыли, рассчитанный по формуле (3), необходимо рассматривать с учетом...

Состояние использования левериджа в управлении финансами...

В числителе формулы (5) стоит разница между выручкой от реализации и переменными затратами на производство продукции, т. е. маржинальная прибыль.

Рост прибыли от продаж ООО «ГМЗ Лискинский» свидетельствует об увеличении запаса финансовой прочности.

Использование данных отчета о прибылях и убытках...

- Изменение объема продаж; - Изменение ассортимента реализованной продукции

- Изменение цены реализации продукции. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на прибыль от продаж, существуют следующие формулы [1, с. 108]

Анализ безубыточности как инструмент управления экономикой...

Анализ безубыточности или, иначе, анализ соотношения затрат, объема[2] и прибыли, рассматривает изменение операционной прибыли под влиянием объема выпуска/продаж продукции, продажных цен...

Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы...

прибыль от продажфинансовый результат, полученный от реализации продукции (работ, услуг)

уровня доходности собственного капитала — показатель чистой прибыли, для расчета безубыточного объема продаж — показатель маржинальной прибыли

Актуальные проблемы управления производственными затратами

Третья проблема, определяется неоднозначным влиянием затрат на финансовый результат экономического субъекта в целом

Норма маржинальной прибыли показывает, насколько увеличится маржинальная прибыль при увеличении объема реализации товара i на 1 рубль.

Похожие статьи

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных...

CVP, вид продукции, анализ, переменная, прибыль, затрата, объем производства, затрата предприятия, маржинальный доход, объем.

Анализ безубыточности и оценка уровня операционного риска...

С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности [1, с. 271]. Эффект операционного рычага состоит в том...

Разработка модели управления финансовой устойчивостью для...

Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат, объема и структуры реализованной продукции оказывает влияние на финансовые результаты предприятия.

Особенности анализа безубыточности в транспортных компаниях

где — объем выпуска, при котором предприятие достигает безубыточного производства, — уровень постоянных затрат

— доля i-того вида продукции в общем объеме. Показатель точки нулевой прибыли, рассчитанный по формуле (3), необходимо рассматривать с учетом...

Состояние использования левериджа в управлении финансами...

В числителе формулы (5) стоит разница между выручкой от реализации и переменными затратами на производство продукции, т. е. маржинальная прибыль.

Рост прибыли от продаж ООО «ГМЗ Лискинский» свидетельствует об увеличении запаса финансовой прочности.

Использование данных отчета о прибылях и убытках...

- Изменение объема продаж; - Изменение ассортимента реализованной продукции

- Изменение цены реализации продукции. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на прибыль от продаж, существуют следующие формулы [1, с. 108]

Анализ безубыточности как инструмент управления экономикой...

Анализ безубыточности или, иначе, анализ соотношения затрат, объема[2] и прибыли, рассматривает изменение операционной прибыли под влиянием объема выпуска/продаж продукции, продажных цен...

Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы...

прибыль от продажфинансовый результат, полученный от реализации продукции (работ, услуг)

уровня доходности собственного капитала — показатель чистой прибыли, для расчета безубыточного объема продаж — показатель маржинальной прибыли

Актуальные проблемы управления производственными затратами

Третья проблема, определяется неоднозначным влиянием затрат на финансовый результат экономического субъекта в целом

Норма маржинальной прибыли показывает, насколько увеличится маржинальная прибыль при увеличении объема реализации товара i на 1 рубль.

Задать вопрос