Налаженная организация товародвижения является серьёзным конкурентным преимуществом для торговой сети, так как это позволяет достигнуть своевременного пополнения товарных запасов, обеспечить необходимую широту ассортимента, сократить издержки на доставку товара до подразделений сети. Достижение максимальной ритмичности организационных процессов в цепи товародвижения, составление наиболее эффективных маршрутов доставки, определение наиболее оптимальных объёма и периода поставок товаров в подразделения — те вопросы, на которых сосредоточено основное внимание логистических служб крупных торговых сетей.
Процесс товародвижения направлен на обеспечение товароснабжения конечных звеньев на пути товарного потока от производителя к потребителю, которыми, как правило, являются предприятия розничной торговли. Данная категория является объектом изучения дисциплин «Торговое дело», «Логистика» и «Маркетинг» и в каждой из них присутствует своё специфическое толкование (см. табл. 1).
Приведённые точки зрения подразумевают, что с поступлением в розничное торговое предприятие (место продажи) является конечным пунктом процесса товародвижения. Однако, оказавшись на складе розницы, товар не сразу попадает в сферу потребления. Ему предстоит пройти ещё ряд складских операций прежде, чем он окажется у потребителя. В некоторых случаях предстоит его редистирибуция, то есть его движение будет продолжено. Поэтому важно добавить, что конечным этапом процесса товародвижения следует считать передачу товара конечному потребителю. В этом случае он уже перестаёт быть товаром и не является частью товарного потока.
Таким образом, для получения определения, наиболее полно отражающего смысл исследуемого понятия, обобщим смысл, заложенный в каждом из трёх приведённых выше.
Итак, товародвижение — это процесс доведения товаров от производителей в сферу потребления, представляющий собой совокупность операций транспортировки и складирования, с целью максимально полного удовлетворения потребностей потребителей.
Большинство розничных предприятий на сегодняшний день — это подразделения розничных сетей.
Таблица 1
Толкование категории «товародвижение» с различных научных точек зрения
Автор |
Толкование |
Источник |
Достоинства и недостатки |
ГОСТ Р |
Процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления |
[1, с. 8] |
обозначено, что это «процесс», его начало и окончание |
Торговое дело |
процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей до торговых залов предприятий розничной торговли или до внерыночных потребителей |
[2, с. 231] |
определение аналогично предыдущему, только добавлено уточнение конечных пунктов |
Логистика |
организация хранения, транспортирования и складирования готовых изделий |
[3, с. 216] |
отражает только операции, проводимые на пути перемещения товара, не включает цель движения товаров |
Маркетинг |
система обеспечения доставки продукции к месту продажи или эксплуатации (установки) в точно обусловленное время и с максимально высоким уровнем обслуживания |
[4, с. 245] |
представлено как сложное понятие — система — набор элементов, указана цель движения, отсутствует понятие, что в себя включает товародвижение |
Организация товародвижения в рамках компании у различных торговых сетей имеет схожий принцип. Схемы организации товародвижения в розничных сетях представлены на рис. 2.2.
Рис. 2. Схема организации товародвижения розничной торговой сети
Организация товародвижения розничной торговой сети на уровне компании (движение товарного потока до обособленного подразделения) осуществляется по следующей схеме. Товары от производителей (как отечественных, так и зарубежных) поступают на центральные распределительные склады. В зависимости от специфики продаваемого ассортимента товаров, количество и расположение складов может быть различным. Так, например, в сегменте продуктов питания, центральные распределительные склады могут находиться как в районе штаб-квартиры сети в количестве 2–3 объектов, так и региональных центрах (регионы в соответствии с экономико-географическим районированием территории РФ). Для сетей, реализующих бытовую технику и электронику, одежду и большинство непродовольственных товаров, характерно расположение центральных складов в количестве 2–3 объектов.
С центральных распределительных складов товары отгружаются для пополнения региональных складов, которые располагаются, как правило, в областных центрах, либо крупных городах, в зависимости от плотности торговой сети. Уже непосредственно с региональных складов товары поступают в розничные подразделения. В зависимости от специфики ассортимента часть товаров может сразу поступать в розницу, а часть на региональный склад, для пополнения запасов или продажи со склада в случае недостатка товара на складе подразделения.
Движение товарного потока, поступающего на склады розницы, ещё не заканчивается. Приёмка товара является конечным пунктом товародвижения в рамках сети и его началом в рамках подразделения. На данном этапе происходит первичная проверка соответствия количества товара приведённому в товарно-транспортной накладной. Этап перераспределения предполагает определение места хранения товара — склад или торговый зал — и размещение его по соответствующим зонам, а также включает складские операции по подготовке товаров к продаже.
Для предприятий, являющихся обособленными подразделениями розничных сетей, организация перемещения товаров до подразделений осуществляется централизованно ответственным подразделением сети и транслируется на другие подразделения. В этом случае организация товародвижения в рамках подразделений сводится к следующим мероприятиям:
- мониторинг товарных запасов;
- управление ассортиментом для обеспечения наличия витрин для их заполнения вновь поступающим товаром;
- мониторинг ассортиментной матрицы и её корректировка;
- анализ потребительского спроса для определения потребительских предпочтений, а, следовательно, тех товаров, которые будут востребованы и не будут препятствовать движению товарного потока до потребителя.
Сложность процесса товародвижения в рамках подразделений розничных предприятий представляется как с точки зрения его организации, так и с точки зрения анализа его организации. На теоретическом уровне данная проблема, а именно, система оценки эффективности организации товародвижения в рамках подразделения торговой сети, недостаточно разработана, поэтому возникают трудности в определении количественных показателей, которые могли бы служить базисом для анализа. Однако, проводя более глубоки анализ составляющих процесса товародвижения в рамках подразделения, можно использовать систему показателей, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Методика анализа организации товародвижения в рамках подразделения торговой сети
Аспект |
Показатель |
Расчёт |
Примечание |
Эффективность организации цепи товародвижения |
Коэффициент звенности |
где Тоброз — оптовая продажа непосредственно розничным торговым организациям (товарооборот без посредников), тыс. руб.; Тобобщ — общая реализация розничным торговым организациям без посредников и оптовым организациям торговли — посредникам между производителей и розничными торговыми организациями, тыс. руб. |
Значение стремится к единице, если оптовые звенья уменьшают количество посредников на пути товародвижения, соответственно значение коэффициента, равного одному, означает, что реализация происходит без посредников. |
Эффективность складского хозяйства |
Коэффициент полезной площади склада |
где Sхр — площадь склада, используемая для хранения товаров м2; Sобщ — общая площадь склада предприятия, м2 |
Характеризует степень эффективности использования складской площади |
Коэффициент оборачиваемости товаров на складе |
Тоб — товарооборот за определённый период, тыс. руб.; — средний товарный запас склада за определённый период, тыс. руб. |
Увеличение данного показателя в динамике свидетельствует об ускорении цикла товародвижения посредством мероприятий, стимулирующих реализацию товаров |
|
Средняя продолжительность хранения товаров на складе |
где Тпер — количество дней в исследуемом периоде, дни |
Уменьшение данного показателя свидетельствует об ускорении оборачиваемости поступаемых товаров, снижении риска затоваривания складов |
|
Анализ эффективности работы торгового зала |
Коэффициент установочной площади |
где Sоб — площадь, занятая торговым оборудованием, м2 |
Оптимальное значение 0, 27- 0,3 |
Коэффициент оборачиваемости товаров в торговом зале |
где — средний товарный запас торгового зала за определённый период, тыс. руб. |
Увеличение данного показателя свидетельствует об ускорении оборачиваемости товарных запасов в торговом зале |
|
Средняя продолжительность хранения товаров в торговом зале |
Уменьшение показателя свидетельствует об ускорении цикла товародвижения |
||
Коэффициент наполнения витрины |
где QB — количество товарных позиций определённого вида, выставленных на витрине; Qобщ — общее количество товарных позиций определённого вида, имеющихся на предприятии |
Значение, равное единице, означает, что на витрине полностью представлен имеющийся ассортимент |
К числу показателей эффективности складского хозяйства, позволяющих проанализировать организацию внутри обособленного подразделения розничной торговли относятся следующие:
- коэффициент полезной площади склада;
- коэффициент оборачиваемости товаров на складе;
- средняя продолжительность хранения товаров на складе.
Аналогично расчёту оборачиваемости товарного запаса и средней продолжительности его хранения для склада рассчитываются аналогичные показатели для торгового зала.
Обеспечение выставления всех товаров, имеющихся в наличии, позволяет стимулировать продажи, а, следовательно, позволяет ускорять движение товаров и сокращать цикл товародвижения и увеличивать товарооборачиваемость. Для анализа степени выставления товара на витрине можно использовать коэффициент наполнения витрины, рассчитываемый в первую очередь для наиболее оборотообразующий товарных групп. Для того, чтобы определить, какие именно товарные группы являются таковыми, используется инструмент ABC-анализ.
Таким образом, вопрос организации товародвижения в рамках подразделения розничной торговой сети является важным аспектом изучения технологических процессов сетевой розничной торговли и нуждается в наиболее подробном изучении в таких дисциплинах, как маркетинг, логистика, торговое дело. Важным также является разработка алгоритма анализа организации товародвижения на подразделениях. Предложенная в данной статье методика может быть использована как базис при анализе эффективности процессов товародвижения, осуществляемых на этапах перемещения товарного потока внутри предприятия, начиная с приёмки товара и заканчивая его поступлением в сферу потребления.
Литература:
1. ГОСТ Р 51303–99 «Торговля. Термины и определения» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст).
2. Егоров, В. Ф. Организация торговли [текст]: учебник для вузов / В. Ф. Егоров.- СПб.: Питер, 2006.- 352 с.
3. Афанасенко, И.Д., Борисова В. В. Экономическая логистика [текст]: учебник для вузов/ И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова.-СПб.: Питер, 2013 г. — 432 с.
4. Цахаев, Р. К. Муртузалиева, Т. В. Маркетинг [электронный ресурс]: учебник для вузов / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева –М.: Дашков и Ко, 2013 г. — 550 с. — Режим доступа: http://uchebniki.ws/15840720/marketing/marketing_-_tsahaev_rk