Особенности автоматизации процессов учета и списания материалов при производстве готовой продукции в типовом подразделении промышленного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 714 раз

Библиографическое описание:

Слаутин, Ю. А. Особенности автоматизации процессов учета и списания материалов при производстве готовой продукции в типовом подразделении промышленного предприятия / Ю. А. Слаутин, И. С. Полевщиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24089/ (дата обращения: 19.10.2024).

 

В настоящее время компьютерные технологии широко используются для автоматизации производственных процессов [1, 2, 3], поскольку применение данных технологий является экономически эффективным. Рациональное применение компьютерных технологий способствует повышению производительности труда за счет снижения временных затрат на выполнение рутинных операций при работе с информацией.

Рассмотрим особенности использования компьютерных технологий для автоматизации процессов учета и списания материалов при производстве готовой продукции в типовом подразделении промышленного предприятия.

Разрабатываемая подсистема (как часть корпоративной информационной системы, используемой на предприятии) позволит: следить за номенклатурой, которая осталась в цехе и которая была использована; следить за отклонениями по факту и по конструкторской документации; корректировать выпуск продукции (ситуация, когда заказчик отказывается от части заказа); получать данные о движении материально-производственных запасов (МПЗ) в производстве, выпуске готовой продукции (ГП), списанных МПЗ и полуфабрикатов (ПФ).

Создаваемая подсистема позволит решить такие проблемы, как: низкая оперативность предоставления и обработки информации; большие трудозатраты; дублирование информации, и как следствие ее искажение.

В качестве корпоративной информационной системы (КИС) может быть использована, например, КИС «Флагман», представляющая типовой, тиражный продукт, предназначенный для комплексной автоматизации управления на уровне предприятия [4].

Корпоративная информационная система «Флагман» строится по модульному принципу. Исполняемые системные модули, или подсистемы, работают с общей базой данных, едиными справочниками, единой системой документооборота, используют общие функции администрирования и разграничения, прав доступа. Каждая подсистема обладает определенным набором базовых функций, может поставлять как в комплексе, так и автономно.

В соответствии с функциональным значением, подсистемы КИС «Флагман» объединяются в контуры, каждый из которых объединяет близкие по функциональным задачам подсистемы. В данном исследовании может быть применен модуль «Сбыт и торговля», входящий в контур логистики.

С использованием методологии IDEF0 [5-8] была разработана функциональная модель процессов учета и списания материалов при производстве готовой продукции в типовом подразделении промышленного предприятия (рис. 1).В первую очередь, была построена контекстная диаграмма (рис. 1), которая позволяет описать процесс, который нужно автоматизировать, в целом и его взаимодействие с окружающим миром.

Рис. 1. Контекстная диаграмма

 

На схеме отражены входные данные, управляющие процессы, исполнители, исходящие данные. Входными данными являются требование-накладная (М-11) и заказ в производство. Управляющими процессами являются: правила обработки документов; методы и правила учета объектов учета (ОУ) в производстве; методы и правила учета выпуска ГП из производства; методы и правила учета списания материалов из остатков производства; правила формирования отчетности. Исполнителями являются: работники планово-распределительного бюро (ПРБ), кладовщик, информационная система (ИС). Исходящими данными являются: накладная на передачу готовой продукции, акт на списание израсходованных материалов, а также отчеты.

Функцию «Организация учета материалов в производстве» можно разделить на пять основных составляющих (функций): ввод входящих документов, формирование остатков/оборотов, выпуск ГП из производства, списание материалов из остатков производства, формирование отчетности. Таким образом, предложенная контекстная диаграмма разбивается на подсистемы и строится диаграмма декомпозиции процесса «Организация учета материалов в производстве» (рис. 2), обеспечивая необходимую степень детализации информации.

Рис. 2. Диаграмма декомпозиции

 

Функция «Ввод документов» предназначена для ввода в систему накладной М-11 и заявки в производство. Входной информацией для нее являются документ заказ в производство и требование-накладная М-11. Выходной информацией является электронный документ, содержащий всю необходимую для системы информацию о приходе объектов учета, а также электронный документ, содержащий всю необходимую информацию о заявке в производство. Работа данной функции регламентируется правилами обработки документов. Данную функцию выполняют работник ПРБ, кладовщик и информационная система.

Функция «Формирование остатков/оборотов» предназначена для формирования в системе накопительных регистров. Входной информацией для нее является электронный документ, содержащий всю необходимую для системы информацию о приходе ОУ и электронные документы, содержащие всю необходимую информацию о расходе ОУ со склада. Выходной информацией являются данные об остатках/оборотах ОУ. Работа данной функции регламентируется правилами учета ОУ в производстве. Данная функция выполняется совместно работником ПРБ и информационной системой.

Функция «Выпуск ГП из производства» предназначена для формирования электронного документа выпуска ГП из производства. Входной информацией для нее являются сведения о заказе. Выходной информацией являются данные об остатках/оборотах ОУ, сведения о выпущенных ГП, накладная на передачу продукции в места хранения. Работа данной функции регламентируется правилами выпуска ГП из производства. Данная функция выполняется совместно работником ПРБ и информационной системой.

Функция «Списание материалов из остатков производства» предназначена для формирования в системе документа на списание материалов из остатков производства. Входной информацией являются сведения о выпущенных ГП/ПФ, а также о наличии материалов/полуфабрикатов в производстве. Выходной информацией являются: акт списания израсходованных материалов, сведения об израсходованных материалах, сведения об уменьшении остатков в производстве. Работа данной функции регламентируется правилами учета списания материалов из остатков производства. Данная функция выполняется совместно работником ПРБ и информационной системой.

Функция «Формирование отчетности» предназначена для формирования в системе отчетных форм. Входной информацией для нее являются: все документы, введенные в систему и сформированные системой, а также данные об остатках/оборотах и израсходованных материалах. Выходной информацией является отчетность на электронном или бумажном носителе. Работа данной функции регламентируется правилами формирования отчетности. Данная функция выполняется совместно работником ПРБ и информационной системой.

Таким образом, в форме контекстной диаграммы и диаграммы декомпозиции, выполненных в графической нотации IDEF0, представлена функциональная модель процессов учета и списания материалов при производстве готовой продукции в типовом подразделении промышленного предприятия с использованием средств автоматизации. Продолжение данного исследования будет направлено на реализацию соответствующей подсистемы, являющейся частью корпоративной информационной системы.

 

Литература:

 

  1.      Долгова Е.В., Гусин А.Н., Рустамханова Г.И., Файзрахманов Р.А., Файзрахманов Р.Р. Интеллектуальное управление ресурсами на технологическом маршруте // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2007. № 6. С. 66-70.
  2.      Файзрахманов Р.А., Косяков А.П. Разработка модели планирования и бюджетирования на примере предприятия отрасли индивидуального деревянного домостроения ООО ПСК «Усадьба» // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2009. № 4. С. 70-76.
  3.      Файзрахманов Р.А., Скирюк О.С., Альмухаметов В. Разработкаоднопродуктовых динамических моделей формирования оптимальнойпроизводственной программы в условиях вероятностного описания среды //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новыегуманитарные исследования. 2012. № 4. С. 174–176.
  4.      КИС «Флагман». URL: infosoft.ru/index.php/resheniya/kis-flagman. (Дата обращения: 14.09.2015).
  5.      Слаутин Ю.А., Полевщиков И.С. Совершенствование бизнес-процессов управления энергосистемой поселения // Science Time. 2014. №9. С. 231-238.
  6.      Слаутин Ю.А., Полевщиков И.С. Моделирование и автоматизация процесса построения графиков планово-предупредительных ремонтов // Инновационная наука. 2015. №8. С. 73-76.
  7.      Слаутин Ю.А., Полевщиков И.С. Автоматизация процесса построения графиков планово-предупредительных ремонтов // ScienceTime. 2015. №7 (19). С. 226-228.
  8.      Грекул В.И., Данищенко Г.Н., Коровкина Н.Л., Проектирование информационных систем: Курс лекций, М.: Интернет-Ун-т Информ. технологии, 2008. 299 с.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная система, производство, списание материалов, функция, входная информация, выходная информация, готовая продукция, корпоративная информационная система, остаток производства, контекстная диаграмма.


Похожие статьи

Особенности и направления совершенствования учета затрат на производство строительно-монтажных работ на современном этапе

Особенности организации и анализа процесса товародвижения в рамках подразделений крупных торговых сетей

Особенности контроля и управления технологическим процессом производства упаковки канцелярских товаров литьем под давлением

Совершенствование технического обслуживания пожарной техники при проведении процессов ТО и ремонта

Анализ особенности трикотажных полотен и использования их отходов при производстве швейно-трикотажных изделий

Проблемы экономической эффективности организации труда осужденных к лишению свободы на предприятиях различных организационно-правовых форм, расположенных вне территории исправительного учреждения

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Совершенствование оценки качества технологических процессов производства строительной продукции

Особенности создания промышленных коллекций одежды на малых швейных предприятиях

Современные требования к системе организации охраны труда в малом хлебопекарном производстве

Похожие статьи

Особенности и направления совершенствования учета затрат на производство строительно-монтажных работ на современном этапе

Особенности организации и анализа процесса товародвижения в рамках подразделений крупных торговых сетей

Особенности контроля и управления технологическим процессом производства упаковки канцелярских товаров литьем под давлением

Совершенствование технического обслуживания пожарной техники при проведении процессов ТО и ремонта

Анализ особенности трикотажных полотен и использования их отходов при производстве швейно-трикотажных изделий

Проблемы экономической эффективности организации труда осужденных к лишению свободы на предприятиях различных организационно-правовых форм, расположенных вне территории исправительного учреждения

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Совершенствование оценки качества технологических процессов производства строительной продукции

Особенности создания промышленных коллекций одежды на малых швейных предприятиях

Современные требования к системе организации охраны труда в малом хлебопекарном производстве

Задать вопрос