Анализ государственных расходов в области развития культуры и средств массовой информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (48) январь 2013 г.

Статья просмотрена: 7983 раза

Библиографическое описание:

Набиуллина, Л. А. Анализ государственных расходов в области развития культуры и средств массовой информации / Л. А. Набиуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 169-173. — URL: https://moluch.ru/archive/48/5996/ (дата обращения: 17.12.2024).

В условиях социализации рыночной экономики в России на финансирование социально-культурных мероприятий ежегодно направляются значительные бюджетные средства. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально-культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, так как способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. В результате доля средств, направляемая через государственный бюджет на обеспечение социальной сферы, науки и культуры, увеличивается быстрее, чем на отрасли производства.

Таблица 1

Динамика численности учреждений культуры и искусства и количества средств массовой информации [5]

Показатели

1991

1996

2001

2006

2010

Число театров

393

489

556

590

604

Численность зрителей в театрах, млн. человек

50,5

29,1

31

28,6

31

Число цирков

77

62

63

67

68

Численность зрителей в цирках, млн. человек

21,5

11,3

8,9

6,5

11,3

Число музеев (включая филиалы)

1282

1814

2113

2368

2578

Число посещений музеев, млн.

114,4

69,0

74,3

79,2

81

Число учреждений культурно-досугового типа, тыс.

70,1

58,6

54,8

49,5

46,6

Число общедоступных библиотек, тыс.

59,1

53,5

51,2

48,3

46,1

Библиотечный фонд, млн. экз.

1083

1082

1022

958

923

Число книг и брошюр (печатных единиц), тыс.

34

36

70

102

122

Число журналов и других периодических изданий

3353

2751

4139

5429

7049

Число газет (изданий)

4863

4881

5532

8250

9659


По данным таблицы 1 можно сказать, что за последнее двадцатилетие количество учреждений культуры и искусства в целом имеют тенденцию к увеличению, однако их посещаемость значительно снижается. Так, численность зрителей в театрах за рассматриваемый период снизилась на 40 %, численность зрителей в цирках на 47,5 %, а количество посещения музеев — на 29,3 %. Что касается средств массовой информации, то здесь наблюдается обратная тенденция. Количество издаваемых книг и брошюр, журналов, газет и других периодических изданий увеличилось в два-три раза. Однако государство должно продолжать увеличение роли в поддержке социально-культурных мероприятий выделением средств из государственного бюджета, сбалансированностью государственного бюджета.

Для современного человека средства массовой информации являются одним из основных и наиболее предпочтительных источников информации. Они выступают одновременно сферой досуга и бизнеса, средством ориентации в окружающей действительности и поддержании профессиональной квалификации. Поэтому в данной сфере необходима поддержка государства в части проведения эффективной политики для поддержки и развития данных сфер человеческой деятельности.


Рис. 1. Динамика количества учреждений культуры за 1991–1999 гг.


1990-е годы для российской культуры проявили две основных противоположных тенденции: формирование демократических основ государства обусловило резкий рост самодеятельности граждан. В стране сотнями возникали новые творческие коллективы, театры, музеи, творческие объединения (рисунок 1). Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, в том числе в сфере кинематографии и кинопроката, строивших свои отношения с деятелями искусства на рыночных принципах.

Советское государство делало основной акцент на массовые формы и уровни культуры (при одновременной поддержке исключительно тонкого слоя творческой элиты, необходимой для сохранения международного имиджа государства). Поэтому в стране существовала широкая сеть нежизнеспособных в иных экономических условиях клубных и культурно-просветительских учреждений. Все остальное в культуре, существовавшее между избранной элитой и низовым, массовым звеном, находилось в состоянии стагнации и нарастающего кризиса.

Кризисные явления в сфере культуры усугубляются как в связи с недостаточным государственным финансированием, так и в связи с неэффективностью существующих механизмов расходования бюджетных средств. Так, за период с 1991 по 1999 гг. доля расходов на культуру и средства массовой информации в структуре федерального бюджета России составляла в среднем 1,2–1,6 % [2].

Проблемы финансирования сферы культуры привели к тому, что динамика бюджетных расходов на культурные нужды показывает их отставание по темпам роста не только от общего объема расходов бюджета, но и от расходов на народное хозяйство страны. Но рынок учреждений культуры заставляет государство искать ресурсы не только для осуществления функции данных учреждений, а даже, в первую очередь, — для социально- культурной.

Проблема формирования финансовых ресурсов является ключевой для культурной сферы как в 1990-е годы, так и в настоящее время.

Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий по социальному и культурному развитию необходима координация и концентрация денежных средств хозяйствующих субъектов, бюджетов и привлеченных средств населения. Важное место среди источников финансовых ресурсов регионов принадлежит тем, которые непосредственно формируют доходную базу субъектов Федерации и местных самоуправлений, так как в территориальных бюджетах и бюджетах муниципальных образований сосредоточена основная часть бюджетных расходов на социальную сферу.


Таблица 2

Динамика расходов бюджета расширенного правительства на культуру, кинематографию и средства массовой информации

Год

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Объем ВВП, млрд. руб.

21 609,8

26 917,2

33 247,5

41 276,8

38 807,2

45 172,7

54 585,6

Общая сумма расходов консолидированного бюджета, млрд. руб.

6 820,6

8 375,2

11 378,6

14 157,0

16 048,3

17 616,7

19 994,6

Сумма расходов консолидированного бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации, млрд. руб.

157,8

188,6

246,2

310,6

324,4

353,4

360,2

Государственная доля, %

31,56

31,11

34,22

34,30

41,35

39,00

36,63

Структурная доля, %

0,73

0,70

0,74

0,75

0,84

0,78

0,66


Из данных, полученных в таблице 2, можно сделать выводы о том, что практически при стабильном росте общего объема ВВП (за исключением 2009 г.), общей суммы расходов консолидированного бюджета, а также расходов консолидированного бюджета на культуру, кинематографию и средств массовой информации государственная и структурная доли расходов до 2009 года имели тенденцию к увеличению, а после 2009 г. стали неуклонно снижаться. Это связано с начавшимся в 2008 году мировым финансовым кризисом, вследствие которого в стране с 2009 года появился бюджетный дефицит, сокращение которого представлялось возможным за счет снижения государственных расходов, в частности и расходов на социально-культурные мероприятия. Так, если за период с 2005 по 2009 гг. доля государственных расходов в ВВП увеличилась почти на 10 % до уровня 41,4 %, то за последующие два года данный показатель снизился практически на 5 %.

Также в качестве отрицательных последствий мирового финансового кризиса на функционирование сферы культуры в России можно отметить резкое сокращение средств спонсоров и меценатов в сферу культуры, а также падение спроса на услуги организаций культуры.

Что касается доли расходов консолидированного бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации, то данный показатель после начала мирового финансового кризиса снизился на 0,18 % до уровня 0,66 %, что на 0,07 % ниже того уровня, который представлен в начале отчетного периода (в 2005 г. структурная доля составляла 0,73 %).

Согласно Концепции-2020 расходы на культуру и кинематографию достигнут к 2020 г. 1,5 % от ВВП.

Таблица 3

Структура расходов консолидированного бюджета Российской Федерации

и бюджетов государственных внебюджетных фондов (исполнено) в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации [4]

в процентах

Статьи расходов

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Расходы на культуру, кинематографию, средства массовой информации,

1,88

2,25

2,16

2,19

2,02

2,01

2,03

в т. ч.:








культура

1,05

1,56

1,51

1,55

1,38

1,35

1,39

кинематография

0,04

0,05

0,04

0,04

0,03

0,04

0,04

телевидение и радиовещание

0,23

0,31

0,29

0,28

0,32

0,34

0,33

периодическая печать и издательства

0,07

0,09

0,10

0,09

0,08

0,08

0,08

прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации

0,003

0,004

0,003

0,003

0,003

0,002

0,002

другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации

0,49

0,25

0,21

0,23

0,21

0,19

0,19

Согласно таблице 3, за отчетный период средняя доля расходов на культуру, кинематографию и средства массовой информации в структуре консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов составляет 2,08 %. Динамика данных показателей достаточно нестабильна, однако в абсолютном выражении они имеют явную тенденцию к увеличению. В целом, прирост объема расходов на культуру, кинематографию и средства массовой информации за период с 2005 по 2011 гг. составил 57,2 %, причем наибольший рост произошел в периоде с 2007 по 2008 гг. (на 64 380,78 млн. руб. или же 26,1 %). Такое увеличение может быть связано с увеличением объема расходов в консолидированном бюджете РФ и государственных внебюджетных фондов в целом.

Если же рассмотреть расходы бюджетов на культуру, кинематографию и средства массовой информации по подразделам, то по данным таблицы 3 можно сказать, что в течение рассматриваемого периода наибольший удельный вес занимали расходы на культуру (средняя доля показателя составляет 1,4 %). Вторыми по доле расходов являются расходы на телевидение и радиовещание (в среднем 0,3 %). Что касается расходов на прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации, то их удельный вес в структуре расходов на культуру, кинематографию и средства массовой информации занимают наименьшую долю в подразделе — менее 0,003 %.

Рис.3. Динамика расходов на культуру, кинематографию и средства массовой информации в России на душу населения, в рублях [4]


Если рассматривать динамику расходов на культуру, кинематографию и средства массовой информации на душу населения, приведенную на рисунке 3, то за рассматриваемый период данный показатель увеличился в четыре раза. Причем наибольший его рост наблюдался в 2009 году (на 237,99 руб. или 36,5 %), что было связано со снижением количества населения в стране в этот период.

Для сравнения рассмотрим динамику расходов на культуру в Китае. За минувшие пять лет бюджетные расходы на сферу культуры в Китае увеличивались в среднем на 20 процентов в год, в 2011 году среднедушевой расход бюджета на культурные нужды составлял 29,14 юаня или же 144,64 рубля. В последние годы устойчиво росли бюджетные ассигнования Китая на культуру, увеличившись с 19 896 млн. юаней (или же 98 757,78 млн. руб.) в 2007 году до 36 262 млн. юаней (179 993,69 млн. руб.) в 2011 году. Общая сумма выделенных на культурные нужды ассигнований за пять лет составила 145 499 млн. юаней (722 213,39 млн. руб.), среднегодовой прирост достиг 20 процентов. В частности, если в 2007 году на душу населения страны приходилось 15,06 юаня (74,75 руб.) бюджетных расходов на культуру, то в 2011 году — 29,14 юаня (144,64 руб.).

По данным Минкультуры, в 2007–2011 годах в Китае были построены в общей сложности 27 366 общественных культурных, в том числе 584 общественные библиотеки, 622 дома культуры, 96 театров и 26 064 культурных центра волостного и поселкового уровней.

Таким образом, развитие культуры в силу особой специфики культурной деятельности требует активной государственной поддержки. Следует иметь в виду, что расходы на культуру являются инвестициями в человеческий потенциал, вложениями в будущее страны. Развитие культуры требует социокультурной трансформации всех сфер общественного жизнеустройства, а не только проведения организационно-экономических мероприятий в рамках одной отдельно взятой отрасли. Что касается перспектив реализации политики государственных расходов в сфере культуры и средств массовой информации в РФ, то здесь следует отметить активную политику государства, направленную на развитие данных сфер деятельности общества и экономики. Культура должна быть введена в ранг национальных приоритетов. Также необходима смена взгляда на роль государства в поддержке культуры от государства-мецената к государству-инвестору.


Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Последнее обновление 27.09.2012 г.

  2. Ефимова Е. Г. Экономика для юристов: Учебное пособие. — М.: Флинта. — 1999.

  3. Информационный портал «Россия и страны мира в цифрах» [Электронный ресурс]: Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах. Культура. — Официальный сайт информационного портала «Россия и страны мира в цифрах», 2012. — Режим доступа: http://kaivg.narod.ru/

  4. Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]: Консолидированный бюджет всего по России и по регионам за 2005–2012 гг. — Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации, 2012. — Режим доступа: http://www.mkrf.ru.

  5. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991–2010гг. (приложение к статистическому сборнику «Российский статистический ежегодник. 2011") [Электронный ресурс]: Официальный сайт федеральной службы государственной статистики, 2012. — Режим доступа: http://www.gks.ru/


Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, культура, средство, расход, кинематография, консолидированный бюджет, сфера культуры, численность зрителей, государственный бюджет, структурная доля.


Похожие статьи

Анализ государственной молодежной политики России в области занятости и трудоустройства выпускников учреждений высшего образования

Направления повышения эффективности и результативности бюджетных расходов

Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры

Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России

Анализ системы управления качеством товаров и услуг современного предприятия

Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодёжи

Образовательная среда и оценка качества системы высшего образования

Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи

Анализ системы прав и свобод несовершеннолетнего на основании федерального законодательства

Значение и перспективы развития цифровизации в области физической культуры и спорта

Похожие статьи

Анализ государственной молодежной политики России в области занятости и трудоустройства выпускников учреждений высшего образования

Направления повышения эффективности и результативности бюджетных расходов

Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры

Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России

Анализ системы управления качеством товаров и услуг современного предприятия

Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодёжи

Образовательная среда и оценка качества системы высшего образования

Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи

Анализ системы прав и свобод несовершеннолетнего на основании федерального законодательства

Значение и перспективы развития цифровизации в области физической культуры и спорта

Задать вопрос