Учреждения культуры в муниципальном образовании как объект управляющего воздействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 12.12.2016

Статья просмотрена: 2547 раз

Библиографическое описание:

Лето, Я. В. Учреждения культуры в муниципальном образовании как объект управляющего воздействия / Я. В. Лето. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 445-449. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36282/ (дата обращения: 23.11.2024).



2015–2016 года отмечены беспрецедентным вниманием к сфере культуры во всех ее аспектах, острыми дискуссиями в рамках профессиональных форумов и широких общественных обсуждений, позволил во всей полноте оценить, с одной стороны, мощь культурного потенциала нашей страны, а с другой — обширность задач, которые необходимо решить для его полного использования и развития. Главные направления, цели и задачи развития отечественной культуры были сформулированы в «Основах государственной культурной политики. Как указывалось, основными целями государственной культурной политики провозглашены формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. Культурная сфера представляет собой не отдельную область муниципального регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса. Нужно учитывать, что система муниципального управления учреждениями культуры и досуга — часть общегосударственной системы управления в данной сфере и на нее переносятся и общероссийские проблемы. В России же складывается непростая ситуация в сфере культуры, которая требует серьезного теоретического анализа.

Культура изначально была предметом, которую исследовали философы, социологи, историки. Начиная с античности и заканчивая настоящим временем, вопрос о сущности культуры по-прежнему остаётся достаточно актуальным. Наиболее распространенное определение даётся в антропологическом подходе к определению культуры, так в широком смысле она определяется, как процесс культурного раскрепощения личности и общества, а в более узком смысле, как специфическая сфера общественной жизни. Согласно широкой антропологической концепции культура — это всё то, что заставляет нас людей мыслить с критической и этической точки зрения. Следовательно, человек выражает и реализует себя через сравнение своей работы с работами других и постоянно ищет новые импульсы, которые заставляют его двигаться вперед.

В этом широком смысле культура является необходимым условием человеческого существования в обществе и, следовательно, её невозможно рассматривать как простую «материальную базу», как это делали марксисты, хотя конечно материальная, культурная или духовная стороны человека являются одними из очень важных аспектов.

Определённые процессы в культурном секторе являются результатом конкретных продуктов — товаров и услуг. Эти процессы осуществляются в специализированных учреждениях, государственных или частных, которые подлежат конкретным договоренностям. Поэтому уделяя внимание данной проблематике, следует определить значение культуры.

Слово культура происходит от латинского слова«colere», что означает культивировать, или возделывать, почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых. [1] В нашей сегодняшней жизни слово «культура» символизирует убеждения,ценностии выразительные средства, применяемые в искусстве и литературе, которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. [2]

Культура также может рассматриваться как сфера культурной деятельности, отрасль экономики в которой создаются, обмениваются и потребляются культурные продукты или по — другому культурные блага.

Удовлетворение и потребление может быть самостоятельным, например это могут быть: чтение и собирание книг, просмотр передач, видео- и аудиотеки и др. Это возможно благодаря высокому распространению коммуникационных и информационных технологий. Это существенно влияет на развитие экономики, поскольку увеличивается спрос на предметы культурной деятельности.

Отрасль культуры включает только общественно-организованное потребление благ культуры, что в значительной мере уменьшает представления о масштабах отрасли.

Экономической формой продуктов являются услуги и товары. Товар представляет собой труд в форме вещи, который создан для обмена. Товары можно накапливать, хранить, транспортировать, что нельзя сделать с услугами. Некоторая часть продуктов культуры создается внутри отрасли (скульптуры, памятники, картины, произведения искусства). Товары культуры можно индивидуализировать.

Полезный труд, который совершается для обмена, называют услугой. Услуги бывают чистыми и материальными. Создают чистые услуги цирки, выставочные залы, библиотеки, театры, оперы, кинотеатры и прочее. Индивидуальные производители таких услуг являются художники, постановщики и др. Материальные услуги производятся в реставрационных мастерских.

Пропорции между рынками товаров и услуг подвижны. Услуга, которая состоит в том, что вещь доводят до потребления, является конечным этапом производства. Значительно расширились рынки товаров культуры, а рынки услуг сужаются, за счет глобальной информатизации.

Государство провоцирует потребление благ за счет помощи бюджетным расходам, создавая бесплатные блага (например, библиотеки), организовывает труды благотворителей, которые предоставляют гранты для создателей благ. Блага культуры правильно формируют и развивают общественное сознание, они сохраняются и передаются поколениям.

Государство и муниципальные образования обеспечивают предоставление общественно необходимого уровня благ культуры при помощи государственных и муниципальных организаций и их бюджетного финансирования. Они вместе финансируют театры, музеи, филармонии, а частный сектор — кинотеатры, шоу-программы, казино.

Можно выделить следующие черты, которые характерны для экономической деятельности субъектов в отрасли культуры:

– продукцией отрасли служит культурное благо, которое предназначено для удовлетворения художественных, культурных потребностей и направлено на эстетическое образование потребителя;

– главная производственная деятельность имеет в некой мере творческий характер;

– технология производства и потребления продуктов культуры основана на использовании законов художественного творчества и художественного восприятия;

– главными факторами, которые определяют цену продукции являются уникальность и художественность;

– продукты культуры бывают штучные или производится небольшими партиями, поэтому у производства мелкосерийный или единичный характер;

– предметом и главным материалом служит потребитель продукции, в связи этим, процесс «отработки людей людьми» требует высокого уровня затрат на формирование трудового фактора производства — работников. Получается, что требования к работникам выдвигаются высокие, а производство трудоемкое.

– предложением выступают творческие способности работников;

– спросом выступает свободное время посетителя, от его объема зависит технологический ритм и финансовые ресурсы производства;

– средства производства играют дополнительную роль и не влияют на производительность труда;

Инфраструктура культурной области быстро развивается. Её образуют книгоиздательства, производства звукозаписи, мастерские, гастрольные и рекламные агентства, учреждения образования, кинофабрики, методические центры, институты, управления культурой.

Функции организаций инфраструктуры [3]

Сферу культуры образуют инфраструктура и отрасль культуры. Сфера культуры занимается производством культуры, созданием условий для распространения.

Современные культурные центры мало похожи на учреждения клубного плана времён СССР, когда только в художественной самодеятельности участвовало более тринадцати миллионов человек. К тому же дома и дворцы культуры существовали за счёт государства, посещение любых студий и кружков, любого вида художественной самодеятельности было бесплатным, в отличие от того, что происходит теперь. Ни просветительские, ни досуговые задачи перед учреждениями клубного плана РФ чаще всего не стоят.

Что такое в понимании современного человека означает культурный центр? Чаще всего этот термин используется, когда хотят обозначить организацию или определённые здания, где сосредоточены, преумножены и продвигаются в жизнь разнообразные ценности окружающего общества, чаще всего из области искусства или культуры. Это может быть общественное художественное объединение или частная инициатива, но чаще всего культурные центры находятся в ведении государства.

Употребляется этот термин на практике, когда нужно обозначить, к какой именно категории относится объект. Это говорится либо о крупном многофункциональном комплексе, который может охватить одновременно несколько сфер культуры или видов искусства, то есть назвать учреждения и объекты с узкой специализацией этим термином нельзя. Когда традиционная культурная функция учреждения одна — это не центр. Например: библиотека, музей, театр, концертный зал и так далее. Во втором случае говорят об учреждении культурного плана, которое имеет конфессиональную, национальную, социальную ориентацию. Например, Русский культурный центр в государстве Монако, который основан не так давно, посредством библиотеки, детской школы, языковых курсов и Русского клуба не только поддерживает родную культурную среду среди русскоговорящих людей близлежащих территорий, но и знакомит коренных жителей Монако с многообразием российских реалий.

Получается, что границы, в которых используется этот термин, достаточно размыты. С одной стороны, он близок к традиционной форме института, который представляют Народный клуб, Дворец или Дом культуры. А с другой стороны, это такие разновидности общественных организаций, как национальные объединения или арт-центры. Это могут быть и выставочные галереи, библиотеки и концертные залы, если там проводится и всяческая просветительская, и образовательная работа, то есть если эти организации широкого профиля, где сотрудничают культура и наука.

Тем не менее, одна важная черта учреждения культуры должна присутствовать в обязательном порядке, независимо от его типа — это некоммерческая основа деятельности. А также пропаганда культуры многостороннего и комплексного характера. Если говорят о городе, например, что Санкт-Петербург — важный промышленный, транспортный и культурный центр, то это не обозначает отдельного учреждения. Также можно сказать об отличительной черте определённого района, то есть этот же термин, только в «градостроительном» употреблении. Например, есть в городе место, где сосредоточились все театры, концертные залы, библиотеки, стадионы и даже зоопарк.

Анализ социально-культурной деятельности за 2014 г. был нацелен, помимо выявления общей картины ее состояния, и на критическое осмысление ее содержания в свете «Основ государственной культурной политики», определение в связи с этим степени готовности клубных учреждений к реализации изложенной в этом документе культурной стратегии.

В частности, выявлялись тенденции, отвечающие или противоречащие поставленным в Основах новым задачам, наличие потенциала и ресурсов для их решения. В общей картине выделено особое место Крымскому региону как новому субъекту социокультурной деятельности.

Важнейшим аналитическим источником служили статистические данные ГИВЦ, отчет Государственного Российского Дома народного творчества (ГРДНТ) и ряд других, а также сведения о мероприятиях по оказанию в 2014 г. методической и материальной помощи в обеспечении надлежащего функционирования объектов коммунального хозяйства и социальной сферы районов Республики Крым и г. Севастополя.

Вся регулярная социокультурная деятельность в 2014 г. проходила под знаком Года культуры и соответственно была освещена участием культурно-досуговых учреждений в статусных мероприятиях, приуроченных к этому событию. Особое место в социокультурной деятельности в 2014 г. заняли мероприятия, связанные с празднованием 70-летия Победы, а также Днем славянской письменности и культуры, памятью Сергия Радонежского, 250-летием Государственного Эрмитажа и др., в которых реконструированная история России выступала как культурная ценность. Эти мероприятия на разном уровне (сельском, городском, районном, всероссийском, международном) дали мощный импульс для дальнейшего творческого роста, активного творческого общения.

В 2014 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» и плана Минкультуры России, региональных планов были проведены основные мероприятия, направленные на развитие сферы культуры: строительство, ремонт и реставрацию объектов культуры; модернизацию материально-технической базы учреждений культуры; комплекс мер по поддержке культуры села; учреждение грантов; сохранение и популяризацию культурного наследия народов России; модернизацию библиотек и культурно-досуговых учреждений, развитие детских школ искусств; комплекс мер по развитию культурнопознавательного туризма и др. [4]

В социально-культурной деятельности выделяются два уровня, систематизированные по содержательному и организационному принципу.

К первому отнесены народная художественная культура, любительское творчество и культуро-просветительство как ценностно-смысловые предпочтения проведения свободного времени, а ко второму — учреждения культурно-досугового типа как институциализированные их формы.

Основные принципы социально-культурной деятельности в 2014 г. соответствовали задаче предоставления культурных благ населению таким образом, чтобы формы и содержание свободного времени (досуга) граждан России были ориентированы на сохранение, создание и распространение нематериальных культурных ценностей, не только удовлетворение, но и формирование потребности в интеллектуальном, творческом и культурном развитии.

Согласно статистике ГИВЦ, основным параметром измерения социально-культурной деятельности являются культурно-досуговые формирования, реализующие свою работу на базе разнообразных учреждений культурно-досугового типа и представляющие собой многообразные добровольные любительские объединения и клубные формирования, дифференцируемые по интересам, по возрасту, организационным формам.

В 2016 г. обозначилась тенденция увеличения количества клубных формирований и их участников по сравнению с 2013 г., что является позитивной тенденцией социально-культурной деятельности, свидетельствует о наращивании творческого и инновационного потенциала учреждений культурно-досугового типа, укреплении в Российской Федерации благоприятных условий для занятий любительским художественным творчеством. [5]

«В 2016 г. учреждения культуры интенсифицировали работу по обеспечению доступности культурных благ для всех групп населения, включая социально незащищенные слои населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, дальнейшее развитие получила работа по созданию альтернативных форм досуга для детей с различными социально-психологическими проблемами. Регулярно проводятся мероприятия досугового, просветительского и развивающего характера для детей из опекунских, многодетных, малообеспеченных семей». [6] Организуются медицинские, юридические и психологические консультации, осуществляется анонимный прием наркозависимых подростков с целью оказания помощи в кризисных ситуациях, работают «телефоны доверия». Ведется планомерная работа по реабилитации и социализации населения средствами культуры, а также пропаганде здорового образа жизни.

Вместе с тем, констатацией стало повсеместное внедрение в социально-культурную деятельность рыночных отношений, которые трансформировали ее в сферу услуг, удовлетворяя в большей степени потребностям развлекательности и рекреационности. Одной из причин стала утрата ведущей роли государства в организации досуга как воспитательной среды.

Задача развития сферы культуры, поставленная в «Основах государственной культурной политики» сопрягается с необходимостью совершенствования профессионализма того слоя людей, которые разрабатывают и осуществляют программы в социокультурной сфере. От них требуется умение видеть проблемы культуры в контексте современности и специфики России как многонационального государства, обладание навыками поиска решений и средств, эффективных именно в местных условиях, отвечающих конкретной нестандартной ситуации региона, области и культурно-досугового учреждения.

Литература:

  1. Шабатура Л. Н. Социально-философское осмысление культуры, её роли и значения // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — № 15. — Философия. Социология. Культурология. Вып. 24. С. 68–71. -.- [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/269/011.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
  2. Мауль Виктор Яковлевич Методологические проблемы междисциплинарного изучения русского бунта: достоинства и недостатки // Вестн. Том. гос. ун-та. 2005. № 289. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-problemy-mezhdistsiplinarnogo-izucheniya-russkogo-bunta-dostoinstva-i-nedostatki (дата обращения:04.08.2016).
  3. UTMAG [Электронный ресурс] — URL: http://utmagazine.ru/posts/9278-ekonomika-kultury (дата обращения 15.07.16).
  4. Об итогах работы — Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс] — URL: http://docme.ru (дата обращения 17.07.16).
  5. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс] — URL: http://garant.ru (дата обращения 18.07.16).
  6. С. Ш. Умеркаева Организация производственной практики студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в учреждениях музейного типа (из опыта работы) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9–3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proizvodstvennoy-praktiki-studentov-napravleniya-podgotovki-sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-v-uchrezhdeniyah (дата обращения: 04.08.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): социально-культурная деятельность, сфера культуры, государственная культурная политика, культура, учреждение, отрасль культуры, услуга, культурная деятельность, культурный центр, Российская Федерация.


Похожие статьи

Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке учреждений культуры в муниципальном образовании

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Образовательные терренкуры на территории дошкольной образовательной организации как одно из условий физического развития детей

Местные исполнительные органы государственной власти как объект конституционно-правового регулирования

Информационный посредник как субъект предпринимательской деятельности: понятие, виды, особенности правового статуса

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Понятие, признаки и значение жилого помещения как объекта гражданских прав

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Субъекты информационного обеспечения в сфере предпринимательской деятельности

Похожие статьи

Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке учреждений культуры в муниципальном образовании

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Образовательные терренкуры на территории дошкольной образовательной организации как одно из условий физического развития детей

Местные исполнительные органы государственной власти как объект конституционно-правового регулирования

Информационный посредник как субъект предпринимательской деятельности: понятие, виды, особенности правового статуса

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Понятие, признаки и значение жилого помещения как объекта гражданских прав

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Субъекты информационного обеспечения в сфере предпринимательской деятельности

Задать вопрос