Влияние федеральных налогов и государственных расходов на совокупный спрос и ВВП
Автор: Кукеева Айнагуль Аманбаевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 5469 раз
Библиографическое описание:
Кукеева, А. А. Влияние федеральных налогов и государственных расходов на совокупный спрос и ВВП / А. А. Кукеева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 20-21. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1439/ (дата обращения: 24.11.2024).
Экономическое развитие всех промышленно развитых стран характеризуется цикличностью. Цикличность экономического развития — это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры.
Особенностью циклического развития на современном этапе является активное вмешательство государства во весь ход экономического цикла, с тем, чтобы добиться большей устойчивости хозяйственного развития.
Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).
Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью - либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экономической теории называют "встроенными стабилизаторами" рыночной экономики.
В периоды подъемов иди спадов в экономике изменения в госрасходах и налогах, осуществляемые властями, оказывают разное воздействие на совокупный спрос и ВВП. Так, в период подъема государство сокращает свои расходы с тем, чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП. В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос и ВВП.
В 2007 г. в экономике Российской Федерации наблюдался подъем: ВВП страны вырос на 8,5 % по сравнению с предыдущим 2006 г., в этот период госрасходы составили лишь 34,2 % ВВП (см. табл.1). В начале 2008 г. тенденция роста ВВП продолжалась, но уже летом 2008 г. Россию вслед за всем миром охватил глобальный финансовый кризис, от которого пострадали многие банки, крупные и мелкие компании и практически большинство населения страны. В 2009 г. кризис продолжал углубляться. Для изменения негативных тенденций в экономике государство предприняло активные попытки: увеличились госрасходы, они составили в 2009 г. 41,4 % ВВП.
Таблица 1
Динамика ВВП и расходов консолидированного бюджета РФ (млрд. руб.)
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
ВВП |
33247,5 |
41276,8 |
38786,4 |
44939,2 |
- в % к предыдущему году |
108,5
|
105,2
|
92,2
|
104,0
|
Расходы конс.бюджета |
11378,6 |
13991,8 |
16048,3 |
17616,7 |
- к предыдущему году |
в 1,4 р. |
в 1,2 р. |
в 1,1 р. |
в 1,1 р. |
- в % к ВВП |
34,2 |
33,8 |
41,4 |
39,2 |
- Источник: [4]
В противоположность маневрам с государственными расходами, в период подъема экономики государство обычно повышает налоги, тем самым, сокращая доходы населения и бизнеса, а с ними - и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а, следовательно, рост ВВП замедляется.
В период спада налоговую нагрузку снижают, увеличивая возможности активизировать деятельность населения и бизнеса в неблагополучной экономической обстановке. Так произошло в экономике России в 2008 г.
На фоне глобального экономического кризиса правительством РФ были выработаны меры, нацеленные на поощрение предпринимателей к повышению предпринимательской активности.
Помимо госрасходов для стабилизации экономики страны государством были использованы фискально-налоговые инструменты. Изменения налогового законодательства были направлены на остановку экономического спада и стимулирование экономического роста.
С 1 января 2009 г. вступили в юридическую силу следующие основные изменения:
1) Общая ставка налога на прибыль была снижена с 24 % до 20 %.
2) Амортизационная премия в отношении амортизиремого имущества со сроком полезного использования от 3 до 20 лет была увеличена с 10 % до 30 %.
3) Применительно к НДС:
Ежеквартальный НДС может быть уплачен ежемесячными платежами вместо единовременной уплаты. Данное изменение применяется к отношениям, возникшим начиная с 4-го квартала 2008 г. включительно.
4) Увеличены размеры некоторых налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
Таблица 2
Консолидированный бюджет Российской Федерации (млрд. руб.)
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Доходы – всего, из них: |
13368,3 |
16003,9 |
13599,7 |
16031,9 |
|
2172 (16,2%) |
2513,2 (16%) |
1264,6 (9,3%) |
1774,6 (11%) |
НДФЛ |
1266,6 |
1666,3 |
1665,8 |
1790,5 |
НДС |
2261,7 |
2132,5 |
2050,3 |
2498,6 |
и т.д. |
|
|
|
|
Расходы–всего: |
11378,6 |
13991,8 |
16048,3 |
17616,7 |
Дефицит (-) / Профицит |
1989,7 |
2012,1 |
-2448,6 |
-1584,7 |
- Источник: [4]
Как видно из таблицы 2, на фоне предпринятых мер по уменьшению налоговой нагрузки на население, произошло заметное снижение налоговых поступлений в бюджет РФ, в частности доля налога на прибыль организаций в 2009 г. сократилась на 6,7 % и составила 9,3 % доходов бюджета, тоже самое произошло и с НДФЛ и НДС.
Таблица 3
Индекс физического объема основных социально-экономических показателей
(в % к предыдущему году)
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Валовой внутренний продукт |
108,5 |
105,2 |
92,2 |
104,0 |
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств |
112,5 |
109,4 |
95,8 |
102,5 |
Инвестиции в основной капитал |
122,7 |
109,9 |
84,3 |
106,0 |
- Источник: [4]
Проводимая антикризисная политика привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста, в 2010 г. ВВП вырос на 4% по сравнению с 2009 г., инвестиции в основной капитал выросли на 6% по сравнению с 2009 г. (см. табл. 3).
В результате проведения антикризисной политики, последствия кризиса стали менее разрушительными.
- Литература:
1.Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису. «Вопросы экономики», № 2, 2009.
2.Николаева И. П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 527 с.
3.Ходоров С.Е. Антициклическая политика государства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, № 3, 2010.
4.http://www. gks.ru
5.http://www.finam.ru