Слактивизм как источник возникновения и развития конфликтов в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 15.08.2023

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Исупов, Д. В. Слактивизм как источник возникновения и развития конфликтов в современном обществе / Д. В. Исупов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105422/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная статья рассматривает влияние инструментов «слактивизма» на общественные процессы, беря за основу конфликты в современном обществе.

Ключевые слова: слактивизм, общественные процессы, конфликты, цифровая среда, политическое участие, цифровая коммуникация.

Нынешний век ознаменован бурным развитием цифрового интернет-пространства, которое преобразило процесс коммуникации между людьми, дав им возможность моментально получать информацию из любых уголков планеты, а также делиться ею с другими пользователями. В соответствии с этим преобразилось и участие людей в тех или иных общественных процессах, среди которых конфликты занимают одно из основных и главных. Интернет-площадки предоставили людям передовые возможности для моментальной общественной активности прямо из дома.

Цель данной работы заключается в исследовании степени влияния инструментов коммуникации в цифровом пространстве на возникновение и динамику конфликтов в современном обществе.

В период наиболее активного развития социальных медиа, исследователь Е. Морозов впервые рассмотрел все инструменты цифровой коммуникации в совокупности, называя их «слактивизмом». Он скептически отнесся к их использованию, подчеркнув низкое воздействие на социальную и политическую сферы при минимальной активности пользователей сети Интернет [1]. По его словам, существует распространенное заблуждение у людей, которые полагают, что через осуществление определенной деятельности в цифровой среде, используя соответствующие коммуникационные инструменты, они могут оказывать влияние на ход общественных процессов. Согласно его аргументации, такие усилия обычно ограничиваются пустыми беседами и действиями, которые, фактически, не способны оказывать существенное воздействие на происходящее [2, с. 264]. Я. Теохариос, напротив, предполагает, что множество активностей в цифровой среде имеют потенциал быть признаны политическим участием. Однако существует затруднение в раскрытии мотивов за некоторыми действиями в онлайн-пространстве, которые могут оказаться лишены политической направленности [3, с. 9]. Н. А. Баранов поддерживает данное мнение, допуская, что слактивизм имеет большой потенциал для участия в различных общественных процессах, отмечая, помимо всего прочего, их важную мотивационную функцию к непосредственным действиям [4, с. 70].

Данные мнения отражают неоднозначную оценку воздействия цифровой коммуникации на динамику общественных процессов среди многочисленных исследователей, затрагивающих данный вопрос. Одни исследователи высказывает сомнения в её значимости и указывает на низкую активность пользователей. Другие видят в онлайн-активностях потенциал политического участия, хотя и сталкивается с проблемой определения мотивов и политической направленности таких действий.

Мы обратили внимание на следующие инструменты слактивизма, которые активно используются в современном мире и могут быть задействованы в различных общественных процессах: «смайлики», распространение контента через репосты, подача онлайн-петиций, хэштеги, «лайки» и другие.

В свете быстрого развития интернет-технологий было проведено множество исследований, которые касаются проблемы неопределенности их оценки. Особого внимания заслуживают труды Н. Радиной, которая в своих исследованиях посвятила значительное количество работ изучению вопросов, связанных с сетевой коммуникацией. В них она изучает технологии цифровой среды как инструменты общественного участия граждан.

Так, изучение электронных петиций подчеркнуло, что они имеют способность, как отражать уровень социально-экономического развития конкретных территорий в странах, так и позволяют выявить потребности и проблемы граждан. Те петиции, которые получили поддержку, демонстрируют решимость людей признать насущные проблемы в системе, а также указывают, на какие вопросы готовы ответить власти и представители сферы бизнеса без принуждения со стороны общества. В этой связи, анализ электронных петиций может стать показателем того, как власть и бизнес взаимодействуют с населением, что может существенно повлиять и на развитие государств [5, c. 124–125]. Таким образом, петиции являются мощным инструментом, способным обратить внимание на ключевые общественные проблемы. Они стимулируют участие граждан в обсуждении и решении важных вопросов, как в реальном мире, так и в онлайн-среде.

Рассматривая тему онлайн-комментирования в одной из своих научных работ, Н. Радина отмечает, что взаимодействие между индивидами в цифровой среде, связанное с обсуждением политических вопросов, может быть рассмотрено как конкретное проявление общественной активности. Автор устанавливает, что это явление может быть классифицировано как мобилизационная деятельность, в ходе которой индивиды формируют новые социальные роли и модели поведения в контексте полемик, разворачивающихся в онлайн-пространстве [6, с. 126]. Автор признает, что деятельность, осуществляемая с применением онлайн-средств, имеет потенциал быть общественно полезной, что, в свою очередь, может привлечь внимание элиты к актуальным проблемам и противоречиям.

В рамках данного исследования онлайн-комментариев представлена модель, направленная на анализ влияния поднятых политических вопросов на мотивации к участию в обсуждениях. Результаты исследования показывают, что в ходе таких онлайн-дискуссий наибольшей значимостью обладают задачи эмотивно-консолидирующего характера, то есть подразумевает формирование индивидуальных взглядов для сотрудничества, контрольно-реактивного типа, который включают выражение оценки на ситуацию и манипулятивного типа, связанного с установлением социального доминирования и иерархии [6, c. 120]. Полученные данные подчеркивают способность онлайн-комментариев создавать конфликтные ситуации в ходе дискуссий в Интернете. В частности, применение манипуляций может оказывать воздействие на эмоции и мнения других для формирования определенных точек зрения или поддержания собственной позиции, что негативным образом скажется на онлайн-пространстве.

В рамках другого исследования, нацеленного на анализ хэштегов и смайликов в контексте протестных событий 2020 года после смерти Джорджа Флойда в ходе его задержания, осуществлен детальный анализ функционала указанных элементов, с учетом дифференциации по социальным группам, каждая из которых обладает уникальным взглядом и ориентацией. Можно заметить, что группа реакционеров не склонна объединяться с другими. Вместо этого, используя конфликты в обществе, они пытаются достичь своих целей и продвинуть свою собственную политическую программу [7]. Как можно увидеть, эти средства могут быть использованы для манипуляций над пользователями во время развивающихся событий с целью достижения собственных интересов.

Кроме того, группы различным образом используют хэштеги и смайлики. Например, реакционеры и прогрессивно настроенные люди использовали разные хэштеги, чтобы классифицировать твиты о протестах. Это может привести к ситуации, когда пользователи, следующие за одним набором инструментов, получают информацию, полностью ему соответствующую. В то же время, другие люди, использующие другой набор смайликов и хэштегов, получают информацию только по своему набору. В результате возникает разное толкование и восприятие информации этими группами [7]. Данное явление получило название «фильтрованные пузыри». Это представляет опасность, поскольку в это же время может распространяться ложная информация, которая может ввести пользователей в заблуждение и спровоцировать ненужные конфликты в офлайн-среде.

Таким образом, на основе анализа, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, следует отметить, что все механизмы, присущие слактивизму, обладают способностью оказывать воздействие на динамику общественных процессов, однако данное воздействие различается в зависимости от конкретного инструмента общественного участия. Применение инструментов, включающих электронные петиции, интернет-комментарии и хэштеги, способствует более активному вовлечению индивидов и обладает широкими перспективами в области воздействия на конкретные общественные процессы.

Во-вторых, технологии слактивизма способны выдвигать на передний план важные проблемы, с которыми сталкивается общество. Это может включать в себя как актуализацию проблем прошлого, так и актуальных вопросов настоящего времени. Таким образом, слактивизм становится источником поднятия конфликтов в обществе.

В-третьих, слактивизм обладает возможностью стимулировать массовые действия как в онлайн, так и в офлайн режиме. Данный феномен способен включать в себя как конструктивное объединение с целью достижения общественных изменений посредством разрешения противоречий, так и деструктивное воздействие, приводящее к напряженности и враждебности. Результативность данного эффекта зависит от мотивации индивидов и групп, что напрямую может влиять на динамику конфликтов. Они могут стремиться извлечь выгоду, применяя манипулятивные методы как в онлайн, так и офлайн окружении. Это может быть достигнуто через использование их личных наборов тех или иных средств слактивизма. В результате может произойти эскалация конфликта, что приведёт к ещё большей напряженности.

Литература:

  1. Morozov E. The brave new world of slacktivism // Foreign Policy [Электронный ресурс]. URL: http://foreignpolicy.com/2009/05/19/the-brave-new-world-of-slacktivism/
  2. Морозов, Евгений. Интернет как иллюзия. Обратная сторона Сети [Электронный ресурс] / Евгений Морозов; пер. с англ. Ильи Кригера. — Москва: АСТ, 2014. — 526, [1] с.; 22 см.; ISBN 978–5–17–084792–1 (в пер.)
  3. Theocharis, Y. (2015). The Conceptualization of Digitally Networked Participation. Social Media + Society, 1(2). P. 1–14. https://doi.org/10.1177/2056305115610140
  4. Баранов Н. А. Цифровое политическое участие как форма политической мобилизации //Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. No 3(64). С. 66–72. https://doi.org/10.21672/1818–510X-2020–64–3–066–072
  5. Радина Н. К., Крупная Д. А. Цифровое политическое участие: эффективность электронных петиций негосударственных онлайн-платформ (на материале Change.org). — Полис. Политические исследования. 2019. № 6. С. 113–127. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.06.09
  6. Радина Н. К. Цифровая политическая мобилизация онлайн-комментаторов материалов СМИ о политике и международных отношениях. — Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 115–129. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.02.09
  7. Mark Alfano, Ritsaart Reimann, Ignacio Quintana et al. The affiliative use of emoji and hashtags in the Black Lives Matter movement: A Twitter case study, 24 July 2021, PREPRINT (Version 1) available at Research Square [https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-741674/v1]
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая среда, политическое участие, процесс, цифровая коммуникация, действие, динамик конфликтов, инструмент, политическая направленность, современное общество, цель достижения.


Ключевые слова

политическое участие, конфликты, цифровая среда, цифровая коммуникация, слактивизм, общественные процессы

Похожие статьи

Краудсорсинг как явление цифровой экономики

Представленная статья рассматривает новое явление цифровой экономики — краудсорсинг. В статье определены следующие моменты: понятие, возникновение, цели и задачи краудсорсинга, его основные преимущества и недостатки.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Медиация как технология социальной работы

В статье рассматриваются возможности применения медиации как технологии при разрешении конфликтов в социальной работе. Автор излагает свое видение данной процедуры в рамках классификации технологий социальной работы.

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Гуманистический маркетинг как новый этап развития общества

В статье выявлен новый этап становления маркетинговых реалий, обусловленный глобальными изменениями существующего общества. Автор рассматривает становление гуманистического маркетинга на примере тренда бодипозитива и его использования в рекламных кам...

PR как рычаг управления сознанием

В этой статье проанализировано влияние PR-акций на сознание целевой аудитории, принципы воздействия на массовое сознание, реакция общества на предлагаемое ему информацию.

Искусственный интеллект и межкультурная коммуникация: новые возможности, вызовы, риски

В данной статье рассматриваются инновационные возможности, а также потенциальные вызовы и риски, связанные с применением искусственного интеллекта (ИИ) в межкультурной коммуникации. В условиях глобализации и растущего взаимодействия между представите...

Политейнмент в контексте медиатизации политики

Рассмотрен феномен политейнмента как проявление общемировой тенденции медиатизации политики. Политейнмент представлен как процесс сращения политики, журналистики и развлечений, нацеленный на завоевание внимания аудитории под влиянием эмоционального в...

Медиакультура как современный социальный феномен

Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований...

Похожие статьи

Краудсорсинг как явление цифровой экономики

Представленная статья рассматривает новое явление цифровой экономики — краудсорсинг. В статье определены следующие моменты: понятие, возникновение, цели и задачи краудсорсинга, его основные преимущества и недостатки.

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Медиация как технология социальной работы

В статье рассматриваются возможности применения медиации как технологии при разрешении конфликтов в социальной работе. Автор излагает свое видение данной процедуры в рамках классификации технологий социальной работы.

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Гуманистический маркетинг как новый этап развития общества

В статье выявлен новый этап становления маркетинговых реалий, обусловленный глобальными изменениями существующего общества. Автор рассматривает становление гуманистического маркетинга на примере тренда бодипозитива и его использования в рекламных кам...

PR как рычаг управления сознанием

В этой статье проанализировано влияние PR-акций на сознание целевой аудитории, принципы воздействия на массовое сознание, реакция общества на предлагаемое ему информацию.

Искусственный интеллект и межкультурная коммуникация: новые возможности, вызовы, риски

В данной статье рассматриваются инновационные возможности, а также потенциальные вызовы и риски, связанные с применением искусственного интеллекта (ИИ) в межкультурной коммуникации. В условиях глобализации и растущего взаимодействия между представите...

Политейнмент в контексте медиатизации политики

Рассмотрен феномен политейнмента как проявление общемировой тенденции медиатизации политики. Политейнмент представлен как процесс сращения политики, журналистики и развлечений, нацеленный на завоевание внимания аудитории под влиянием эмоционального в...

Медиакультура как современный социальный феномен

Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований...

Задать вопрос