Перспективы экоактивизма в предотвращении загрязнения рек: влияние гражданской активности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 15.08.2023

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Шукурова, Д. Г. Перспективы экоактивизма в предотвращении загрязнения рек: влияние гражданской активности / Д. Г. Шукурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105396/ (дата обращения: 07.05.2024).



В данной статье рассматривается роль экоактивизма как инструмента для повышения осведомленности о проблемах окружающей среды и минимизации негативного воздействия. Автор подчеркивает необходимость коллективных действий и индивидуальной ответственности в деле защиты рек и других водоемов.

Ключевые слова: экоактивизм, загрязнение рек, участие общественности, экологические проблемы.

В современном мире окружающая среда стала одной из самых острых проблем, которая требует немедленных действий для ее сохранения и защиты от разрушительного воздействия человеческой деятельности. В процессе промышленного развития, урбанизации и потребительской культуры человек оказывает значительное воздействие на природу, что приводит к ухудшению экологической обстановки и угрожает здоровью людей и качеству водных ресурсов. Загрязнение рек в городских районах является растущей проблемой, которая также имеет значительные последствия для здоровья населения и окружающей среды. Для решения проблемы загрязнения рек в городских условиях необходим комплексный подход, который включает в себя как очистительные работы, так и предотвращающие меры.

Цель данной статьи — изучить и показать роль экоактивизма как инструмента для предотвращения загрязнения рек в городских районах путем вовлечения граждан в усилия по защите окружающей среды. В ходе исследования будет изучена роль гражданского экоактивизма в продвижении экологического сознания и изменении поведения граждан, а также его влияние на снижение загрязнения рек в городских районах.

Сегодня быстрое развитие экономики, ускорила урбанизацию, что делает вопрос о загрязнении рек еще более острой проблемой [2]. Урбанизация приводит к увеличению загрязнения рек в результате деятельности человека, такой как загрязнение сточными водами и городской среды, сельскохозяйственное загрязнение и промышленное загрязнение. Что в свою очередь, привело к снижению качества воды, что будет оказывать негативное воздействие на не только на качество воды, но и на здоровье человека [1].

В начале процесса изучения роли и эффективности гражданского экоактивизма как инструмента предотвращения загрязнения рек в городах необходимо определить понятие экоактивизма. Экоактивизм — это форма простого участия в социальных и/или политических кампаниях с целью предотвращения ущерба окружающей среде. В целом, это деятельность движений, направленная на защиту окружающей среды от разрушительного воздействия человеческой деятельности [3].

Кроме того, необходимо особо отметить, что экоактивизм должен базироваться на знаниях и научных данных, а не на эмоциях и мифах. Он должен способствовать не только решению конкретных экологических проблем, но и формированию новой экологической культуры, которые будут ориентированы на сохранение состояния природы для будущих поколений.

Согласно исследованиям [8] существует ряд мер, которые могут быть приняты для сохранения и защиты реки, которые включают:

  1. Мониторинг и контроль точечных источников загрязнения от промышленных, сельскохозяйственных и муниципальных источников.
  2. Внедрение очистных сооружений и обеспечение соблюдения стандартов.
  3. Контроль загрязнения из неточечных источников, таких как сельскохозяйственные стоки.
  4. Внедрение политики планирования землепользования и зонирования для регулирования использования земель вокруг реки и ее притоков.
  5. Проведение регулярного мониторинга и оценки качества воды и здоровья экосистемы.
  6. Восстановление и реабилитация водно-болотных угодий и критических мест для улучшения экологического здоровья и качества воды.
  7. Разработка и реализация планов комплексного управления водными ресурсами для обеспечения устойчивого использования водных ресурсов.
  8. Повышение осведомленности и участию общественности в сохранении рек посредством образовательных и просветительских программ.
  9. Поощрение участия гражданского общества и неправительственных организаций в усилиях по охране рек.

Роль активного гражданского общества в решении экологических проблем можно наблюдать в США. Исследования доказывают тот факт, что организации гражданского общества (ОГО) играют важнейшую роль в мониторинге и обеспечении соблюдения экологических норм. Совместные партнерства между ОГО и государственными учреждениями становятся все более распространенными в решении экологических проблем [4].

Гражданское общество сыграло важную роль в обеспечении экологического прогресса в США, особенно в области мониторинга и обеспечения соблюдения экологических норм. Самым популярным примером стало в 1970-х годах объединение тысяч американских граждан, обеспокоенных состоянием природы. В результате впервые 22 апреля был проведен «День Земли» для привлечения внимания общественности к экологическим проблемам. 20 миллионов американских граждан приняли участие в массовых митингах и акциях протеста, чтобы продемонстрировать свою причастность к сохранению здоровой окружающей среды и против ее деградации. Эта акция стала толчком к повышению экологического сознания в США и способствовала принятию ряда экологических законов, в том числе законов о чистой воде [4].

Не менее важным аспектом является важность экологического образования, который играет решающую роль в продвижении практики устойчивого управления водными ресурсами. В статье «Экологическое образование как инструмент управления качеством воды» [5] авторы подчеркивают, что экологическое образование может помочь повысить осведомленность и знания общественности о влиянии человеческой деятельности на качество воды, что приведет к изменению поведения и действиям по защите водных ресурсов. Для этого необходимо включение экологического образования в системы формального и неформального образования, чтобы общество имело доступ к информации и ресурсам, необходимым для принятия обоснованных решений по управлению водными ресурсами. Кроме того, экологическое образование может быть реализовано с помощью неформальных методов, таких как общественные программы, кампании по информированию общественности и семинары. Продвигая экологическое образование и осведомленность, люди могут получить возможность принимать меры по устойчивому управлению водными ресурсами и вносить свой вклад в сохранение и защиту водных ресурсов.

Внедрение экологического образования в формальную и неформальную систему образования, включая школы, общественные организации и государственные учреждения, может быть облегчена за счет использования волонтерских программ. В своей статье «Волонтерские практики для ликвидации и предотвращения изменения климата в городах» Ермолаева Ю. В. рассматривает различные виды волонтерских практик, которые могут быть использованы для профилактических и образовательных программ, на примерах городов мира, таких как Москва, Амстердам и Нью-Йорк. В статье подчеркивается, что волонтерство может быть мощным инструментом для защиты окружающей среды, и подчеркивается важность сотрудничества между волонтерами и местными органами власти для обеспечения долгосрочной устойчивости и эффективности этих программ. Кроме того, волонтерские программы были признаны как способ развития гражданской активности и формирования сообщества вокруг экологических проблем. Волонтеры могут работать с различными заинтересованными сторонами, включая членов сообщества, представителей власти и бизнеса, для определения и реализации решений экологических проблем в своих регионах. [6].

Несмотря на положительные зарубежные примеры показывают, что необходимо внедрять комплексные меры для изменения модели поведения нового поколения на государственном уровне при плотной кооперации с ОГО и гражданским обществом. Так, например в Национальной стратегии развития образования Таджикистана на 2021–2030 гг. признает важность охраны окружающей среды и экологической устойчивости в секторе образования и предлагает учитывать несколько моментов в стратегии:

1.Разработка и внедрение учебной программы по экологическому образованию, включающей вопросы устойчивого развития и охраны окружающей среды на всех уровнях образования.

2.Обеспечить внедрение в школах и других образовательных учреждениях экологически безопасные методы, такие как сокращение отходов и энергосбережение.

3.Развитие партнерских отношений с природоохранными организациями, государственными учреждениями и другими заинтересованными сторонами в целях содействия охране окружающей среды и устойчивому развитию в сфере образования.

Последний, 3-й пункт, о партнерской деятельности между государственными органами и ОГО более подробно рассмотрен в статье «Экологизм как движение за охрану окружающей среды» [7] и изучены примеры международного опыта, которые доказывают, что только согласованные системные действия государства, общества и бизнеса могут устранить или минимизировать экологические угрозы в окружающей среде, и действующее сегодня в этой сфере общественное движение определяется содержательным термином «Экологизм».

Исторический обзор экологизма как движения в защиту окружающей среды подробно рассмотрен в статье Шалаева В. С., Хуторской Н. А. согласно которой, основная роль экологизма заключается в защите окружающей среды от действий человека, которые могут нанести вред. Экологизм стремится продвигать устойчивые практики, которые сохраняют природный мир для будущих поколений. Действуя по принципу — «Думай глобально, действуй локально». Отличительной задачей экологизма является снижение негативного воздействия на окружающую среду при сохранении темпов экономического роста.

Согласно «Обзору экологической деятельности Таджикистана» — эффективность усилий стран с переходной экономикой по управлению окружающей средой напрямую зависит от участия общественности в процессах принятия решений. (ООН, 2004). Организации и гражданские активисты продвигают идею экоактивизма путем проведения множества эко-акций с привлечением молодежи и населения в целом. Их деятельность влияет на показатели общей гражданской активности, что в свою очередь является показателем для стран с растущей экономикой. (UNECE, 2004)

В заключение, необходимо особо подчеркнуть важность сохранения и защиты окружающей среды, а особенно рек, от разрушительного воздействия человеческой деятельности. Принимая во внимание растущую проблему загрязнения рек в городских районах, важно разработать комплексный подход к предотвращению загрязнения рек, включающий не только очистительные работы, но и предотвращающие меры. Экоактивизм выделяется в качестве эффективного инструмента для противодействия загрязнению рек в городских районах путем вовлечения граждан в усилия по защите окружающей среды. Он способствует формированию экологического сознания, изменению поведения граждан и привлечению внимания общественности к проблеме загрязнения рек.

Исследования показывают, что экоактивизм способен привести к позитивным изменениям и снижению загрязнения рек в городских районах. Важно совместное участие граждан, правительственных структур и организаций для реализации мониторинга и контроля загрязнителей. Использование гражданского экоактивизма является важным фактором в борьбе с загрязнением рек в городских районах. Внедрение гражданского экоактивизма могут способствовать сохранению и защите рек в городских районах, а также формированию экологической культуры и сознания, которые направлены на сохранение природы и обеспечение устойчивого развития для будущих поколений.

Литература:

  1. Строкал, М., и др. (2021). Урбанизация: Растущий источник многочисленных загрязняющих веществ для рек в XXI веке. Npj Urban Sustainability, 1(1), 1–13. https://doi.org/10.1038/s42949–021–00026-w.
  2. Wang, J., et al. (2012). Контроль и устранение загрязнения городских рек. Procedia Environmental Sciences, 13, 1856–1862. https://doi.org/10.1016/j.proenv.2012.01.179.
  3. Щебланова, В.В., Логинова, Л.В. (2022). Экологизация и радикализация современного гражданского активизма, 553–559. https://doi.org/10.15405/epsbs.2022.01.88.
  4. Ермолина, М. А., & Родина, Е. Ю. (2020). Роль гражданского общества США в решении экологических проблем. Общество. Среда. Развитие, (3), 8.
  5. Ogueri, D., Bualert, S., & Chunkao, K. (2020). Экологическое образование как инструмент управления качеством воды. International Journal of Management, 11, 1057–1066. https://doi.org/10.34218/IJM.11.9.2020.100.
  6. Институт социологии ФЦНТП РАН, Москва, Российская Федерация, Ermolaeva, J. V., & Mansurov, V. A. (2020). Волонтерские практики устранения и предотвращения изменения климата в городах. Социология и общество: Традиции и инновации в социальном развитии регионов, 54, 5408–5439. https://doi.org/10.19181/kongress.2020.636.
  7. Шалаев, В.С., Хуторской, Н.А. (2013). Экологизм как движение в защиту окружающей среды. Лесной вестник / Forestry bulletin, (7 (99)), 6–22.
  8. Гуриев В. А., и Ахмадиев Г. М. (2018). Научные основы и принципы сохранения и предотвращения загрязнения реки Волги. Бюллетень науки и практики, 4 (1), 132–136.
  9. Национальная стратегия развития образования Таджикистана на 2021–2030 гг. (globalpartnership.org)
  10. Борейко, В. Е. (2003). Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Том 22. Киев: КЭКЦ. 96 стр. Веб-ресурс (archive.org).
  11. Словарь экологических терминов. Экологический словарь. Экологические термины. (2017). Glc-Eco.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическое образование, загрязнение рек, гражданское общество, человеческая деятельность, негативное воздействие, разрушительное воздействие, США, устойчивое развитие, экологическое сознание.


Ключевые слова

экологические проблемы, экоактивизм, загрязнение рек, участие общественности

Похожие статьи

Человек, окружающая среда и загрязнение природной среды

 В статье рассматривается антропогенное воздействие человека на природную среду. Показано, как неодинаковый уровень социально-экономического развития развитых и развивающихся стран влияет на характер воздействия на окружающую среду.

Роль и значение экологического образования в формировании...

Ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» наделяет субъекты Российской Федерации правом организации и развития системы экологического образования, формирования экологической культуры [2, 7].

Экологические проблемы современного общества и их пути...

Экологическая проблема — это изменение природной среды, в результате (антропогенных воздействий или стихийных бедствий), ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.(2).

Об оценке взаимного влияния экономического развития...

В статье анализируются степень влияния природы на экономические системы и конкретно на человека как обратная реакция на усиление антропогенного воздействия. Рассмотрены примеры межгосударственного сотрудничества в вопросах защиты окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации экологического характера и их влияние...

Чрезвычайные экологические ситуации определяются наличием значительных негативных изменений состояния природной среды под влиянием антропогенных и природных воздействий.

Формирование экологического мышления в сфере управления...

Сущность экологического управления проявляется в соблюдении принципов устойчивого развития, которое зависит от уровня экологического сознания, которое включает в себя, как определенные экологические знания, так и экологическое поведение.

Роль экологического права в решении задач по защите...

В статье рассматриваются проблемы загрязнения природы, методы сохранения и защиты окружающей среды от загрязнений, а также экологическое право и его роль в жизни общества.

Воспитание экологического сознания и экологической культуры...

Экологическое сознание направлено на окружающую среду и человека, отражает основные закономерности взаимовлияния биосферы и природы. Важной характеристикой экологического сознания является субъективное восприятие объекта природы.

Экологическая политика и экологическое движение...

Экологическое движение — социально-политический феномен, возникший в условиях усиления воздействия общества на природу, как результат взаимодействия всех социальных групп, заинтересованных в сохранении природы во имя будущих поколений.

Проблемы экологического образования и воспитания на...

Экологическое образование в Германии направлено на изменения представления и улучшения знания молодых об окружающей среде, развить их готовность защищать природу, сформировать у подрастающих поколений модели экологически ответственного поведения.

Похожие статьи

Человек, окружающая среда и загрязнение природной среды

 В статье рассматривается антропогенное воздействие человека на природную среду. Показано, как неодинаковый уровень социально-экономического развития развитых и развивающихся стран влияет на характер воздействия на окружающую среду.

Роль и значение экологического образования в формировании...

Ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» наделяет субъекты Российской Федерации правом организации и развития системы экологического образования, формирования экологической культуры [2, 7].

Экологические проблемы современного общества и их пути...

Экологическая проблема — это изменение природной среды, в результате (антропогенных воздействий или стихийных бедствий), ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.(2).

Об оценке взаимного влияния экономического развития...

В статье анализируются степень влияния природы на экономические системы и конкретно на человека как обратная реакция на усиление антропогенного воздействия. Рассмотрены примеры межгосударственного сотрудничества в вопросах защиты окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации экологического характера и их влияние...

Чрезвычайные экологические ситуации определяются наличием значительных негативных изменений состояния природной среды под влиянием антропогенных и природных воздействий.

Формирование экологического мышления в сфере управления...

Сущность экологического управления проявляется в соблюдении принципов устойчивого развития, которое зависит от уровня экологического сознания, которое включает в себя, как определенные экологические знания, так и экологическое поведение.

Роль экологического права в решении задач по защите...

В статье рассматриваются проблемы загрязнения природы, методы сохранения и защиты окружающей среды от загрязнений, а также экологическое право и его роль в жизни общества.

Воспитание экологического сознания и экологической культуры...

Экологическое сознание направлено на окружающую среду и человека, отражает основные закономерности взаимовлияния биосферы и природы. Важной характеристикой экологического сознания является субъективное восприятие объекта природы.

Экологическая политика и экологическое движение...

Экологическое движение — социально-политический феномен, возникший в условиях усиления воздействия общества на природу, как результат взаимодействия всех социальных групп, заинтересованных в сохранении природы во имя будущих поколений.

Проблемы экологического образования и воспитания на...

Экологическое образование в Германии направлено на изменения представления и улучшения знания молодых об окружающей среде, развить их готовность защищать природу, сформировать у подрастающих поколений модели экологически ответственного поведения.

Задать вопрос