Формирование экологического мышления в сфере управления под влиянием внешних факторов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 20.12.2020

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Бортюк, П. А. Формирование экологического мышления в сфере управления под влиянием внешних факторов / П. А. Бортюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76896/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье рассматривается концепция формирования мышления в сфере управления под влиянием внешних факторов, которые влияют на природу и на все живое. Совершается попытка поиска путей гармонизации в развитии общества и природы. Делается акцент на необходимости бережного отношения к природным ресурсам и природе в целом.

Ключевые слова: экология, экологическое мышление, окружающая среда.

На сегодняшний день понятие «экология» используется при исследовании объектов природы, в частности, всего того, что создано без участия человека и социальной действительности, в том числе, обращая внимание на условия существования и развития чего-либо. Так, в круг экологических изысканий ныне входят причины и следствия загрязнения природной среды, ухудшения качества жизни людей и т. д.

Экология изучает взаимосвязи и закономерности сосуществования живых организмов в природе, организацию и функционирование популяций, биоценозов, биогеоценозов и биосферы в целом, законы здорового состояния как нормы и основы существования жизни. Экология неразрывно связана с человеком, в частности — эволюционным учением, особенно с проблемами микроэволюции, так как она изучает процессы, протекающие в популяциях. В основе экологии находится энергетический и балансовый принципы существования экосистем, теория трофических связей, обеспечивающих возможность изучения потока веществ и энергии в экосистемах, изменения их структуры и деятельности под влиянием факторов внешней среды. Экология соединила физические и биологические явления, построила мост между естественными и общественными науками.

Современная экономическая жизнь и связанное с ней природопользование неразрывно связаны с соблюдением принципов устойчивого развития, при котором «удовлетворение потребностей нынешнего поколения не лишает будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности» [1].

Сущность экологического управления проявляется в соблюдении принципов устойчивого развития, которое зависит от уровня экологического сознания, которое включает в себя, как определенные экологические знания, так и экологическое поведение. Все вышеперечисленное может обеспечить экологическое образование [2].

Нужно согласиться с существующей в научной литературе мыслью про необходимость пересмотра подходов к экологическому образованию в условиях глобализации, которое должно «способствовать формированию экологического сознания и развитию экологической культуры как неотъемлемых компонентов концепции экологической политики, направленной на сохранение окружающей среды» [3].

Антропогенная деятельность привела к экологическим проблемам в большинстве случаев, которые несут непоправимый вред и невозможность восстановления природы или длительное ее восстановление, как на региональном, так и глобальном уровне. В связи с этим, появилась необходимость проведения специальных экологических исследований. С позиций биоцентризма динамика и современное состояние биоценозов есть основной показатель стабильного состояния экосистем. Однако в экосистемах, где антропогенная нагрузка возрастает, акцент следует сместить на связи между окружающей средой и здоровьем человека, так как состояние здоровья населения во многом зависит от природных и техногенных факторов.

Экология с учетом особенностей ее структуры как бы создает фундамент для решения проблем в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, а также для создания благоприятных условий существования человеческой цивилизации в регионе, на планете. Она направлена на преобразование всех социальных форм деятельности современного человека: управленческой, производственной, социальной, здравоохранительной.

Природа не только более сложна, чем мы о ней думаем, она гораздо сложнее, чем мы можем себе это представить. Первый закон экологии гласит: «Что бы мы ни делали в природе, все вызывает в ней те или иные последствия, часто непредсказуемые». Следовательно, результаты человеческой деятельности можно предвидеть, всесторонне проанализировав, какое влияние они окажут на природу. Экологический анализ дает понимание каким образом происходит воздействие человека на окружающую среду, обнаруживает пределы изменения условий, которые позволяют не допустить экологического кризиса. Таким образом, экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов.

В настоящее время деятельность общества практически привела природу к состоянию экологического кризиса, грозящего экологической катастрофой, то есть ситуацией, когда природа Земли окажется непригодной для обитания на ней живых существ. Поэтому философская мысль работает в направлении поиска путей гармонизации в развитии общества и природы. Отсюда вытекает связь экологии с философией.

Человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития. Для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии [4, c. 520], новые нормы поведения человека, комплексные исследования среды обитания, усилия всех наук, связанных с экологией.

Анализируя проблемы экологии, которые сложились представляется необходимым в процессе ее исследования реализовать некоторые методологические принципы. Например, «исходить из того, что степень духовности общества определяет меру его соответствия высшей цели человеческого бытия — сотворчества человека и Природы» [5, c. 54].

Тут нужно сказать, что процесс взаимодействия человека с окружающей средой заключается в постоянном обмене веществами, энергией, информацией и складывается из биологических и небиологических — культурных (технических, общественных) — процессов. Человек и природные факторы среды образуют единство. Природа обеспечивает возможность его существования как биологического вида; техносфера и социум — необходимые условия для воспроизводства и трансляции культурных форм его жизнедеятельности как психосоциального существа.

Результаты взаимодействия человеческих общностей с окружающей средой определяют антропо-экологическое развитие. Прогрессивное развитие обеспечивает выживание нынешних и будущих поколений людей и происходит при определенных условиях, которые получили название несущей емкости экосистем. В свете международных документов прогрессивное развитие в рамках несущей емкости среды называется устойчивым, оно реализуется, когда скорость изменения среды обитания оптимально согласована с восстановительными силами природы, в том числе и природы человека [6].

Техническое освоение природы представляет собой практическое присвоение человеком вещества, энергии и информации в зависимости от соответствующих потребностей, в результате чего предметы природы или их некоторое сочетание приобретают качественно новое свойство — служить средством объективирования целей человека. Материальный субстрат, структура, функции и другие показатели присваиваемых предметов природы могут быть либо сохранены (как, например, при использовании самопроизводящихся естественных процессов в земледелии), либо существенно изменены и воспроизведены в виде разнообразных орудий, машин, кибернетических устройств и т. п.

Сама возможность технического освоения природы определяется наличием (помимо многочисленных инвариантных связей, т. е. физических, химических, биологических и других законов) особых организационных связей между отдельными явлениями природы. Человек для присвоения тех или иных реалий не может изменить законы природы. Однако он способен изменить структуру организационных связей. Создание такой необходимой дополнительной системы связей между различными явлениями действительности, которая способна ограничить или соответствующим образом (нужным человеку) направить действие тех или иных законов, и составляет суть технического освоения природы.

Техническое освоение природы наряду с объективной имеет и субъективную сторону. Последняя обусловлена, прежде всего, его целеполагающим характером, зависимостью формирования желаемой цели от своеобразия потребностей общества, доминирующих ценностных ориентаций.

Таким образом, техническое освоение природы определяется следующими основными предпосылками: объективной — находимыми для технической деятельности природными данными (факторами, условиями и т. д.), соответствующим уровнем развития техники, познанными законами действительности; субъективной — особенностями формы общества, в рамках которой происходит присвоение предметов природы.

Техническое освоение природы человеком было обусловлено высоким уровнем его «телесной организации», достигнутым в результате биологической эволюции. Так, многие виды птиц, пчелы, муравьи строят себе гнезда или жилища, в известной мере опосредуя свою связь с внешней средой. Обезьяны пользуются палками при добыче пищи и т. д. Однако в жизни животных техническое созидание носит односторонний и инстинктивный характер, тогда как для человека оно, благодаря производству разнообразных орудий труда, служит главным средством его жизнеутверждения и развития.

Техническое созидание позволило человеку творить новую реальность, положив начало отсчету социального времени. Умение делать разнообразные орудия, приспосабливать одни силы природы для борьбы с другими выделили человека из животного мира. С развитием техники естественный отбор и другие подобные биологические законы стали оказывать второстепенное влияние на изменения человеческого организма. Телесная трансформация человека прекратилась (или стала незначительной), чтобы уступить место его технической, культурной эволюции.

Также необходимо отметить, что интенсивное техническое освоение природы в пространственно-ограниченных пределах нашей планеты диктует необходимость развертывания экологического производства в дополнение к основному материальному.

Человечеству предстоит сформировать новую сферу общественного производства, основная цель которого — производство природных ресурсов, поддержание необходимой для жизни человека качественно определенной меры физико-химических и биологических параметров окружающей среды. При этом следует учитывать, что экологическое производство достигнет своей цели лишь в том случае, если будут известны его отдаленные последствия.

Вместе с тем развитие технического освоения природы не может бесконечно идти по интенсивному пути и неизбежно должно дополняться экстенсивным развитием.

Литература:

  1. Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы окружающей среды. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. Материалы 42 Сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Russian. — http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/42/427 N8718469
  2. Савчук О. О. Правове регулювання екологічної освіти в Україні. Scientific and pedagogic internship «Modern approaches to the organization of the educational process for law students»: Internship proceedings, August 24 — October 2, 2020/ Frankfurt an der Oder: Izdevnieciba «Baltija Publishing» 2020. p. 224–226.
  3. Маркович, Д. Ж. (2001). Глобализация и экологическое образование // Социологические исследования. № 1.
  4. Savchuk, O. Legal regulation of environmental education as a basis for ensuring the ecologisation of the innovation sphere. Professional competencies and educational innovations in the knowledge economy: collective monograph / Editors: Lyubomira Petrova, Mariana Petrova. Veliko Tarnovo, Bulgaria: Publishing House ACCESS PRESS, 2020. p. 520–530.
  5. Мальцева, Н. Л. Экологические императивы современной культуры [Текст] / Н. Л. Мальцева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. 2008. № 2 (8).
  6. Столяренко В. Е. Антропология — системная наука о человеке. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  7. Антонов, В. Н. Философские проблемы экологии как науки / В. Н. Антонов. — Текст : электронный // cyberleninka.ru : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-problemy-ekologii-kak-nauki???history=16&pfid=1&sample=7&ref=0 (дата обращения: 20.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, техническое освоение природы, природа, связь, экология, внешняя среда, прогрессивное развитие, техническое созидание, устойчивое развитие, экологический кризис.


Задать вопрос