Проблемы образовательного процесса в условиях онлайн-обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 31.07.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Мандаева, А. Е. Проблемы образовательного процесса в условиях онлайн-обучения / А. Е. Мандаева, Г. Р. Аспанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105134/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются проблемы системы образования в условиях онлайн-обучения. Одной из значимых проблем является отсутствие научных исследований и методического сопровождения в области онлайн-формата образовательного процесса. Представлена проблема многочисленных терминов, используемых в настоящее время в сфере онлайн-обучения. В данной статье мы представили попытку характеристики проблем процесса перехода образовательного процесса традиционных форм обучения к онлайн-обучению.

Ключевые слова: онлайн-обучение, трудности онлайн-обучения, роль педагога, роль детей, мотивация.

В связи с пандемией системы образования всех стран мира столкнулись с необходимостью перехода в онлайн-режим. Так как переход был совершен в экстренном порядке, то сложившаяся ситуация раскрыла большие проблемы в данной области. Явно обозначилась неготовность стран и их систем образования к предоставлению услуг в онлайн-формате. Это и отсутствие доступа к интернету многих населенных пунктов, и качество интернета, и цифровая некомпетентность педагогов, и отсутствие дидактики онлайн-обучения.

Теоретический анализ научной и специальной литературы по проблеме исследования; анализ законодательных и нормативных документов по сопровождению онлайн-обучения; анализ и обобщение педагогического опыта.

Если дидактика традиционного обучения складывалась на протяжении не одного столетия, то дидактика онлайн-обучения на сегодняшний момент — обширная область для исследований. Первоочередно стоит подчеркнуть, что классно-урочная система, на которой базируется процесс обучения современного образования, не приемлем для онлайн. Так как это иной характер взаимодействия педагога и обучающихся, последних друг с другом, а также обучающихся с учебным материалом.

Общеизвестно, что организация учебного процесса имеет свою историю. Так, одной из первых является индивидуальная форма обучения. В этом случае педагог занимался индивидуально с отдельным человеком, часто у него дома. В XVIII-XIX веках этот способ организации обучения практиковался в семейном воспитании среди состоятельных слоев общества. Сейчас индивидуальное сопровождение выступает как форма дополнительной работы, все чаще с нуждающимися в особой помощи, в том числе с теми, кто из-за болезни, инвалидности не может посещать школьные занятия. При очевидных преимуществах, связанных с ориентацией содержания, методов и темпа обучения на личность обучаемого, эта форма очень неэкономична и поэтому непригодна в качестве основного способа организации процесса обучения. Из минусов такого способа организации процесса обучения выделяют отсутствие у обучающегося возможности работать в группе, соревноваться и сотрудничать со сверстниками для достижения общих целей.

Начиная с XV и XVI веков, в основном из-за растущей потребности в образовательных услугах, индивидуальная форма обучения все больше заменялась групповой, при которой молодые люди разного возраста и подготовленности собирались в одном месте, и педагог, работая со всеми по очереди и давая им задания, мог обучать группу, хотя в действительности это была та же форма индивидуальной работы, совмещенная по месту и времени.

На рубеже XVI и XVII веков, в эпоху развития машинного производства, торговли и культуры, возникла потребность в элементарном массовом образовании. Именно в тот период великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский предлагает миру зачатки классно-урочной системы. На тот момент это была революционная идея: группы предлагалось разделить по примерно одинаковому возрасту и желанию учиться; педагогу предлагалось работать со всей группой (фронтально) или с разделением ее по несколько человек с выполнением различных заданий; основной формой обучения был предложен урок продолжительностью 40–45 минут, представлявший собой относительно законченную единицу учебного процесса по содержанию и методу построения; все содержание образования предлагалось разделить на отдельные предметы; весь период обучения — на учебные годы, четверти, учебные дни и каникулы, а занятия предлагалось проводить по единому плану и расписанию [1].

Изобретение классного преподавания открыло возможность универсального и относительно недорогого обучения: один педагог мог обучать группу детей. На сегодняшний момент мы имеем четкую организацию и упорядоченность учебной работы, организующую и стимулирующую роль педагога, взаимодействие обучающихся и возможность коллективных способов работы. Экономичность такой системы обучения сопряжена с рядом серьезных недостатков: ограниченные возможности индивидуального подхода, ориентация на «среднего» обучающегося, работа в едином для всех темпе, преимущественно словесная деятельность, определенная искусственность в делении всех занятий на 40–45-минутные отрезки. На протяжении веков определенные «недостатки» системы обучения подвергались критике, и велись поиски более совершенных способов организации процесса обучения.

Чтобы понять объективные закономерности проблем, лежащих в основе процесса перехода образовательного процесса из традиционного формата в онлайн-формат, необходимо четко представлять себе его условия и особенности. В нынешней ситуации остро стоит вопрос поиска нового способа организации учебного процесса, нового педагогического инструментария, уточнения роли самих субъектов педагогического процесса: педагога и детей. Здесь важно отметить, что времена изменились, и объективная реальность требует сегодня не добросовестных исполнителей, а грандиозных новаторов, не только легко приспосабливающихся к меняющемуся миру, но и меняющих этот мир. К сожалению, современная система образования не отвечает предъявляемым временем к ней требований. Очевидно, что менять мир могут люди, мыслящие нестандартно, высокоинтеллектуальные, ответственные за свои поступки, инициативные. Говоря о роли педагога, необходимо подчеркнуть, что он сегодня не просто транслятор информации, а наставник, проводник. Следует отметить, что функция наставника нисколько в корне не изменилась: он все тот же источник знаний, изменилась лишь подача этих знаний. Педагог сегодня направляет обучающихся по верному пути, и те «самостоятельно» добывают знания, то есть педагог сегодня тот же транслятор знаний, но делает это не напрямую, а опосредованно. Функционал его сегодня расширен и требует больших компетенций. Естественно, что в условиях онлайн-обучения на первый ряд выдвинулись специфические компетенции, и реалии показали, что большинство педагогов ими не владеют.

Четко выразилась роль самих детей именно в онлайн-обучении. Онлайн-формат подчеркнул значимость самостоятельности, ответственности обучающегося, к чему сподвигнуть может его личная мотивация. Правильная мотивация обучающегося является ключевым аспектом результативности обучения в онлайн-формате, поскольку большую часть времени обучающийся самостоятельно осваивает учебный материал. Находясь в домашней, расслабленной обстановке, гораздо сложнее заставить себя приступить к учебным занятиям. Поскольку у детей еще недостаточно развита произвольность деятельности и отсутствует самоконтроль, они остро нуждаются в координации процесса обучения со стороны взрослого. В подростковом возрасте недостаток мотивации к учебному процессу приводит к прокрастинации, поверхностному освоению учебного материала, снижению успеваемости и прочим негативным последствиям. Традиционные формы мотивации обучающихся достаточно сложно реализовать в условиях онлайн-обучения, и исходя из этого возникает необходимость трансформации известных методов. Как правило, в качестве эффективных мотивирующих методов традиционного формата обучения педагоги выделяют хорошие отметки, одобрение педагога, успешность среди сверстников, поощрение родителями в виде бонусов и подарков, а также страх.

Как известно, онлайн-обучение, ограничиваясь онлайн-пространством, лишает обучающегося возможности сравнивать собственные успехи с достижениями других. Показателем успешности здесь служит только отметка педагога. Следует отметить, что в данном случае онлайн-формат предоставляет возможность педагогу индивидуально обратиться к каждому обучающемуся с оцениванием его учебных достижений. Именно обратная связь, даже в виде онлайн-сообщения, способна мотивировать обучающегося. Также в качестве мотивации к обучению педагоги и родители некоторых обучающихся используют страх: за невыполненную либо некачественно выполненную работу ребенка ожидает наказание. Такой страх действительно на какое-то время способен мотивировать школьника. Но вместе с тем следует отметить, что такой вид мотивации нередко несет негативные последствия в виде воспитания таких качеств личности, как зависть, жадность, склонность к чувству вины, изворотливость, корыстолюбие. Страх, материальные стимулы, негативные прогнозы будущего, соперничество — это мотивация, обладающая неустойчивостью и, зачастую, фиксируется установкой только на ситуативное получение необходимой ценности или избегание наказания, благодаря чему пропадает осознанность в получении знаний, учебный процесс превращается в бесконечную гонку за наградой, не приносящую психологического комфорта ребенку. Данная мотивация является внешней. Внутренняя мотивация, основанная не на внешнем вознаграждении, а на удовольствии от содержания деятельности, благоприятна для формирования устойчивого позитивного отношения к учению как к источнику развития и реализации личностного потенциала [2].

Такая мотивация имеет критерий осознанности выполняемых действий: «я учусь, чтобы получить знания, расширить свои горизонты и личностно самосовершенствоваться». Ребенку достаточно сложно мотивировать себя таким образом, поэтому внутренняя мотивация должна формироваться с помощью педагога и родителей. Основной задачей педагога-предметника является поддержание интереса к преподаваемому им предмету. Очень часто, с целью углубления преподаваемого материала, педагог перенасыщает уроки сложной информацией. В формате традиционного оффлайн-формата обучения педагог может видеть обратную реакцию обучающихся на материал, имея возможность для корректировки формата подачи информации и изменения форм работы, а в условиях дистанционного обучения обратная реакция поступает уже в виде выполненного задания по самостоятельно изученной обучающимся теме. В таком случае школьник сталкивается один на один с проблемой непонимания темы, что провоцирует снижение мотивации учения.

Также к одной из проблем, провоцирующей снижение уровня учебной мотивации можно отнести трудности с организацией и проведением уроков-видеоконференций, а также возникающие, в связи с этим технические проблемы. Трансляции прерываются, либо к ней могут подключиться злоумышленники, пытающиеся сорвать проведение дистанционного урока. У некоторых обучающихся вообще могут отсутствовать технические средства для присутствия на таком занятии.

Недостаточная вовлеченность в учебный процесс, проявляющаяся в бесконечном самостоятельном выполнении школьником домашних заданий, приводит к потере интереса к изучаемому предмету. Также существует недостаточная интерактивность процесса дистанционного обучения, но в то же время длительное чтение текста с электронного носителя наносит вред здоровью человека. Парадокс организации онлайн-обучения состоит в противоречии между желанием организовать такое обучение без потери интереса обучающихся и соблюдением санитарных норм и требований к проведению занятий [3]. К одному из действующих методов повышения мотивации обучающихся в процессе онлайн-обучения является привлечение внимания к обучению посредством применения нестандартных идей: использование специфического музыкального оформления презентаций; юмор, соответствующий возрасту обучающейся аудитории; интригующий анонс темы предстоящего урока; использование нестандартного образа для проведения онлайн-занятия (сценический образ) и так далее, что требует больших временных затрат педагога на подготовку к проведению таких занятий.

Практическая значимость занятия для обучающегося также обладает мощным мотивирующим эффектом. Школьнику необходимо понимание, для чего это занятие необходимо конкретно ему. Важно понимать, что в таком случае весь учебный материал должен соответствовать потребностям определенного возраста, что особенно необходимо учитывать при планировании и подготовке дистанционных занятий с подростками и старшеклассниками. Не менее значимым источником мотивации онлайн-обучения является чувство внутренней уверенности ребенка в успешности овладения им учебным материалом. Необходимо отмечать любую положительную динамику, пусть и минимальную, поскольку именно это способствует развитию уверенности обучающегося в своих силах.

Фиксация на внутреннем удовлетворении ребенка от успешно выполненного задания является фундаментом для повышения мотивации. К примеру, ведение дневника успехов обучающегося с отметкой о повышении уровня определенного навыка, умения или способности, пусть и не всегда совпадающей с целью конкретного занятия. Разнообразие форм работы, наглядность учебного материала, его соответствие возрастным особенностям субъектов образовательной деятельности, возможность проявления творческого потенциала обучающегося, создание ситуации успеха в процессе обучения способны мотивировать ребенка, находящегося на онлайн обучении, на познавательную активность [4]. Однако в процессе повышения уровня мотивации к учению в условиях онлайн-обучения в большей степени важна роль родителей ребенка. Именно родители должны оказывать постоянную всестороннюю поддержку обучающимся, оказавшимся в непривычном для них, самостоятельном формате обучения.

Роль родителей состоит в стартовом администрировании и контроле за процессом обучения, постепенно научая своего ребенка самостоятельному планированию и организации онлайн работы. При этом необходимо замечать положительную динамику и рост самостоятельности, акцентировать внимание ребенка даже на незначительных успехах. Проблема учебной мотивации обучающихся в онлайн-режиме является достаточно острой в нынешнее время. Очень важно при переходе обучения в онлайн-формат принимать во внимание не только техническую составляющую организации такой формы, но и учитывать мотивацию обучающихся к самостоятельному освоению учебных предметов. Поддержание устойчивости интереса к обучению, мотивация ребенка на познавательную активность находится в равной степени в руках педагогов и родителей, знающих особенности конкретного ребенка и способных встать на позицию обучающегося.

Важно отметить и еще одну из причин, существующих в академической среде разногласий по вопросам внедрения инновационных образовательных технологий — недопонимание смысла многочисленных терминов, используемых в настоящее время в сфере онлайн-обучения. Проблема усугубляется тем, что некоторые из этих терминов вообще не закреплены в нормативной базе, другие же имеют весьма нечёткие («размытые») формулировки. В этих условиях науке необходимо, в первую очередь, закрепить принцип системности определения понятий, связанных с онлайн обучением, в собственной (локальной) нормативной базе.

В данной статье мы представили попытку характеристики проблем процесса перехода образовательного процесса традиционных форм обучения к онлайн-обучению. Необходимо отметить, что онлайн-обучение — это такая форма обучения, которая продиктована самим временем. Это явление теперь есть в нашей жизни, нам остается теперь его принять и начать изучать его. В дальнейшей своей исследовательской работе мы проанализируем условия перехода на онлайн, рассмотрим соответствующие задачи и попытаемся предложить пути их решения.

Литература:

  1. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 432 с.
  2. Коротаева Е. В. О дидактических основах обучения в дистанционном формате // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-didakticheskih-osnovah-obucheniya-v-distantsionnom-formate (дата обращения: 08.04.2020).
  3. Быкова Н. Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2016. № 4–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obuchayuschihsya-pri-primenenii-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 10.04.2020).
  4. Маркеева, А. А. Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении / А. А. Маркеева. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 1–4. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5177/ (дата обращения: 04.01.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, обучающийся, учебный процесс, образовательный процесс, условие онлайн-обучения, занятие, педагог, проблема, процесс обучения, ребенок.


Ключевые слова

мотивация, онлайн-обучение, трудности онлайн-обучения, роль педагога, роль детей

Похожие статьи

Особенности дистанционного и электронного обучения и прогнозы...

Дистанционное обучение — это форма обучения, при которой в учебном процессе используются компьютерные и телекоммуникационные технологии, основанные на инновационных методах, инструментах и средствах обучения.

Применение дистанционных технологий в современном...

Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что педагог с помощью информационно- коммуникативных технологий передает одновременно задания родителям и ребенку, где родители самостоятельно изучают учебный материал с детьми.

Готовность педагогов российских школ к ведению уроков...

В числе преимуществ: совершенствование образовательного процесса, повышение мотивации обучающихся и результатов обучения, выстраивание взаимодействия между родителями и школой.

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

Цель и содержание обучения — дидактические задания, дидактический процесс, ученик, учебно-технические средства, формы обучения, методы — входят в технологию обучения.

Организация дистанционного обучения школьников

Дистанционное обучение (ДО) — это процесс передачи и формирования ЗУН с помощью удаленного взаимодействия между учеником и учителем. Тема актуальна, ведь современной школе необходимо: − предоставить полноценное образование для детей

Дистанционное обучение и здоровьесбережение обучающихся

Решается проблема гибкого графика обучения, занятия проходят в любое время, с любой интенсивностью. Заботясь о здоровье обучающихся? важно комфортно организовать учебный процесс в домашней обстановке

Дистанционное образование как форма образовательного...

Дистанционное обучение — это форма обучения, при которой в учебном процессе. Процесс дистанционного обучения подразумевает тесное общение учащегося и учителя с.

Интернет-платформы и образовательные ресурсы как способ...

Coreapp.ai — это платформа, которая позволяет создавать учителям образовательные материалы онлайн, без навыков программирования, делиться ими с учениками, отслеживать выполнение заданий и анализировать результаты обучения.

Дистанционное обучение – способ получения образования

В учебный процесс добавились новые субъекты с новыми функциями: дистанционный педагог - тьютор, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный координатор, авторы-разработчики учебных материалов.

Решение проблемы отсутствия мотивации к обучению...

 В статье рассматривается проблема онлайн-обучения, связанная с отсутствием мотивации у обучающихся. Приводятся некоторые правила, которых должен придерживаться педагог, осуществляющий дистанционное обучение.

Похожие статьи

Особенности дистанционного и электронного обучения и прогнозы...

Дистанционное обучение — это форма обучения, при которой в учебном процессе используются компьютерные и телекоммуникационные технологии, основанные на инновационных методах, инструментах и средствах обучения.

Применение дистанционных технологий в современном...

Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что педагог с помощью информационно- коммуникативных технологий передает одновременно задания родителям и ребенку, где родители самостоятельно изучают учебный материал с детьми.

Готовность педагогов российских школ к ведению уроков...

В числе преимуществ: совершенствование образовательного процесса, повышение мотивации обучающихся и результатов обучения, выстраивание взаимодействия между родителями и школой.

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

Цель и содержание обучения — дидактические задания, дидактический процесс, ученик, учебно-технические средства, формы обучения, методы — входят в технологию обучения.

Организация дистанционного обучения школьников

Дистанционное обучение (ДО) — это процесс передачи и формирования ЗУН с помощью удаленного взаимодействия между учеником и учителем. Тема актуальна, ведь современной школе необходимо: − предоставить полноценное образование для детей

Дистанционное обучение и здоровьесбережение обучающихся

Решается проблема гибкого графика обучения, занятия проходят в любое время, с любой интенсивностью. Заботясь о здоровье обучающихся? важно комфортно организовать учебный процесс в домашней обстановке

Дистанционное образование как форма образовательного...

Дистанционное обучение — это форма обучения, при которой в учебном процессе. Процесс дистанционного обучения подразумевает тесное общение учащегося и учителя с.

Интернет-платформы и образовательные ресурсы как способ...

Coreapp.ai — это платформа, которая позволяет создавать учителям образовательные материалы онлайн, без навыков программирования, делиться ими с учениками, отслеживать выполнение заданий и анализировать результаты обучения.

Дистанционное обучение – способ получения образования

В учебный процесс добавились новые субъекты с новыми функциями: дистанционный педагог - тьютор, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный координатор, авторы-разработчики учебных материалов.

Решение проблемы отсутствия мотивации к обучению...

 В статье рассматривается проблема онлайн-обучения, связанная с отсутствием мотивации у обучающихся. Приводятся некоторые правила, которых должен придерживаться педагог, осуществляющий дистанционное обучение.

Задать вопрос