Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 14.04.2021

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, М. В. Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития / М. В. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6283/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: дистанционное обучение, ребенок, образовательный процесс, родитель, педагог, учебный процесс.

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы не только в мировую экономику, но и в систему образования в целом. Перестраиваться на новый вид обучения пришлось и в дошкольных образовательных учреждениях в том числе, ведь педагогическое образование маленького ребенка, как и психологическое, не может стоять на месте, дошкольник должен развиваться сегодня и сейчас. Система образования столкнулась с рядом задач, где нужны были новые методы и подходы в образовательном процессе и их быстрое, грамотное решение. То есть, новые дистанционные технологии.

В условиях динамично меняющегося мира, усовершенствования технологических процессов, педагог переходит на новый цивилизованный этап. Возникает необходимость переформатироваться, изменить основные формы работы с детьми и родителями, перейти в новый режим оказания методической, консультативной, психологической помощи родителям по вопросам воспитания детей с использованием дистанционных технологий. Данное развитие образовательной деятельности подчеркивается в государственных документах и является важнейшим национальным приоритетом. Также развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений образовательных программ ЮНЕСКО: «Образование без границ», «Образование через всю жизнь», «Образование для всех». Таким образом, компьютерные технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, где педагог выходит на новый формат обучения- онлайн общение с родителями и детьми.

Что такое дистанционные технологии?

Согласно Федеральному закону № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что педагог с помощью информационно- коммуникативных технологий передает одновременно задания родителям и ребенку, где родители самостоятельно изучают учебный материал с детьми. Задания даются на закрепление пройденных тем, при этом большую часть обучения отдается творческим заданиям.

Задачи:

— обеспечить дошкольникам непрерывный, в полном объеме образовательный процесс;

— способствовать желанию распространения знаний среди родителей, повышая их компетенцию;

— педагогическая, психологическая, методическая, консультативная помощь родителям по вопросам воспитания и обучения детей с использованием дистанционных технологий;

— повышение качества и эффективности обучения дошкольников посредством дистанционных образовательных технологий.

Основными принципами дистанционно образовательных технологий являются:

— принцип доступности, где каждый дошкольник имеет возможность получить качественную обучающую информацию по месту жительства;

— принцип интерактивности, где ребенок имеет возможность общения со всеми участниками образовательного пространства с помощью компьютерных носителей;

— принцип гибкости, где участники образовательного процесса имеют возможность обучаться в удобное для них время;

— принцип индивидуализации, где каждому ребенку создаются условия с учетом его психических и физических особенностей.

Особенности дистанционного обучения дошкольников.

В первую очередь это мотивация. Роль взрослого заинтересовать ребенка в получении знаний. А педагогу дать материал в доступной и интересной для ребенка форме. Для этого педагог разрабатывает конспекты занятий с элементами видео и аудио просмотров, с показом демонстрационного материала. И обязательного включения родителей в процесс обучения дошкольника. Второе — это непосредственная ответственность родителей. Ведь ребенок в силу своего возраста, еще не имеет необходимых навыков самоорганизации и не обладает усидчивостью и ответственностью школьника. Здесь предполагается, что большую часть работы приходится выполнять взрослому совместно с дошкольником, помогая и объясняя ему учебный материал. Дистанционно образовательные технологии, которые предлагают для родителей педагоги, позволяют им грамотно организовывать педагогическую деятельность в домашних условиях. Это позволяет не скучать дошкольникам, а получать знания, находясь рядом с родителями, а родителям тем самым узнать больше своего ребенка и провести продуктивно вместе более продолжительное время, применяя на себе не только родительскую роль, но и роль наставника, педагога.

Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что у ребенка не прерывается образовательный процесс, он изучает заданную тему вместе с взрослым в удобное для них время. В заключении дошкольник выполняет творческое домашнее задание, которое передается с помощью компьютерных технологий педагогу.

Основное условие при дистанционном обучении — это наличие интернета, компьютера или ноутбука. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний, ребенок не привязан к одному месту и может находиться в любой точке земного пространства, где есть доступ к сети.

Но существуют и недостатки дистанционного обучения у детей дошкольного возраста:

— дистанционное обучение дошкольника предполагает максимальное непосредственное участие родителей;

— не все дети могут дистанционно заниматься в силу сложных материальных возможностей семьи, так как обучение происходит с помощью компьютера и интернета;

— занятия с использованием электронных носителей должно быть строго регламентированы в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;

— у детей появляется отсутствие общения со сверстниками, что может привести к определенным сложностям в социализации и коммуникации в обществе.

Дистанционное обучение коснулось не только детей, но и помогает профессионально расти и развиваться педагогам, делиться своим профессиональным опытом, то есть повышать уровень своих знаний за счет применения современных средств: дистанционное обучение и конкурсы, видеоконференции, вебинары, персональные и тематические сайты. Существует множество учебных платформ для педагогов, где дается возможность дистанционно обучиться на курсах повышения квалификации, повысить свою педагогическую компетентность или получить дополнительное образование. Также можно повышать свой интеллектуальный уровень с помощью электронных библиотек, виртуальных музеев, театров, выставок.

Кроме того, дистанционные технологии успешно применяются и в работе с родителями. Современные молодые родители на сегодняшний день достаточно грамотны, информированы, но загружены работой. И здесь главным инструментом в работе педагогов выступают информационно-коммуникативные сети. Ведь использование дистанционных технологий позволяет педагогам найти новые эффективные способы работы с родителями: создания сайтов ДОУ, на которых проводятся различные консультации, рекомендации педагогов и узких специалистов, оперативное общение с педагогом в чатах через мобильное приложение WhatsApp, где имеется возможность успешно провести и онлайн- родительские собрания, вместе с тем можно индивидуально пообщаться с родителем в живом диалоге.

Безусловно, применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе позволяет педагогу сделать учебный процесс более гибким. Желание идти на шаг впереди, осваивать новые прогрессивные методы и технологии, постоянно находиться в творческом поиске, вот условия для успешного современного педагога. Обращаясь к словам философа Френсиса Бэкона «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», можно сказать, что нововведения в современном образовании не просто дань моде, а необходимость, продиктованная реалиями нашей жизни.

Литература:

  1. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практическое пособие/ Н. В. Никуличева.- М.: Федеральный институт развития образования, 2016- 72 с.
  2. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения./ Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. В. Петров; под ред. Е. С. Полат.- М.: Академия, 2006.
  3. Кондакова М. Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условии сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М. Л. Кондакова, Е. Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. — М.:СпортАкадемПресс, 2005.
  4. Лугин В. Г. Формы и методы дистанционного обучения. [Электронный ресурс] — Режим доступа: htpp:// repetitmaster.ru/forms-and-methods-remote-education.html
Задать вопрос