Возможности онлайн-инструментов в реализации задач наставничества в современной педагогической среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Войтенко, М. В. Возможности онлайн-инструментов в реализации задач наставничества в современной педагогической среде / М. В. Войтенко, Е. П. Мащенко, С. В. Орлянская, О. С. Старикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104978/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современное образование в эпоху широкого распространения интернета и социальных сетей пополняется новыми средствами общения и связи. Педагоги и наставники после масштабного освоения дистанционных форм работы продолжают открывать для себя новые возможности коммуникационной компьютеризированной среды. В русле признания Президентом РФ в 2023 году особой роли педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность, в данной статье предлагается к рассмотрению возможность использования педагогами и наставниками новых онлайн-инструментов, таких как Google-формы.

Ключевые слова: год педагога и наставника, педагоги, наставничество, технологизация педагогической среды, Google-формы.

Образование в России переживает период неизбежных перемен, связанных с современными изменениями в обществе и государстве. Кризисные явления в культурной, социально-экономической, политической, информационно-технологической и других сферах вызывают потребность во взращивании новых педагогических кадров, способных дать молодому поколению актуальные знания, умения и навыки, сформировать личность, способную находить выход из любых жизненных ситуаций. Все это требует повышения престижа профессии педагога, усилении внимания к вопросам наставничества. Идея о признании особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность, нашла свое отражение в Указе Президента России В. В. Путина, который придал 2023 году особое направление [1].

Среди основных задач Года педагога и наставника, заложены разнообразные направления деятельности образовательных организаций. Это, во-первых, повышение статуса педагогической профессии, что может быть достигнуто путем проведения масштабных кампаний, пропагандирующих важность образования и роли педагогов в развитии общества. Во-вторых, это привлечение молодых людей к педагогической профессии (проведение профориентационных мероприятий, организация стажировок и практик для студентов, а также создание программ поддержки и обучения для начинающих педагогов и др.). В-третьих, повышение качества образования. Для этого могут проводиться мониторинги и оценки качества образовательных учреждений, обновление образовательных стандартов, разработка инновационных подходов к обучению и внедрение новых технологий в образовательный процесс. В-четвертых, совершенствование педагогической практики (обмен опытом между педагогами, проведение мастер-классов и семинаров, разработка новых методик обучения и оценки знаний, а также активное использование современных технологий в образовательном процессе).

Поддержка и развитие профессионального роста педагогов может осуществляться через поддержку профессионального роста и развитие педагогических кадров. В этой связи традиционно организовываются и проводятся курсы повышения квалификации, профессиональные тренинги для педагогов, стимулируется участие в научно-практических конференциях и публикация научных статей. В качестве примера можно привести опыт педагогической деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 62 «Ласточка» г. Волжского Волгоградской области» (далее — МДОУ д/с № 62), где ежегодно реализуется система повышения квалификации воспитателей, на регулярной основе ведется работа в направлении повышения психологической компетентности педагогов в рамках сотрудничества с кафедрой психологии ВГСПУ г. Волгограда, осуществляется пропаганда здорового образа жизни и физкультурно-спортивной подготовки (проводится ежегодный городской конкурс «Будь здоров, педагог!»).

Для развития и распространения наставничества на сегодняшнем этапе возможно создание партнерств между государственными учреждениями и некоммерческими организациями. В таком партнерстве государство предоставляет финансовую поддержку и ресурсы, а неправительственные организации и эксперты в области наставничества предоставляют свои знания и опыт в разработке и внедрении программ. В этом смысле привлекателен опыт грантовой работы, где совместные проекты обогащают педагогическую практику новыми возможностями, дарят возможность продуктивного и творческого сотрудничества. МДОУ д/с № 62 регулярно участвует в грантовых конкурсах различного уровня. Одной из значимых побед была реализация проекта в рамках дистанционного образования родителей с совместно с НКО «Дети в беде» в 2021 г.

Сегодня российские программы наставничества освещаются на международных конференциях и семинарах, педагоги обмениваются опытом с коллегами из других стран. Это способствует обогащению российского наставничества новыми идеями и методологией, а также создает возможности для международного сотрудничества. В это сложное время политических конфликтов нельзя забывать о том, что педагогическое общество может обмениваться успешными практиками наставничества с коллегами, способствуя мирному сосуществованию, распространению гуманистических ценностей, взаимопонимания.

Возможности современной информационной и технологической среды позволяют опытным педагогам налаживать более продуктивный контакт с молодыми специалистами, работающими как рядом, так и удаленно. Распространение и углубление технологии наставничества сегодня возможно с использованием компьютерной техники, специальных программ, интернета. Хочется особенно выделить новые возможности использования социальных сетей, электронной почты и различных форм связи между обучающимися и наставниками. В период пандемии МДОУ д/с № 62 успешны опробованы такие системы связи как онлайн-встречи, онлайн-конференции, собрания трудового коллектива посредством программы «Zoom», «Skype», «WhatsApp» и др.

Освоение дистанционных форм работы привело педагогов к необходимости изучения новых программ, средств связи с использованием Интернет. Мы согласны с позицией авторов Л. Н. Чирковой и В. В. Чирковой, которые считают одним из актуальных направлений педагогической науки «изучение информатизации образования, цель которой подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [3].

Сегодня внимание педагогов МДОУ д/с № 62 обращено к изучению возможностей Google-форм, которые являются очень полезным инструментом для организации педагогического общения. Они позволяют создавать опросы, анкеты и формы сбора данных, которые могут использоваться для проведения различных педагогических мероприятий, сбора обратной связи от участников и оценки их удовлетворенности. В качестве примера можно привести изучение возможностей Google-форм для изучения готовности педагогов работать с новой ФОП ДО. Статистический анализ данных позволил выявить пробелы в знаниях педагогов их готовность осваивать требования к проектированию образовательных программ в своих группах в соответствии с возрастом детей. Полученные данные легли в основу планирования наставнической работы, семинаров и педагогических советов на будущий учебный год.

В плане наставничества хочется больше уделить внимание тем возможностям, которые предоставляют Google-формы для организации педагогического общения:

— Создание опросов: Google-формы позволяют легко создавать опросы, чтобы узнать мнение участников по различным вопросникам. Например, какие сложности испытывают педагоги при планировании образовательных программ в своей группе, как протекает реализация программы на летний оздоровительный период и т. п. Google-форма позволяет создавать множество разных типов вопросов, таких как одиночный выбор, множественный выбор, раскрытие мыслей и т. д. Это помогает собрать информацию о мнениях и предпочтениях педагогов.

— Сбор данных: Google-формы могут быть использованы для сбора данных и информации от участников педагогического общения. Для педагогов-наставников открываются возможности создания собственных форм, для сбора информации о предыдущем опыте молодых педагогов, их интересах, образовании и других важных аспектах.

— Регистрация и участие: Google-формы позволяют организовать процесс регистрации и участия в педагогическом общении. В данных формах педагог наставник может опробовать метод общения с несколькими подопечными, где молодые специалисты будут заполнять свои данные для того, чтобы сформировать запрос на определенный формат общения, на участие в определенных мероприятиях или образовательных программах.

— Оценка и обратная связь: С помощью такой обратной связи можно собрать оценки уровня удовлетворенности участников, сбора предложений и комментариев, а также для сбора статистической информации о результатах программы наставничества для молодых педагогов.

— Автоматическая обработка данных: Это одна из прекрасных возможностей, облегчающих работу с качественным и количественным составом информации. Google-формы предоставляют возможность автоматической обработки собранных данных. Существует возможность настроить форму таким образом, чтобы ответы автоматически сохранялись в таблице Google. Это значительно упрощает процесс обработки и анализа данных.

— Предоставление результатов: После завершения сбора данных и оценки, Google-формы позволяют предоставить результаты участникам. Это и возможность создавать отчеты и графики, чтобы визуализировать данные и поделиться ими с участниками педагогического общения.

— Интеграция с другими инструментами: Google-формы могут быть интегрированы с другими инструментами системы, такими как Google Sheets, Google Drive и Google Calendar. Это позволяет упростить и автоматизировать процессы управления педагогическим общением.

В целом, Google-формы предоставляют многочисленные возможности для организации педагогического общения, для работы наставника и молодых педагогов. Они удобны в использовании, позволяют собирать информацию от участников и обрабатывать ее, а также улучшать коммуникацию между педагогами и организаторами мероприятий. Кроме того, предлагаемая система работы отвечает требованиям технологичности педагогического процесса, а именно содержит в себе следующие условия: «проектируемость, управляемость, корректируемость, результативность, диагностичное целеобразование, анализ действующих факторов, эффективность методов, системность и целостность» [2].

Таким образом современное наставничество и педагогическое общение во многом упрощается и технологизируется, что особенно заметно в области анализа информации, сбора данных и уменьшения временных затрат на получение обратной связи. Использование современных программ, технических возможностей интернет-среды, в том числе Google-форм, находит все большее распространение в педагогике и может быть рекомендовано к освоению на всех образовательных уровнях. Опыт работы МДОУ д/с № 62 позволяет говорить, что технологизация педагогического общения, наставничества неизбежный процесс, который все более широко проникает в систему деятельности образовательных организаций. Освоение новых технологий оптимизирует многие процессы общения и взаимодействия между участниками образовательных отношений, позволяет не только доносить определенную информацию до адресата, но и контролировать образовательные результаты, гибко реагировать на различные помехи и трудности, проводить опросы, создавать собственные образовательные инициативы.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401
  2. «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003
  3. Кубасов, О. П. Технологизация педагогического процесса (аналитический обзор) / О. П. Кубасов // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. № 63–4. — С. 128–131.
  4. Чиркова, Л. Н. Потенциал web-ресурсов как средства формирования информационной культуры студентов: монография / Л. Н. Чиркова, В. В. Чиркова // Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. — 140 с. — URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42330922_19751412.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, педагог, возможность, обратная связь, сбор данных, дистанционная форма работы, наставническая деятельность, образовательный процесс, педагогическая практика, педагогическая профессия.


Ключевые слова

наставничество, педагоги, Google-формы, год педагога и наставника, технологизация педагогической среды

Похожие статьи

Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке

В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Инновационные технологии обучения иностранному языку магистрантов технических специальностей

Одной из приоритетных задач высшей школы, с позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста, является формировании его межкультурной коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Реше...

Повышение мотивации к изучению химии посредством использования учебных сетевых проектов

Современные информационные технологии и сеть Интернет оказывают огромное влияние на систему образования, их умелое использование учителем позволит повысить учебную мотивацию школьников к изучению химии. В статье рассмотрена возможность внедрения учеб...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Исследование опыта BIM-обучения в условиях цифровой трансформации строительной отрасли

Статья посвящена исследованию сложившейся практики BIM-обучения. Актуальность выбранной темы связана с тем, что значимость задачи цифровизации строительства, как и других сфер экономики, приобрела в России статус национальной программы. Это обстоятел...

Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...

Актуализация технического оснащения школьных классов: какие новации технического обеспечения школьных классов сегодня востребованы и существуют ли перспективы развития

Проблема инновационного технического обеспечения процесса образования в России играет существенную роль и влияет на качество уровня знаний молодежи и на результаты в области научных достижений. Инновации (от англ. Innovation — нововведение) — это вне...

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большо...

Похожие статьи

Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке

В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Инновационные технологии обучения иностранному языку магистрантов технических специальностей

Одной из приоритетных задач высшей школы, с позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста, является формировании его межкультурной коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Реше...

Повышение мотивации к изучению химии посредством использования учебных сетевых проектов

Современные информационные технологии и сеть Интернет оказывают огромное влияние на систему образования, их умелое использование учителем позволит повысить учебную мотивацию школьников к изучению химии. В статье рассмотрена возможность внедрения учеб...

Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы

В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Исследование опыта BIM-обучения в условиях цифровой трансформации строительной отрасли

Статья посвящена исследованию сложившейся практики BIM-обучения. Актуальность выбранной темы связана с тем, что значимость задачи цифровизации строительства, как и других сфер экономики, приобрела в России статус национальной программы. Это обстоятел...

Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...

Актуализация технического оснащения школьных классов: какие новации технического обеспечения школьных классов сегодня востребованы и существуют ли перспективы развития

Проблема инновационного технического обеспечения процесса образования в России играет существенную роль и влияет на качество уровня знаний молодежи и на результаты в области научных достижений. Инновации (от англ. Innovation — нововведение) — это вне...

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большо...

Задать вопрос