Развитие интеллектуальных игр как этап социализации и личностного роста в РФ (на примере квизов в Белгороде) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 18.07.2023

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Колычева, С. К. Развитие интеллектуальных игр как этап социализации и личностного роста в РФ (на примере квизов в Белгороде) / С. К. Колычева, А. П. Урывский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104946/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторами исследуется взаимосвязь процесса интеллектуальных игр и социализации человека на примере популярных квизов Белгорода.

Ключевые слова : игра, критическое мышление, «Что? Где? Когда?», «Своя игра», квиз, социализация, команда, личность.

Игра на современном этапе развития человечества является неотъемлемой частью жизни как детей, так и взрослых. С каждым годом в мире создаются различные интеллектуальные сообщества, которые позволяют объединять людей, развивать у них критическое мышление и использовать свои знания и жизненный опыт для улучшения командного результата.

В определении слова «игра» используются различные понятия, в том числе и заимствованное из-за рубежа «quiz». При исследовании значения данного понятия можно встретить несколько его трактовок. Так, согласно кембриджскому словарю, понятие «quiz» означает «викторина», в другой же трактовке «что-либо расспрашивать» [8]. В российском же лексиконе произошло калькирование [3, с. 211] данного слова, поэтому в настоящее время в общем употреблении устоялось просто «квиз».

Пожалуй, одной из самых известных и популярных в России интеллектуальных игр является «Что? Где? Когда?», появившаяся еще в 1975 году благодаря телеведущему Владимиру Ворошилову [4]. Данный формат получил широкое развитие, поскольку многие деятели науки и не только хотели посоревноваться в знаниях. И также можно отметить, что в дальнейшем эта интеллектуальная игра продемонстрировала сплоченность разносторонних личностей в командной работе, которая позволила отдельным участникам стать знаменитыми.

Также можно смело говорить о том, что интеллектуальные игры, в целом, являются эффективным средством социализации, поскольку представляют возможность для человека взаимодействовать в другими людьми в специфической игровой среде. Следовательно, данная методика позволяет человеку всё больше развивать коммуникационные навыки, укреплять социальные связи и формировать общественные нормы и ценности. Вдобавок, такие игры способствуют развитию стратегического мышления, тренируют память, процесс принятия решений и управления эмоциями внутри команды, так как радость от побед, разочарование от поражений и стресс от постоянной конкуренции в рамках игры воздействуют на эмоциональный фон и развивают конструктивные отношения с окружающими [1].

Помимо известной всем игры «Что? Где? Когда?», в России существует множество вариаций интеллектуальных игр. Из самых «древних» и устоявшихся можно назвать «Свою игру», где участникам необходимо набрать максимальное количество очков за счет ответов на вопросы [6], на которые нужен немалый багаж знаний, чтобы достичь высокого результата, однако без удачи тоже не обойтись. По большей мере данная игра располагает сольное участие, если рассматривать правила телевизионной версии, но также существуют и командные форматы игры.

Так, в Белгороде организуется множество игр, от форматов Интеллектуального Клуба «Что? Где? Когда?» и «Своей игры» до квизов различных направлений. Следовательно, необходимым стало рассмотрение влияния данных игр на социализацию игроков и их личностного роста.

Разнообразие квизов Белгорода довольно интересное и обширное. В качестве лучших из них можно выделить 5, на примере которых прослеживается процесс социализации и развития личности.

Самым первым, пожалуй, следует рассмотреть квиз «Невыносимая Игра». Формат данной игры, как отмечают в сообществе Вконтакте авторы квиза, состоит в том, что это «командное интеллектуальное соревнование в формате Квиз с весёлой и шумной компанией в приятной и расслабленной обстановке» [5]. Особенностью квиза можно выделить то, что одновременно используется несколько разнообразных раундов, которые содержат в себе как вопросы «Своей игры», так и логические вопросы на «раскрутку» в формате «Что? Где? Когда?». В данном случае, на основе длительного наблюдения, было выявлено, что такой набор механик позволяет развить умственные навыки, а также пройти социализацию путем выбора игроком определенного социального круга через интеллектуальные игры.

Также авторы данной игры организуют еще один квиз «Аудиальный Свояк». По факту, белгородские организаторы сделали уникальный проект, который содержит в себе вопросы в аудио-формате и регламентируется правилами «Своей игры». Конкуренция в данном квизе зашкаливает, как и количество команд, что демонстрирует весь азарт от игры. Аудио-формат позволяет также развивать не только память и критическое мышление, но и объединять разные поколения в борьбе за успех.

К этому присоединяется и другой известный квиз Белгорода «Визуальный Свояк» [9]. Правила те же, только формат «Своей игры» уже направлен на представление вопросов в рамках различных тематических картинок, визуальных ребусов, за которые командам начисляются определенные баллы. В данном случае у игроков развивается уже зрительная память за счет знаний в различных областях, которые касаются не только искусства, но и литературы, музыки, искусства и т. д. Следовательно, в процессе социализации человек (игрок) приобретает круг по интересам, заводит новых знакомых и друзей.

Также еще одним «интеллектуально-логическим» белгородским квизом, способствующим умственной социализации, является «Умка Classic» [2]. Разносторонность вопросов, которые затрагивают не только высоко интеллектуальные темы, но и анекдотические, очень популяризируют данный квиз, в том числе и проведение игр по кино (фильмы, сериалы, мультфильмы). Однако количество команд за многие годы стабилизировалось, что привело к выводу о формировании некоторой небольшой «семьи», в рамках которой все участники друг друга знают, что также позволяет социализироваться индивиду уже в более «тесных условиях».

И, наконец, появившийся всего чуть больше года назад, квиз «Фактура» стал чем-то новым с сохранением уже устоявшихся форматов [7]. Приходя на данный квиз, участники получают бурю эмоций от непредсказуемости выпадения механик в любом из туров на каждой игре. Представление тематических игр также проводится организаторами квиза на высоком уровне. Всё чаще и чаще появляются новые команды, которые горят желанием добиться призовых мест и сместить с пьедесталов «старичков», с которыми трудно, но возможно тягаться. Любая из механик может в корень изменить ход игры, что в любом случае влияет на эмоциональный фон игроков. Также, говоря о личностном росте, можно отметить, что организаторы данного квиза не так давно были только игроками, но рискнули и поднялись на ступень выше, создавая интересное и увлекательное интеллектуальное развлечение. К числу таких случаев также относятся и организаторы вышеуказанных квизов Белгорода.

Таким образом, на основе длительного наблюдения и анализа влияния интеллектуальных игр на социализацию человека и его жизнь, в целом, можно прийти к выводу, что данный формат не только благоприятно воздействует на эмоциональный фон личности, но и помогает ей найти «своё место», «своих людей», «место для души», отличное времяпровождение, что, так или иначе, доказывает положительное и прямое воздействие игр в процессе становления индивида.

Литература:

  1. Гурьянов, А. С. Игра как фактор социализации личности / А. С. Гурьянов. — Текст: электронный // Современная наука: диалог естественно-научной и социально-гуманитарной субкультур: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.: [сайт]. — URL: https://apni.ru/article/1263-igra-kak-faktor-sotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 17.07.2023).
  2. Квиз «Умка» Кино/Classic Белгород. — Текст: электронный // Вконтакте: [сайт]. — URL: https://vk.com/umka.belgorod (дата обращения: 16.07.2023).
  3. Комиссаров В. Н. Теория перевода (лингвистические аспекты): Учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз. — М.: Высш. шк., 1990. — 253 с.
  4. История «Что? Где? Когда?». — Текст: электронный // История игр: [сайт]. — URL: https://istorygames.info/televizionnyie-igryi/istoriya-chto-gde-kogda.html (дата обращения: 15.07.2023).
  5. Невыносимая ИГРА| Аудиальный СВОЯК| Белгород. — Текст: электронный // Вконтакте: [сайт]. — URL: https://vk.com/igame31 (дата обращения: 16.07.2023).
  6. Правила игры «Своя игра». — Текст: электронный // Genius: [сайт]. — URL: http://genius.pstu.ru/file.php/1/razvivajushchie_zanjatija/Svoja_igra.pdf (дата обращения: 16.07.2023).
  7. ФАКТУРА — интеллектуальные вечеринки в Белгороде. — Текст: электронный // Вконтакте: [сайт]. — URL: https://vk.com/fact_ura31 (дата обращения: 16.07.2023).
  8. English–Russian dictionary. — Текст: электронный // Cambridge Dictionary: [сайт]. — URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english-russian/quiz?q=Quiz (датаобращения: 15.07.2023).
  9. MiхQuiz/«Визуальный свояк» | Белгород. — Текст: электронный // Вконтакте: [сайт]. — URL: https://vk.com/quiz_time_belgorod (дата обращения: 16.07.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): игра, Белгород, критическое мышление, формат, длительное наблюдение, команда, личностный рост, Россия, социализация человека.


Ключевые слова

игра, социализация, личность, критическое мышление, команда, квиз, «Что? Где? Когда?», «Своя игра»

Похожие статьи

Тренинги командообразования как способ решения проблем лидерства в творческих коллективах

В данной статье автор рассматривает проблему командобразования и лидерства в творческих коллективах. Авторы предлагают пути решения с помощью тренингов командообразования.

Социальное проектирование как средство повышения социальной активности обучающихся суворовских военных училищ

В статье автор пытается определить формы и методы формирования социально активной позиции обучающихся.

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Экспертиза проявлений вербальной речевой агрессии в интернет-пространстве на примере коммуникации между геймерами

В статье автор изучает практическое применение геймерами проявления речевой агрессии в ходе коммуникативного взаимодействия в специфичной лингвистической среде.

Тренинг «Я — личность» как средство преодоления барьеров личностного общения старших подростков

Статья посвящена рассмотрению вопроса личности подростков в общение со своими сверстниками. Рассмотрены термины тревожности, общения, личности, приведен пример тренинга «Я — личность».

Особенности работы интернет-зависимых подростков в Московской электронной образовательной среде

В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у подростков и её влияние на особенности восприятия. А также в статье рассматривается особая новая форма обучения – МЭШ.

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Игровая технология «квест» как средство повышения эффективности воспитательных мероприятий

В статье обсуждается применение технологии квест-игр как способа повышения эффективности образовательной деятельности. Определяется значение понятия «квест» и история его возникновения.

«Добро пожаловать в мой мир», или Как анимировать в Procreate

Материал обзорный, практико-ориентированный. Тема актуализирована формулировкой термина «анимация», историческими фактами, авторским опытом. Автор поднимает проблему творческой и личностной самореализации подростков через анимирование.

Проектная методика на уроке английского языка

В статье рассматривается метод проектов при обучении английскому языку. Приведена типология проектов, этапы их проведения. Предлагается пример проекта «Охрана окружающей среды».

Похожие статьи

Тренинги командообразования как способ решения проблем лидерства в творческих коллективах

В данной статье автор рассматривает проблему командобразования и лидерства в творческих коллективах. Авторы предлагают пути решения с помощью тренингов командообразования.

Социальное проектирование как средство повышения социальной активности обучающихся суворовских военных училищ

В статье автор пытается определить формы и методы формирования социально активной позиции обучающихся.

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Экспертиза проявлений вербальной речевой агрессии в интернет-пространстве на примере коммуникации между геймерами

В статье автор изучает практическое применение геймерами проявления речевой агрессии в ходе коммуникативного взаимодействия в специфичной лингвистической среде.

Тренинг «Я — личность» как средство преодоления барьеров личностного общения старших подростков

Статья посвящена рассмотрению вопроса личности подростков в общение со своими сверстниками. Рассмотрены термины тревожности, общения, личности, приведен пример тренинга «Я — личность».

Особенности работы интернет-зависимых подростков в Московской электронной образовательной среде

В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у подростков и её влияние на особенности восприятия. А также в статье рассматривается особая новая форма обучения – МЭШ.

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Игровая технология «квест» как средство повышения эффективности воспитательных мероприятий

В статье обсуждается применение технологии квест-игр как способа повышения эффективности образовательной деятельности. Определяется значение понятия «квест» и история его возникновения.

«Добро пожаловать в мой мир», или Как анимировать в Procreate

Материал обзорный, практико-ориентированный. Тема актуализирована формулировкой термина «анимация», историческими фактами, авторским опытом. Автор поднимает проблему творческой и личностной самореализации подростков через анимирование.

Проектная методика на уроке английского языка

В статье рассматривается метод проектов при обучении английскому языку. Приведена типология проектов, этапы их проведения. Предлагается пример проекта «Охрана окружающей среды».

Задать вопрос