Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников в детском саду (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 18.07.2023

Статья просмотрена: 794 раза

Библиографическое описание:

Лукашова, Т. А. Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников в детском саду (из опыта работы) / Т. А. Лукашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104943/ (дата обращения: 05.05.2024).



Игра — это сквозной механизм развития ребёнка, посредством которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

У ребёнка игра является основным видом деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Организовывая игровую деятельность, педагоги уделяют большое внимание следующим принципам работы:

— игры должны быть в доступном для детей месте (на уровне их роста);

— создание условий для игр;

— моделирование игрового пространства;

— свободный выбор детьми любого вида игр;

— создание развивающей предметно-пространственной среды, функционально моделирующей содержание детской игровой деятельности и инициирующей ее;

— обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

— формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Современный подход к организации игр дошкольников требует гибкой тактики руководства, где позиция педагогов постоянно меняется: педагог-партнёр, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре; педагог-координатор игровых замыслов и общения детей; педагог-наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших трудностей.

Педагоги детского сада всё чаще используют в работе с детьми интерактивные игры.

Интерактивная форма подачи игрового материала создаёт у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Всё это делает интерактивную игру важным средством формирования элементов логического мышления у воспитанников ДОУ.

Воспитатели самостоятельно разрабатывают игры для интерактивной доски математического, экологического, художественно-эстетического содержания, для изучения Правил дорожного движения для детей разных возрастных групп.

Детям предлагаются различные виды интерактивных игр:

  1. Игры- соревнования : педагог показывает детям картинки и просит найти несколько отличий. Кто первый поднимет руку — тот имеет право первый назвать отличие и обвести его; или могут работать у доски одновременно 2 ребёнка.
  2. Соответствие : дети соединяют предметы линией, определяя, что, чему соответствует: определяют, кто-где живёт, кто, чем питается и т. п.
  3. Перетаскивание, группировка : воспитатель предлагает детям собрать гусеницу, причем цвета должны повторяться в определенном порядке, или собрать домик из деталей определенной формы и цвета, либо собрать фигурки в ведерки или собрать только овощи, группировка предметов по форме, цвету, величине; в общем задания с перетаскиванием ограничиваются только фантазией.
  4. Графические работы: включают в себя всевозможные задания: соединение по точкам, лабиринты, головоломки, штриховки, графические диктанты т. д.

В детском саду воспитатели практикуют Квест-игры.

Квест — это игры, в которых детям нужно найти различные предметы, находить им применение, решать задания и т. д.

Такие игры можно проводить, как в одном помещении или переходить в другие помещения так и на улице.

В эту игру играют команды. Идея такой игры проста — команды, перемещаясь по точкам, ребята выполняют различные задания. Но самое главное в этой игре — это выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что и является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Через игру воспитатель помогает ребёнку обрести мотивацию, которая основывается на индивидуальных потребностях, обеспечивая свободу выбора, предоставляя возможность получения необходимых знаний и навыков.

Такие игры направленны на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, с активной познавательной позицией.

Организуя и проводя с детьмиКвест-игры, решаются следующие задачи:

— образовательные (дети усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);

— развивающие (играя у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы творческих способностей и формируются исследовательские навыки);

— воспитательные (приобретаются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).

Игры-эксперименты — дидактическая игра. В младших группах дети экспериментируют с предметами: «Зеркальная вода», «Создаём мыльные пузыри», «Царица Зубная щётка», закрепляя культурно-гигиенических навыки и навыки здорового образа жизни.

Также экспериментирование всё больше напоминает сюжетную игру. В игре ребёнку даётся сюжет, подводящий его к эксперименту. («Предметы которые опасны», «Скорая помощь»).

Педагоги организовывают игры с конструкторами ЛЕГО: «Сельская жизнь», «Городские жители», «Кирпичики для творческих заданий». Ребятам очень нравится работать с детской киностудией для ЛЕГО и кукольной анимацией. В нашем детском саду создаются детьми мультфильмы с использованием конструкторов и других игрушек, поделок, изготовленных детьми с помощью педагогов и родителей.

Занимаясь конструктивно-игровой деятельностью педагоги, большое внимание уделяют познавательной активности, совершенствуют сенсорно-тактильную и двигательную сферы, развивают коммуникативную функцию, интерес к обучению.

Преимущества использования ЛЕГО-технологий: привлекает детей, развивает их творческие способности, внимание, память, мышление, речь.

Игры-ТРИЗ — современная игровая технология.

Педагоги применяют ТРИЗ для развития у детей творческой личности, коррекции звукопроизношения, обогащения словарным запасам.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Воспитатели отдают предпочтение методам: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей.

Песочная терапия — важный метод для развития ребёнка, дающий возможность развить мелкую моторику рук, творческое восприятие мира и способность к самовыражению. Кроме того — это прекрасный способ развития у малыша пространственного воображения, внимания и памяти. Немаловажный момент, создавая свой собственный, неповторимый мир на песке, ребёнок показывает нам все свои переживания и фантазии.

Световой песочный планшет используется в группах младшего дошкольного возраста: дети рисуют на песке одним пальчиком, кулачком, ладошкой, сыпят песок из кулачка; рисуют дорожки, выкладывают на них камешки, обводят ватными палочками шаблоны, ищут в песке картинки, мелкие предметы.

Одним из современных подходов к организации игровой деятельности дошкольников является гендерный подход.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношения полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

Это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы.

На конкретных видах игр педагоги раскрывают суть гендерного подхода к их организации.

  1. Дидактические игры для младшей группы: «Кто что носит?». Детям предлагают на наборном полотне рассмотреть картинки с изображением мужской и женской одежды; распределить их между девочкой и мальчиком.

Таких игр воспитатели проводят много: «Наши причёски», «Кем я буду и каким», «Наша семья», «Кому что нужно для работы», «Настроение», «Волшебный цветок», «Как я дома помогаю», «Кто я в семье», «Пожелания», «Благородные поступки» и другие.

  1. Игры-занятия с куклами . «Накормим куклу Дашу», «Оденем куклу Соню на прогулку», «Куклы ждут гостей», «Кукла Катя заболела». Этот вид игр присутствует в младшем возрасте.
  2. Имитационные игры . Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившейся мальчик», «Испуганная девочка», «Любящая мама», «Заботливый папа».
  3. Подвижные игры . Полоролевые действия прослеживаются ярче в народных играх. Это: «В хороводе были мы», «А мы просо сеяли», «Голубка» и др. С детьми проводятся и современные игры: «Надень и попляши», «Найди пару», «Море», «Утки и утята» и др.

Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре.

В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей — мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем.

Воспитатели разыгрывают с детьми разнообразные сюжеты: «Дочки-матери», «У нас в гостях» и т. д.

Это игры, которые предпочитают девочки.

«Строители», «Военные», «Спасатели», «Пожарные», «Богатыри» — в эти игры активнее играют мальчики.

Игра для дошкольников — это ведущий вид деятельности. Дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя.

Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детский сад, вид игр, воспитатель, гендерная социализация дошкольников, гендерный подход, игровая деятельность, Кукла, сюжетно-ролевая игра.


Похожие статьи

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

В дошкольном возрасте основной вид деятельностиигра. В сюжетно-ролевой и режиссерской игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных...

В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка.

Особенности гендерной принадлежности в игровой...

 С момента рождения ребёнка начинается его воспитание. Ребёнка учат тому, что значит быть девочкой или мальчиком, как себя вести, что надевать, то есть начинается гендерная социализация.

Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Гендерная социализация детей в условиях дошкольной...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей. Педагогические условия развития гендерной идентичности...

Актуальность разработки игровых ситуаций, способствующих...

Также представлен пример содержания игровых ситуаций, используемых в повседневной жизни в условиях ДОУ, в различных режимных моментах дошкольников с целью успешной гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.

Развитие гендерных представлений у детей дошкольного...

В статье рассматриваются основы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у младших дошкольников в процессе игровой деятельности.

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Дидактические игры, а также сюжетные игры знакомят детей с женской и мужской одеждой. К игре «Оденем Катю на прогулку» добавляется игра «Оденем Сашу на прогулку». К сюжетной игре «Уложим Таню спать» добавляется «Уложим Мишу спать» и так далее.

Учет гендерных особенностей дошкольников...

Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому создание игровой среды и подбор игрового оборудования с учетом гендерных особенностей детей является важным условием реализации гендерного подхода в воспитании детей.

Похожие статьи

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

В дошкольном возрасте основной вид деятельностиигра. В сюжетно-ролевой и режиссерской игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных...

В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка.

Особенности гендерной принадлежности в игровой...

 С момента рождения ребёнка начинается его воспитание. Ребёнка учат тому, что значит быть девочкой или мальчиком, как себя вести, что надевать, то есть начинается гендерная социализация.

Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Гендерная социализация детей в условиях дошкольной...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей. Педагогические условия развития гендерной идентичности...

Актуальность разработки игровых ситуаций, способствующих...

Также представлен пример содержания игровых ситуаций, используемых в повседневной жизни в условиях ДОУ, в различных режимных моментах дошкольников с целью успешной гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.

Развитие гендерных представлений у детей дошкольного...

В статье рассматриваются основы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у младших дошкольников в процессе игровой деятельности.

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Дидактические игры, а также сюжетные игры знакомят детей с женской и мужской одеждой. К игре «Оденем Катю на прогулку» добавляется игра «Оденем Сашу на прогулку». К сюжетной игре «Уложим Таню спать» добавляется «Уложим Мишу спать» и так далее.

Учет гендерных особенностей дошкольников...

Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому создание игровой среды и подбор игрового оборудования с учетом гендерных особенностей детей является важным условием реализации гендерного подхода в воспитании детей.

Задать вопрос