Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 18.03.2021

Статья просмотрена: 440 раз

Библиографическое описание:

Придатко, О. М. Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / О. М. Придатко, Т. С. Ханхабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79298/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматриваются основы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у младших дошкольников в процессе игровой деятельности. Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста на текущий момент выступает одной из основных тем в дошкольном образовании.

Ключевые слова: гендер, гендерные представления, младшие дошкольники, игровая деятельность.

Половое различие в природе выступает как биологическая данность, которая дифференцирует людей согласно их репродуктивной системе, поведенческих признаков, строения организма и тела на мужчин и женщин. Человек с самого раннего детства способен осознавать свою половую принадлежность, однако различия на ранних этапах взросления не совсем ясны, в сознании нет четкого различия между мужским и женским родом. Более четкое представление о гендерных различиях формируется у ребенка к 5–6-ти годам, дети в данном возрасте уже имеют четкое представление о своем поле и особенностях мужского и женского поведения.

Половая идентичность представляет собой достаточно сложный социально-биологический процесс, при котором согласовываются гормональные, хромосомные, социальные и морфологические факторы, отвечающие ха определение здорового развития у индивида чувств половой идентичности [1, c. 29].

Вопросам половой (гендерной) идентичности посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследований, однако, до настоящего времени так и не появилось единой научной точки зрения при определении данного понятия. Большинство ученых (В. Е. Каган, З Фрейд, Дж. Стоккард, М. Джонсон, Л. Колберг, Н. М. Аксарина, Н. В. Королева) при определении пола («гендера» — от англ. род) опираются на биологические различия, данное определение дополняется другими учеными, которые помимо биологического аспекта выделяют социальную составляющую, включающую полоролевое поведение индивида в обществе.

Понятие «гендерное представление» рассматривается как осознание человеком своего биологического пола и роли в социальном пространстве. Проблема гендерной идентификации способствовала развитию множества психологических теорий, в которых ученые рассматривали сущность формирования гендерного восприятия индивида. Представители психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Юнг, Е. Маккоби, И. С. Клецина) рассматривали основным процессом развития гендерной идентичности является общение ребенка с родителями. Теория когнитивного развития подразумевает, что формирование знаний о собственном поле имеет прямую взаимосвязь с интеллектуальным развитием ребенка, а также от социальных норм, в которых он существует [5, c. 26].

В формировании гендерных представлений игра занимает ведущее место. В игре ребенок примеряет на себя роль взрослого, имитируя его действия, взятые из повседневной жизни, отождествляет себя с определенной профессией, которая присуща людям его пола. Таким образом, ведущей игрой, способствующей формированию гендерных представлений, является сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра направлена на развитие психических сторон и качеств личности, способствует переходу к наглядно-образному мышлению, воздействуя на воображение. Исследованием влияния игры на формирование и развитие гендерных представлений занимались многие отечественные ученые, среди них Д. Б. Эльконин, Н. М. Аксарина, Н. В. Королева, Л. С. Выготский и др. Ученые сошлись во мнении, что ролевые игры в своей основе содержат элементы окружающей действительности ребенка. Дети в дошкольном возрасте строят игры на своем воображении, они воспроизводят то, что их происходит в обыденной жизни вокруг них, то, что наиболее интересно и привлекательно в их возрасте. Родители и воспитатели могут только контролировать игру, задавая ее ход [6, c. 40].

В дошкольном возрасте у детей появляются психологические новообразования, связанные с половой идентификацией. В связи с этим, в игре дети в основном используют сценарий идентификации определенного вида деятельности человека и его взаимоотношения в социуме, проигрываются гендерные роли, которые закрепляются в сознании ребенка. Так, в игре в больницу в роли врача может выступать как девочка, так и мальчик, в то время как при игре в семью роли имеют четкие гендерные различия, таким образом в зависимости от сюжета игры, дети выбирают роли, учитывая гендерную идентификацию. По мнению Лисиной, игровая деятельность детей дошкольного возраста содержательно характеризует его семейное воспитание, взаимодействие со взрослыми и воспитателями, которые выступают своеобразной базой для закрепления социальных ролей [5, с. 16].

Таким образом, дошкольный возраст является основным этапом формирования гендерных представлений у ребенка, так как именно в этом возрасте формируются все важнейшие личностные качества ребенка. Ориентация ребенка на ценности и нормы поведения присущие его половой принадлежности формируются не только в семье, но и в детском саду, где ребенок проводит большую часть своего времени. К концу старшего дошкольного возраста у ребенка уже в полной мере сформирован Я-образ, который подразумевает здоровое представление о собственной половой принадлежности и гендерных особенностях поведения. Частично дети осознают свою половую принадлежность наблюдая за родителями, в дальнейшем они стараются подражать их поведению и оценивают реакции взрослых на собственные поступки. В связи с этим можно отметить, что приобщение к полу происходит также посредством вербального общения и активное участие в сюжетно-ролевых играх, следовательно, половая идентификация происходит в процессе социального познания.

С целью определения развития гендерных представлений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности было проведено экспериментальное исследование среди воспитанников МБДОУ «Детский сад № 89 «Журавленок» г. Улан-Удэ. В эксперименте приняли участие дети младшего дошкольного возраста. С целью оценки сформированности гендерных представлений были определены следующие методики исследования: методика «Выбор игрушки», Н. П. Царёва; методика «Назови, чьи вещи», Я. С. Коломинский; «Кто Я?», А. И. Захаров; «Половозрастная идентификация», Н.Л Белопольская.

Результаты показали, что критерий сформированности гендерных представлений у дошкольников находится на среднем уровне, преобладает гендерная установка «независимость» и «индифферентность», такие характеристики как феминность и маскулинность отсутствуют, критерий «соотнесенность со своим образом «Я»» имеет средний уровень, преобладает соотнесение себя со своими интересами и увлечениями, критерий половозрастной идентификации в целом сформирован, однако присутствует некоторый процент непонимания изменения себя во времени. Также у детей в игровой деятельности наблюдается разделение на «девичьи» и «мальчиковые» группы, в связи с этим общения между девочками и мальчиками в игре становится меньше.

В связи с данным аспектом была разработана и проведена психолого-педагогическая программа, направленная на развитие гендерных представлений и становление гендерной идентичности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности и семейном воспитании, по результатам которой уровень гендерных представлений у детей заметно изменился: количество испытуемых с высоким уровнем увеличилось в среднем на 20 %, со средним уровнем — на 15 %, показатели свидетельствующие о низком уровне развития сократились в среднем на 30 %.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова. — М.: КНОРУС, 2017. — 60 с.
  2. Агеев B. C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. — 2017. № 2. С. 152–158.
  3. Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2013. — 120 с.
  4. Козлова С. А. Социализация детей в дошкольном возрасте / С. А. Козлова. — М.: Гриф УМО ВО, 2020. — с. 280 с.
  5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 276 с.
  6. Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. — М.: ЭКСМО, 2014. — 67 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игровая деятельность, ребенок, представление, игра, половая принадлежность, гендерная идентификация, Детский сад, половая идентификация, половая идентичность.


Похожие статьи

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и

В младших группах происходит процесс первичной половой идентификации и он

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание...

Особенности формирования полоролевых представлений...

К полутора годам у ребенка формируется первичная половая идентичность, когда он знает о своей половой принадлежности на уровне взаимодействия со взрослыми, когда взрослые называют его мальчиком или девочкой, дочкой или сыном, закладывают определенные...

Особенности гендерной принадлежности в игровой...

Болдырева, Н. Г. Особенности гендерной принадлежности в игровой деятельности дошкольников / Н. Г. Болдырева, О. В. Сапрыкина

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано способствовать осознанию ребёнком себя представление того или...

Особенности формирования полоролевой идентичности...

Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание...

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

Идентификация дошкольника себя как представителя определенного пола в игровой деятельности

Суслова Э. К. Половое воспитание детей дошкольного возраста / Э. К

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад...

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного...

Гендерная идентичность — это глубинное ощущение принадлежности к тому либо другому биологическому полу и социокультурному гендеру, самосознание представителя этого пола в социальном окружении. Гендерная идентичность, в отличие от биологического пола...

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

Гендерная идентичность устанавливается у обоих полов к трем годам. К трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но может не знать, в чем заключается различие между ними. К 6–7 годам дети достигают половой константности — понимания...

Педагогические условия формирования полоролевой...

половая идентичность — понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу

В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных...

Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка.

Библиографическое описание: Ганиева, К. Л. Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников / К. Л. Ганиева.

Похожие статьи

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и

В младших группах происходит процесс первичной половой идентификации и он

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание...

Особенности формирования полоролевых представлений...

К полутора годам у ребенка формируется первичная половая идентичность, когда он знает о своей половой принадлежности на уровне взаимодействия со взрослыми, когда взрослые называют его мальчиком или девочкой, дочкой или сыном, закладывают определенные...

Особенности гендерной принадлежности в игровой...

Болдырева, Н. Г. Особенности гендерной принадлежности в игровой деятельности дошкольников / Н. Г. Болдырева, О. В. Сапрыкина

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано способствовать осознанию ребёнком себя представление того или...

Особенности формирования полоролевой идентичности...

Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание...

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

Идентификация дошкольника себя как представителя определенного пола в игровой деятельности

Суслова Э. К. Половое воспитание детей дошкольного возраста / Э. К

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад...

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного...

Гендерная идентичность — это глубинное ощущение принадлежности к тому либо другому биологическому полу и социокультурному гендеру, самосознание представителя этого пола в социальном окружении. Гендерная идентичность, в отличие от биологического пола...

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

Гендерная идентичность устанавливается у обоих полов к трем годам. К трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но может не знать, в чем заключается различие между ними. К 6–7 годам дети достигают половой константности — понимания...

Педагогические условия формирования полоролевой...

половая идентичность — понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу

В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных...

Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка.

Библиографическое описание: Ганиева, К. Л. Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников / К. Л. Ганиева.

Задать вопрос