Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.

Дата публикации: 03.04.2022

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Ганиева, К. Л. Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников / К. Л. Ганиева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7228/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей как субъектов социальных отношений.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, гендерные представления, дошкольный возраст, гендерные стереотипы.

В дошкольном возрасте ребенок при помощи игры открывает для себя мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности и социальных функций людей. Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, выступает основным средством, которое обеспечивает гармоничное развитие подрастающей личности [4, с. 125]. Она облегчает освоение знаний об окружающем мире и способах его познания, нормах общения, правовых нормах, принятых ценностях. Одним из эффективных способов развития положительных гендерных представлений является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет сформировать у ребенка адекватную половую идентичность.

Целью нашего исследования является выявление значимости сюжетно-ролевой игры в развитии гендерных представлений у дошкольников. Затронутая нами тема, по моему мнению, достаточно актуальна. Актуальной задачей современной системы дошкольного образования является воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей как субъектов социальных отношений. Наиболее благоприятным периодом для формирования правильного отношения к своим гендерным предназначениям является старший дошкольный возраст. В последние десятилетия наблюдается активное развитие гендерной проблематики [3, с. 145]. Актуальными в современных науках выступают вопросы трансформации идентичности. С точки зрения представителей «новой психологии пола», основная роль в формировании гендерной идентичности принадлежит прежде всего социальным ожиданиям общества, отражающим гендерные стереотипы, что сказывается на процессе воспитания. Например, в отечественной науке до последнего времени единственным подходом к формированию гендерной идентичности была теория полоролевой социализации. Согласно которой в основе формирования гендерной идентичности лежит биологический пол, который в свою очередь задает программу воспитания, зависящую от возраста и пола детей [2, с. 100]. То есть гендер — это социальный пол, пол как продукт культуры. В результате, мы должны рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек не как изначальную от рождения данность, а как явление, которое вырабатывается в процессе социализации личности ребенка и его индивидуальных особенностей.

В результате множественных исследований было выявлено, что именно в дошкольном возрасте, происходит идентификация личности ребенка, происходит принятие гендерной роли ребенка [1, с. 8]. Посредством сюжетно-ролевой игры ребенок может освоить ряд необходимых социально-значимых качеств в определенных ячейках общества. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка каких-либо значимых поступков, однако именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить положительное отношение к будущей социальной роли, женщины, мужчины, мамы, папы. Одной из основных целей педагогического сопровождения будет формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру детей, в которой и девочки и мальчики будут реализовывать свои поло-ролевые представления, свободно взаимодействуя со сверстниками.

Также следует обращать внимания на подбор материала и оборудования для игровой деятельности мальчиков и девочек. При проведении работы по воспитанию детей с учётом гендерных особенностей нужно обратить своё внимание на следующее:

на насыщенность и полноту материалов для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения, присуще женскому полу;

на достаточно привлекательный игровой материал и игровую атрибутику с целью привлечения детей к сюжетно-ролевой игре т. д.

В ходе нашего исследования нам удалось выявить, что девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, из чего мы делаем вывод, что оптимальным выбором игровых сюжетов будут игровые сюжеты, отражающие быт, домашние обязанности женщины в семье. Для освоения женских профессий, достаточно интересным для детей будут такие игры как «Ателье», «Салон красоты», «Детский сад», «Магазин». Однако для проведения данных игр, необходимо наличие в группе специальной атрибутики. Наблюдая за игрой мальчиков, мы сделали вывод, что они предпочитают роли, относящиеся к мужским профессиям, такие как «Такси», «Автобус», «Охранник», «Стройка». Они предпочитают игры, отражающие мужские черты, такие как героизм, отважность, смелость. Освоение детьми ролей, которые характерны для своего пола, сделало возможным к проведению совместных сюжетно-ролевых игр. Детьми были проиграны свои «гендерные роли», в соответствии с сюжетом игры.

Целью нашего исследования было выявление значимости сюжетно-ролевой игры в развитии гендерных представлений у дошкольников. По завершению исследования, нам удалось выявить, что на развитие гендерных представлений у дошкольников значительное влияние оказывают сюжетно-ролевые игры. Посредством данных игр у детей формируются базовые представления о своей гендерной принадлежности. Также формируется положительное отношение к противоположному полу и происходит освоение опыта женского и мужского поведения в обществе и в семье. Для того, чтобы сюжетно-ролевая игра стала рациональным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей девочек и мальчиков, как в детском саду, так и в семье. Гендерное воспитание приобретает все более существенный смысл, в наши дни, и посредством сюжетно-ролевых игр, возможно обеспечить активное усвоение детьми дошкольного возраста гендерной роли.

Литература:

  1. Деркунская Особенности обучения мальчиков и девочек в современном детском саду / Деркунская, А. В. — Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2008. — № 6. — С. 6–10.
  2. Думнова, Э. М. Гендерная идентичность как фактор формирования ментальности / Э. М. Думнова, О. Д. Романников. — Текст: непосредственный // Омский научный вестник. — 2013. — № 5. — С. 99–102.
  3. Семенова, Л. Э. Содержание основных моделей процесса гендерной социализации в современном обществе / Л. Э. Семенова. — Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. — 2009. — № 3. — С. 143–147.
  4. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пос. для студентов вузов / Д. Б. Эльконин. — 4-е изд. — Москва: Академия, 2007. — 384 c. — Текст: непосредственный.
Задать вопрос