Гендерная социализация детей в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 16.05.2019

Статья просмотрена: 622 раза

Библиографическое описание:

Сарина, М. В. Гендерная социализация детей в условиях дошкольной образовательной организации / М. В. Сарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 507-509. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59099/ (дата обращения: 06.03.2021).



В статье раскрыта актуальная для современного общества проблема, связанная с гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации. Были раскрыты основные условия, необходимые для успешной гендерной социализации ребенка в ДОО.

Ключевые слова: социализация, гендер, половая принадлежность, гендерная социализация, фемининность, маскулинность.

Нельзя считать один пол совершеннее другого, как и нельзя их уравнивать.

Ж. Ж. Руссо

На сегодняшний день проблемы, связанные с гендерной социализацией дошкольников, находятся в зоне профессионального интереса все большего количества педагогов. Это связано с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт, введенный в систему дошкольного образования, большое внимание уделяет ориентированию педагога на личность каждого ребенка, и создание условий для социализации детей.

К сожалению, на сегодняшний день в педагогической практике социализация, обучение, развитие, воспитание ребенка, формирование личности зачастую, идет без понимания, а чаще всего, просто не знания общих законов развития ребенка. Особенно это пагубно для малыша в дошкольном детстве, если в семье и детском саду не понимают главного: как развивается мозг ребенка в соответствии с его половой принадлежностью.

Необходимо заметить, что позитивное вхождение ребенка в социум невозможно без учета его половых особенностей, в связи с тем, что это является биосоциокультурной характеристикой.

Приоритеты, принятые в современном обществе, должны заключаться не в твердом закреплении определенных стандартов маскулинности и фемининности, а в обобщении и изучении знаний о взаимоотношениях между представителями двух полов.

Что же скрывается под понятием гендерная социализация? Это процесс, в результате которого ребенок усваивает правила поведения, социальные установки, нормы, в соответствии с имеющимися представлениями о роли женщины и мужчины в социуме.

Дошкольное детство является чувствительным периодом, в котором процессы гендерной социализации протекают наиболее интенсивно. Это период образования моделей и форм поведения. Почему же эта тема актуальна на сегодняшний день? Это обусловлено теми социальными изменениями, которые происходят в окружающем нас мире. Эти изменения приводят к тому, что происходит утрата традиционных моделей женского и мужского поведения. Демократизация отношения полов приводит к тому, что все чаще можно наблюдать ситуации омужествления женщин и феминизации мужчин.

Все это приводит к изменению в сознании и поведении детей, ведь ребенок, как губка, впитывает в себя все то, что окружает его в повседневной жизни. Все чаще в группе детского сада появляются грубые, агрессивные девочки, у которых отсутствует скромность, нежность, неумение спокойно, «по-женски» разрешать конфликты, а чаще прибегающие к силе и механическому воздействию. И наоборот, мальчики, с явно женским типом поведения: мягкие, тихие, слабые физически, не умеющие постоять за себя в конфликтной ситуации, брать на себя ответственность. Играя или выполняя трудовую деятельность, дети не хотят договариваться, не умеют распределять роли с учетом пола партнера.

Какие же условия необходимы для полноценной гендерной социализации ребенка в детском саду?

Во-первых, это создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Мною, в группе обустроено место для игр, как мальчиков, так и девочек, игрушки подобраны с учетом половых признаков детей. Для девочек предусмотрены такие зоны как «Студия красоты», «Магазин одежды», «Будущая мама», для мальчиков в свою очередь, «Автопарк», «Мы защитники страны». Данное разграничение игровых зон не означает навязывание воспитанникам игры только в зоне со своей гендерной направленностью. Педагог, должен создать игровую ситуацию таким образом, чтобы ребята сами распределяли роли в соответствии со своим полом и исполняли их.

Второе условие — это непосредственная работа педагога с детьми. В педагогической практике накоплена масса приемов и методов, с помощью которых осуществляется гендерная социализация дошкольников. Эксперименты с картинками, сказкотерапия, наблюдения за поведением детей во время свободной деятельности, беседы — это лишь малая часть методов, которые используются в работе над осознанием и принятием ребенком своей половой идентичности и стереотипов поведения. В качестве методов, направленных на формирование знаний о различии полов, я использую моделирование жизненных ситуаций, дидактические игры, игры — состязания, всевозможные проблемные ситуации. Чтобы воспитанники лучше овладели способами мужского и женского поведения используются игры- занятия, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Следует отметить, что во время организации разнообразной деятельности с детьми, я учитываю особенности игровых стилей для детей разного пола. Так, например, по преимуществу использую зрительные стимулы для мальчиков и слуховые — для девочек; при выполнении творческих заданий даю подробную инструкцию девочкам и лишь четкие рекомендации по выполнению мальчикам.

Третье условие — это, безусловно, взаимодействие с родителями. Проводить работу по формированию у детей гендерной идентичности только в условиях детского сада не даст должных результатов. Взаимоотношения с родителями нужно строить с позиции сотрудничества и взаимопонимания. Родительские собрания, индивидуальное и групповой информирование по теме, привлечение к организации среды группы, участие в педагогических проектах, конкурсах, выставках. Это лишь малая часть того, что мною используется для привлечения внимания родительской общественности к проблеме гендерной социализации детей.

И, последнее, четвертое условие, это работа с педагогическими работниками дошкольного учреждения. Особое внимание нужно уделить музыкальному работнику и инструктору по физической культуре. Это связано с тем, что во время данных образовательных видов деятельности у детей в большей мере происходит осознание себя как носителя определенного пола и приходит понимание того, как нужно вести себя в соответствии с ним. Что же касается воспитателей, то в работе с ними можно использовать консультации, мультимедийные презентации по теме, с целью пополнения имеющихся знаний об особенностях воспитания детей в соответствии с гендерной идентичностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что гендерная социализация играет огромную роль в общем развитии личности ребенка. Поэтому воспитательно-образовательная деятельность должна строиться с учетом гендерных особенностей, так как это способствует формированию навыков общения детей в социуме, формирует первоначальное восприятие каждым ребенком ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли начинается понимание образа я — мальчика (девочки).

Литература:

  1. Доронова Т. Н. Мальчики и девочки 3–4 лет в семье и детском саду. Доронова Т. Н.-М. Линка-Пресс, 2009.
  2. Доронова Т. Н. Пол или гендер?/журнал Обруч.-2015. — № 3-с.3–6
  3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам./ Еремеева В. Д., Хризман Т. П.- М.:Линка-Пресс, 1998.-184 с.
  4. Нагель О. П., Румянцева О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста. журнал Дошкольная педагогика.- 2017. — № 2-с.11–16
  5. Федорова, Т. И. Примак, О. Г. Аспекты гендерного воспитания детей 5–7 лет в условиях детского сада. /журнал Дошкольная педагогика.- 2014. — № 2-с.17–21
Основные термины (генерируются автоматически): гендерная социализация, детский сад, ребенок, гендерная идентичность, гендерная социализация детей, гендерная социализация дошкольников, дошкольное детство, педагогическая практика, половая принадлежность, современное общество.


Ключевые слова

гендер, фемининность, социализация, гендерная социализация, половая принадлежность, мускулиность

Похожие статьи

Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике...

Гендерная социализация дошкольников. Авторы: Голубова Светлана Владимировна, Емельянова Любовь Федоровна.

В течение нескольких лет мы работаем над проблемой гендерной социализацией дошкольников через игровую деятельность.

Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей. Педагогические условия развития гендерной идентичности... Особенности гендерной принадлежности в игровой...

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях

Работая над проблемой гендерной социализации дошкольников в условиях детского сада

1. Формировать гендерную идентичность у мальчиков и девочек посредством создания...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

Обзорно описан гендерный подход в воспитании дошкольников в разных видах деятельности.

Учет гендерных особенностей дошкольников... мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерное воспитание, полоролевая социализация, дошкольный возраст. В современном обществе происходят значительные изменения, которые накладывают отпечаток на формирование личности человека.

Учет гендерных особенностей дошкольников...

4. Учет воспитывающими взрослыми гендерных особенностей детей в педагогическом процессе.

О.Нагель «О гендерном образовании дошкольников», статьи в журнале «Детский сад от А до Я«№ 1 2006г. и другие.

Роль родителей в гендерной социализации ребенка.

Роль родителей в гендерной социализации ребенка

Родители по отношению к ребенку являются основными агентами гендерной социализации.

Оценивая семью как фактор гендерной социализации ребенка, отмечают следующие

С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества...

Особенности гендерной социализации детей-сирот...

Проведенное исследование было посвящено изучению особенностей гендерной идентичности воспитанниц детских домов и приемных замещающих семей. В задачи исследования входило изучение вербальных и невербальных полоролевых установок воспитанниц детских домов и...

Педагогические условия полоролевого воспитания детей 5-го...

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного... Учет гендерных особенностей дошкольников... мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей.

Похожие статьи

Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике...

Гендерная социализация дошкольников. Авторы: Голубова Светлана Владимировна, Емельянова Любовь Федоровна.

В течение нескольких лет мы работаем над проблемой гендерной социализацией дошкольников через игровую деятельность.

Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной...

мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей. Педагогические условия развития гендерной идентичности... Особенности гендерной принадлежности в игровой...

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях

Работая над проблемой гендерной социализации дошкольников в условиях детского сада

1. Формировать гендерную идентичность у мальчиков и девочек посредством создания...

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

Обзорно описан гендерный подход в воспитании дошкольников в разных видах деятельности.

Учет гендерных особенностей дошкольников... мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного...

Педагогические условия развития гендерной идентичности...

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерное воспитание, полоролевая социализация, дошкольный возраст. В современном обществе происходят значительные изменения, которые накладывают отпечаток на формирование личности человека.

Учет гендерных особенностей дошкольников...

4. Учет воспитывающими взрослыми гендерных особенностей детей в педагогическом процессе.

О.Нагель «О гендерном образовании дошкольников», статьи в журнале «Детский сад от А до Я«№ 1 2006г. и другие.

Роль родителей в гендерной социализации ребенка.

Роль родителей в гендерной социализации ребенка

Родители по отношению к ребенку являются основными агентами гендерной социализации.

Оценивая семью как фактор гендерной социализации ребенка, отмечают следующие

С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества...

Особенности гендерной социализации детей-сирот...

Проведенное исследование было посвящено изучению особенностей гендерной идентичности воспитанниц детских домов и приемных замещающих семей. В задачи исследования входило изучение вербальных и невербальных полоролевых установок воспитанниц детских домов и...

Педагогические условия полоролевого воспитания детей 5-го...

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного... Учет гендерных особенностей дошкольников... мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей.

Задать вопрос