Армянские этнические танцы как способ сохранения культурного наследия армян | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (475) июль 2023 г.

Дата публикации: 16.07.2023

Статья просмотрена: 581 раз

Библиографическое описание:

Арзанян, М. В. Армянские этнические танцы как способ сохранения культурного наследия армян / М. В. Арзанян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104837/ (дата обращения: 16.11.2024).



«Танец выражает характерные черты каждой нации, особенно её нравы и степень цивилизации» — этими словами Комитас выражал феномен этнического танца.

Об армянских традициях и, в частности, о танцах, первым поведал древнегреческий писатель Плутарх. Он писал, что в I веке до нашей эры армяне первыми построили амфитеатр, где устраивали различные сценические представления с танцами. В то время танцоров разделяли по полу и возрасту, каждая из этих групп выступала отдельно. Всё зависело от праздника, обряда или предмета поклонения, которое демонстрировалось в представлении.

Традиционные (этнические) танцы — это один из методов восстановления и сохранения народных ценностей.

Армянские традиционные танцы — это характерная черта армянского народа. Возникшие еще в первобытном обществе, они сохранились до наших дней почти в первозданном виде.

Танец рождается вместе с народом. особенная культура каждого народа создаёт обрядовые танцы, величественные и аристократичные (княжеские танцы), которые исходят из национальных черт.

Этнические танцы отражают психологию, сущность, мировоззрение народа и его взгляды на жизнь.

Армяне пронесли свою культуру танцев сквозь многие века, сохранив свои движения, а также структурную и музыкальную характеристику, несмотря на разнообразные трудности, которые вставали на их пути.

«Сколько в Армении языковых диалектов, столько же и танцевальных. То есть вся идея и вся мысль вливается в корень слова, а, как мы видим, корни одинаковые» — очень точно подметил Гагик Гиносян — этнограф и художественный руководитель ансамбля армянских песен и плясок «Карин».

Исконные армянские танцы были сформированы и достигли своего расцвета еще в дохристианское время на территории Армянского Нагорья, когда армяне еще были язычниками и исповедовали многобожие.

Вообще, особенность этнических танцев связанна с географической зоной, обрядами и бытом.

Разновидностей армянских национальных танцев очень много. К примеру: шорор, ишханац пар (княжеских танец), лорке, тамзара, хет у арач, ростам бази (танец храбрецов), шавали (танец кумов), ярхрушта, карно кочари, папури и многие другие.

В более широком смысле их можно разделить на следующие категории:

a. Эпические (народные);

Это фольклорные танцы, который исполняются в своей естественной среде и имеют определённые традиционные движения для данной местности.

b. Ритуальные (языческие);

При помощи таких танцев люди старались показать определённые процессы и ритуалы. Через эти танцы они просили помощи от богов. А когда получали, так же через танец выражали свою благодарность.

Армяне относились к танцам очень серьёзно и осторожно. Поскольку танцы были посвящены богам, то любая ошибка в движениях могла рассердить богов.

Ритуальные танцы также отличались уникальной символикой своих движений. Изначально танцы были круговыми. Круг в свою очередь символизирует Бесконечность и вечность. Так же движения вправо означают жизнь, процветание, удачу, поэтому многие групповые круговые танцы двигаются с лева на право.

Существует также специальный вид танцев с хлопками. Хлопая, народ выражал радость и ликование, показывал силу своего удара, а топанье ногами или пяткой были направлены на борьбу с нечистыми силами, которые живут под землей.

c. Свадебные;

К ним относят: танец невесты на свадьбе, танец свекрови (как старшей женщины рода) при встрече молодоженов в доме жениха, танцы возле дома невесты и обмен подарками, круговой танец молодоженов с родителями и родственниками невесты перед выходом невесты из отчего дома (считалось, что так она прощается со своей девичьей жизнью и становится женой).

d. Военные;

Военный танец исполняли перед боем, он помогал пробудить боевой дух и настроить на победу над противниками.

Военные танцы исполняли не только военнослужащие, но и обычный народ, провожая солдат на войну, встречая их, отмечая победу или оплакивая поражение.

Пока мужчины сражались, женщины так же танцевали военные танцы и верили, что этим они “обеспечат” победу своих мужей и поддержат их боевой дух.

В военных танцах движения назад и вперёд символизируют отступление и атаку, ожидание и победу.

e. Обрядовые;

Обрядовыми называются те танцы, которые исполнялись в быту и были связаны с ежегодными праздниками, свадьбами, похоронами и другими церемониями.

f. Бытовые;

Танцы, движения которых имитируют поведение птиц и животных, показывают повседневный быт и рабочие будни армянского народа. Сюда же можно отнести танцы, связанные с охотой, собиранием урожая и обработкой шерсти.

g. Театральные;

Многие театрализованные танцевальные постановки передавали «историю» своей общины, своего племени или народа, былины и мифы о жизни различных предков-тотемов, героев, духов, идолов, отражая их облик и поступки. В них обычно играли во время жертвоприношений, чтобы научить молодежь «истории» своего племени.

Театрализованные танцевальные представления также были магическими действиями, призывающими к плодородию природы, росту флоры и фауны, успеху в работе, охоте, войне, рыболовстве.

Движения театрально-танцевальных представлений имитировали движения представленных реальных и фантастических персонажей и движения членов сообщества в той сфере деятельности, на которую нужно было «воздействовать — вызвать успех», например, работа, охота, рыбалка, боевые, соревновательные и другие движения.

В театрализованных народных танцевальных представлениях в зависимости от их смысла и содержания участвуют только девушки (или женщины, или совместно), только мужчины (только азапы, или только женатые, или совместно), только дети (одного или обоих полов), а также все сообщество вместе.

h. Мифические;

i. Лирические и многие другие.

По количественному составу:

a. Групповые (малая и большая группа);

В групповых танцах участвуют не более 8–12 человек. Обычно эти танцы считаются самими сложными в исполнении (из-за своих движений и ритма), чаще всего эти танцы исполняют только молодые танцоры. Чаще всего участники делятся на две группы, число пар в каждой группе не превышает 4–6.

b. Сольные;

Сольные танцы могут исполняться как мужчинами, так и женщинами, но в большинстве случаев сольные танцы- женские.

c. Дуэтные;

К ним можно отнести импровизационные танцы под быструю и умеренную музыку на различных мероприятиях и празднествах.

d. Коллективные;

В коллективных танцах число участников не ограниченно, в них может принять участие любой желающий. Однако, число участников находится в прямой зависимости от сложности танцевальных фигур и темпа танца. Так, если много прыжков, переходов и быстрый темп, то для правильного исполнения необходимо ограничить число участников (и танец уже становится групповым, а не коллективным). Если же танец медленный или умеренно-медленный, то количество участников не ограничивают.

Армянская культура всегда привлекала к себе внимание и была широко известна в разных уголках земного шара.

Армянский танец — это красота национального костюма, грация и плавность движений, свобода духа и невероятная энергетика танцоров.

Занятия армянскими этническими танцами обеспечивают полноценное знакомство с культурой и историей Армении, помогают развитию индивидуальных способностей человека, учат лучше чувствовать себя и окружающих, улучшать коммуникативные навыки.

Литература:

  1. С. Лисициан. Старинные пляски и театральные представления армянского народа. 1958 г.
  2. С. Штикян. Теоретик армянских танцев. 1995 г.
  3. Э. Петросян, Ж. Хачатрян. Армянских народный танец. 1980 г.
  4. Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.
  5. Хореографическое искусство. Справочник. — М.: Искусство. — 2005 г.
  6. Армянский национальный танец. — Текст: электронный // Armenian geographic: [сайт]. — URL: https://www.armgeo.am/ru/armenian-national-dance
  7. Степанян, К. Значение танцевального искусства в культуре Армении / К. Степанян. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temu-znachenie-tancevalnogo-iskusstva-v-kulture-armenii-6440127.html
Основные термины (генерируются автоматически): танец, движение, число участников, армянский народ, боевой дух, представление, танец были.


Похожие статьи

Этническая музыка как средство формирования гуманистических ценностей на уроках музыки

Танец как часть исторической культуры нации

Бурятская национальная одежда как способ укрепления национальной идентичности

Английский детский фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

Предпринимательство как механизм сельскохозяйственного развития Демократической Республики Конго

Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку

Технологические парки как институциональная форма обеспечения инновационного развития

Музыка как многофункциональный культурный регулятор психофизического состояния человека

Современные педагогические методы как многоаспектные явления в обучении английскому языку

Использование электронной коммерции в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Похожие статьи

Этническая музыка как средство формирования гуманистических ценностей на уроках музыки

Танец как часть исторической культуры нации

Бурятская национальная одежда как способ укрепления национальной идентичности

Английский детский фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

Предпринимательство как механизм сельскохозяйственного развития Демократической Республики Конго

Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку

Технологические парки как институциональная форма обеспечения инновационного развития

Музыка как многофункциональный культурный регулятор психофизического состояния человека

Современные педагогические методы как многоаспектные явления в обучении английскому языку

Использование электронной коммерции в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Задать вопрос