Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 07.07.2023

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Синько, Е. В. Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. В. Синько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104767/ (дата обращения: 03.05.2024).



Рост количества детей с различными речевыми нарушениями является проблемой современного мира. Нарушения звукопроизношения встречаются и у нормотипичных детей, и у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Изучение физиологии речи началось сравнительно недавно, в конце 19 века. Оно связано с такими именами, как Поль Брок и Карл Верник. Именно они выдвинули положение о том, что моторная речь берет свое начало в мозговом полушарии [2].

Ученые разделили весь речевой аппарат на центральный и периферический. Центральный речевой аппарат регулирует весь процесс, а периферический — исполняет. Безусловно, они взаимосвязаны. Разберем каждый подробнее [6].

Центральный речевой аппарат расположен в головном мозге, следовательно, он состоит из коры головного мозга, ядер ствола, проводящих путей, подкорковых узлов и непосредственно нервов, идущих к мышцам: артикуляторным, дыхательным и голосовым. Центральный речевой аппарат только регулирует процесс звукопроизношения, а исполнительной работой занимается периферический речевой аппарат.

Периферический речевой аппарат складывается из трех отделов: дыхательного, голосового и звукопроизводящего. Каждый отдел выполняет определенные функции и имеет определенное строение.

Многие ученые задумывались о том, как происходит возрастное развитие речи ребенка и взрослого. Так, Алексей Алексеевич Леонтьев выделил 4 этапа формирования речи [5]. Разберем каждый из них. Первый этап называется «Подготовительный», проходит он от начала жизни ребенка до наступления одного года. Самым первым проявлением голоса ребенка считается крик. Так, отсутствие крика может свидетельствовать о плохом физическом состоянии ребенка. В течение этого периода происходит становление всех базовых речевых механизмов. Первым из них является гуление, которое появляется в возрасте 2–3 месяцев. Такие ученые, как Н. И. Жинкин, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что в данный период дети могут произносить не только существующие звуки, но и те, которых нет в русском языке. Так, гуление является важным этапом в жизни ребенка. Ведь именно в это время происходит первоначальная тренировка артикуляционного аппарата.

При наступлении 5–7 месяцев гуление переходит в лепет. А. А. Леонтьев считал, что лепет является первым речевым проявлением. Именно поэтому лепет является одним из важнейших скачков в развитии ребенка. Характерной особенностью данного языкового явления является четкое оформление гласных и согласных звуков, а также предметная отнесенность. Например, видя бабушку, ребенок начинает говорить: «ба-ба».

Переломным моментом в подготовительном этапе считается возраст, который начинается с 11 месяцев. Здесь в речи ребенка начинают появляться первые простые слова. В этом возрасте дети стремительно осваивают новые слова за счет замещения словом целого класса объектов. Таким образом, первичное появление слов и рост их числа способствуют переходу ребенка на новый этап развития.

Второй этап называется «Преддошкольный». В этом возрасте происходят значительные изменения в умениях и навыках детей. В начале второго года у детей происходит прирост разговорного словаря посредством передачи, одним словом, нескольких лексических значений, а также за счет развития фонетической стороны языка. Здесь же дети учатся объединять слова в простые предложения, состоящие из двух-трех слов.

Третий этап является ведущим, ведь именно в этот период времени у ребенка складывается членораздельная речь. Данный этап называется «Дошкольный». Здесь происходят значительные изменения в речи, такие как бурное развитие словарного запаса, овладение грамматического строем языка, овладение навыком составления мини-рассказов и так далее. Также в этом возрасте происходит дифференциация гласных и согласных букв, твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

В дошкольный период происходит развитие речевой деятельности. Дети овладевают навыками ведения диалога и монолога, учат и рассказывают небольшие стихотворения, пересказывают сказки и мультфильмы, дают развернутые ответы на вопросы и тому подобное. Тем самым, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка уже полностью сформирована речь.

Последний период является «Школьным», протекает целых 10–11 лет, с 7 лет и до совершеннолетия. В связи с тем, что данный этап является заключительным, учащиеся досконально изучают школьную терминологию, учатся вести учебные монологи и диалоги, овладевают навыком правильного оформления своей речи.

Рассмотрев развитие речи у нормотипичных детей, изучим те нарушения речи, встречающиеся у детей с ЗПР.

Речь у детей с ЗПР отстает от возрастных норм: в раннем детстве наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), а на поздних этапах проявляется отставание в овладении речью. При ЗРР первые слова появляются у детей в возрасте 2–3 лет, а первые фразы появляются только к 4 годам.

Елена Валерьевна Мальцева в своей книге «Особенности нарушения речи у детей с ЗПР» выделяет три группы детей с ЗПР [4]:

  1. Дети с изолированным фонетическим дефектом. В данной группе у детей недоразвита речевая моторика и имеется несохранность артикуляторного аппарата. Дети произносят неправильно только одну группу звуков.
  2. Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Такие дети заменяют фонетически близкие звуки, что связанно с нарушением слуховой дифференциацией звуков. Неправильное звукопроизношение охватывает несколько групп.
  3. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей помимо фонетико-фонематических нарушений присутствуют нарушения в развитии лексико-грамматического строя.

Таким образом, речь у детей ЗПР характеризуется следующими особенностями: неправильное произношение тех или иных звуков, их замена, искажения и пропуски; скудность словарного запаса; трудности с формулировкой предложений и правильным построением грамматических структур; проблемы с пересказом изложенного и так далее.

Из вышеперечисленного, следует сделать вывод, что развитие речи у ребенка с ЗПР чрезвычайно важно. Ведь развитие речи позволяет детям устанавливать связь с окружающим миром и другими людьми, помогает участвовать в социальных взаимодействиях. Улучшение речевых навыков позволяет детям лучше понимать прочитанное и услышанное, развивать навыки чтения и письма. Развитие речи является неотъемлемой частью интегративного подхода к воспитанию и обучению детей с ЗПР. Это помогает им преодолеть свои трудности и активно участвовать в жизни общества.

Для помощи развитию речи у детей с ЗПР важно применять индивидуальный подход, учитывая их специфические потребности и возможности. Помощниками логопедов и дефектологов могут стать: речевые тренировки, логопедическая поддержка, адаптированные дидактические игры и упражнения. О последних поговорим более подробно.

По мнению А. К. Бондаренко, под дидактической игрой понимается сложное, многоплановое явление, которое является игровым методом обучения, а также формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью [1].

Запорожец А. В., оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал, что необходимо добиваться того, чтобы игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей [3].

Вопросом реализации дидактических игр и упражнений в процессе обучения интересовалось много ученых: М. Монтессори, Е. И. Тихеева, С. А. Козлова, А. К. Бондаренко и другие.

Для комплексного развития речи у детей ЗПР необходимо развивать фонетико-фонематические умения и лексико-грамматическую сторону языка.

Чтобы развивать у детей способность к составлению предложений и составлению маленьких рассказов, можно использовать такие дидактические игры как:

— «Закончи предложение», где целью является научить детей дополнять предложения словами противоположными по смыслу;

— «Придумай предложение», где стоит цель развить речевую активность ребенка и быстроту его мышления;

— «Где начало рассказа?», где целью является научить правильно передавать логическую и временную последовательность рассказа с помощью серийных картинок;

— «Найди картинке место», где ребенку необходимо верно составить последовательность всех действий и в дальнейшем рассказать;

Для развития словарного запаса детей можно использовать такие диадические игры как:

«Скажи одним словом», где целью является научить ребенка определять и называть общее слово;

«Лишнее слово», где цель упражнения развить слуховое внимание детей, обогатить словарь и уточнить значение слова;

«Чудесный мешочек», где ребенок без зрительного контакта определяет предмет, а также описывает его свойства;

«Чего не стало?», где развивается зрительное внимание и обогащается словарь;

«Угадай по описанию», где развивается логическое мышление, представление о предметах и увеличивается словарь слов;

Подводя итог, можно сказать, что дидактические игры являются эффективным средством развития речи у детей с задержкой психического развития. Они представляют собой игровую форму обучения, где в процессе игры дети активно участвуют, взаимодействуют с окружающей средой и получают новые знания и умения.

Важно помнить, что дидактические игры должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям и способностям каждого ребенка с ЗПР. Игры должны быть интересными, разнообразными и позволять детям активно участвовать, коммуницировать и развивать психические функции.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада. — М., 1991.
  2. Богомильская, М.Р., Орлова, О. С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Товарищество научных издательств, 2008. — 339 с.
  3. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. — Минск, 2007. — 144 с.
  4. Мальцева Е. В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990, № 6
  5. Токарева, О. А. Функциональные дислалии // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 104 с.
  6. Филачева, Т.Б., Челева, Н.А., Чиркина, Г. В. Основы логопедии. — М.: «Просвещение», 1989. — 215 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи, игра, слово, центральный речевой аппарат, головной мозг, дидактическая игра, дошкольный период, периферический речевой аппарат, психическое развитие.


Похожие статьи

Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте

 Ключевые слова: ребенок, речевое развитие, артикуляционный аппарат.

Процесс речи ребенка разделяют на три периода. Первый— подготовительный.

Перед тем, как заговорить, малыш должен развить мышцы речевого аппарата.

Всякая задержка в развитии речи исключает ребёнка из игр, делает его жизнь более бедной.

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых...

Ключевые слова: дети младшего дошкольного возраста, речевое развитие, нарушения речи

Недостатки развития отражаются на состоянии интеллекта, моторики, речи.

Не менее важно и такое направление, как моторное развитие ребенка.

развитие речевого дыхания. ( Упражнение «Кулак-палец»: во время выполнения упражнения ребенок стоит или сидит.

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

...это основной вид деятельности дошкольного периода, который благоприятно воздействует на психическое и личностное развитие младшего дошкольника. Наиболее оптимальной формой обучения для ребенка дошкольного возраста является дидактическая игра.

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

Тема раннего развития, и особенно проблемы развития речи очень актуальны.

Именно в этот период идет активное становление речевой функции. [3,с.22].

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Два ребенка научились вслушиваться в речь, у них появились первые слова.

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем...

 У детей в дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование и развитие психических и

Центры мозга, отвечающие за движения пальцев, находятся рядом с речевыми центрами. Поэтому при активном развитии моторики у ребенка развивается речь.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Формирование контроля за звукопроизношением у старших...

 Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

‒ когда звуки дружат, образуется слово; ‒ один звук может изменить значение слова

Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи.- М.: Просвещение.- 1970.- С.53. Карпова СП.

Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционный аппарат, ребенок, артикуляционная...

Дидактическая игра как средство развития речевой...

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка.

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс...

2. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет.

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития... игра, дидактическая игра

ребенок, занятие, игра, развитие речи, группа, уголок природы, моя работа, задание логопеда...

Развитие речи у детей раннего возраста | Статья в журнале...

Ребёнок с хорошей речью может свободно пригласить другого ребёнка в игру, объяснить ему правила, придумать интересный сюжет. [3,с.184] Задача воспитателя в области развития речи детей — помочь им в освоении разговорной речи.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Похожие статьи

Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте

 Ключевые слова: ребенок, речевое развитие, артикуляционный аппарат.

Процесс речи ребенка разделяют на три периода. Первый— подготовительный.

Перед тем, как заговорить, малыш должен развить мышцы речевого аппарата.

Всякая задержка в развитии речи исключает ребёнка из игр, делает его жизнь более бедной.

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых...

Ключевые слова: дети младшего дошкольного возраста, речевое развитие, нарушения речи

Недостатки развития отражаются на состоянии интеллекта, моторики, речи.

Не менее важно и такое направление, как моторное развитие ребенка.

развитие речевого дыхания. ( Упражнение «Кулак-палец»: во время выполнения упражнения ребенок стоит или сидит.

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

...это основной вид деятельности дошкольного периода, который благоприятно воздействует на психическое и личностное развитие младшего дошкольника. Наиболее оптимальной формой обучения для ребенка дошкольного возраста является дидактическая игра.

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

Тема раннего развития, и особенно проблемы развития речи очень актуальны.

Именно в этот период идет активное становление речевой функции. [3,с.22].

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Два ребенка научились вслушиваться в речь, у них появились первые слова.

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем...

 У детей в дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование и развитие психических и

Центры мозга, отвечающие за движения пальцев, находятся рядом с речевыми центрами. Поэтому при активном развитии моторики у ребенка развивается речь.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Формирование контроля за звукопроизношением у старших...

 Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

‒ когда звуки дружат, образуется слово; ‒ один звук может изменить значение слова

Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи.- М.: Просвещение.- 1970.- С.53. Карпова СП.

Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционный аппарат, ребенок, артикуляционная...

Дидактическая игра как средство развития речевой...

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка.

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс...

2. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет.

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития... игра, дидактическая игра

ребенок, занятие, игра, развитие речи, группа, уголок природы, моя работа, задание логопеда...

Развитие речи у детей раннего возраста | Статья в журнале...

Ребёнок с хорошей речью может свободно пригласить другого ребёнка в игру, объяснить ему правила, придумать интересный сюжет. [3,с.184] Задача воспитателя в области развития речи детей — помочь им в освоении разговорной речи.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для...

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Задать вопрос