Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Нарышева, О. В. Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста / О. В. Нарышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86966/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье рассматриваются причины речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста и возможности использования нейропсихологического подхода в их профилактике.

Ключевые слова: дети младшего дошкольного возраста, речевое развитие, нарушения речи, нейропсихологический подход, связь речевого и моторного развития, профилактика речевых нарушений.

В работе О. Г. Приходько отмечается, что сегодня до 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми; свыше 86 % имеют перинатальную патологию центральной нервной системы [6, с.113]. Недостатки развития отражаются на состоянии интеллекта, моторики, речи. При кажущемся повышении общей осведомлённости об окружающем мире у детей раннего и младшего дошкольного возраста наблюдается снижение уровня их речевого развития. Это проявляется в общей задержке речевого развития, в недостаточном объеме лексико-грамматической стороны и связной речи, вариативных нарушениях звукопроизношения, несоответствии фонематических процессов (слуха и восприятия) возрастной норме [6, с.141].

Анализ литературы позволяет выделить основные причины возникновения речевых нарушений у детей :

– ухудшение экологической обстановки;

– увеличение числа патологий беременности;

– увеличение количества родовых травм;

– ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

различные социальные причины [6, с. 133].

Если на первые 4 причины в организациях дошкольного образования педагоги не могут существенно повлиять в плане профилактики речевых нарушений, то на последнюю необходимо обращать внимание. Социальными причинами возникновения у детей дефектов речи в теории ученые чаще всего называют неправильное речевое окружение и воспитание: отсутствие речевых образцов и неиспользование средств вызывания речевой активности ребенка с момента рождения, поддержание недостатков детской речи, игнорирование речевого детского негативизма и др. Ребенок ставится в условия, при которых он не в состоянии усвоить артикуляционные уклады звуков слышимой речи, воспринять языковую норму родного языка. У него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков, слов, фраз, что, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения, недоразвитию системы языка [6, с. 162].

В связи с этим ряд авторов актуализирует необходимость коррекционно-логопедической работы по профилактике речевых нарушений у детей до постановки речевого диагноза, поскольку легче предупредить нарушения речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста, чем их исправлять на следующих этапах развития.

В различных словарях термин «профилактика» трактуется по-разному. Так, например в педагогическом словаре В. И. Загвязинского «это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении» [3, с. 43]. В рамках темы исследования, профилактика речевых нарушений заключается в использовании комплекса мероприятий, включающего в себя лечебные, педагогические и социальные воздействия, т. е. она должна быть тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений развития, составляющих базу для пассивной и активной сторон речи. В профилактической работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста должны относиться такие направления работы, как активизация психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), развитие фонематического слуха, расширение словаря, формирование грамматического строя и диалогической связной речи. Не менее важно и такое направление, как моторное развитие ребенка. Любое нарушение в речевом и двигательном развитии может сказаться на состоянии общей деятельности и поведении ребенка в целом.

На связь мелкой моторики с развитием областей головного мозга, отвечающим за формирование сложнейших высших психических функций, указывали такие учёные, как В. М. Бехтерев М. М. Кольцова, Л. В. Фомина.

По мнению Т. Г. Визель, с точки зрения нейропсихологии «речевые нарушения можно объяснить следующим образом: основным условием приобретения речи является связь области внешних стимулов (звуков, зрительных образов) с областью, которая перерабатывает их в речь (области речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники — белые волокна. Если система (центры, проводящие пути и анализаторы) функционирует правильно, то речевые навыки формируются в соответствии с возрастом. В зависимости от степени повреждения всех компонентов или некоторых из них речь ребенком не приобретается или приобретается частично. Нарушения компонентов системы приводят к тому, что у детей не формируются необходимые кинестезии, правильное восприятие речи, вследствие чего спонтанно не совершенствуется и произносительная сторона языка». [2, с.148].

В теории доказано, что развитие центральной нервной системы стимулируют движения пальцев рук, а это в свою очередь ведет к активизации речи. Поэтому, речь представляет собой сложную совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных участков головного мозга. «Особое значение в организации речевого процесса имеет тактильно-кинестетический и двигательный анализатор. Значение манипулятивной деятельности для стимуляции речевого развития обусловливают необходимость работы над произношением и одновременным развитием функциональных возможностей кистей рук». [2, с. 157].

В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: зрительный, слуховой, речедвигательный анализаторы, а также тактильно-кинестетический, или по-другому его называют кожно-двигательным. Для речи важны все анализаторы.

По данным А. Р. Лурии, «сенсомоторный компонент речевой функциональной системы осуществляет передачу речевых сообщений; при его поражении нарушается воспринимающий и двигательный механизм речи» [5, с. 91].

Иннервация корковых зон речевого аппарата анатомически близка с иннервацией мышц рук, особенно кисти и большого пальца. Необходимо одновременное развитие и профилактика нарушений моторных функций артикуляционного аппарата и кистей и пальцев рук. Важна стимуляция кожно-двигательного анализатора, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развивать навыки самоконтроля. При этом необходима опора на зрительный и слуховой анализаторы.

Следовательно, работа по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста может и должна осуществляться нейропсихологическим подходом, базирующемся на теории развития высших психических функций Л. С. Выготского, теории системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурии и теории нейропсихологической реабилитации Л. С. Цветковой. Он предполагает построение профилактической работы с ребёнком с учетом его индивидуально-типологических особенностей: состояния высших психических функций, выделение сильных и слабых сторон, компонентов развития высших психических функций. Данный подход позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения, оказать помощь в формировании базовых функций для дальнейшего речевого развития ребенка. Проводить профилактическую работу с детьми более продуктивно позволяет активизация межполушарных взаимодействий. Несмотря на то, что функции между полушариями мозга разделены, полноценное развитие психических процессов и речи происходит только при их взаимосвязанной работе.

Межполушарное взаимодействие — это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Именно поэтому в работу по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста необходимо включать игры на формирование межполушарных взаимодействий, которые помогали бы ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. По мнению ученых, использование нейропсихологического подхода с применением различных игр и упражнений, формирующих межполушарные связи , можно вернуть детей на предыдущие этапы онтогенеза и проработать слабые функции, которые в дальнейшем помогут выстроить правильную работу всей ЦНС.

И. П. Павлов отмечал: «ничто не остается неподвижным, неподатливым. И всё всегда может быть достигнуто, измениться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» [3, с 57]. Создание именно таких условий и считается основной задачей логопедического воздействия.

Нейропсихологический подход может быть включен в такие направления работы с детьми младшего дошкольного возраста, как:

устранение нарушений звукопроизношения; ( Упражнение «Толстяк»: ребёнок держит кисти рук ладонями вниз. На счёт раз щёки надуваются, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки, на счёт два — щёки одновременно сдуваются (следим, чтобы щёки не втягивались).

формирование фонематического слуха; ( упражнение «Похлопаем»: Педагог произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему .)

развитие артикуляционной моторики; ( Упражнение «Колечко» : поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Выполняется в прямом и обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками с проговариванием чистоговорок, коротких стихотворений.)

развитие мелкой моторики ( «Крестики »: перекрещиваются указательный и средний пальцы, затем средний и безымянный, безымянный и мизинец поочередно сначала на одной руке, затем на другой и, наконец, на обеих руках.)

развитие речевого дыхания. ( Упражнение «Кулак-палец»: во время выполнения упражнения ребенок стоит или сидит. Во время команды педагога «вдох» ребенок делает вдох через нос (при этом рот закрыт), одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. На команду «выдох», ребенок делает выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание медленное и глубокое. Во время выполнения упражнения, двигаются только кисти рук).

Важно отметить, что применение нейропсихологического подхода в работе с детьми младшего дошкольного возраста играет огромную роль в профилактике речевых нарушений.

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина. — Санкт-Петербург: Питер, 2008.
  2. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика / Т. Г. Визель. -Москва: АСТ, 2019.
  3. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф., Строкова Т. А., Педагогический словарь. 2008.
  4. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка / М. М. Кольцова — Москва: Просвещение, 2012.
  5. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека. 3-е изд. — М.: Академический проект, 2000.
  6. Правдина О. В. Логопедия. — М.: Логос, 2005
  7. Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения / И. И. Праведникова. — Москва: АЙРИС- пресс, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, ребенок, нейропсихологический подход, нарушение, речевое развитие, палец рук, профилактическая работа, функция, головной мозг, мелкая моторика.


Задать вопрос