Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников / Е. С. Кладова, Л. М. Мурашкина, Е. В. Конради [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51706/ (дата обращения: 19.04.2024).



К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Ребенок уже с первых дней жизни старается овладеть наиважнейшей способностью человечества — речью. Дело в том, что этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых — обучении. Обучение пониманию первых слов проводится во время игры детей со взрослыми. Ничто так не привлекает внимание ребенка, как игрушка. Играя, по-разному используя игрушки, он знакомится с их свойствами, рассматривает, производит разнообразные действия: размахивает, стучит, вкладывает одну в другую, ставит одну на другую, катит и т. п. Если взрослый при этом будет умело называть и игрушки, и действия, производимые ребенком, то у него сравнительно быстро образуется условная связь между этими звуками и соответствующими зрительными и двигательными раздражениями; слово приобретает для него сигнальное значение. Через некоторое время, после многих показов и одновременного называния, после того как ребенок несколько раз услышит название этого предмета или действия, в то самое время, когда он сам его проделывает, он свяжет слово с этим действием и при названии действия будет его воспроизводить. Обучая, пониманию слов, обозначающих действия («покажи», «постучи», «брось», «сделай ладушки» и др.), следует называть их в тот момент, когда эти действия производятся ребенком или взрослым. Называя нужное слово, можно взять ручку ребенка и выполнить ею соответствующее действие. Однако этим приемом пользоваться надо умеренно и осторожно: не следует применять его тогда, когда ребенок может сам произвести знакомое действие по примеру взрослого.

Когда ребенок показывает названный предмет или подает его по просьбе взрослого, он не ограничивается поворотом головы или взглядом, устремленным на него, а проделывает целый ряд движений: разыскивает предмет среди нескольких других, протягивает к нему руку, берет его, ощупывает, т. е. в восприятии ребенка участвуют разные физиологические механизмы, и условная реакция на этот предмет (в данном случае понимание слова) будет более стойкой. В результате того, что ребенок активно действует, он больше заинтересован. Обучение превращается в интересную, но познавательную игру, через которую ребенок познает окружающий его мир.

С развитием речи развивается и память детей. Когда ребенок начинает понимать речь взрослого, воспоминание вызывается не только при повторении обстановки, но и словесным напоминанием.

Если ребенок уже заговорил, то мы можем упражнять его в речи, побуждать к высказыванию, вызывая его в речи, побуждать ребенка к высказыванию, вызывая у него воспоминания о том, что он видел, например, на прогулке или во время занятия. Чтобы то ценное, что ребенок увидел, усвоил, не забывалось, мы должны напоминать ему об этом, но не обязательно снова это показывать, надо, чтобы он привыкал понимать речь, не подкрепленную показом. Постепенно надо учить понимать рассказ взрослого без иллюстраций и подкрепления показом. Сначала надо рассказывать ребенку, что находится в его окружении, и только потом усложнять. Постепенно, с расширением круга представлений детей и развитием их речи, все большее значение приобретает смысл рассказываемого. Дети воссоздают его в своем воображении и все меньше нуждаются в одновременном показе того, о чем рассказывается. [6, с. 103]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развитие речи у младших дошкольников — это сложный, непрерывный процесс, который не может происходить сам собой, только благодаря природным возможностям организма, то есть нормальному созреванию высшей нервной деятельности, что является необходимым условием полноценного развития ребенка. Но как ранее было отмечено, что без дополнительного воздействия со стороны взрослых ребенок не может получить полноценного развития, несмотря на природных задатки. [6, с. 11]

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия будут созданы ему взрослыми. Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе лишь условно. Но одной из основных задач дошкольного образования является формирование правильной речи. Речевая деятельность не может быть без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Речевое развитиевключает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Согласно приказу № 2151 Министерства науки и образования Российской Федерации от 20.07.2011 года утверждены Федеральные Государственные Требования к условиям реализации Основной Общеобразовательной Программы дошкольного образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:

‒ обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

‒ высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

‒ гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

‒ комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам. [7]

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Ещё Н. К. Крупская придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности детей: «Игра для них — труд, игра для них — учеба, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». [4, с.158]. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская отмечала, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. [4, с. 153]

В системе непрерывного воспитания и обучения детей второй группы раннего дошкольного возраста одно из главных мест занимает игра — это основной вид деятельности дошкольного периода, который благоприятно воздействует на психическое и личностное развитие младшего дошкольника.

Наиболее оптимальной формой обучения для ребенка дошкольного возраста является дидактическая игра. Именно в игре ребенок формирует такие умения, как:

различение формы предмета (круг, овал, квадрат, треугольник и т. д.); величины (большой или маленький); цвета предмета (красный, синий, желтый, синий, зеленый и т. д.); свойство предмета (твердый или мягкий, пушистый или гладкий). Играя с различными предметами, ребенок изучает его и овладевает разнообразными новыми движениями, действиями.

Дидактическую игру можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Поэтому дидактические игры можно условно классифицировать: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.

Рис. 1. Классификация дидактических игр

Именно в игре ребенок формирует такие умения, как:

различение формы предмета (круг, овал, квадрат, треугольник и т. д.); величины (большой или маленький); цвета предмета (красный, синий, желтый, синий, зеленый и т. д.); свойство предмета (твердый или мягкий, пушистый или гладкий). Играя с различными предметами, ребенок изучает его и овладевает разнообразными новыми движениями, действиями.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей. Такие игры как:

‒ «Умные машины»;

‒ «Кто быстрее наденет на артиста его национальный костюм?»;

‒ «Молочная ферма»;

‒ «Кому что нужно для работы»;

‒ «Кто построил этот дом?»;

‒ «От зернышка до булочки»

Эти игры не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание перевоплотиться в строителей, доярок, пекарей, артистов и т. д. также эти игры направлены на усвоение, уточнение и закрепление знаний об окружающей жизни. Но для того чтобы эти игры действительно увлекали детей, взрослым необходимо стать частью, то есть непосредственным участником этой игры. Тем самым, взрослый своими действиями устанавливает психолого-педагогические контакт с детьми, вовлекая их в совместную деятельность, что является важным моментом на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. Взрослый в таких играх является участником и организатором, а это очень значимая отличительная особенность дидактической игры. [2, с.98]

Игра является не только благоприятным условием для речевых проявлений детей дошкольного возраста, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить предложение, изменить слово, составить рассказ).

Таким образом, дидактические игры являются наиболее эффективным средством для полноценного развития ребенка младшего дошкольного возраста. Благодаря, различным дидактическим играм у детей развивается речь: обогащается и активизируется словарный запас, формируется звукопроизношение, совершенствуется связная речь, ребенок старается выражать свои мысли с помощью речи.

Литература:

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие./ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2008. — 400 с.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов. — 2 — е изд., дораб./ А. К. Бондаренко. — М., Просвещение, 2001. — 153 с.
  3. Ильяшенко, М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно-методическое пособие. / М. В. Ильяшенко, О. С. Ушакова. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. — 140 с.
  4. Крупская, Н. К. Роль игры в детском саду. В сб.: «О дошкольном воспитании»./ Н. К. Крупская. — М., 2005. — 158 с.
  5. Лисина, М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. — М.: Педагогика; 2007. — 208 с.
  6. Петрова, В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. — 3-е издание./ В. А. Петрова. — М., Просвещение, 1970. — 136 с.
  7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, взрослый, действие, дошкольное образование, детская литература, закрепление знаний, полноценное развитие ребенка.


Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, взрослый, действие, конкурс красоты, роль, детский сад. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Дидактическая игра как средство формирования...

дидактическая игра, ребенок, старший дошкольный возраст, игра, сверстник, умение, навык, совместная деятельность, дошкольный возраст, возрастной период.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь, окружающая действительность, развитие, речевое развитие, умение.

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего...

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

Дидактическая игра по речевому развитию «Животные». Цель игры: Закрепление знаний детей о домашних и диких животных. Развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, правило игры, программный материал, действие, дидактический материал, дидактическая задача, игровая деятельность.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность. Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников.

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, взрослый, действие, конкурс красоты, роль, детский сад. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Дидактическая игра как средство формирования...

дидактическая игра, ребенок, старший дошкольный возраст, игра, сверстник, умение, навык, совместная деятельность, дошкольный возраст, возрастной период.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь, окружающая действительность, развитие, речевое развитие, умение.

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего...

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством...

Дидактическая игра по речевому развитию «Животные». Цель игры: Закрепление знаний детей о домашних и диких животных. Развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, правило игры, программный материал, действие, дидактический материал, дидактическая задача, игровая деятельность.

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность. Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников.

Задать вопрос